Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Изъятие пенсионных накоплений


Рекомендуемые сообщения

2 решения, 2 обоснования, вот первое-

Постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 20 апреля 2004 года N 3 О соответствии Конституции Республики Казахстан подпункта 5) пункта

1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 "Правил осуществления

пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет

обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных

взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением

Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года, N 661

   В Конституционный совет Республики Казахстан поступило представление Верховного суда республики о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства республики от 4 июля 2003 года, N 661 (далее - Правила).

    Поводом для обращения в Конституционный совет явилось гражданское дело, рассматриваемое Верховным судом в качестве суда первой инстанции по исковому заявлению гражданина Кистера И.А. о нарушении его конституционных прав действующим пенсионным законодательством.

    В своем заявлении Кистер И.А. указывает, что он является гражданином Казахстана и желает выехать на постоянное место жительства в ФРГ, однако ЗАО "Открытый накопительный фонд "Сеним" отказалось выплатить ему его пенсионные накопления.

    В ходе рассмотрения данного дела Верховный суд пришел к выводу, что нормы действующего пенсионного законодательства ущемляют права граждан Республики Казахстан, закрепленные в пункте 2 статьи 26 и пункте 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан, и обратился в Конституционный совет с представлением о признании неконституционными подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 Правил.

    При проверке конституционности указанных в обращении норм пенсионного законодательства Конституционный совет Республики Казахстан исходит из следующего.

    1. Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Указанный пункт предполагает, что Республика Казахстан будет развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства (постановление Конституционного совета республики от 21 декабря 2001 года, N 18/2).

    Одним из основных прав человека и гражданина, которое признается и гарантируется Конституцией Казахстана, является право на собственность.

    Согласно статье 26 Конституции, граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (пункт 1). В указанной статье Конституции (пункт 2) также подчеркивается, что собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Основного закона в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции, "собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом". Следует отметить, что указанные конституционные нормы содержатся в разделе I "Общие положения" Основного закона, которые имеют определяющее значение, поскольку закрепляют основные принципы и начала правового регулирования отношений собственности (постановление Конституционного совета от 7 июня 2000 года, N 4/2).

    Приведенные нормы создают конституционные предпосылки для реализации других социально-экономических прав, закрепленных в Конституции республики, в том числе и права на пенсионное обеспечение.

    Согласно пункту 1 статьи 28 Конституции, гражданину республики гарантируется минимальный размер пенсии и социальное обеспечение по возрасту и по иным законным основаниям. В постановлении Конституционного совета от 12 марта 1999 года N 3/2 при толковании пункта 1 статьи 28 было разъяснено, что возведение конкретной разновидности прав или свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции о его гарантированности означает, что государство возлагает на себя обязанность через создаваемые им системы и структуры обеспечить реализацию этих прав и свобод. Правовые механизмы обеспечения и реализации конституционного права на пенсию закреплены в Законе Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", а также в иных нормативных правовых актах республики.

    Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.

    2. Правовая природа правоотношений, формирующихся между пенсионным фондом и гражданином, отличается от отношений товарно-денежных и иных основанных на равенстве участников имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Отношения между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом складываются на основе Конституции, соответствующих ей законов и иных нормативных правовых актов. Пенсионные правоотношения строятся не на равенстве участников, а имеют преимущественно публично-правовой характер.

    В случаях несвоевременного удержания (неначисления) и (или) неперечисления обязательных пенсионных взносов государство, в лице налоговых органов, вправе применить меры принудительного взыскания, установленные законодательством.

    Сторонами договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов являются вкладчик обязательных пенсионных взносов и накопительный пенсионный фонд. Договор о пенсионном обеспечении относится к обязательным видам договоров, обязанности сторон предусматриваются требованиями Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Предметом договора являются пенсии, получать которые вкладчики могут при наличии условий, определенных в Конституции (пункт 1 статьи 28) и принятом в соответствии с ней Законе "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

    Пенсионные накопления, которые учитываются на индивидуальных пенсионных счетах вкладчика, являются его собственностью, но, в силу требований пункта 2 статьи 6 и пункта 1 статьи 28 Конституции, вкладчик в соответствии с законом не может временно распоряжаться и пользоваться пенсионными накоплениями до наступления определенного юридического факта (возраст и т. д.), дающего право на получение пенсии. Полное право собственности на пенсионные накопления, имеющиеся на накопительных счетах, возникает у вкладчиков только тогда, когда эти средства в соответствии с пенсионным законодательством переходят в распоряжение гражданина.

    3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, что согласуется с пунктом 4 статьи 12 Основного закона. При выезде с территории Республики Казахстан на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранный гражданин и лицо без гражданства теряют право на пенсионное обеспечение в Республике Казахстан. В отношении этих лиц, таким образом, прекращают действовать закрепленные в статье 2 3акона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" пенсионные гарантии. Необходимым условием распространения указанных гарантий является постоянное проживание на территории Республики Казахстан. Это означает, что при выезде за пределы Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства договор о пенсионном обеспечении прекращается. Если получение пенсионных выплат является исполнением условий договора, то их полное изъятие - досрочным расторжением договора.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конституции минимальный размер пенсии гарантируется лицам, являющимся гражданами Республики Казахстан. При достижении гражданами других государств и лицами без гражданства пенсионного возраста, установленного пенсионным законодательством Казахстана, в случаях отсутствия у этих лиц пенсионных накоплений в пенсионных фондах республики, государство не обеспечивает их обязательным минимальным размером пенсии, если иное не предусмотрено законами или международными договорами республики.

    В подпункте 5) пункта 1 статьи 23 и подпункте 8) пункта 1 статьи 27 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" предусмотрено, что вопросы изъятия пенсионных накоплений вкладчиками должны быть урегулированы законодательством. Принятые в развитие этой нормы Правила предусматривают исчерпывающий перечень случаев изъятия пенсионных накоплений. Правилами предусмотрено право на изъятие таких пенсионных накоплений только вкладчиками - иностранными гражданами и лицами без гражданства, выезжающими или выехавшими на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. Соответственно, их выезд за пределы Казахстана является основанием прекращения правовых отношений с республикой, вытекающих из пенсионного законодательства.

    Гражданин республики, реализуя свои права, закрепленные в статье 21 Конституции республики, может выехать за пределы республики на постоянное место жительства. При этом, в случае изъятия им всех имеющихся пенсионных накоплений, государству Казахстан невозможно будет обеспечить в полной мере вышеназванные конституционные гарантии пенсионного обеспечения. Сохранение за гражданами республики пенсионных накоплений до условий, определенных в Конституции и Законе "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (возраст и т.д.), не ущемляет их право собственности, а, наоборот, повышает гарантии социальных прав. И поэтому в данном случае речь не идет об ограничении права, предусмотренного пунктом 2 статьи 26 Конституции. Не ущемляются здесь и права и свободы, закрепленные в статье 14 Основного закона.

    Тем самым, выполняя свои конституционные обязательства перед своими гражданами, Республика Казахстан формирует определенную систему правовых мер и для соблюдения социальных прав иностранцев и лиц без гражданства, закрепленных в Конституции и законодательстве республики.

    Системный анализ норм Конституции позволяет сделать вывод о том, что основные вопросы пенсионного обеспечения тесно взаимосвязаны с правом собственности. Положения части 3 статьи 39 должны пониматься, как это было показано выше, в контексте решения взаимных прав и обязанностей государства и личности.

    Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, регламентированы самой Конституцией и вопрос о несоответствии рассматриваемых норм пенсионного законодательства статье 39 Конституции Республики Казахстан не возникает.

    Таким образом, Конституционный совет считает, что подпункт 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", а также подпункт 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан 4 июля 2003 года N 661, не противоречат статьям 26 и 39 Конституции Республики Казахстан.

    На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31-33 и 37, подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном совете Республики Казахстан", Конституционный совет Республики Казахстан

    постановляет:

    1. Признать подпункт 5) пункта 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункт 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 661, соответствующими Конституции Республики Казахстан.

Председатель

Конституционного совета

Республики Казахстан Ю. Хитрин

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот второе-

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №2а-3

Коллегия по гражданским делам Павлодарского областного суда в составе:

председательствующего В.Н. Каракулевой, судей Р.А.Алеевой и Л.И.Парамоновой, с участием прокурора Р.Карагаева, представителя истца адвоката Б.И.Алимжановой и представителя ответчика А.В.Потапенко ( доверенность №05-10-100 от 10.12.03г), рассмотрев 6 января 2004 года в открытом судебном заседании в здании областного суда гражданское дело по иску Гайдунко Валерия Петровича к ЗАО «Открытый накопительный пенсионный фонд «СЕНИМ» о взыскании суммы пенсионных накоплений, возмещении морального вреда и судебных расходов, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Павлодарского городского суда от 26 ноября 2003 года,

у с т а н о в и л а:

Гайдунко В.П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 21 марта 2000г. он заключил с ответчиком договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, согласно п. 2.1. которого он вправе расторгнуть этот договор в одностороннем порядке, с изъятием своих пенсионных накоплений в случае выезда на постоянное место жительство за пределы Республики Казахстан.

В настоящее время он выезжает за пределы РК на постоянное место жительство, что подтверждено соответствующими документами, желает расторгнуть договор и изъять свои пенсионные накопления, но ответчик отказался их выплатить, мотивируя тем, что на этот счет имеется запрещающее письмо председателя Нацбанка РК. Считает, что отказ ответчика является не законным, противоречащим Закону «О пенсионном обеспечении в РК» Просит взыскать накопленную сумму пенсионных взносов-133959 тенге, возместить моральный вред в сумме 10000 тенге за то, что по вине ответчика он вынужден был отложить дату выезда, что повлекло нравственные страдания, дополнительные материальные затраты, а также возместить судебные расходы по оплате помощи адвоката –12000 тенге и по уплате госпошлины.

Решением Павлодарского городского суда от 26 ноября 2003 года взыскано с ЗАО «Открытый накопительный пенсионный фонд «СЕНИМ» в пользу Гайдунко В.П. пенсионные накопления в сумме 133959 тенге, компенсация морального вреда –10000 тенге, расходы по оплате помощи представителя-12000 тенге и по госпошлине-1776 тенге.

В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением, указал, что в п.2.2. «Договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов» от 1.03.2000г., определено, что порядок получения пенсионных выплат определяется действующим на момент выплат пенсионным законодательством РК. Однако суд не принял это во внимание и признал ссылку на этот пункт несостоятельной.

Суд разделил такие понятия как «выплата пенсионных накоплений» и «изъятие пенсионных накопления», хотя Закон не содержит определений данных понятий, все перечисления денег, осуществляемые Фондом Получателям, являются выплатами пенсионных накоплений.

До 1 января 2003 г. законодательство РК предусматривало право граждан РК на получение пенсионных накоплений при выезде за пределы РК на постоянное место жительство. После вступления в силу Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О пенсионном обеспечении в РК» от 29 декабря 2002 г., граждане РК уже не имеют право на получение пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, это право принадлежит лишь иностранцам и лицами без гражданства.

Постановлением правительства РК от 4 июля 2003 г. №661 были утверждены Правила осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, в котором также не определен порядок выплаты пенсионных накоплений гражданам РК, выезжающим на постоянное жительство за пределы РК.

Право на получение пенсионных выплат, куда входили и граждане РК, выезжающих за пределы РК было предусмотрено в Правилах представления в накопительные пенсионные фонды документов на получение пенсионных выплат или изъятие пенсионных накоплений»,утвержденных Приказом Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов от 11.01.2000г.№6-П и Постановлении Нацбанка РК от 2 сентября 2002г. №358 «О внесении изменений и дополнений в указанный пр иказ. Однако 6 октября 2003 г. Правление Нацбанка РК приняло постановление №359, которым признал утратившим силу указанные нормативные акты. Таким образом, на момент обращения Гайдунко в Фонд, законодательство уже не содержало норм, предусматривающих право граждан РК на получение пенсионных выплат при выезде за пределы РК. Суд необоснованно сделал ссылку на п.3 ст.29 Закона, поскольку в данной статье идет речь о пенсионных правилах, утвержденных Фондом и согласовываемых с уполномоченным органом, а не о правилах, утверждаемых Правительством РК.

Просит отменить решение и вынести новое решение об отказе в иске.

Апелляционный протест прокурора г. Павлодара отозван зам.прокурора Павлодарской области письмом № 8-1-1201-03.

Заслушав доклад судьи Каракуловой В.Н пояснение представителей сторон по существу жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, проверив доводы жалобы и материалы дела, коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу ст. 272 ГК РК обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

Как видно из материалов дела 1 марта 2000 года между сторонами был заключен пенсионный Договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, согласно п.2.1. которого истец Гайдунко В.П., именуемый «Вкладчик(Получатель), имел право расторгнуть договор в одностороннем порядке с изъятием своих пенсионных накоплений в случае выезда на постоянное место жительства за пределы РК с подтверждением указанных намерений соответствующими документами, а ОАО «Открытый пенсионный фонд «Сеним», именуемый «Фонд» обязан осуществить за счет средств Получателя операции по переводу всей суммы его пенсионных накоплений за указанный Получателем счет в банке, в течение семи банковских дней со дня подачи заявления.

Данное условие договора соответствует действующему Закону РК «О пенсионном обеспечении в РК» (далее- «Закон»), согласно п. 8 ст. 27 которого вкладчики обязательных пенсионных взносов и получатели пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов имеют право изымать пенсионные накопления при выезде на постоянное место жительство за пределы РК в соответствии с законодательством РК.

Аналогичная норма была заложена и в утвержденный постановлением Правительства РК от 21.09.97г., с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства РК от 15.06.99г, 29.12.00г, 28.12.01г. и 15.01.2002г, «Порядок осуществления пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов».

Однако, когда в октябре 2003 года Гайдунко В.П. обратился к ответчику с заявлением о расторжении договора и изъятии его пенсионных накоплений в связи с выездом на постоянное место жительство в Германию, Фонд, нарушив условия договора, отказал выполнить взятые на себя обязательства- выплатить Вкладчику пенсионные накопления, сославшись на изменение пенсионного законодательства.

Между тем, согласно ст. 383 ГК РК, если после заключения договора законодательством устанавливаются обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.

В связи с этим ответчик обязан был исполнить условия договора, независимо от изменения законодательства, поэтому ссылка ответчика на изменение законодательства, противоречит указанной норме гражданского кодекса.

Вместе с тем, анализируя доводы ответчика об изменении законодательства, суд пришел к правильному выводу о необоснованности этих доводов.

Так, ответчик, в обоснование законности своего отказа в изъятии пенсионных накоплений, ссылается на ст. 23 Закона РК «О пенсионном обеспечении», а также на тот факт, что 4 июля 2003 г. постановлением Правительства РК №661 был отменен прежний Порядок осуществления пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов», от 21 сентября 1997г. и утверждены новые «Правила осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов») (далее-Правила), в которых не предусмотрено право граждан РК изымать свои вклады при выезде из страны.

Однако суд правильно указал, что ст. 23 Закона не имеет отношения к требованиям истца, поскольку в ней идет речь о праве вкладчиков на выплату им пенсионных накоплений, а истец ставит вопрос об изъятии пенсионных накоплений, право на которое предусмотрено специальной нормой –ст. 27 того же Закона, согласно которой право на изъятие накоплений имеют все вкладчики, выезжающие на ПМЖ за пределы РК, без учета их гражданства.

Выплата и изъятие пенсионных накоплений не являются тождественными понятиями, поскольку в п.2.1. ст.1. Закона прямо предусмотрено, что пенсионными активами являются деньги, предназначенные для осуществления пенсионных выплат, а также изъятий из пенсионных фондов, т.е. законодатель тем самым разделил эти два понятия. Кроме того, выплата пенсионных накоплений производится в период действия пенсионного договора, а изъятие из фонда пенсионных накоплений – при расторжении этого договора.

Что касается новых Правил осуществления пенсионных выплат от 4 июля 2003г, на которые ссылается ответчик, то в них действительно речь идет лишь об иностранцах и лицах без гражданства, имеющих право на изъятие пенсионных накоплений. Граждане РК там не упоминаются.

Между тем, согласно ч.1 ст. 37 Закона РК «О нормативных правовых актах» действие нормативно-правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Поскольку указанные Правила изданы после заключения истцом с Фондом пенсионного договора от 1 марта 2000г. и в утвердившем их постановлении Правительства РК не предусмотрена обратная сила этого нормативного акта, суд пришел к правильному выводу о том, что действие Правил не распространяется на отношения, возникшие по договору между Гайдунко и Фондом. Более того, введением этих Правил фактически ухудшено положение граждан РК, выезжающих за пределы РК на ПМЖ, поскольку они не включены в число лиц, имеющих право на изъятие вкладов, поэтому и по этим основаниям Правила также не имеют обратной силы в вопросе изъятия ими пенсионных накоплений.

Необходимо также иметь ввиду, что в силу ст. 4 и ст. 6 Закона РК « о нормативных правовых актах» данные Правила являются подзаконным актом и при наличии противоречий, действуют нормы акта более высокого уровня, т.е. ст. 27 Закона РК « О пенсионном обеспечении …».

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о законности требований Гайдунко об изъятии пенсионных накоплений.

Суд, руководствуясь требованиями ст. 951 ГК РК и постановлением Верховного суда РК «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда». обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании компенсации за причинение морального вреда, исходя из принципа справедливости и достаточности, т. к. истцу незаконно было отказано в реализации его пенсионного права, что причинило ему нравственные страдания, дискомфорт, переживания.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 358 ГПК РК коллегия

П о с т а н о в и л а:

Решение Павлодарского городского суда от 26 ноября 2003 года по данному делу оставить без изменения, жалобу ответчика- без удовлетворения.

Председательствующий: В.Н.Каракулова

Судьи: Р.А.Алеева

Л.И.Парамонова

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Совершенно согласен с правомерностью постановления Коллегии по гражданским делам Павлодарского областного суда.

горжусь моими уважаемыми землячками!  

:leb:  :leb:  :leb: - это в их адрес!  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

Ну ведь все-таки же есть нормальные, соображающие судьи в Казахстане!  Мой почет и уважение им.

Кстати, очень сильный аргумент -

Однако суд правильно указал, что ст. 23 Закона не имеет отношения к требованиям истца, поскольку в ней идет речь о праве вкладчиков на выплату им пенсионных накоплений, а истец ставит вопрос об изъятии пенсионных накоплений, право на которое предусмотрено специальной нормой –ст. 27 того же Закона, согласно которой право на изъятие накоплений имеют все вкладчики, выезжающие на ПМЖ за пределы РК, без учета их гражданства.

Игорь, а будет ли этот документ в базе высвечиваться первым номером при задании поиска на тему - "Пенсионные накопления - Изъятие при выезде"  :leb: :;):

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги !

Мне кажется, что в данном случае столь категоричные выводы - поспешны.

1. Согласно статье 27 Закона вкладчики имеют право изъять накопления при выезде на ПМЖ в соответствии с законодательством. Можно понимать, что "в соответствии с законодательством" относится к выезду на ПМЖ (так считает ссылка СПС Юрист), а можно считать, что это уточнение относится к слову "ихымать". Признаю сразу, что по-русски правильно было бы для второго случая изложить норму, как "изымать в соответствии с законодательством накопления при выезде на ПМЖ". Однако, там, где одно из возможных толкований исключает коллизию, а другое порождает, склонен выбирать первый вариант. Кроме того, в подпункте 21) статьи 1 при определении термина "пенсионные активы" сказано об изъятиях пенсионных наколплений в порядке, определенном законодательством.

Поэтому считаю, что статья 27 дает право вкладчику при выезде на ПМЖ изымать пенсионные накопления в соответствии с законодательством. То есть данное право вкладчика не является абсолютным и может быть ограничено законодательством.

2. Теперь о коллизии.

Исходя из определения, данного в подпункте 21) статьи 1, изъятие пенсионных накоплений производится за счет пенсионных активов. Если предположить, что подпункт 5) пункта 1 статьи 23 не имеет отношения к реализации права вкладчика, предусмотренного подпунктом 8) пункта 1 статьи 27, то возникнет коллизия с пунктом 2-1 статьи 25 Закона, который устанавливает исчерпывающий перечень назначений расходных операций пенсионных активов и не предусматривает изъятие пенсионных накоплений в качестве самостоятельного назначения расходования пенсионных активов. Зато этот пункт предусматривает такое назначение расходования пенсионных активов, как осуществление пенсионных выплат.

Таким образом, если отказать в применении статьи 23 к случаям изъятия при выезде на ПМЖ, деньги вообще никем не должны быть получены, поскольку законом не предусмотрено расходование пенсионных активов на изъятие накоплений, а изъятие, напомню может производиться только в соответствии с законодательством.

Есть и здесь спорный момент - если изъятие и выплата одно и то же, зачем их было делить в том же подпункте 21) статьи 1, но я исхожу из того, что понимание, позволяющие не всем, но большему количеству вкладчиков реализовать свое право, более соответствует действительной воле законодателя, чем трактовка, при которой вообще никто правом на изъятие накоплений воспользоваться не может, что влечет бессмысленность самого права.

3. О практической стороне дела.

Гражданам РК гарантированы Конституцией минимальный размер пенсий и беспрепятственный въезд на территорию РК. Если гражданин РК выехал на ПМЖ в 62 года и изъял при этом все свои накопления, а через год вернулся с намерением умереть в Казахстане, то пенсия платиться ему будет за счет стредств бюджета, то есть наших с Вами налогов. Чем этот гражданин лучше тех, кто на ПМЖ не выезжал и получает пенсию из своих же накопленных денег. Тогда почему он получает возможность тратить свои накопления и получать государственную пенсию.

Если же он утрачивает гражданство РК, находясь за рубежом, то он с момента утраты гражданства, право на изъятие накоплений получает. Ну а в том случае, когда гражданину невтерпеж, пусть отказывается от гражданства и выезжает как лицо без гражданства (такие накопления изымать при выезде имеют полное право).

Еще один вариант - гражданин РК находится на ПМЖ в другой стране и достигает пенсионного возраста. При этом он получает свою пенсию, ведь юридических препятствий для получения таким гртажданином пенсии нет.

4. А вот насчет нераспространения новелл законодательства на ранее заключенные договоры, я согласен, что это так, но думаю, что это несправедливо по отношению к тем людям, которые пенсионные договоры заключили после введения в действие этих новелл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования