Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Уважаемые коллеги!

Уже несколько дней в силу необходимости читаю и перечитываю ЗРК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" (вводится в действие с 01 июля 2003 года). Всего-то 16 статей. А столько "перлов" законодателя...На мой взгляд, чрезвычайно сырой акт. Предлагаю угадать, сколько дополнений и изменений будет внесено в него еще до введения в действие. На мой взгляд, - не менее 5-ти. Кто больше?

С уважением, VK :wink:

Опубликовано

давайте его лучше обсудим

мне кажется года 3 никаких изменений не будет

руки не дойдут

Опубликовано

Доброе утро, рад отклику! Посмотрите пояснительную записку Премьера к проекту, №204035 от 11.06.2002 г. Целью законодателя является: 1.Минимизация теневого оборота 2. Увеличение производства на наших НПЗ. 3. Улучшение качества нефтепродуктов.

А главное, - уменьшение реально существующих скачков цен и дефицита нефтепродуктов в периоды уборочных и посевных компаний. То есть предполагается, что после введения в действие закона наши НПЗ будут работать на полную мощность, соответственно, не будет дефицита бензина и соляры, соответственно, снизятся цены. Главная причина существующего сейчас положения дел, - нефтянники предпочитают гнать нефть на экспорт, нежели на местные НПЗ, поскольку, во-первых, - продажа на экспорт облагается НДС по нулевой ставке, во-вторых, - мировые цены выше, норма прибыли выше. Поэтому государство пытается административными рычагами заставить нефтянников поставлять в определенных Минэнергетики и минресурсов объемах нефть на НПЗ. Экономических рычагов,- налоговое и таможенное планирование в интересах государства, законодатель практически не применяет, все путем адм.принуждения. Но вот механизм понуждения с точки зрения права...Нарушаются основные постулаты, закрепленные в Конституции, Гражданском Кодекса, - свобода предпринимательской деятельности, свобода волеизъявления при заключении договоров. И в принципе, разработыики закона это прекрасно понимают, отсюда в законе:

Статья 3. Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов

1. Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов осуществляется Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом....

2. Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов включает в себя:

1) лицензирование деятельности по производству нефтепродуктов;

2) установление минимальных объемов производства нефтепродуктов при условии утверждения государственным органом в области энергетики объемов поставок сырой нефти и (или) газового конденсата... То есть получается, что если Минэнерго таковые объемы не утвердит, - соответственно, не могут быть утверждены и минимальные объемы производства для НПЗ. Отсюда вопрос, - смысл такого псевдогосрегулирования?

С уважением, VK

Опубликовано

:biggrin3: А пункты 2 и 3 12-й? Меня лично как автолюбителя очень опечалил. Приезжаешь числа так 3-го января 2004 года на родимую заправку возле дома, а она закрыта, - не успели приборы учета и компьютерную систему поставить...А те кто поставил, - денежки затраченные надо компенсировать. На чем, - на повышении цены, конечно. Поэтому я и думаю, что каким-то образом пролоббируют бензиновые короли либо отмену, либо по крайней мере оттяжку введения этой меры.

Любопытная публикация.

"Куда нас тянет Минфин? Господин Какимжанов, наверное, еще в те времена попал в волну автоматизации и никак не может из нее выплыть"

13.03.2003

Источник: газета "Время", Амиржан Бримжанов, опубликовано 13.03.2003 г.

В парламенте Республики Казахстан продолжаются обсуждения проекта Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”, представленного Министерством финансов. Основной целью внесения законопроекта является “создание законодательной основы для построения сбалансированной комплексной системы механизмов государственного регулирования в области производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, обеспечивающей стабильность внутреннего рынка и экономическую езопасность”, т.е. в целом Минфин руководствуется благими намерениями - избежать скачков цен на ГСМ и обеспечить низкие цены, но...

Нам трудно анализировать механизмы регулирования в области производства ГСМ на нефтеперерабатывающих заводах, т.к. с условиями переработки скорее всего знаком довольно узкий круг нефтяных трейдеров и хозяев (руководителей) НПЗ. Но на рынке оборота ГСМ участвует довольно широкий круг крупных оптовых компаний, хозяев нефтебаз и АЗС. Поэтому именно эту область - оборот нефтепродуктов - мы хотим рассмотреть. Законопроект сужает круг контрагентов на рынке ГСМ, начиная от выхода продукции с нефтеперерабатывающих заводов до конечного потребителя. Это говорит о том, что за счет уменьшения операторов (оптовиков) на рынке нефтепродуктов цена для конечного потребителя ГСМ должна существенно снизиться.

Меньше оптовиков, меньше посредников между нефтеперерабатывающими заводами и АЗС, соответственно, меньше будет “накрутка” цены на ГСМ. Казалось бы, все по правилам экономики, но если оптовиков будет не так много, а главное, на этот рынок нефтепродуктов не смогут войти новые участники (из-за дороговизны), то может сыграть обратный эффект. Оптовики просто договорятся о высоких ценах на ГСМ.

Конечно, можно попытаться “госрегулированием” повлиять на оптовиков, чтоб они не завышали цен, но монополисты всегда смогут обосновать свои “затраты”. На них может повлиять только конкуренция со стороны других операторов. Будет прибыль - будет приток новых оптовиков, а значит, будет конкуренция, которая приведет к снижению цен на ГСМ.

Рассмотрим схему оборота нефтепродуктов: отправной точкой в этой цепи является нефтеперерабатывающий завод, откуда ГСМ покупают крупные оптовики. Их можно разделить на две группы. Первые, основные, - это представители финансовых групп, которые обычно не имеют собственных нефтебаз или других основных средств. Их основная цель - быстрее купить и быстрее продать, прибыль у них небольшая: до 10 долларов за одну тонну (приблизительно 1,0 тенге с каждого литра бензина). Неплохой доход у них складывается за счет скорости оборота.

Вторая небольшая категория оптовиков - это хозяева нефтебаз. Тяжело иметь свободные финансовые средства, купив приблизительно за 1 миллион долларов США хотя бы одну хорошую нефтебазу. Соответственно, и на прибыль у них другие запросы, чтобы быстрее вернуть свои средства, затраченные на покупку нефтебазы.

Но законопроект “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” сразу же исключает из рынка нефтепродуктов первую (основную) группу крупных трейдеров, т.к. они не имеют собственных нефтебаз (статья 12, пункт 3, законопроекта гласит, что “оптовая и розничная реализация нефтепродуктов допускается производителями нефтепродуктов, а также лицами, осуществляющими реализацию с автозаправочных станций и баз нефтепродуктов, услуги которых сертифицированы”).

Согласно статье 12, пункт 4, реализация с “баз нефтепродуктов допускается при наличии компьютерной системы учета, обеспечивающей автоматизированную передачу уполномоченному органу информации об объемах приобретения и реализации нефтепродуктов”. Задача автоматизации передачи информации об объемах приобретения и реализации нефтепродуктов сводится к задаче автоматизации снятия остатков нефтепродуктов в емкостях нефтебазы. А установка автоматизированной аналогичной системы для одной емкости стоит десятки тысяч долларов плюс обслуживание и сопровождение. Если учесть, что в среднем на одной нефтебазе от 15 до 50 емкостей и более, то цена автоматизации одной нефтебазы достигает 1 миллиона долларов. То есть надо построить (купить) нефтебазу за 1 миллион долларов плюс автоматизировать еще за 1 миллион долларов.

Вообще в Казахстане для светлых нефтепродуктов (бензин, дизтопливо) нет ни одной автоматизированной нефтебазы (даже нефтебазы государственного матрезерва не имеют системы автоматизированного снятия остатков ГСМ). Оснащение нефтебаз дорогостоящей системой учета моментально приведет к росту цен за услуги хранения ГСМ и, соответственно, к повышению розничной цены ГСМ.

Заметим, что в начале 90-х годов, когда были в основном только государственные нефтебазы, минимальный процент за хранение ГСМ на нефтебазе составлял от 7 до 10% в месяц, даже нефтебазы Министерства обороны брали минимум 10% в месяц.

Разница цен между оптом и розницей (АЗС) доходила до 50-60%, поэтому оптовики могли платить нефтебазам 10% и более за один месяц хранения. Но сейчас стоимость хранения на нефтебазах составляет 1,5-2% в месяц. Если вышеуказанный законопроект все-таки будет принят, то розничные цены на АЗС могут увеличиться на 50-60% и более. Таким образом создаются условия для искусственного дефицита ГСМ, особенно в малых городах и селах, т.к. там вообще может не оказаться ни одной нефтебазы, не говоря уже о сертифицированной (автоматизированной). А этот законопроект надо принимать, видимо, как подарок Минфина к году поддержки аула и села.

Вызывает опасения и тот факт, что по степени экономической важности данный закон не уступает Земельному кодексу: без ГСМ не будет развития села, ведь ГСМ - это основное средство каждого агрария. Так к чему такая спешка, за полгода разработки закон уже почти принят? Какие мотивы движут Минфином? Какие подводные течения ускоряют принятие закона? Какие подводные камни еще не различил для себя Минфин?

Быть может, это чей-то заказ или просьба? Эта ситуация напоминает нам то время, когда с подачи тогдашнего замминистра финансов г-жи

Ж. Ертлесовой сумма акциза с НПЗ была распределена между самими нефтеперерабатывающими заводами и АЗС. Акциз размером 5000 тг. за тонну был разбросан так, что 4500 тг. за тонну платил завод, а 500 тг. за тонну платила АЗС в местный бюджет. А потом налоговые инспекции “гонялись” за акцизами по всему Казахстану. Так не легче ли вернуть весь акциз на нефтеперерабатывающий завод, а десятую его долю отдать местному бюджету пропорционально численности населения? Тем самым Минфин действительно бы облегчил себе жизнь централизованным сбором акциза с нескольких НПЗ, чем с сотен и тысяч АЗС по всему Казахстану.

А если затронуть налог на добавленную стоимость (НДС), то действующая единая автоматизированная система учета НДС налогового комитета позволяет проследить все взаимоотношения между НПЗ, оптовым покупателем и АЗС, что снижает возможность уклонения от уплаты НДС. Просто аккуратнее и кропотливее надо вести учет!

В конечном счете можно сделать вывод, что для контроля за производством и оборотом нефтепродуктов не обязательно внедрять столь дорогостоящую автоматизированную систему учета, когда можно усовершенствовать уже имеющийся инструментарий сбора налогов по акцизу и НДС.

Аналогично ситуация обстоит и с автозаправочными станциями. Согласно статье 12, пункт 4, проекта Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”, реализация нефтепродуктов с автозаправочных станций “допускается при наличии компьютерной системы учета, обеспечивающей автоматизированную передачу уполномоченному органу информации об объемах приобретения и реализации нефтепродуктов”.

Учет реализации нефтепродуктов на АЗС происходит через счетчики колонок и кассовый аппарат, а учет приобретения нефтепродуктов можно автоматизировать только через датчики контроля уровня объема нефтепродуктов в емкостях АЗС, т.е. опять необходима весьма дорогостоящая автоматизированная система учета объема нефтепродуктов на АЗС.

Даже на АЗС высшего уровня, по нашим сведениям, отсутствует автоматизированная система учета уровня остатков ГСМ, хотя стоимость каждой АЗС составляет от 700 тысяч долларов и выше.

Поэтому когда господин Какимжанов заявил, что переход на новые стандарты больших затрат со стороны владельцев АЗС не повлечет, то получается, что или мы неверно трактуем законопроект, или он до конца не понимает весь комплекс мероприятий по внедрению автоматизации системы передачи объемов приобретения и реализации нефтепродуктов.

Конечно, можно еще надеяться установить автоматизированную систему учета ГСМ хотя бы на таких стратегически важных нефтебазах, как объекты государственного матрезерва, но устанавливать такую систему на АЗС - это уже граничит с абсурдом. Даже в такой развитой и очень богатой стране, как США, далеко не на всех АЗС установлены такие автоматизированные системы учета.

Безусловно, очень бы хотелось все автоматизировать и видеть весь оборот на голубом мониторе налогового комитета, но это больше напоминает прежние времена, когда некоторые “продвинутые” политики пытались автоматизировать каждое рабочее место строителя коммунизма. Господин Какимжанов, наверное, еще в те времена попал в волну автоматизации и никак не может из нее выплыть.

Но он забыл про наших хакеров, которые могут не то что “войти” в компьютер любой АЗС, но и взломать почти любую защиту информационной системы вплоть до банковской или военной.

Как это ни печально, но даже у такого благого начинания, как повсеместная всеобъемлющая автоматизация-компьютеризация, есть оборотная сторона медали. Даже если просто введена на АЗС только реализация нефтепродуктов через компьютерную систему учета, то уже для хакера среднего уровня есть возможность поработать с компьютером АЗС. Через компьютер АЗС можно ввести “суперэкономию”, скажем, на 20 литров бензина по счетчику заливать меньше - 18 литров, а когда придет Госстандарт для проверки - залить 20 литров по счетчику, да еще и долить 200 мл. И все это можно делать оператору АЗС, не выходя из операторской, даже не подходя к колонке. А для сравнения: на АЗС без автоматизированной системы учета реализации, т.е. без компьютера, чтобы установить “экономию”, необходимо сначала сорвать пломбу Госстандарта, потом подкрутить механизмы, регулирующие объемы залива бензина, а потом еще успеть до прихода работника Госстандарта восстановить все в нормальное состояние.

Через компьютер можно показать любую реализацию нефтепродуктов, какую пожелает хозяин АЗС. Заметьте, не фактическую, а любую - не надо вскрывать колонки, срывать пломбы Госстандарта и налогового комитета, все будет “автоматизировано”! Аналогично любые данные (не фактические) можно будет показать на нефтебазе (если они все-таки все будут автоматизированы). И опять налоговый комитет получит искаженные данные оборота нефтепродуктов. Хотя есть очень простой способ учета передвижения любых грузов, работающий не один год, - это наша национальная компания “КазахстанТемирЖолы”, где через 5-10 лет поднимут данные - сколько, откуда и кому поступило ГСМ.

Таким образом, исключение крупных трейдеров нефтепродуктов, не имеющих собственных нефтебаз, и сама автоматизация нефтебаз могут привести к повышению цен на АЗС для конечного потребителя на 60-70% и более. Если еще разом убрать все контейнерные АЗС, которые составляют 20% всех АЗС, то скачки цен могут дойти и до 100%.

Нельзя так кардинально менять всю конъюнктуру рынка нефтепродуктов. Заметьте, за последние полтора года в Казахстане не было резких скачков цен на ГСМ. Именно в это время правительство РК не принимало никаких постановлений (законов) об “искусственном” регулировании оборота нефтепродуктов (за исключением сезонных запретов на вывоз мазута и дизтоплива).

Во всем мире в связи с ожидаемой войной в Ираке поднимаются цены на нефть и нефтепродукты, а в Казахстане все цены остались на прежнем уровне. Это подтверждает, что казахстанский рынок нефтепродуктов становится стабильным и достаточно устойчивым даже по отношению к колебаниям цен в мировом масштабе. Отсюда вопрос: а нужна ли реформа? Слишком дорогая цена всей этой компьютеризации (автоматизации) оборота нефтепродуктов. Все это ляжет тяжким бременем на экономику всей страны.

____________________

С уважением, VK

[ 15 Май 2003: Сообщение отредактировано: VK ]

Опубликовано

Уважаемые коллеги! Кто может подсказать по вышеупомянутому закону:

Статья 3. Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов

...Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов включает в себя:

...3) осуществление контроля над оборотом нефтепродуктов в соответствии с компетенцией Правительства Республики Казахстан, определяемого им уполномоченного и иных государственных органов, а также посредством мониторинга через единую базу данных производства и оборота нефтепродуктов, введения сопроводительных накладных и установления порядка декларирования...

...Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

...6) определяет форму, порядок и сроки представления деклараций.

Что за "декларирование" и что за "декларации"?

В понятийном аппарате (ст.1) ничего нет.

С уважением, VK

Опубликовано

Ну, наверное то декларирование, которое в ст. 11 прописано.

Опубликовано

Фу-у-у! Вот что бывает, когда много раз перечитываешь один и тот же текст, - глаз "замыливается". Игорь, спасибо!

С уважением, VK

Опубликовано

Пп 2 пункта 2 ст.8 Закона, - приостановление действие лицензии в случае необеспечения минимума производства. Какова тут логика, - если лицензия приостановлена, соответственно, производство приостанавливается!!?Объемы производства от этого явно не возрастут...Как решаются вопросы остановки производства в случае приостановления действия лицензии, если на производстве присутствует единый производственно технический цикл, невозможный к остановке, либо нежелательный в связи с большими затратами на возобновление? У кого-нибудь что-то было в практике по такой приостановке лицензии?

С уважением, VK

[ 16 Май 2003: Сообщение отредактировано: VK ]

Опубликовано

:biggrin3: Коллеги!!! Кто подскажет, - лицензиар производства нефтепродуктов? По смыслу Закона "О гос.регулировании...", а также посл.изм. и доп. в законы "О лицензировании", "О нефти", - вроде бы Минэнерго и минресурсов. Однако, на сегодняшний день пока прямо нигде не сказано. Или все же т.н. "Уполномоченный орган"?

С уважением, VK

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования