Гость Миу Опубликовано 16 Февраля 2004 Жалоба Share Опубликовано 16 Февраля 2004 Основная суть темы сводится к толкованию содержания законодательства по поводу наличия (отсутствия) права НК по проверке налогов и платежей установленных ЗРК № 2235 (старого «Налогового кодекса») и по применению мер воздействия, а так же подлежит ли применению к данного рода действиям новый Налоговый кодекс, т.е. можно ли в соответствии с ним проводить проверки прошлых периодов (на которые действие нового Налогового кодекса не распространяется) и проверки правильности исчисления и уплаты налогов и платежей (налоговых обязательств) им не установленных. В последнее время имеют место быть случаи, когда НК проводят проверки за прошлые периоды (до 2002 г.) обосновывая проведение проверки новым налоговым кодексом, а «выявленные» несоответствия по исчислению и уплате налогов за те периоды (установленные ЗРК № 2235 от 24.04.95 г.), предъявляя к взысканию путем выставления уведомления (уже ссылаясь на новый налоговый кодекс) по уплате других (по мнению НК «аналогичных») видов налогов (установленных новым налоговым кодексом). Налоговый кодекс, устанавливая налоговые обязательства, порядок их исчисления и уплаты, четко устанавливает порядок контроля за их исполнением (проведения проверок) и применения мер по обеспечению их исполнения, но только налоговых обязательств и им установленных. При этом для обеспечения точного и единообразного применения в Налоговом кодексе даны определения терминов, посредством которых устанавливаются требования, которые четко раскрывают их смысл и сущность (п.1, ст. 10 и др. в соответствии с п.2, ст.10). Так, в соответствии с п.1, ст. 15 Налогового кодекса на органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств. При этом согласно п.1, ст.24 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством. Согласно п.1, ст.2 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно п.1, ст. 517 Налогового кодекса налоговый контроль это контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, который осуществляется в установленных формах в т.ч. в форме проведения налоговых проверок. Согласно ст. 533 Налогового кодекса налоговая проверка это проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан и только (см. выше). Таким образом, пределы задач поставленных Налоговым кодексом перед налоговыми органами ограничиваются контролем за исполнением только налоговых обязательств установленных Налоговым кодексом. Ссылка на ст.38 Налогового кодекса не дает право налоговому органу начислять сумму налогов в течение 5 лет. Так, согласно п.1, ст.38 Налогового кодекса орган налоговой службы может начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение пяти лет после окончания налогового периода, а учитывая содержание ст. 28 Налогового кодекса под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным налогам и другим обязательным платежам согласно особенной части настоящего Кодекса, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет. При этом Налоговый кодекс для каждого вида налога и других обязательных платежей в бюджет устанавливает специальный порядок его определения (ст. 28, 136, 246, 274, 302, 309, 343, 349, 358, 367, 386, 396, 449, 457, 464, 483). Таким образом, право налоговых органов в течение пяти лет начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет относится только к налогам установленным Налоговым кодексом. Кроме того, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12.06.01 г. № 210-11 «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Налоговый Кодекс введен с 1.01.02. г., при этом с этой же даты отменен Закон Республики Казахстан от 24.04.95 г. № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». В соответствии с п. 1, ст. 37 Закона Республики Казахстан от 24.03.98 г. N 213-1 «О нормативных правовых актах», действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, а в соответствии с п. 3, ст.37 нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют, т.е. Налоговый кодекс обратной силы не имеет. В соответствии со ст. 40 нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случаях принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного правового акта, его части (часть) или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части), а так же признания акта или его части (частей) утратившим силу органом, принявшим этот акт, или иным уполномоченным на это органом. Таким образом, ЗРК № 2235, содержащий права налоговых органов по проверке установленных им налогов на момент проведения проверки, уже не действовал и подлежит применению только в части установления наличия налоговых (отсутствия) обязательств в период 2000-2001 г., а Налоговый кодекс, устанавливающий новые налоговые обязательства и порядок контроля и только за их исполнением, так же не подлежит применению. Считаем, что если ранее по результатам налоговых в соответствии с действовавшим в тот момент ЗРК № 2235 нарушений установлено не было и налоги уплачены полностью, то в дальнейшем пересмотр правильности исчисления и уплаты должен производится так же (и только) в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При этом я не отрицаю наличие обязанности платить ранее установленные налоги и не утверждаю, что принятие нового Налогового кодекса освобождает кого-либо от исполнения налоговых обязательств, предусмотренным ранее действующим законодательством, напротив всецело признаю эту конституцией установленную обязанность, но в соответствии именно с законодательством и действующем на момент проверки и в порядке им установленном. При этом, считаем, что во избежание нарушения наших прав и требований законодательства, дальнейшие действия налоговых служб по проверке правильности исчисления и уплаты налогов за этот период, так же должны производиться в соответствии с порядком, четко и действительно установленным действующим законодательством. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9.10.02 г. № 1102 было утверждено Положение о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан, но и оно не содержит права НК на проверку налогов, не предусмотренных действующим налоговым законодательством. Таким образом, НК не имеет законного права проводить проверку за период на который действие Налогового Кодекса не распространяется, а так же вручать уведомление по исполнению налоговых обязательств им не установленных. В обоснование своих действий по зачислению одних видов налогов (выявленных при проверке) в счет уплаты на счета других (при взыскании) НК приводит наличие таблицы перехода кодов бюджетной классификации разработанной МинФином для зачисления поступления ранее действующих налогов. Однако ст. 1 Закона Республики Казахстан от 1.04.99 года N 357-1 «О бюджетной системе» устанавливает, что бюджетная классификация это группировка поступлений в бюджет и расходования из него по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам, а ст.7, 11 четко устанавливаются виды поступлений из которых формируется бюджет, но там так же нет налогов, не предусмотренных действующим законодательством. Напротив, там указаны только те виды налогов, которые предусмотрены Налоговым кодексом (новым). Кроме того, если уж и рассматривать наличие разработанной Министерством финансов таблицы перехода (по кодам) с одних видов налогов на другие, как законное обоснование, то уж ни как не проведения проверок и направления уведомления, только для механизма проведения зачетов, которые в соответствии с Налоговым кодексом могут производится только по заявлению налогоплательщика установленной формы. Какие мысли будут по этому поводу? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Mustafa78 Опубликовано 17 Февраля 2004 Жалоба Share Опубликовано 17 Февраля 2004 Я согласен с тем, что налоговое законодательство - это не есть утративший силу закон о налогах. В таком случае налоговики, действительно, не могут проверять исполнение норм неналогового законодательства. Я думаю, что это ошибка законодателя, ведь во многих кодексах есть "Переходные положения", обеспечивающие преемственность, а в НК РК их нет. Ничего нового для Вас, конечно, не сказал, но и ничего не ответить после утери времени, затраченного на прочтение Вашего заявления, как-то обидно. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Александр Чашкин Опубликовано 18 Февраля 2004 Жалоба Share Опубликовано 18 Февраля 2004 Таким образом, НК не имеет законного права проводить проверку за период на который действие Налогового Кодекса не распространяется, а так же вручать уведомление по исполнению налоговых обязательств им не установленных. Интересный подход. Вы уже обкатали в суде такую конструкцию? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Миу Опубликовано 19 Февраля 2004 Жалоба Share Опубликовано 19 Февраля 2004 Уважаемый Александр Чашкин! в суде мы эту тему обкатали. Да еще как!!! Эконом. суд, область и даже надзор вынесли решение в нашу пользу. Но потом, налоговики спохватились, а также учитывая не малые суммы начисленных налогов, Верховный суд в повторном надзоре по жалобе НК все наши решения 1, 2 и надзорной инстанции поломали.Вот так. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость nalogovik Опубликовано 5 Марта 2004 Жалоба Share Опубликовано 5 Марта 2004 согласен действительно ст 37 Закона об нпа законы обратной силы не имеют ! зачем было писать про др статьи не вижу смысла и так ясно пришли к вам сегодня и применяют закона о налогах, кот действоал еще тогда сдурели они!!!!! почему вас так лоханули? где есть аткие судебный решения? надо в журнале будет раскритивовать что такие суд решения позорят тока кз где можны взять такие решения где вас обламали? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Миу Опубликовано 12 Марта 2004 Жалоба Share Опубликовано 12 Марта 2004 Уважаемый nalogovik, да Вы правы, нас лоханули, причем нагло. Что касается решений, то я могу Вам показать только наши. Да тут собственно и не о решениях идет речь, а о решении. Ведь нас обломал Верховный суд. До этого 1, 2, и надзор в области приняли решения в пользу того, что НК не имеет права проверять прошлые периоды, т.к. Закон обратной силы не имеет. Я получила Ваше письмо на личную почту, но совершенно не умею пользоваться личной почтой, почему-то не отправляются письма, ну в лучшем случае возвращаются. Вот так. Если хотите познакомиться с тем, с чем столкнулись мы, то дайте мне знать. Пришлите свой электронный адрес, я Вам отправлю сообщение через обячную почту. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендуемые сообщения