Гость Опубликовано 26 Сентября 2001 Жалоба Share Опубликовано 26 Сентября 2001 Мой второй муж хочет усыновить моего ребенка. Отец ребенка не общается с сыном на протяжении почти двух лет, но он категарически отказывается дать свое согласие и отказаться сам, при этом так же отказывается принимать какое либо участие в воспитании сына, за исключением алиментов, в размере около 800 - 900 рублей, которых он считает достаточно для ребенка (сын на следующий год идет в 1 класс) Помогите, подскажите как быть, что я могу сделать. Сын обожает мужа, называет его папой, и хочет что бы у него была его фамилия Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость горЕ Опубликовано 26 Сентября 2001 Жалоба Share Опубликовано 26 Сентября 2001 По поводу психологических вопросов-тут вам, как матери решать. Кстати, 800-900 руб.-это он из какого расчета платит, по собственному желанию? В остальном выкладываю пару статей, которые уверен весьма подробно освещают правовые вопросы. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы В настоящее время судебный порядок усыновления касается всех его разновидностей и применяется со дня введения в действие Федерального закона от 21 августа 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР" (глава 29 ГПК РСФСР - "Установление усыновления (удочерения) ребенка"). Впоследствии на основании Федерального закона от 25 июня 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" была разграничена родовая подсудность дел об установлении усыновления. Граждане России, желающие усыновить ребенка, должны подавать заявление в районные (городские) суды, а российские граждане, постоянно проживающие за границей, иностранные граждане или апатриды, желающие усыновить ребенка - гражданина России, - в Верховный суд республики, краевой (областной) суд и другие суды этого уровня в субъектах Федерации. Однако особенности ситуаций, при которых осуществляется усыновление, не всегда, на мой взгляд, в достаточной мере учитываются при установлении процедуры оформления правовых связей. Статистика свидетельствует, что в масштабах страны доля усыновления пасынков и падчериц отчимами (мачехами) в общем числе усыновлений составляла: в 1993 году - примерно 64%; в 1994 году - 60%; в 1996 году - 63% (или каждые три из пяти случаев). При безусловной необходимости государственного контроля все же представляется, что применительно к рассматриваемой категории дел процедура вполне могла бы быть упрощена. Во-первых, на момент усыновления ребенок фактически уже находится и воспитывается в определенной семье и, следовательно, нет проблемы выбора ни формы устройства ребенка, ни конкретной семьи, куда мог бы быть передан ребенок на воспитание. Сама постановка вопроса об усыновлении ребенка в какой-то мере свидетельствует о сформировавшейся благоприятной для него семейной среде и соответствии усыновления его интересам. Во-вторых, вместе с ребенком проживает один из его родителей, постоянно осуществляющий о нем заботу и попечение. Этот родитель и фактически, и юридически связан как с ребенком, так и с потенциальным усыновителем, своим супругом. Вполне можно предположить, что ему в большей, чем кому-либо, степени известны обстановка в семье, взаимоотношения, которые связывают отчима (мачеху) с ребенком, и он способен объективно оценить, каким образом скажется будущее усыновление на благополучии семьи в целом. Юридическая значимость позиции родителя ребенка относительно возможности его усыновления признается и в законе, - при отрицательном отношении этого родителя к усыновлению, т.е. без его согласия, оно вообще не может быть установлено. В данной ситуации оформление правовой связи вряд ли нуждается в государственной санкции именно в виде судебного решения. Проверка обоснованности усыновления (соблюдения условий) и целесообразности (соответствия интересам ребенка) вполне может быть осуществлена на уровне органов местного самоуправления. Процедура усыновления могла бы быть завершена с передачей соответствующих материалов главе местной администрации и вынесением соответствующего постановления. Таким образом, оформление усыновления исчерпывалось бы соблюдением административного порядка, что, как представляется, в большей степени соответствует и ст.47 ГК, относящей усыновление к актам гражданского состояния. Это освободило бы суды от выполнения роли оформителя бесспорных, уже сложившихся связей. В условиях начавшегося у нас функционирования мировой юстиции и в целях сохранения единой формы государственного контроля упрощение процедуры применительно к пасынкам (падчерицам) могло бы пойти и по пути отнесения этих дел к ведению мировых судей. Замечу, что в Семейном кодексе была сделана попытка учесть специфику рассматриваемой количественно большей части усыновлений и упростить процедуру их оформления. Основанием для такого вывода может служить норма п.3 ст.129 СК в первоначальной ее редакции. В соответствии с ней для усыновления детей отчимами (мачехами) не требовалось заключения органов опеки и попечительства. Впоследствии это правило было исключено из СК Федеральным законом от 27 июня 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации". Дело, по-видимому, в том, что изначально существование этой нормы находилось в противоречии с нормой ч. 2 ст.125 СК, согласно которой дела об установлении усыновления в качестве обязательного условия процедуры требуют участия в процессе органа опеки и попечительства. А его процессуальное участие возможно в данном случае только в форме дачи заключения по делу. В Кодексе тем не менее осталась еще одна норма, формально ориентированная на случаи усыновления пасынков (падчериц). Согласно п.2 ст.128 СК в данном случае не имеет правового значения и не препятствует усыновлению разница в возрасте между усыновителем и ребенком. Как вытекает из этой нормы, она может составлять и менее шестнадцати лет. Хотелось бы заметить, что в свое время целесообразность введения в законодательство правил о минимально допустимой разнице в возрасте между усыновителями и усыновляемыми обосновывалась только нравственно-этическими соображениями. Вполне разумно с этих позиций, чтобы она не была ниже минимального установленного федеральным законодательством брачного возраста - шестнадцати лет. Однако в современной редакции правила, закрепленные ст.128 СК, вряд ли отвечают этим критериям. Установление возрастной границы в п.1 ст.128 СК имеет отношение только к случаям усыновления детей лицами, не состоящими в браке, да и то она может быть сокращена судом. Тем самым в качестве общего правила действует положение, что разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком менее 16 лет не препятствует усыновлению, в том числе и пасынков (падчериц). Но тогда необходимость в правиле п.2 ст.128 СК отпадает. В связи с особенностями усыновления детей отчимами (мачехами) нужно обратить внимание на положения пп.2 и 3 ст.137 СК. Здесь говорится, что "усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина". Формулировка статьи применительно к рассматриваемой ситуации представляется некорректной. В действующей редакции п.3 ст.137 СК не может применяться к случаям усыновления пасынков и падчериц, несмотря на то, что гипотеза этой нормы формально охватывает их. По-видимому, к рассматриваемой ситуации должны применяться специальные правила, необходимо введение в законодательство дополнительной, уточняющей нормы. Пункт 2 ст. 137 мог бы быть дополнен примерно следующими словами: "Не теряют своих родительских прав и обязанностей в отношении усыновляемого ребенка его отец или мать, состоящие в браке с усыновителем (мачехой или отчимом ребенка) и дающие свое согласие на такое усыновление". Возможны ситуации, когда согласие на усыновление ребенка отчимом (мачехой) со стороны отдельно проживающего от ребенка родителя не требовалось ввиду его недееспособности, безвестного отсутствия, лишения родительских прав. Однако его родственники (например, бабушка или дед) очень привязаны к ребенку, активно участвовали в его воспитании, содержании. На мой взгляд, для защиты интересов этих родственников необходимо внесение дополнений в п.4 ст.137 СК: просьба о сохранении правовых связей могла бы заявляться, во-первых, не только по просьбе бабушек, дедушек усыновляемого, но и опекуна недееспособного родителя; а, во-вторых, не только в случае смерти родителя, но и если в соответствии со ст.130 СК согласия на усыновление с его стороны не требовалось (кроме случаев, когда личность родителя неизвестна). Нельзя не упомянуть, что упрощение процедуры усыновления пасынков (падчериц) было заложено в Инструктивно-методических рекомендациях по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, утвержденных приказом Госкомитета СССР по народному образованию и Минздрава СССР от 31 января 1991 г., где в отличие от общих правил об обязательном учете лиц, желающих усыновить ребенка, устанавливалось положение: "если обращаются об усыновлении конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицы, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), то эти лица не берутся на учет". Юридическая сила Инструктивно-методических рекомендаций была подтверждена приказом Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 марта 1991 г., однако в целом они ориентированы на действовавшее в то время законодательство. Впоследствии в Положении о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. (в ред. от 3 августа 1996 г.), это разумное с практической точки зрения правило воспроизведено не было. В Положении не установлены специальные нормы, упрощающие порядок усыновления пасынков, а в его п.14 содержится общее правило, что "граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями". В письме Министерства образования РФ от 27 декабря 1995 г. "О рекомендациях по организации работы органов управления образованием по передаче детей на усыновление", разработанном на основе названного Положения, также отсутствуют разъяснения, позволяющие говорить об упрощенном порядке усыновления пасынков (падчериц). Принятый позднее Семейный кодекс РФ отнес решение вопроса о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. В некоторых субъектах Федерации приняты соответствующие нормативные акты. Если же в качестве таких лиц выступают иностранные граждане (апатриды), то учет производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти. В то же время следует особо отметить то, что в ст.125 СК Федеральным законом от 27 июня 1998 г. было внесено дополнительное правило: "Порядок передачи детей на усыновление... определяется Правительством РФ". Это дает основания считать, что и общий порядок учета лиц, желающих усыновить детей, как составная часть процедуры усыновления может определяться на федеральном уровне. Поэтому желательно, чтобы в закрепленном постановлением Правительства порядке передачи детей на усыновление нашла отражение специфика усыновлений пасынков (падчериц). О. Косова, кандидат юридических наук (г. Иркутск) Вопросы судебного порядка рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) детей 1 марта 1996 года вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации, содержащий в себе много новых положений, касающихся семейных правоотношений. Одним из нововведений является судебный порядок усыновления, установленный ст.125 Семейного кодекса. Рассмотрим особенности судебного порядка усыновления, исходя из положений Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса РСФСР (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 21 августа 1996 года N 124-ФЗ), постановлений Правительства, касающихся вопросов усыновления. Усыновление представляет собой юридический акт, в силу которого усыновленные и их потомство и усыновители и их родственники приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах к родственникам по происхождению (ст.137 Семейного кодекса). Усыновление (удочерение) допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Таким образом, интересы несовершеннолетних являются определяющими при установлении усыновления. Что же такое "интересы несовершеннолетних" и когда усыновление отвечает им? Усыновление подлежит рассмотрению как совершенное в интересах детей тогда, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и идеи, направленные на предоставление усыновляемому прав, гарантированных Конституцией РФ, Семейным и Гражданским кодексами РФ с целью воспитания и гармоничного развития его личности, а сами усыновители приобретают права, готовы и способны нести обязанности родителей. Совершается усыновление в строгом соответствии с действующим законодательством и ведет к установлению правовых последствий, предусмотренных ст.137 Семейного кодекса РФ. Чтобы выяснить, соответствует ли усыновление интересам несовершеннолетних, кроме правовых необходимо изучать и социальные вопросы, сопутствующие данному юридическому акту. Например, п.1 ст.123 Семейного кодекса требует, чтобы при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывались его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Суды рассматривают дела об усыновлении в соответствии со ст.125 Семейного кодекса в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Производство по делу начинается с заявления лиц (лица), желающих усыновить ребенка, которое в соответствии со ст.263.1 ГПК подается в суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Это позволяет быстрее разрешить дело и привлечь к участию в нем органы опеки и попечительства. Таковыми в соответствии со ст.34 ГК, ст.121 Семейного кодекса являются органы местного самоуправления, которые в пределах границ муниципального образования ведают выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей. В заявлении граждане, желающие стать усыновителями, должны указать свою фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, фамилию, имя, отчество усыновляемого ребенка, место его жительства или нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер. Заявление должно быть мотивированным, то есть в нем надо указать обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Кроме того, в заявлении усыновители должны отразить свое желание об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения, о записи усыновителей (усыновителя) в качестве родителей (родителя) усыновляемого (ст.263.2 ГПК). К заявлению должны быть приложены следующие документы: - копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении лицом, не состоящим в браке; - копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; - при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Если такой документ представить невозможно, в заявлении надо указать доказательства, подтверждающие эти факты; - медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); - справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах; - документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение (ст.263.2 ГПК). Если ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, усыновляют иностранные граждане или лица без гражданства, они прилагают к заявлению помимо документов, указанных в пп.1, 2, 4, 5, 6 ч.2 ст.263.2 ГПК, заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, а при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории соответствующего государства. При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, заявители кроме документов, указанных в пп.1-6 ч.2 ст.2632 ГПК, должны представить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Такое требование заложено в п.3 ст.129 Семейного кодекса. Видимо, это заключение можно приравнять к экспертному, поскольку речь идет о вопросе, требующем применения специальных знаний в области педагогики и психологии. Именно с точки зрения педагогики и психологии органы опеки и попечительства должны давать такое заключение. Семейный кодекс не содержит положения о том, обязательно для суда данное органами опеки и попечительства заключение или нет. Исходя из суждения о том, что такое заключение можно приравнять к экспертному, к разрешению указанного вопроса следует подходить через ст.78 ГПК. В соответствии с ней заключение эксперта для суда необязательно и оценивается им по правилам, установленным в ст.56 ГПК, то есть суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Несогласие суда с заключением обосновывается в решении по делу. В ст.263.3 ГПК приводится перечень документов, которые должны быть приложены к заключению органа опеки и попечительства, то есть заключение должно основываться на указанных документах. Это: - акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя); - свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; - медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка; - документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников, при усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка. - согласие от различных лиц на усыновление ребенка (пп. 4, 5 и 6 ст.263.3 ГПК). Важным моментом является получение от установленных законом лиц согласия на усыновление ребенка. Для усыновления ребенка требуется согласие его родителей (ст.129 Семейного кодекса). Требование к получению судом согласия родителей служит гарантией соблюдения их прав и законных интересов. Представляется, что суд должен разъяснить родителям (если согласие на усыновление ребенка дается ими в судебном заседании) последствия совершаемого ими действия. Если же согласие на усыновление выражено родителями в учреждении, где находится ребенок, или у нотариуса, суд проверяет факт разъяснения им совершаемого действия этим учреждением или нотариусом. Эти же действия должны совершаться судом при получении согласия на усыновление ребенка от его бабушек и дедушек, когда родители ребенка не достигли 16-летнего возраста. Согласие на усыновление ребенка должно даваться каждым родителем. Согласия родителей усыновляемого ребенка не требуется (в соответствии со ст.130 Семейного кодекса), если они: - неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; - признаны судом недееспособными; - лишены судом родительских прав и с момента вынесения решения по данному вопросу прошло шесть месяцев (п.6 ст.71 Семейного кодекса); - по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Пунктом 5 ст.263.3 ГПК предусмотрено, что при наличии обстоятельств, указанных в ст.130 Семейного кодекса, суду должен быть представлен подтверждающий это документ, то есть ранее вынесенное решение суда. Исходя из этого, п.4 ст.130 Семейного кодекса вводит новую категорию дел - о признании неуважительными причин непроживания родителей совместно с ребенком и уклонения от его воспитания и содержания. Поскольку такое требование ограничивает права родителей, то есть возникает спор о праве, данные дела должны рассматриваться в исковом порядке с привлечением родителей в качестве ответчиков. Существенным условием предъявления такого иска является обозначенный в п.4 ст.130 Семейного кодекса срок, в течение которого родители не проживали совместно с ребенком и уклонялись от его воспитания и содержания, - более шести месяцев. Закон прямо не предусматривает, кто может обращаться в суд с подобным иском. Видимо, таким правом обладают органы и учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. В данном случае это органы опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отказ суда от получения согласия родителей ребенка на его усыновление должен быть мотивирован и подкреплен соответствующими доказательствами - копией решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, актом, подтверждающим, что ребенок был подкинут, свидетельскими показаниями. Обязанность по представлению доказательств о причинах непроживания родителей совместно с ребенком и уклонения их от его воспитания и содержания должна возлагаться на заявителя или другое участвующее в деле лицо, ссылающееся на данное обстоятельство (ч.1 ст.50 ГПК). Если родители усыновляемого ребенка не достигли возраста 16 лет, то, как следует из формулировки п.1 ст.129 Семейного кодекса, кроме их согласия необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства. В соответствии с п.1 ст.131 Семейного кодекса согласие на усыновление необходимо получить также от опекунов (попечителей), приемных семей, воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, где находится ребенок. Но в интересах ребенка суд вправе вынести решение о его усыновлении и без согласия указанных лиц (п.2 ст.131), что должно быть обосновано. Если усыновляемый достиг возраста десяти лет, то в соответствии со ст.132 Семейного кодекса для усыновления необходимо согласие ребенка. Таким образом, если усыновляемому до вынесения решения суда по делу об установлении усыновления исполнилось десять лет, суд должен получить его согласие (с соблюдением требований ст.173 ГПК). При этом следует выяснить его отношение к усыновителям, характер установившихся между ними отношений, какие чувства он к ним испытывает. В этой связи представляет интерес правовая норма Гражданского кодекса Франции: "Могут быть усыновлены только дети, знакомые с усыновителями в течение по меньшей мере шести месяцев". Такое требование закона оправданно, так как исключает возможность усыновления детей случайными людьми, помогает ближе познакомиться усыновителям и усыновляемым. Было бы целесообразно ввести аналогичную норму в российском законодательстве. Однако если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (п.2 ст.132 Семейного кодекса). Пункт 2 ст.129 Семейного кодекса предусматривает, что родители могут отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка. Необходимо отметить, что такое право предоставлено законом только родителям усыновляемого и до вынесения решения суда о его усыновлении. Однако может возникнуть ситуация, когда суд не примет во внимание отзыв родителями усыновляемого данного ими согласия. Например, если в суде будет установлено, что существуют основания, перечисленные в ст.130 Семейного кодекса, к усыновлению ребенка без согласия родителей. Говоря о лицах, от которых суд должен получить согласие на усыновление ребенка, нельзя забывать о дедушках и бабушках усыновляемого, поскольку при усыновлении их права также затрагиваются. Их согласие суд получает при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет (п.1 ст.129), а также тогда, когда они выступают опекунами (попечителями). В первом случае суд должен получить согласие от бабушек и дедушек обоих несовершеннолетних родителей. Закон не предусматривает ситуации, когда один из родителей усыновляемого ребенка достиг возраста 16 лет, а второй нет. Видимо, и здесь согласие от бабушки и дедушки на усыновление ребенка судом должно быть получено, но только второго супруга. Во втором случае закон прямо предусматривает, что суд может проигнорировать мнение бабушек и дедушек и вынести решение об усыновлении без их согласия (п.2 ст.131). Законодатель закрепил в Семейном кодексе различные требования к форме, в которой выражается согласие участвующих в деле лиц на усыновление. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть выражено ими непосредственно в суде при производстве усыновления. Так как ст.129 Семейного кодекса не содержит указания на то, в какой форме выражается согласие родителей на усыновление ребенка непосредственно в суде, можно сделать вывод, что оно может быть выражено как письменно, так и устно. В письменной форме должно быть выражено согласие на усыновление опекунами (попечителями), под чьей опекой (попечением) находится ребенок, приемными родителями, воспитательными и лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и другими аналогичными учреждениями, где находится ребенок. В соответствии со ст.263.4 ГПК дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора. Если это необходимо, суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников и других заинтересованных лиц, а также самого усыновляемого, если он достиг возраста десяти лет. Однако участие в одном процессе усыновителей и родителей усыновляемого, его родственников может привести к раскрытию тайны усыновления. Поэтому желательно, чтобы слушание таких дел проводилось без присутствия в зале судебного заседания усыновителей. Несомненно, данная процедура должна быть урегулирована законодателем. Суд, исследуя личность усыновителей, обязательно должен проверить: - их дееспособность; - не были ли они лишены родительских прав или ограничены судом в родительских правах; - не были ли они отстранены от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее их выполнение; не были ли они усыновителями и не отменено ли судом усыновление по их вине; - состояние здоровья; - наличие брачных отношений (исходя из ч.2 ст.127 лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка). Оценивая состояние здоровья заявителей, суду необходимо будет иметь в виду утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года N 542 Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью*. В него включены следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. Судом при производстве по делам об установлении усыновления должно быть соблюдено требование п.2 ст.124 Семейного кодекса, в соответствии с которым усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Если дети усыновляются иностранными гражданами или лицами без гражданства, суд должен иметь в виду, что такое усыновление производится в порядке ст.165 Семейного кодекса и допускается только тогда, когда невозможно передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства. Как установлено абз.2 п.3 ст.124 Семейного кодекса, дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня постановки детей на централизованный учет. Дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются судом в закрытом судебном заседании (ст.263.4 ГПК). Закон не содержит специальных норм о сроках рассмотрения данной категории дел, однако потребность в них возникает неизбежно (достаточно вспомнить об усыновителях, имитирующих беременность). Смогут ли суды пойти навстречу этим людям и рассматривать их дела в первую очередь? Инструктивно-методическими рекомендациями по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних от 31 января 1991 года предусмотрено, что женщины-усыновительницы (в том числе иногородние), имитирующие беременность и роды, госпитализируются в родильный дом за один-два дня до предполагаемого срока родов только при наличии решения исполкома Совета народных депутатов об усыновлении конкретного ребенка. В настоящий момент для такой госпитализации будет необходимо решение суда. Сможет ли суд в данном случае быть настолько гибким, особенно сейчас, при дефиците кадров, возрастающем количестве дел и перебоях с финансированием? Частично выход может быть найден в законодательном закреплении специальных сроков рассмотрения данной категории дел, учитывающих интересы усыновителей, имитирующих беременность. В соответствии со ст.263.5 ГПК суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении полностью или в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка. Итак, при вынесении решения об установлении усыновления суд должен разрешить и прямо отразить в резолютивной части решения следующие вопросы: имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка и факт их изменения (ст.134 Семейного кодекса), изменение даты и места рождения усыновленного ребенка (ст.135), запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст.136), о сохранении личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей отца или матери, а в случае смерти одного из родителей - о сохранении личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей по отношению к родственникам умершего родителя (пп.3, 4 ст.137), о сохранении за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия (ст.138). Представляется целесообразным, чтобы в решении была запись об ознакомлении участников процесса с содержанием ст.139 Семейного кодекса "Тайна усыновления ребенка", согласно которой судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Желательно предусмотреть введение особого порядка делопроизводства по делам данной категории, который бы исключал возможность раскрытия тайны усыновления. Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка. В соответствии со ст.140 Семейного кодекса в судебном порядке производится также отмена усыновления. Исходя из того, что в данной статье говорится не об отмене ранее вынесенного решения, речь идет об иной категории дел, со своим предметом и специфическими основаниями к возбуждению. Дела об отмене усыновления подлежат рассмотрению в исковом порядке. Правом требовать отмены усыновления ребенка обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, орган опеки и попечительства, прокурор (ст.142). Основаниями к отмене усыновления являются уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с усыновленным ребенком, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (п.2 ст.141). В разделе VII Семейного кодекса "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" (п.2 ст.165) содержится еще одно основание к отмене усыновления, а именно то, что в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Отмена усыновления не допускается, если к моменту предъявления требований об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными (ст.144 Семейного кодекса). При вынесении решения об отмене усыновления суд должен отразить в резолютивной части решения следующие вопросы: - о восстановлении взаимных прав и обязанностей ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка (п.1 ст.143 Семейного кодекса); - о передаче ребенка на воспитание родителям или органу опеки и попечительства, когда родителей нет или если передача его родителям противоречит его интересам (п.2 ст.143); - сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия (изменение имени, отчества или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия) (п.3 ст.143); - о наложении на бывшего усыновителя обязанности по выплате средств на содержание ребенка в размере, установленном ст.81 и 83 Семейного кодекса (п.4 ст.143). В связи с тем, что дела об установлении усыновления и об отмене усыновления детей требуют от судей не только знания правовых вопросов, но и определенной психологической и педагогической подготовки, в целях наиболее правильного их разрешения они должны рассматриваться постоянно одними и теми же судьями, обладающими необходимыми знаниями и опытом. Конечно, самым лучшим решением этого вопроса было бы создание специализированных семейных судов. Консультант Московского областного суда М.Николаев ------------------------------------------------------------------------- * Собрание законодательства РФ, 1996, N 19, ст.2304. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Ormann Опубликовано 15 Июня 2005 Жалоба Share Опубликовано 15 Июня 2005 1. У меня сын родился в 1993 г., было выдано свидетельство старого образца с водяными знаками СССР, а у дочери 1999 г.р. РК. Два года назад, вылетая из Питера, в аэоропорту к свидетельству сына придрались, что якобы не указано гражданство ребенка и вроде как мы его вывозим. Во избежание таких неприятностей, каким образом сейчас я могу подкрепить гражданство ребенка? Необходимо ли менять свидетельство о рождении или есть другие способы? Куда обращаться? (сразу оговорюсь, КСК у нас пока нет, а то все советуют в КСК за Ф-3) 2. Этим летом решила отправить детей к бабушке в Питер, в качестве сопровождающего взрослого выступает тетя. Вот уже покупая билеты на самолет, краем уха услышала, что 25 мая т.г. вышло какое-то постановление, в котором якобы, если дети перевозятся в отсутствии родителей нужен загранпаспорт на детей и также говорят, что это постановление между Россией и Казахстаном в силу еще не вступило. Подскажите пож-та, так как мне с тетей отправить детей в Питер, какие документы, кроме нотариально заверенной доверенности на право сопровождения детей, еще необходимы? И где можно получить полную консультацию по данному вопросу? Заранее благодарю. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ника Опубликовано 15 Июня 2005 Автор Жалоба Share Опубликовано 15 Июня 2005 Здравствуйте! По первому вопросу: Согласно ст. 4 Закона "О гражданстве РК", документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан. Гражданство ребенка в возрасте до 16 лет подтверждается его свидетельством о рождении, паспортом любого из родителей. Сама знаю, что для пограничников паспорт родителей может и не быть доказательством, все равно придерутся. К тому же с детьми едет тетя, а не родители. Так что узнайте о смене свидельства в органах ЗАГС для того, чтоб дети спокойно ехали. По второму вопросу: Вступило в силу следующее постановление: Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 мая 2005 года № 494 О взаимных безвизовых поездках граждан Республики Казахстан и Российской Федерации В соответствии с совместным заявлением Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации от 24 мая 2005 года и статьей 8 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Обеспечить после 24 мая 2005 года временное применение режима взаимных безвизовых поездок через казахстанско-российскую государственную границу граждан Республики Казахстан и Российской Федерации по документам, предусмотренным Протоколом к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, подписанным в городе Астане 24 марта 2005 года, а также по удостоверениям личности (внутренним паспортам) и свидетельствам о рождении для детей (граждан Республики Казахстан, не достигших возраста 16 лет, граждан Российской Федерации - 14 лет). 2. Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан временно осуществлять пропуск граждан Республики Казахстан и Российской Федерации по документам, указанным в пункте 1 настоящего постановления. 3. Министерству иностранных дел Республики Казахстан проинформировать государства - участников Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года о режиме поездок через казахстанско-российскую государственную границу граждан Республики Казахстан и Российской Федерации по документам, упомянутым в пункте 1 настоящего постановления. 4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания. Премьер-Министр Республики Казахстан Д. Ахметов То есть, согласно Постановлению, для пересечения границы детям достаточно иметь свидетельство о рождении, а тете - удостоверение личности и нотариально заверенную доверенность от родителей. Информацию о необходимых документах можно узнать в консульстве РФ в Алматы по телефону. Они все объясняют. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Гость Опубликовано 7 Апреля 2006 Жалоба Share Опубликовано 7 Апреля 2006 <font color='#000000'>Здравствуйте! По первому вопросу: Согласно ст. 4 Закона "О гражданстве РК", документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан. Гражданство ребенка в возрасте до 16 лет подтверждается его свидетельством о рождении, паспортом любого из родителей. Сама знаю, что для пограничников паспорт родителей может и не быть доказательством, все равно придерутся. К тому же с детьми едет тетя, а не родители. Так что узнайте о смене свидельства в органах ЗАГС для того, чтоб дети спокойно ехали. По второму вопросу: Вступило в силу следующее постановление: Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 мая 2005 года № 494 О взаимных безвизовых поездках граждан Республики Казахстан и Российской Федерации В соответствии с совместным заявлением Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации от 24 мая 2005 года и статьей 8 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Обеспечить после 24 мая 2005 года временное применение режима взаимных безвизовых поездок через казахстанско-российскую государственную границу граждан Республики Казахстан и Российской Федерации по документам, предусмотренным Протоколом к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, подписанным в городе Астане 24 марта 2005 года, а также по удостоверениям личности (внутренним паспортам) и свидетельствам о рождении для детей (граждан Республики Казахстан, не достигших возраста 16 лет, граждан Российской Федерации - 14 лет). 2. Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан временно осуществлять пропуск граждан Республики Казахстан и Российской Федерации по документам, указанным в пункте 1 настоящего постановления. 3. Министерству иностранных дел Республики Казахстан проинформировать государства - участников Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года о режиме поездок через казахстанско-российскую государственную границу граждан Республики Казахстан и Российской Федерации по документам, упомянутым в пункте 1 настоящего постановления. 4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания. Премьер-Министр Республики Казахстан Д. Ахметов То есть, согласно Постановлению, для пересечения границы детям достаточно иметь свидетельство о рождении, а тете - удостоверение личности и нотариально заверенную доверенность от родителей. Информацию о необходимых документах можно узнать в консульстве РФ в Алматы по телефону. Они все объясняют.</font> подскажите, а если у ребенка отец установленный не живет с матерью, а мать хочет взять ребенка за границу - необходимо ли разрешение отца в таком случае? даже если ребенок едет с матерью? спасибо Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость &T& Опубликовано 7 Апреля 2006 Жалоба Share Опубликовано 7 Апреля 2006 Добрый день всем! Если можно еще вопрос. В случае, если муж и жена в разводе, ребенок остался с матерью, может ли мать вывезти ребенка за границу или ей все равно необходимо брать разрешение от своего бывшего супруга? А если и нужно, но его невозможно найти?? спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендуемые сообщения