Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Гость Гость с вопросом
Опубликовано

Уважаемые юристы!

Разъясните пожалуйста, п.2. ст. 13 Закона РК "О конкуренции и ограничения монополистической деятельности".

Применяется ли данная норма к обычным ТОО-шкам? Ничем монопольным мы не занимаемся.

Правда шеф у нас является учредителем нескольких юр. лиц.

Опубликовано

По общему правилу, да, если компания подпадает под эти нормативы, которые есть в п. 2 статьи 13, так как:

9) субъекты рынка — физические и (или) юридические лица Республики Казахстан, а также иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие предпринимательскую деятельность;

то есть люые юридические и физические лица в РК.

Опубликовано

По общему правилу, да, если компания подпадает под эти нормативы, которые есть в п. 2 статьи 13, так как:

9) субъекты рынка — физические и (или) юридические лица Республики Казахстан, а также иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие предпринимательскую деятельность;

то есть люые юридические и физические лица в РК.

А как насчет того, что данный Закон рапространяется на отношения, которые влиюят или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках республики, в которых участвуют физ. и юр. лица, и т.д.?

Мы занимемся недвижимостью.

Опубликовано

А как насчет того, что данный Закон рапространяется на отношения, которые влиюят или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках республики, в которых участвуют физ. и юр. лица, и т.д.?

Мы занимемся недвижимостью.

без разницы, чем вы занимаетесь, к любому докопаться могут, прав у них куча, санкции значительные.

проведут проверку (причем затребовать могут вообще любые документы), внесут предложение провести расследование, проведут расследование (кстати могут для этого привлечь и фин.полицию) потом "бахнут" ст.147 КобАП или п.п.3 п.19 ст.8 Правил применения мер антимонопольного регулирования и ликвидируют :angryfire:

Опубликовано

А в чем, собсна, дело?

Если Вы не занимаете доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке и приобретателем не является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, то к Вам эта норма не применяется

Гость Гость с вопросом
Опубликовано

А в чем, собсна, дело?

Если Вы не занимаете доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке и приобретателем не является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, то к Вам эта норма не применяется

Но в Законе не указано, что обязательно надо быть приобретателем являющимся группой лиц, контролирующую деятельность субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, чтобы попасть под действие этого Закона.

По вышеуказанному Закону, субъектом рынка, может любое юр. или физ. лицо, и для этого ему не обязательно быть монополистом.

Ст.12,13 Закона я просто не в состоянии понять.

Опубликовано

Чего там разъяснять, надо просто внимательно прочесть, и все... Вот статья (для удобства понимания и часть первую прочтем тоже):

Статья 13. Государственный контроль за экономической концентрацией

1. В целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим (монопольным) положением или ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.

2. Предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в подпунктах 3), 4), 5) и 6) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, требуется в случаях, если балансовая стоимость активов участвующих в соответствующей сделке лиц или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает полуторамиллионнократный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, занимающий доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте.

Раз-2-3-4-5, начинаем разъяснять... В смысле - начинаем читать п. 2, и натыкаемся на ссылки на "3-4-5-6". Что понимаем - "в природе существует" обязанность получать согласие антимонопольного органа прежде чем осуществлять некоторые сделки. Закон есть закон, увиливать нехорошо. Надо понять, когда надо получать, а когда можно и обойтись, и ничего за это не будет.

Значит выясняем, что это за сделки - смотрим ст. 12, п.1 п.п.3-6:

.. 3) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться двадцатью пятью и более процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка. Данное требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании;

4) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество;

5) приобретение субъектом рынка прав в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения) или иным способом прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

6) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более субъектов рынка.

Отмечаем для себя легкий идиотизм разработчиков закона, отнесших участие лиц в исполнительных органах к "сделкам" (сделки есть "действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей", а "участие" - все же скорее "состояние", а не "действие"), плюем на эти тонкости, и постигаем мудрость закона дальше.

Смотрим на Вашу ситуацию. Ситуация такая - "обычная ТООшка", "ничем таким не занимается", "шеф - учредитель", и примеряем каждый из указанных Вами факторов (если есть еще какие - милости просим примерить и их, но Вы указали только эти, видимо, самые важные).

Итак, фактор "намбер уан" - "обычная ТООшка". Смотрим по всем четырем подпунктам - имеет ли это значение. Убеждаемся, что никакого. В нашей стране есть такие обычные ТООшки, как ТОО "Тенгизшевройл", и как ТОО "Вася Пупкин и Компания". Итак, сей фактор нерелевантен, или, как говорят ученые, "нам это пофигу".

Второй фактор - "ничем монопольным мы не занимаемся". В общем-то, это хорошо для Вас (или не очень?). Но для целей нашего анализа - это тоже абсолютно фиолетово. Ибо закон написан не только для того, чтобы всех монополистов-мироедов к ногтю прижать, но и чтоб все желающие таковыми стать не могли, а если и станут, то только с "предварительного согласия". Короче говоря - сегодня он не занимается, а завтра - за уши от этого занятия не оттащишь. Сколько раз такое в жизни видели... Вывод - неважно это, чем вы таким занимаетесь, главное, чтобы не делали того, что указано в п.3 и п.4, а также в п.5, ну, и чтоб про п.6 не забывали.

Тут как раз самое время про третий фактор - Вашего шефа - вспомнить, в свете пункта шестого-то. Смотрим, примеряем. Про что нам тут законодатель пишет? "Участие в исполнительных органах", "в советах директоров (наблюдательных советах)" - есть оно? Вроде нет. Вы его определили как "учредителя", а таковое понятие логически нетождественно с указанными в законе. Согласны? Значит опять - волноваться нечего.

А теперь плохие новости. Если начать анализировать как надо (а не как мы сейчас, решив, что самое главное, что характеризует, это три вещи: "обычная ТОО-шка, ничем монопольным не занимается, правда шеф - учредитель нескольких юр. лиц"), то придется делать все наоборот. Нужно будет брать текст каждого пункта и примерять его на Вашу конкретную ситуацию. Потому что норма закона твердо и четко (ну, в идеале) определена, а ситуации у всех разные, они зыбки и аморфны.

Словом, смотрИте, делаете ли Вы что-то, что подпадает под п. 3-6, или нет. И от этой печки уже и будем плясать.

Опубликовано

... Если Вы не занимаете доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке и приобретателем не является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, то к Вам эта норма не применяется

Спокойствие, только спокойствие. На самом-то деле как раз применяется, и применяется как раз к тем, кто "пока еще нет", но завтра может быть очень даже "да". А как правило, происходит это через слияния, поглощения, а также договоры об управлении... Вот на эти самые случаи-то закон и нацелен, и неважно, занимает кто-то уже какое-то положение, или еще нет. Важно, чтоб ПОСЛЕ сделки не занимал.

Опубликовано

Тут как раз самое время про третий фактор - Вашего шефа - вспомнить, в свете пункта шестого-то. Смотрим, примеряем. Про что нам тут законодатель пишет? "Участие в исполнительных органах", "в советах директоров (наблюдательных советах)" - есть оно? Вроде нет. Вы его определили как "учредителя", а таковое понятие логически нетождественно с указанными в законе. Согласны? Значит опять - волноваться нечего.

Сорри за неполную информацию, наш ШЕФ не токо учредитель, но и Ген. дир. в этих нескольких компаниях. :angryfire:

Опубликовано

Сорри за неполную информацию, наш ШЕФ не токо учредитель, но и Ген. дир. в этих нескольких компаниях. :angryfire:

а может ценовой сговор шьют? или соглашения? в тендерах не участвовали? а предписание о проведении проверки есть? или как обычно письмецо: в связи с проводимой проверкой такого-то просим вас представить то-то?

Гость Гость с вопросом
Опубликовано

а может ценовой сговор шьют? или соглашения? в тендерах не участвовали? а предписание о проведении проверки есть? или как обычно письмецо: в связи с проводимой проверкой такого-то просим вас представить то-то?

Пока никто нас не трогает (тьфу,тьфу,тьфу).

Но ведь могут привлечь к ответсвенности за несоблюдение Закона.

Тем более, у нас совершались сделки, указанные в Законе, в частности по п.4. ст.12. Закона.

Опубликовано (изменено)

А этот пункт вроде может распространяться на каждое ТОО в каждой сделке по слиянию и поглошению:

4) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество.

С этой стороны вопрос очень даже логичен! (?!)

Изменено пользователем xcite
Опубликовано (изменено)

Sorry,

не заметил следующей части:

Статья 13. Государственный контроль за экономической концентрацией

2. Предварительное согласие антимонопольного органа ...........

Изменено пользователем xcite
Опубликовано

Прошу пардону, согрешил, оборвавшись на полуслове, причем не затронув главного в ст. 13 п. 2, именно того положения, на которое уже обращал внимание Tyler Durden™:

... если балансовая стоимость активов участвующих в соответствующей сделке лиц или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает полуторамиллионнократный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, занимающий доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте...

Вот тут у нас и выясняются те самые критерии отсева, по которым одна "обычная ТООшка" подпадает под контроль за экономической концентрацией, а другая - нет.

Итак - уважаемый коллега Tyler Durden™ уже указал, что "если Вы не занимаете доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке и приобретателем не является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке..." - то Вам бояться нечего.

Добавлю к сказанному им следующее - чтоб узнать, занимает или не занимает кто-то то самое положение - смотрите государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке. А потом уже принимайте решение - связываться с ними или нет. Если вы сами там оказались - можно не волноваться, пусть волнуются те, кто с вами дело имеет. :) Вам уже хуже не будет.

Но есть еще один очень важный фактор, на который никто пока не указал (и я к своему стыду, тоже распиз...сался чересчур, и про главное забыл, про сам-то 2-й пункт ст. 13). Это та самая "балансовая стоимость активов участвующих лиц" (прямо не указано, имеется ли в виду "суммарная стоимость" активов всех лиц, но можно полагать, что именно "суммарная" - по аналогии с объемом реализации ) ЛИБО совокупный (во, тут вот совокупный!) объем реализации товаров за последний год превышающий 1.500.000 МРП.

Вот эти факторы (даже если ни вы сами, ни контрагент ваш не внесены в гос. реестр) и определяют, бежать Вам за предварительным согласием или нет.

Ну, и соответственно, из этого же нужно исходить, определяя, насколько важен тот факт, что Ваш шеф является ген.дир-ом (а это таки исполнительный орган, да еще какой ;) !)

PS Для "внеклассного чтения" еще рекомендую Приказ Председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 174-ОД "Об утверждении Правил представления антимонопольному органу ходатайств о разрешении на экономическую концентрацию и их рассмотрения".

Опубликовано (изменено)

PS Для "внеклассного чтения" еще рекомендую Приказ Председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 174-ОД "Об утверждении Правил представления антимонопольному органу ходатайств о разрешении на экономическую концентрацию и их рассмотрения".

Это ты зачем добрым людям такой ужас советуешь почитать? А если они его на ночь прочтут, а потом либо заснуть не смогут, либо сны будут сниться про экономическую концентрацию, а? :angryfire:

Я когда читала этот приказ, то прям думала, что мне моих мозгов не хватить. Это надо же было так закрутить!

А ещё я никак не могу найти сноску с одной "*", которая дана в конце этого чудного документа:

* Документы в данном контексте - любой письменный, в том числе графический материал любого рода (оригиналы, копии оригиналов, черновики), находящийся во владении, хранении или контроле лица, включающий в том числе: отчеты, письма, телеграммы, электронную корреспонденцию, записанные в любой форме и на любом средстве; записки, протоколы, решения органов управления, записи встреч, телефонных и иных переговоров; контракты и иные соглашения (договоры); бухгалтерская, статистическая отчетность, прочие записи финансовых, коммерческих и иных сделок; диаграммы, графики, схемы и другие рисунки; планы и спецификации; публикации, фотографии и иные копии; электронные записи и компьютерные распечатки, вместе с инструкциями и прочими материалами, необходимыми для использования или интерпретации представляемого материала.

Причём мы как-то с Игорем Юрьевичем точно такую же сноску искали в предшественнике этого приказа - приказе № 153-ОД от 02.08.2001г. - так и не нашли... :dan: Изменено пользователем Эвитта
Опубликовано

Это ты зачем добрым людям такой ужас советуешь почитать? А если они его на ночь прочтут, а потом либо заснуть не смогут, либо сны будут сниться про экономическую концентрацию, а? :dan:

А зато после этого сам закон будет просто как "В лесу родилась елочка..." читаться.

... Я когда читала этот приказ, то прям думала, что мне моих мозгов не хватить. Это надо же было так закрутить! ...

Вот, значит, не зря свой хлебушек люди кушают - и сами при деле, и нас работой обеспечивают... :dan:

...А ещё я никак не могу найти сноску с одной "*", которая дана в конце этого чудного документа: Причём мы как-то с Игорем Юрьевичем точно такую же сноску искали в предшественнике этого приказа - приказе № 153-ОД от 02.08.2001г. - так и не нашли... :dan:

Может, у Жанары спросить? Вдруг у нее есть связи и в антимонопольных органах? :angryfire:

Гость Гость с вопросом
Опубликовано

Может нам в антимонопольный обратиться, за письменным разъяснением? Или сидеть и не рыпаться?

Опубликовано

А попробуйте тут описать, что у Вас за сделка намечается (совершается, совершилась), а мы чего-нить тут еще понапишем. а потом уже можно будет и запрос писать. Ведь важно не просто написать, а правильно написать, чтобы ответ был такой, как Вам надо, а не как получится. "Правильно поставленный вопорс - половина ответа!"

Гость Гость с вопросом
Опубликовано

А попробуйте тут описать, что у Вас за сделка намечается (совершается, совершилась), а мы чего-нить тут еще понапишем. а потом уже можно будет и запрос писать. Ведь важно не просто написать, а правильно написать, чтобы ответ был такой, как Вам надо, а не как получится. "Правильно поставленный вопорс - половина ответа!"

В общем так, наше ТОО приобрело здание стоимостью 4 млрд. тенге. Это же яв-ся сделкой превышающей 1,5 млн. кратный размер мрп.

И приобрели акции доугого субъекта рынка на сумму, тоже превыщающий 1,5 млн. кратный размер мрп, но не дающих право распоряжаться 25 и более % акций.

Я уже молчу об участии одного и того же физ. лиц, то бишь нашего шефа, в испол. органах двух и более субъектов рынка.

Опубликовано

В общем так, наше ТОО приобрело здание стоимостью 4 млрд. тенге. Это же яв-ся сделкой превышающей 1,5 млн. кратный размер мрп.

И приобрели акции доугого субъекта рынка на сумму, тоже превыщающий 1,5 млн. кратный размер мрп, но не дающих право распоряжаться 25 и более % акций.

Я уже молчу об участии одного и того же физ. лиц, то бишь нашего шефа, в испол. органах двух и более субъектов рынка.

1,5млн.-кратный размер относится не к сумме сделки, а к стоимости АКТИВОВ участвующих в сделке лиц.

По второй сделке, т.к. приобретался пакет менее 25%, то согласование КЗК не требовалось.

А вообще - из личного опыта получения согласия КЗК - хоть вы сто раз всё сделаете правильно, согласия не добьётесь просто так.

Гость Гость с вопросом
Опубликовано

1,5млн.-кратный размер относится не к сумме сделки, а к стоимости АКТИВОВ участвующих в сделке лиц.

К активам приобретателя не имеет же отношения? Вроде указано в Законе, что от стоимости активов продавца.

Опубликовано (изменено)

Именно что не только от активов продавца:

2. Предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в подпунктах 3), 4), 5) и 6) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, требуется в случаях, если балансовая стоимость активов участвующих в соответствующей сделке лиц или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает полуторамиллионнократный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, занимающий доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте.

А от активов продавца, а точнее от стоимости основных средств и нематериальных активов, считается другое:

Статья 12. Экономическая концентрация

1. Экономической концентрацией признается:

4) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество ;

Для того, чтобы имела место экономическая концкентрация должны одновременно соблюдаться 2 условия, указанных выше.

Изменено пользователем Эвитта
Опубликовано

Но есть еще один очень важный фактор, на который никто пока не указал (и я к своему стыду, тоже распиз...сался чересчур, и про главное забыл, про сам-то 2-й пункт ст. 13). Это та самая "балансовая стоимость активов участвующих лиц" (прямо не указано, имеется ли в виду "суммарная стоимость" активов всех лиц, но можно полагать, что именно "суммарная" - по аналогии с объемом реализации ) ЛИБО совокупный (во, тут вот совокупный!) объем реализации товаров за последний год превышающий 1.500.000 МРП.

Вот эти факторы (даже если ни вы сами, ни контрагент ваш не внесены в гос. реестр) и определяют, бежать Вам за предварительным согласием или нет.

Верно заметили. :biggrin: Есть такая тема и по размерам. Я однажды наблюдал, как один крупный акционер хотел выпереть из АО другого. У него был выход на Антимонопольный, он выбил у них штраф на своего противника, пытался оспорить его сделку по покупке акций. Но тому все сошло с рук, он заплатил штраф и спокойно получил согласие Антимонопольного.

В общем, думаю, это не должно быть безусловным основанием для недействительности сделки.

Опубликовано

Верно заметили. :biggrin: Есть такая тема и по размерам. Я однажды наблюдал, как один крупный акционер хотел выпереть из АО другого. У него был выход на Антимонопольный, он выбил у них штраф на своего противника, пытался оспорить его сделку по покупке акций. Но тому все сошло с рук, он заплатил штраф и спокойно получил согласие Антимонопольного.

В общем, думаю, это не должно быть безусловным основанием для недействительности сделки.

Совершенно согласна :bow: Для признания недействительности должны быть по крайней мере следующие негативные факторы экономической концентрации - установление или усиление доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка (группы лиц) и (или) ограничение конкуренции (п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 14 Закона РК "О конкуренции...").

  • 1 month later...
Опубликовано

Добрый день, уважаемые юристы!

Прошу помочь разобраться в следующем вопросе.

Участник ТОО нерезидент, является единственным учредителем. Собирается переуступить ТОО двум другим нерезидентам. ТОО не состоит в гс реестре антимонопльного органа и осуществляет деятельсность в конкурентной среде (реализация строительной техники в РК)

В данном случае требуется ли получить согласие антимонопольного органа?

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования