Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Дорогие коллеги!

Буду благодарен за обсуждение моего вопроса, касающегося необходимости выкупа земельного участка (ЗУ), находящегося в одном из городов Алматинской области.

Правомерно ли требование акимата о выкупе части земельного участка (общей площадью 0,120 га), превышающей 0,10 гектара на 0,0120 га?

(Т.е. физическое лицо владеет ЗУ общей площадью чуть больше, чем 10 соток. Аким требует, чтобы лицо выкупило часть ту часть ЗУ, которая превышает 10 соток. Правомерно ли это требование)?

Описание ситуации: Земельный участок первоначально выделен физическому лицу, гражданину РК, для ведения домашнего хозяйства, в 1994 году на праве пожизненного наследуемого владения (в период действия Земельного кодекса Казахской ССР от 16 ноября 1990 г. N 332-XII).

Дело в том, что в соответствии со ст. 50 нового ЗК РК «земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность для индивидуального жилищного строительства площадью - 0,10 гектара.

Акимат, ссылаясь на это положение, а также на ст. 47 ЗК РК, выносит решение о предоставлении права собственности на превышающую норму (в 10 соток) часть ЗУ. Кроме того, акимат в своем решении указал на необходимость выкупа этой части ЗУ. Устно собственнику назвали сумму выкупа 127 тыс. тенге! И это всего лишь за маленький кусочек земли, на которой человек живет уже более чем 10 лет!

Мое мнение: требование акимата не правомерно по следующим причинам.

В своем решении акимат ссылается на норму закона, не подлежащую применению.

В п. 2 Решения Акима «О предоставлении дополнительного земельного участка» от 01.12.04 владелец участка обязуется выкупить часть земельного участка превышающего 0,10 гектара (площадью в 0,0120 га.). В данном пункте акимат ссылается на ст. 47 Земельного кодекса РК, которая регулирует отношения, возникающие при приобретении «прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности».

Ссылка акимата на статью 47 ЗК РК неправомерна, по следующим основаниям:

А) На настоящий момент весь земельный участок не находится в государственной собственности. Пунктом 1 ст. 26 ЗК РК устанавливается, что «в государственной собственности находятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти, государственным организациям и учреждениям, используемые для нужд обороны… и другие земли, не переданные в частную собственность».

Однако указанный земельный участок не может быть признан «не переданным в частную собственность». Так как ранее действующим Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 22 декабря 1995 г. N 2717 «О земле» устанавливалось, что «граждане Республики Казахстан, которым до вступления в силу настоящего Указа земельные участки для личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, с даты вступления в силу настоящего Указа становятся собственниками этих земельных участков.».

То есть в момент вступления в силу ныне действующего ЗК РК (от 20 июня 2003 года) земельный участок уже находился в частной собственности на основании предшествующего указа. И для того, чтобы вновь предоставить право частной собственности на этот земельный участок нужно иметь законное основание считать его государственной собственностью. Новый ЗК РК такого основания не дает.

Б) Ссылка на статью 47 ЗК РК неправомерна также в силу того, что согласно ст. 169 ЗК РК настоящий Кодекс применяется к земельным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Дополнительный вопрос: Если, все же, необходимо выкупать ЗУ, какова его стоимость?

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 г. N 890 установлены Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность под застройку или застроенные зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания

Данные базовые ставки служат лишь ориентиром в определении стоимости конкретных земельных участков. Кроме того, закон допускает продажу земельного участка по цене, согласованной сторонами. Такая цена, разумеется, может быть гораздо выше, чем предлагается базовыми ставками.

По предварительному расчету согласно Базовым ставкам, без учета применения возможных поправочных коэффициентов, приходим к выводу, что цена за часть земельного участка такой площадью составляет несколько более 10 тысяч тенге. В городах районного значения ставка составляет 75% от ставки областного центра. В нашем случае областным центром является Талдыкорган. Ставка для него установлена в 137 тенге за 1 кв. м. 137*75%=102,75 тенге за кв.м. Для примерного расчета возьмем 1 сотку (100 кв.м.) 102.75*100 кв.м. = 10275 тенге.

Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года N 890 Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков.

Д. Ахметов

Приложение 1

к постановлению Правительства

Республики Казахстан

от 2 сентября 2003 г. N 890

г. Талдыкорган                                   137 т. за кв. м.        

                                Проценты от ставки областного центра  

Города областного значения                        85                  

Города районного значения                         75  

:biggrin3:

Опубликовано

Конституция охраняет право собственности. Также ГК и другие законы должны по идеи защищать это право. На деле получается что некая группа застройщиков вместе с государственными паразитами «расчищают» будущую строительную площадку.

Безусловно существует Генплан и объективные причины строительства, однако необходимо чтобы владельцы земельных участков получали компенсацию по рыночной стоимости, а не по базовым ставкам, на которые даже и 1-ую квартиру не купишь.  

Представьте ситуацию, что вы долгое время жили в частном доме. И вдруг к вам приходят и требуют продать на копейки. Вы не соглашаетесь. С вами судятся и в конце концов вас выгоняют. Получается что вы бомж.

Виталий, я считаю что каждый имеет право жить в достойных условиях, и требовать компенсацию в размерах равнозначной продаже земельного участка и дома с таким расчетом, чтобы такое лицо могло купить себе аналогичный дом и земельный участок в таком же районе. Если нет, то пускай выплачивают сверх компенсацию, на которую можно будет купить элитную квартиру.

Если охрана права собственности у нас не гарантируется в нашей стране, то зачем вообще нам такая страна? Беззаконие и беспредел.

Можно было бы по цивильному пойти и признать все законы и постановления насчет «быстрого выселения» - неконституционными, но «равенство сторон» (кто больше денег даст) все равно решит исход дела.

Поэтому даже не охота писать что нибудь юридическое.

Я просто возмущен!!!

Опубликовано

  nalogovik писал(а):
Если охрана права собственности у нас не гарантируется в нашей стране, то зачем вообще нам такая страна?

вас что-то держит в нашей стране?

Опубликовано

  Vitaliy. писал(а):
Акимат, ссылаясь на это положение, а также на ст. 47 ЗК РК, выносит решение о предоставлении права собственности на превышающую норму (в 10 соток) часть ЗУ. Кроме того, акимат в своем решении указал на необходимость выкупа этой части ЗУ. Устно собственнику назвали сумму выкупа 127 тыс. тенге! И это всего лишь за маленький кусочек земли, на которой человек живет уже более чем 10 лет!

Прежде всего, прежде чем акимату вынести какое либо решение о предоставлении прав на ЗУ, необходимо изготовление землеустроительного проекта, т.к. на основании этого проекта решение то выносится. п. 7 ст.43 ЗК РК. В этом самом проекте должна быть указана оценочная (выкупная) стоимость ЗУ.

Меня настораживает, что сумма выкупа названа устно, и не указана ни в каком документе. Ладно, в постановлениях Акиматы не указывают суммы, в земельно-кадастровом деле сумма должна быть и в договоре купли-продажи тоже.

Также интересно, как акимат обошел земельную комиссию, т.к. необходимо ее заключение п.2 ст. 43 ЗК РК

Что то тут не чистое

:writer:

Мой Вам совет, дайте почитать Акиму п.1 ст.122 Указа Президента Республики Казахстан от 22 декабря 1995 г. N 2717, имеющий силу Закона «О земле» и пусть он даст свой комментарий…..  :biggrin3:

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования