Гость Victory Опубликовано 9 Сентября 2002 Жалоба Опубликовано 9 Сентября 2002 Здравствуйте! У меня к Вам такой вопрос. 1 апреля умерла мама, 28 августа этого же года умер папа, после них осталась комната в приватизированном общежитии в Илийском районе п. Отеген батыра. Договор о приватизации есть, но нет регистрации в БТИ, родители по какой-то причине не зарегистрировали. Так вот, как мне оформить эту комнату на себя, как получить наследство, когда нужно оформлять документы, сейчас или по прошествии 6-ти месяцев?
Гость горЕ Опубликовано 9 Сентября 2002 Жалоба Опубликовано 9 Сентября 2002 По наследству- Гражданский кодекс Статья 1073. Выдача свидетельства о праве на наследство 1. Нотариус по месту открытия наследства по просьбе наследника обязан выдать ему свидетельство о праве на наследство. 2. Свидетельство о праве на наследство выдается по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. При наследовании как по завещанию, так и по закону, свидетельство может быть выдано до истечения указанного срока, если у нотариуса имеются достоверные данные о том, что, кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, других наследников в отношении соответствующего имущества либо всего наследства не имеется. По приватизации вариантов много-основные из них рассмотрены в этом документе. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июля 1997 г. N 9 О практике применения законодательства по приватизации гражданами жилых помещений Отмечая неясность некоторых вопросов, возникших в практике применения законодательства при разрешении споров, вытекающих из приватизации государственного жилищного фонда, Пленум Верховного Суда Республики Казахстан постановляет дать судам следующие разъяснения: 1. Законом Республики Казахстан "О жилых отношениях" от 16 апреля 1997 года предусмотрены случаи приватизации жилища из государственного жилищного фонда с согласия совершеннолетних членов семьи на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан, в частности: Типовым положением о продаже гражданам квартир (домов) в личную собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт, утвержденного постановлением Совета Министров Казахской ССР и Казсовпрофа от 10 июля 1989 года N 211, Законом Казахской ССР от 22 июня 1991 года "О разгосударствлении и приватизации", действовавшего до 1 января 1996 года, Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 23 декабря 1995 года "О приватизации", Положением о крупном механизме приватизации государственной собственности в Казахской ССР, утвержденным постановлением Президента Казахской ССР 14 сентября 1991 года, Положением о приватизации государственного жилищного фонда в Республике Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 24 января 1992 года N 66 с изменениями и дополнениями от 20 июля 1992 года, постановлениями Кабинета Министров Республики Казахстан от 3 февраля 1992 года "О порядке оформления права собственности граждан на приобретаемый государственный жилищный фонд" и от 3 января 1994 года "Об утверждении Положения о порядке приватизации государственного жилищного фонда, введенного в эксплуатацию после 1 января 1992 года" с изменениями от 11 января 1995 года, Гражданским Кодексом Республики Казахстан (общая часть), введенного в действие с 1 марта 1995 года Жилищным кодексом Республики Казахстан и другими. Установленные законодательством права нанимателей на приватизацию жилища из государственного жилищного фонда не могут ограничиваться актами органов государственного управления и местных представительных и исполнительных органов. Такие акты являются недействительными с момента их принятия и не должны применяться (пункт 5 статья 3 ГК общая часть). 2. При применении законодательства следует иметь в виду, что граждане, получившие жилое помещение из государственного жилищного фонда до принятия Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях", вправе приватизировать занимаемое помещение по правилам, предусмотренным Жилищным Кодексом Республики Казахстан и другими законодательными актами. Жилое помещение предоставляемое гражданам из государственного жилищного фонда после введения в действие Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях", подлежит приватизации в порядке и на условиях, предусмотренных этим Законом. 3. При переходе государственных предприятий, учреждений, организаций в иную форму собственности или при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или управление правоприемников этих предприятий и учреждений, иных юридических лиц либо в ведение местного исполнительного органа в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и на приватизацию жилища. Вместе с тем, если правоприемники государственных предприятий и учреждений, имевших форму собственности, построили или приобрели за счет своих средств жилые помещения, то такие помещения могут быть приватизированы лицами, проживающими в них по договору найма, только с согласия собственника. 4. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого нанимателя и членами семьи жилого помещения между последними и исполнительными органами, осуществляющими приватизацию, возникает спор о праве гражданском, заявления таких лиц рассматриваются в порядке искового производства. При этом следует иметь в виду, что предметом спора являются права граждан на приватизацию жилища, поэтому государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном пунктом "е" ст. 4 Закона Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года "О государственной пошлине". С исковых заявлений лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, предъявляющих требования о выделе доли в общей совместной собственности, а также в том случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, государственная пошлина оплачивается исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на момент предъявления иска, то есть как с исковых заявлений имущественного характера (пункт "а" ст. 4 Закона РК "О государственной пошлине"). 5. Согласно пункту 2 статьи 13 Закона "О жилищных отношениях" приватизированное жилище переходит в общую совместную собственность нанимателя и постоянно проживающих с ним членов семьи, в том числе временно отсутствующих, если иное не предусмотрено договором между ними. В связи с этим при рассмотрении конкретных дел необходимо устанавливать всех лиц, имеющих право на проживание в приватизируемых квартире или доме, выяснять их отношение к договору приватизации. Следует также учитывать требование закона о том, что выкупить занимаемое жилое помещение в собственность имеют право граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан с согласия всех совершеннолетних членов семьи с применениями купонного механизма только один раз. При этом граждане, не являющиеся членами семьи собственника и проживающие в жилище последнего на правах нанимателя, вправе приобрести в собственность в порядке приватизации другое впоследствии полученное жилище из государственного жилищного фонда на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан. 6. В случае возникновения спора о правомерности договора передачи жилого помещения в собственность одного из его пользователей, правоустанавливающие документы на такое помещение по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом полностью или частично недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной (глава 4 ГК общая часть). 7. Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 23 апреля 1992 года N 374 определены категории граждан , которые пользуются правом на безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда. До принятия этого постановления занимаемые жилые помещения передавались безвозмездно в личную собственность участникам Великой Отечественной войны на основании Указа Президента Казахской ССР от 26 апреля 1990 года "О дополнительных льготах инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, семьям погибших военнослужащих". Оформление Договора о приватизации в соответствие с этими актами, как правило, производится только на лицо, имеющее такие льготы. Поэтому следует разъяснить, что в этих случаях приватизируемое помещение переходит с согласия совершеннолетних членов семьи в общую совместную собственность лица, пользующегося указанной льготой, и членов его семьи. Собственник такого приватизированного помещения не может по своему усмотрению выселить из него лиц, не включенных в договор приватизации. При разрешении этих споров, выясняя доводы и возражения таких лиц против выселения, суды должны проверить обстоятельства и условия, на которых ими было дано согласие на оформление права собственности на имя члена семьи, пользующегося льготами. В необходимых случаях, когда при отказе от приватизации гражданин был введен в заблуждение либо не способен был понимать значение своих действий или когда собственником была нарушена договоренность об условиях такого отказа, гражданам необходимо разъяснять их право на предъявление встречного иска о признании недействительным заключенного договора на приватизацию жилого помещения. 8. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся его членами семьи, согласно статьи 22 Закона "О жилищных отношениях" имеют права, вытекающие из договора найма жилого помещения, они в случае приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними лицам (пользователями) становятся участниками общей совместной собственности на это помещение. В случае нарушения права собственности несовершеннолетнего члена семьи в результате не включения его в договор приватизации, родители несовершеннолетнего или другие лица, представляющие его интересы, вправе с согласия других собственников жилого помещения в органы по приватизации жилья с заявлением о включении несовершеннолетнего члена семьи в договор приватизации либо в суд с таким же иском. 9. Граждане, ставшие собственниками приватизированного жилого помещения, согласно статьи 188 ГК (общая часть) вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая прав и охраняемых законом других лиц и государства. В связи с этим следует иметь в виду, что поскольку выкупленное в порядке приватизации жилое помещение переходит в общую собственность граждан, занимающих это помещение, то отчуждение части такой собственности отдельным ее участником возможно только после установления долевой собственности на это помещение. Продажа одним из участников долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможно лишь при условии, если остальные собственники откажутся от своего права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение срока, предусмотренного статьей 216 ГК (общая часть). 10. Мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности. 11. В силу ст.29 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" принудительное (помимо воли собственника) прекращение права собственности на жилище не допускается за исключением обращения взыскания на жилище вместе с земельным участком по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, изъятия (выкупа) земельного участка, на котором расположен дом для государственных надобностей, реквизиции и конфискации, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан. При рассмотрении конкретных дел, связанных с прекращением общей совместной собственности на жилое помещение путем выплаты денежной суммы или иной компенсации участнику собственности остальными собственниками вместо выдела его доли в натуре суды должны иметь ввиду, что такая выплата допускается только с согласия собственника. Гражданским кодексом (ст. 218) предусмотрено, что доля собственника может быть компенсирована денежной суммой или иным образом и без согласия собственника, либо по решению суда общее имущество может быть продано с публичных торгов с последующим распределением вырученной суммы между участниками общей собственности соразмерно их долям. Рассматривая споры о разделе приватизированной квартиры (дома) суды могут выделить долю собственника в денежном выражении и при несогласии последнего или принять решение о продаже с публичных торгов при условии, что доля соответствующего собственника является незначительной и не может быть реально выполнена либо собственник, доля которого выделяется, не заинтересован существенно в использовании общего имущества и он не проживает в спорном жилом помещении, обеспечен другой жилой площадью, а также если раздел общего имущества производить нецелесообразно. 12. Согласно пункту 5 статьи 13 Закона "О жилищных отношениях" жилые помещения в общежитиях государственного жилищного фонда не подлежат приватизации. При рассмотрении дел по заявлениям граждан на отказ в приватизации по тем основаниям, что жилое помещение является общежитием, суду следует проверять относится ли определенная часть жилого строения к общежитиям, имеется ли документ, подтверждающий именно этот статус, выяснять обстоятельства и условия, послужившие отказу. Учитывая, что согласно Указа Президента Республики Казахстан от 5 апреля 1994 года "Об обеспечении права граждан на жилище" местные органы должны перевести здания, содержащие жилые помещения в виде отдельных квартир и используемые для постоянного проживания граждан и их семей, в состав государственного жилищного фонда без каких-либо дополнительных условий и придать им статус жилых домов, необходимо иметь в виду, что на лиц, проживающих в таких жилых помещениях, распространяются законодательные и нормативные акты регулирующие права нанимателей жилых помещений и членов их семей независимо от того, что эти помещения числятся общежитиями по вине местных органов, своевременно не придавших им статус жилых домов. 13. В соответствие с пунктом 6 статьи 13 Закона "О жилищных отношениях" жилище (квартира), в котором проживает несколько нанимателей, может быть приватизировано только с согласия нанимателей и их совершеннолетних членов семьи. В этом случае жилище (квартира) поступает в общую долевую собственность всех нанимателей. Приватизация жилища (квартиры) с нарушением указанного требования Закона должна повлечь признание договора недействительным с последствиями, указанными в статье 157 ГК (общая часть). При разрешении таких споров следует иметь в виду, что внесение изменений в договор приватизации может иметь место только при соблюдении условий и порядка, предусмотренных статьями 401, 402 ГК (общая часть) по согласию, сторон или по требованию некоторых из них, когда законность договора не оспаривается. 14. Согласно пункту 13 Положения о приватизации государственного жилищного фонда в Республике Казахстан гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений по основаниям, не предусмотренным этим положением. При этом следует иметь в виду, что соблюдение установленного постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 3 февраля 1992 года N 82 порядка оформления передачи жилья обязательно как для гражданина, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном жилищном фонде в собственность граждан. Однако, если гражданин, подавший письменное заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до подписания письменного договора приватизации либо до его регистрации, при наличии у этого гражданина законных оснований для заключения договора приватизации жилого помещения, суд вправе по иску наследников признать такой договор приватизации действительным, так как наследодатель, выразив при жизни свою волю на заключение договора приватизации занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление и по независящим от него причинам не подписал и не зарегистрировал договор, а государственный орган управления не вправе в таких случаях отказать в заключении договора приватизации жилого помещения. 15. Как положением о приватизации государственного жилищного фонда в Республике Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета министров Республики N 66 от 24 января 1992 года так и Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях" определено, что жилые помещения, включенные в число служебных (кроме совхозных), приватизации не подлежат. В отличие от прежнего законодательства Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях" определен правовой режим жилища, приравненного к служебному, предоставляемого из государственного жилищного фонда нуждающимся в жилье государственным служащим, работникам бюджетных организаций, военнослужащих и лицам, занимающим государственные выборные должности. Поэтому при рассмотрении споров, вытекающих из приватизации служебных жилых помещений, надлежит выяснять правовой статус жилища, решения принимать с учетом положений Закона о том, что наниматели жилища, приравненного к служебному, вправе приватизировать занимаемые ими помещения при определенных условиях с согласия собственника жилища (ст. 101 Закона). 16. Положением о приватизации государственного жилищного фонда от 24 января 1992 года (пункт 7) предусмотрена безвозмездная передача в собственность граждан квартиры, предоставленной при сносе находившихся в их частной собственности жилых помещений в результате изъятия земельных участков для государственных надобностей. Суды при этом должны иметь в виду, что безвозмездно квартиры передаются в собственность лишь тем гражданам, которые являлись собственниками снесенных домов. При сносе жилого дома, находящегося в частной собственности, собственнику дома после принятия Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях" в качестве компенсации за утрату жилища, по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища. 17. Выдел участнику общей совместной собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли возможен при условии выдела причитающейся ему доли в виде изолированной жилой комнаты с правом совместного пользования подсобными помещениями. Председатель Верховного Суда Республики Казахстан М. Нарикбаев Секретарь Пленума, Судья Верховного Суда РК А. Жукенов
Гость Муха Опубликовано 16 Сентября 2002 Жалоба Опубликовано 16 Сентября 2002 дело в том, что БТИ не производит регистрацию прав на недвижимое имущество на умерших людей. В этом случае нужно сначала подать иск в суд к БТИ и обязать их зарегистрировать правоустанавливающий документ на родителей. Только потом нотариус выдаст Вам свидетельство о наследстве по закону. 6-месячный срок сейчас отменен.
Эдуард Опубликовано 17 Сентября 2002 Жалоба Опубликовано 17 Сентября 2002 Автор - Муха: Только потом нотариус выдаст Вам свидетельство о наследстве по закону. 6-месячный срок сейчас отменен. И каким же документом отменен 6 месячный срок? :confused:
Гость Натали Опубликовано 7 Июля 2005 Жалоба Опубликовано 7 Июля 2005 дело в том, что БТИ не производит регистрацию прав на недвижимое имущество на умерших людей. В этом случае нужно сначала подать иск в суд к БТИ и обязать их зарегистрировать правоустанавливающий документ на родителей. Только потом нотариус выдаст Вам свидетельство о наследстве по закону. 6-месячный срок сейчас отменен. думаю, что такие исковые требования неверны. подается заявление в суд о признании права собственности на имущество за умершими родителями. после этого только нотариус сможет опроеделить, какое имущество вы наследуете. а на счет 6 месяцев - когда и где енто он отменен и кем?
Гость Kazbek Опубликовано 7 Июля 2005 Жалоба Опубликовано 7 Июля 2005 интересно, разве у нас умершие, признаются субъектами гражданских правоотношений, они и гражданами не считаются про заявление интересно, у нас Постановление пленума есть, что факт владения на праве собственности устанавливается, только если существовали документы иначе иск о признании права собственности наследниками практику по таким делам не видел, может действительно такой абсурд проходит
Гость Натали Опубликовано 8 Июля 2005 Жалоба Опубликовано 8 Июля 2005 наверно абсурд. тАда так же через суд все равно признавать право за собой, не смотря на то, что зарегистрированных прав на имущество у родителей небыло. спора то нет, никто же это наследство не делит и не оспаривает. ну не государству же отдавать имущество в конце концов. а там уж на усмотрение суда
Гость Mishanya Опубликовано 1 Декабря 2005 Жалоба Опубликовано 1 Декабря 2005 дело в том, что БТИ не производит регистрацию прав на недвижимое имущество на умерших людей Хе-хе... Если , конечно, туда свидетельство о смерти приложить. А обычно, люди идут, регистрируют и после смерти. Вот только ХДЕ ОНИ НА ЕНТО ДОВЕРЕННОСТИ берут? А! Понял! Ну да ладно, это и так все знают. :good:
Рекомендуемые сообщения