Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

ответственность недропользователей


Гость 99%

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги, ситуация следующая.

Недропользователь заключил договор на производство геофизических исследований с подрядчиком. При этом конкурс им не проводился. Однако, в соответствии с УП "О недрах и недропользовании":

Статья 63. Обязанности Недропользователя.

 1. Недропользователь обязан:

   8) обязательно привлекать казахстанские предприятия и организации для выполнения работ и услуг при проведении операций по недропользованию, включая использование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги соответствуют стандартам и другим требованиям с проведением конкурса на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан

И есть соответствующее Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2002 года N 612 "Об утверждении Правил приобретения товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций", в соответствии с которым недропользователь обязан проводиь конкурсы на выполнение работ при проведении нефтяных операций. Кроме того, согласно п. 96 данного ПП участники процесса приобретения товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций за нарушение настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Так какую именно ответственность понесёт недропользователь за закуп работ без проведения конкурса в соответствии с законодательством РК? Будет ли закуп работ без проведения конкурса являться нарушением правил проведения операций по недропользованию?

Спасибо за ответы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемая Эвита,

к сожалению, прямо на Ваш вопрос ответить не смогу. Но если рассматривать вопрос в разрезе возможности признания такой сделки недействительной, то могу поделиться своими соображениями по схожей ситуации.

Как-то для себя попытались ответить на вопрос - можно ли признать недействительной сделку по результатам государственных закупок, если был нарушен порядок заключения такой сделки? Пришли к такому выводу:

Признание сделок недействительными регулируется ГК ст. 157. Она гласит, что сделка может быть признана недействительной при наличии нарушений требований, предъявляемых к:

1. форме;

2. содержанию;

3. участникам;

4. свободе волеизъявления.

При этом конкретные:

1. основания;

2. лица, имеющие право требовать признания сделки недействительной;  

устанавливаются законодательными актами.

В случае несоблюдения законодательства о государственных закупках, как правило, речь идет о нарушениях, касающихся соблюдения процедуры, но не указанного выше. Более того, закон о гос. закупках устанавливает лишь право уполномоченного органа обратится с иском о признании такого договора недействительным, но основания для признания сделки недействительной не указано.

Понимаю, что в суде эту позиция отстоять будет сложно, но наш вывод основан на буквальном толковании законодательства.

Оч. может быть, что в случае с недропользователями ситуация схожа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо большое, Арман, за внимание, проявленное к моему воросу!  :alc:

Относительно недействительности сделки в принципе я разобралась. Хотя формулировочка п. 95 упомянутых мною ранее Правил оставляет желать лучшего. Судите сами:

    95. В случае нарушения настоящих Правил в ходе приобретения товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций любой потенциальный поставщик приобретаемых товаров, работ и услуг вправе обжаловать действия Заказчика в соответствии с законодательством Республики Казахстан в судебные органы Республики Казахстан.
Сами видите, что о недействительности сделки здесь нет ни слова. Хотя сам смысл пункта сводится к тому, что единственным требованиям потенциальных поставщиков может быть только признание недействительными таких действий. Меня сейчас вопрос недействительности не бесспокоит по той причине, что есть уверенность, что нет никого, кто желал бы это сделать. А вот уполномоченный орган бесспокоит. Есть ст. 275 КоАП
Нарушение правил проведения операций по недропользованию

    Нарушение правил проведения операций по недропользованию, а также условий контрактов на недропользование -

    влечет штраф на должностных лиц в размере до двадцати пяти, на юридических лиц - в размере до ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

Отсюда и возник вопрос - будет ли нарушение правил закупа недропользователями товаров (работ, услуг) нарушением правил проведения операций по недропользованию? Другой подходящей статьи об ответственности недропользователей я в КоАПе не нашла. Кроме того, п. 96 Правил говорит, что к ответственности привлекаются не только сами недропользователи, а все участники  процесса приобретения товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций. Т.е. к ответственности можно привлечь ещё и поставщиков услуг, которые заключили договор с недропользователем без участия в конкурсе. Поэтому суть важно выяснить Нарушение правил проведения операций по недропользованию=Нарушению Правил приобретения товаров, работ и услуг

при проведении нефтяных операций???

Кстати, Арман, у вас же на фирме есть Рустам И., который специализируется по вопросам недропользовнаия. Может он сможет помочь? Если не трудно - спросите его. Буду Вам очень и очень признательна.  :alc:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эвитта, посмотрите свой Контракт на недропользование. В Разделе "Выполнение субподрядных работ" часто оговаривалось, при каких условиях обязательно проводить тендер. Как правило, "привязка" идет к суммам (например: если стоимость закупаемых услуг меньше 500 000 USD , то конкурс можно и не проводить). Если у вас в Контракте таких подробностей нет, то на вас распространяется цитируемая вами ст. 63.

Однако, насколько известно, упоминаемые вами Правила... , на практике пока не работают. В силу того, что уполномоченный орган пока не раписал процедуру своего участия в тендерах проводимых недропользователями. Я рекомендую формально соблюдать условия по проведению конкурса (т.е. перед привлечением крупного подрядчика - объявить конкурс в к-нить местной газете, получить предложения потенциальных поставщиков товаров, работ или услуг, а потом выбирать нужного...). Кстати, при желании всегда можно создать вид, что конкурс проводился... проблемы только с объявлением.... но и это можно решить, если у вас пока есть время....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Благодарю .... 99% :) (даже как-то не удобно так обращаться)!

Тока проблема в том, что работы уже выполнены давно-давно, так что прикрыть это безобразие не представляется возможным. Поэтому и интересует ответственность как самого недропользовтаеля, так и его подрядчика.

Кстати, на чём основывается данный вывод?

В Разделе "Выполнение субподрядных работ" часто оговаривалось, при каких условиях обязательно проводить тендер. Как правило, "привязка" идет к суммам (например: если стоимость закупаемых услуг меньше 500 000 USD , то конкурс можно и не проводить). Если у вас в Контракте таких подробностей нет, то на вас распространяется цитируемая вами ст. 63.

У нас, кстати, в контракте на недропользование ни слова нет о закупе работ на тендере.

На самом деле вопрос интересный. Я совсем недавно начала заниматься им. В настоящее время есть необходимость закупить работы. Для этого необходимо проводитиь конкурс с участием уполномоченного органа. С Ваших слов я поняла, что от уполномоченного органа я ничего не добьюсь. Получается, мы вынждены будем пойти на нарушение Правил. Что-то такой расклад меня не устраивает...

ЛЮДИИИИИИИИ, ЧЕЛОВЕКИИИИИИИ! Кто имеет практический опыт в этом деле - откликнитесь, пожалуйста. Поделитесь своими мыслями на этот счёт. Ну просто позарез надо!  :alc:

ПС. 99% - ещё раз спасибо, много интересной информации мне подкинули.  :alc:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемая Эвитта!   Не претендуя на истину в полседней инстанции,  хочу поделиться

своим мнением.  К сожалению, не имею возможности ознакомиться с контрактом на недропользование,

однако,  не сомневаюсь,  что он разработан в соответствии с УП "О недрах и недропользовании":

и в нем имеется ссылка на данный нормативный акт.  Исходя из этого,  нарушение ст. 63 данного акта

налагает на недропользователя ответственность в соответствии со ст.275!!!  Не так ли?

А что касается Ваших слов "Меня сейчас вопрос недействительности не бесспокоит по той причине, что есть уверенность, что нет никого, кто желал бы это сделать.",  то я могу сообщить следующее:  При  проверке со стороны органов прокуратура данный факт в любом случае выявится!!!  Так что Ваша уверенность преждевременна :alc:

Желаю Вам как можно менее болезненно исправить данную ситуацию :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эвитта, уж не знаю как в вашем Контракте не оказалось раздела, регулирующего отношения по приобретению услуг (работ, товаров) субподрядчиков. Странно. Наоборот, пока Правил.... не было, всяк уважающий себя недропользователь  (или его уважающий себя консультант), "забивал" планку по стоимости субподрядных контрактов. Это была действенная подстраховка от обязанности закупать открытки к новому году и канц. принадлежности по тендеру.

Если услуги вам уже оказаны, не беда. Можно собрать пакет документов, подтверждающий, что вы проводили конкурс путем получения ценовых  предложений и выбрали наиболее привлекательную компанию (если вам знаком механизм закупок посредством тендеров - это исполнимо).

Что касается закупок в настоящем и будущем, мне самому очень интересно как будет уполномоченный орган обеспечивать свое присутствие на каждом таком тендере. Можете запросить соответствующего разъяснения в уполномоченном органе. Интересно их мнение, если они вам вообще ответят.....

Можно конечно "заморочиться" на строгом и неукоснительном соблюдении всего, что напридумано в Правилах. Но тогда есть риск вообще ничего не закупить.

Что касается того, что если у вас в Контракте не расписаны вопросы привлечения субподрядчиков, то вы будете действовать в соответствии со ст. 63 Указа "О недрах...". Так, во-первых, это требование действующего в настоящее время закона, а во-вторых, я ж не знаю как у вас расписана стабильность в Контракте.

Я полагаю, что при приобретении товаров (работ, услуг) в настоящее время недропользователь должен:

1. Дать объявление в СМИ

2. Провести рассмотрение полученных предложений

3. Произвести закупку у той компании, которая наиболее предпочтительна по всем параметрам

Но не надо делать это в глобальном масштабе. Все эти закупки должны распространяться на существенные (по цене) договоры и занимать минимум затрат человеко-часов персонала компании.

Ради интереса, представьте, как уполномоченный орган накажет вас за то, что закупки не проводятся по тендеру и без его участия. Пусть он (уполномоченный орган) покажет механизм своего участия в таких тендерах.

Или такой механизм уже есть? Может только я о нем не знаю.

Кстати, посмотреть на решение этого вопроса с точки зрения теории, аналогии, или "если бы... то как бы было бы..." тоже можно. Но, у вас же конкретная ситуация и ее надо рассматривать применимо только к вашему конкретному случаю.

Много че то понаписал. Надеюсь понятно. Будут вопросы, Эвита,  - пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо большое, Арман, за внимание, проявленное к моему воросу!  :alc:

Относительно недействительности сделки в принципе я разобралась. Хотя формулировочка п. 95 упомянутых мною ранее Правил оставляет желать лучшего. Судите сами:

Сами видите, что о недействительности сделки здесь нет ни слова. Хотя сам смысл пункта сводится к тому, что единственным требованиям потенциальных поставщиков может быть только признание недействительными таких действий. Меня сейчас вопрос недействительности не бесспокоит по той причине, что есть уверенность, что нет никого, кто желал бы это сделать. А вот уполномоченный орган бесспокоит. Есть ст. 275 КоАП Отсюда и возник вопрос - будет ли нарушение правил закупа недропользователями товаров (работ, услуг) нарушением правил проведения операций по недропользованию? Другой подходящей статьи об ответственности недропользователей я в КоАПе не нашла. Кроме того, п. 96 Правил говорит, что к ответственности привлекаются не только сами недропользователи, а все участники  процесса приобретения товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций. Т.е. к ответственности можно привлечь ещё и поставщиков услуг, которые заключили договор с недропользователем без участия в конкурсе. Поэтому суть важно выяснить Нарушение правил проведения операций по недропользованию=Нарушению Правил приобретения товаров, работ и услуг

при проведении нефтяных операций???

Кстати, Арман, у вас же на фирме есть Рустам И., который специализируется по вопросам недропользовнаия. Может он сможет помочь? Если не трудно - спросите его. Буду Вам очень и очень признательна.  :alc:

Уважаемая Эвита!

Не смогли на долго оторваться от своих проектов, но делимся теми мыслями, что появились:

Закупки недропользователями к нефтяным операциям не относятся, следовательно, если иное не установлено контрактом, по ст. 275 КоАП привлекать нельзя.

Штраф в размере 150 МРП для руководителя недропользователя это разве существенно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Закупки недропользователями к нефтяным операциям не относятся, следовательно, если иное не установлено контрактом, по ст. 275 КоАП привлекать нельзя.

А можно вопрос? :alc:   А причем здесь нефтяные операции и ст. 275 КоАП РК??? А?

Разъясните недогоняющему :D   Если,  конечно,  получится....   Большая просьба поделиться редакцией КоАП РК,  где в соответствии со ст. 275 на руководителя недропользователя накладывается НЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ штраф в размере 150 МРП... :alc:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Hose, ну что Вы прям так к словам цепляетесь то? Мне, например, стало понятно, что Арман имел в виду штраф на юр. лицо. Ну оговорился человек, с кем не бывает, тем более он выше писал, что не располагает временем, следовательно торопился.

А насчёт нефтяных операций - они являются частью операций по недропользовнаию и именно в отношении них только и существует утверждённый Правительством порядок закупа товаров (работ, услуг) через конкурс. Как я уже писала выше, в нашем контракте я не обнаружила положений, которые бы обязывали нас закуп товаров производить на тендере, поэтому ответственность за нарушение условий контрата мною не рассматривалась. Я поставила вопрос о том не будет ли закуп без конкурса нарушением правил проведения операций по недропользованию, за что предумотрена ответственность по ст. 275 КоАП. Вот на этот то вопрос и ответил мне Арман, за что ему большое спасибо.

А вот насчёт величины штрафа не совсем соглашусь, что она такая уж и маленькая. Да и нарушений таких было не одно и даже не два... :alc:

Вопрос к Вам, Hose. В Вашей практике Вы встречались с проверками прокуратуры по таким нарушениям? Если да, то можно поподробнее (что конкретно предъявлялось, как решалось и т.д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 Эвита :alc:

Спасибо за понимание и доброту

:alc:

2 Hose  :alc:

Для Вас, злобный Hose, у меня есть (скоро будет) ответ и по предыдущей теме

:alc:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования