Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Легитимна ли доверенность в электронном виде?


Рекомендуемые сообщения

Добрый день! Некоторые операторы ЭДО предлагают выписывать доверенность в электронной форме, руководствуясь Законом "Об электронном документе и ЭЦП". На первый взгляд, это удобно. Однако, Методические рекомендации о порядке выдачи доверенности на ТМЦ и отпуска их по доверенности регламентируют обращение исключительно доверенностей, выписанных на бумаге, с наличием печати компании, подписей уполномоченных лиц. Что делать поставщику? Принимать от клиентов доверенность на бумаге с соблюдением правил заполнения или в электронной форме, выгруженной с 1С, без печатей и подписи доверенного лица? И будет ли приниматься такая электронная доверенность налоговыми и судебными органами?

Изменено пользователем DPlast
опечатка
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А можно ссылку на этот интересный документ: 

5 часов назад, DPlast сказал:

Методические рекомендации о порядке выдачи доверенности на ТМЦ и отпуска их по доверенности 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Ирина Локтионова сказал:

А можно ссылку на этот интересный документ: 

 

Наверно https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010045

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ого какой древний документ! Вполне естественно, что в нем идет речь только о "письменном уполномочии", да еще и обязательно печать, тогда как сейчас и для юридических лиц печать не обязательна. К тому же и форма доверенности сейчас утверждена совсем другим документом (Приказ МФ РК от 20 декабря 2012 года № 562.)

Первой мыслью было: "а действующий ли это документ" - и не зря. Оказывается не только у меня такой вопрос возник. В документе по ссылке из предыдущего поста в самом начале есть ссылка на письмо  МФ РК от 17 августа 2016 года № ДМБУА-1-ФЛ-К-538-11956, в котором говорится:

Цитата

Методические рекомендации «О порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуска их по доверенности» были утверждены приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 6 марта 1998 года № 46 в реализацию Стандарта бухгалтерского учета 7 «Учет товарно-материальных запасов», утвержденного постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13 ноября 1996 года № 3, в свою очередь который, утратил силу приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 217 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 2».

Тут логично было сделать вывод, что поскольку СБУ № 7 утратил силу, то и Методические рекомендации автоматически перестают действовать.
Но МФ РК по своей давней привычке уходить от прямых ответов четкий вывод не делает, но в то же время продолжает:

Цитата

Согласно пункту 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241, для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, форма которой утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов».

То есть, несмотря на то, что Методические рекомендации официально не отменены, МФ РК предлагает нам не обращать на это внимание и использовать другую форму, утвержденную более поздним НПА.
Если так, то наверное можно не обращать внимание и на другие требования этих рекомендаций и применять более поздние? Тем более, что согласно ст.10 Закона о правовых актах в иерархии НПА закон выше приказа. А в ст.7 Закона об электронном документообороте и ЭЦП говорится:

Цитата

 1. Электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.

И далее в ст.10 этого же закона:

Цитата

 1. Электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия при выполнении следующих условий:

....

Но тут возникает другой вопрос: доверенность должна быть не только подписана руководителем, но и удостоверена печатью. Работать с печатью или без печати, сейчас юридическое лицо принимает решение самостоятельно. Если организация работает с печатью, то  даже подписанный ЭЦП документ требует еще и печать?
Вот тут интересный момент. Хотя в Законе об ЭДО и ЭЦП ничего не говорится о печати, но по умолчанию как бы предполагается, что для электронных документов при подписании их ЭЦП печать не требуется. Это логично, потому что на электронный документ поставить печать просто невозможно.

И есть еще один аспект применения электронных документов. Если вы захотите выписывать доверенности в электронном виде, надо чтобы продавцы были согласны их применять. А обязаловки (как, например, в отношении ЭСФ) в этом вопросе нет, должно быть только обоюдное согласие.

Хотелось бы услышать и мнение юристов по этому поводу.

 

Изменено пользователем Ирина Локтионова
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

+1 к вопросу.

Нарвались на следующее:

Работали, значит, с контрагентом лет пять -  горя не знали. Распечатывали доверку, шмякали печать, сканировали и скидывали на почту контрагенту. Тот их скачивал и сохранял у себя на компе. Оригиналы никому нужны не были и мы их выбрасывали. Но вот решил Заказчик провести добровольный аудит своей компании и понеслось. Аудиторы нагнали жути на Заказчика, что тот потребовал восстановить ему все доверенности в бумажном виде за весь период. Повозиться конечно пришлось, но требования Заказчика выполнили. Все-таки спорить с человеком, на которым ты зарабатываешь деньги не всегда правильно. А вот с аудиторами я бы поспорил, но на них выхода не оказалось.

Скан документа и электронная доверенность конечно не одно и тоже, но мне все преподнесли в таком виде, что "только бумажный вариант, без исключений".

Хотя в Предпринимательском Кодексе в ст.10 запрещается требовать печать только для гос. структур и финансовых организаций. Про документооборот с печатями между субъектами предпринимательства ни слова нет. 

В ГК ст. 33 убрали требование к юр. лицам, субъектам частного предпринимательства иметь печать.

Однако в том же ГК в ст.152 п.2 мы видим "Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников. " Т.е. если одна из сторон потребует использовать только бумажный носитель, то вторая вынуждена подчиниться.

В таком случае как воспринимать доверенность - как часть сделки или все же независимый документ? 

Если следовать тому же ГК, то в ст.167 п.6 " Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать." А субъект частного предпринимательства как мы поняли НЕ ДОЛЖЕН иметь печать.

В итоге получается такая связка нормативов - (Закон об ЭД и ЭЦП) + (ст. 167 ГК) = печать не нужна и подписывать доверенности ЭЦП - законно и правомочно. 

Но если вторая сторона потребует вести бумажную версию с печатью, то можно просто в предпринимательстве не дойти до этого момента. Субъект предпринимательства просто не сможет заключить сделку с контрагентом, который выставляет требование иметь печать.

По сему делаю выводы, что печать "убрали" только для взаимоотношений государство - предприниматель и БВУ - предприниматель, оставив все же мокрую печать в обиходе между субъектами предпринимательства. В итоге контрагенты между собой могут отказаться использовать электронную доверенность и их не заставить. Но

7 часов назад, DPlast сказал:

 будет ли приниматься такая электронная доверенность налоговыми и судебными органами?

такая доверенность будет ими приниматься и считаться легитимной. 

Получается, что вы как сапёр - ошибетесь только один раз. Вы можете выписать электронную доверенность и в суде доказать, что она легитимна, но после этого контрагент перестанет с вами работать).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, Ирина Локтионова сказал:

Хотелось бы услышать и мнение юристов по этому поводу.

с юридической точки зрения получается такая картина:

1. Доверенность - это сделка, но не простая, а односторонняя, что отличает ее от самой распространенной сделки - договора, для совершения которой требуется волеизъявление двух и более лиц, для доверенности же достаточно воли одной стороны - Доверителя.

2. Так как доверенность, это сделка, на нее распространяется положения ГК РК о сделках, соответственно положение пункта 1 статьи 167 ГК РК о письменной форме доверенности следует понимать через призму пункта 2 статьи 152 ГК РК, которая допускает свершение сделки (доверенности) посредством ЭЦП (есть ограничение по части закона, но тут есть закон об ЭЦП и там запрета нет, но нужно понимать, что о

23 часа назад, DPlast сказал:

Что делать поставщику?

ответ категорически прост, доверенность, эта односторонняя сделка, соответственно, на нее распространяются соответствующие положения ГК РК, в которых, помимо прочего есть пункт 2 статьи 152 ГК РК, согласно которому, при наличии несогласия одной из сторон на совершения сделки посредством ЭЦП, ЭЦП не применимо, соответственно, если вы против, то письменно уведомите об этом, и сошлитесь на данный пункт и все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

Благодарю всех ответивших на мой вопрос, не знаю где я была этот год, что не поблагодарила вас ранее.

Спустя время могу сказать, что да, мы подписываем ЭЦП компании доверенность, и отправляем контрагенту, и принимаем от своих клиентов электронную версию без печати, с их устного согласия, однако, меня теперь мучает другой вопрос: а где и как ставить подпись получателю, т.е. доверенному лицу? в той же системе ЭДО не предусмотрена отправка до подписания руководителем доверенному лицу. Чувствую, давно пора написать письмо в налоговую обо всем этом

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

30 минут назад, DPlast сказал:

Благодарю всех ответивших на мой вопрос, не знаю где я была этот год, что не поблагодарила вас ранее.

Спустя время могу сказать, что да, мы подписываем ЭЦП компании доверенность, и отправляем контрагенту, и принимаем от своих клиентов электронную версию без печати, с их устного согласия, однако, меня теперь мучает другой вопрос: а где и как ставить подпись получателю, т.е. доверенному лицу? в той же системе ЭДО не предусмотрена отправка до подписания руководителем доверенному лицу. Чувствую, давно пора написать письмо в налоговую обо всем этом

доверенное лицо может только подписывать физически, никаких электронных подписей 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования