Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Из жизни заключенных


Гость горЕ

Рекомендуемые сообщения

Я уже цитировал этот документ, но по моему он целиком шедевр, мог бы на премию тарлан претендовать за лучший нф проект

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года N

147 Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с

осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях

Министерства юстиции Республики Казахстан

В целях реализации Уголовно-исполнительного законодательства и дальнейшего совершенствования воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях Республики Казахстан, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях Министерства юстиции Республики Казахстан.

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2002 года.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Председателя Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан.

Министр юстиции

Республики Казахстан И. Рогов

Утверждена

приказом Министра юстиции

Республики Казахстан

от 11 декабря 2001 года N 147

Инструкция

об организации воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание

в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы

Министерства юстиции Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция регулирует вопросы организации воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях (далее - ИУ) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан.

2. Воспитательная работа с осужденными в ИУ осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Указами Президента Республики Казахстан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Министерства юстиции Республики Казахстан и Комитета Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан.

3. Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несет начальник ИУ. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника колонии по воспитательной и социально-правовой работе среди осужденных и сотрудники отдела воспитательной работы с осужденными. В проведении воспитательной работы с осужденными принимают участие и другие работники колонии.

4. Методическое обеспечение воспитательной работы в ИУ возлагается на методический кабинет, в котором изучается и обобщается положительный опыт колонии и создается необходимая информационно-методическая база по проведению воспитательной и психологической работы с осужденными.

5. Коллегиальным органом в исправительном учреждении является Комиссия исправительного учреждения.

Глава 2. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

6. Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

7. Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов незыблемости основных прав и свобод гражданина, гуманизма, законности, опоры на положительные качества личности, сохранение социально-полезных связей осужденных.

8. Основой воспитательного процесса является гуманное отношение к осужденным, ориентация на общечеловеческие ценности воспитательной работы, создание законности и требовательности.

Глава 3. Планирование воспитательной работы в исправительных учреждениях

9. Планирование воспитательной работы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства юстиции Республики Казахстан и Комитета УИС Министерства юстиции Республики Казахстан.

10. Планирование воспитательной работы призвано обеспечить координацию усилий всех служб и частей, общественных объединений и религиозных организаций на решение задач по исправлению осужденных, содержащихся в ИУ.

11. В планах отражаются основные направления воспитательной работы, вопросы индивидуально-воспитательной работы с осужденными, их общеобразовательного и профессионального обучения, руководства общественными организациями осужденных, проведения культурно-массовых мероприятий, взаимодействия с религиозными и общественными организациями и др.

12. Планирование воспитательной работы осуществляется на основе приказов и указаний вышестоящих уполномоченных органов и анализа деятельности колонии, отряда за предыдущий период по всем направлениям воспитательной работы с учетом изменений в составе осужденных, состояния дисциплины, оперативной обстановки в учреждении.

В исправительном учреждении составляются:

1) план работы ИУ на квартал, в котором отдельным разделом планируется воспитательная работа;

2) раздел плана воспитательной работы на полугодие и план отдела (отделения, группы) по воспитательной работе составляются заместителем начальника по воспитательной и социально-правовой работе среди осужденных и утверждаются начальником колонии.

Планы работы начальников отряда, воспитателей и других должностных лиц воспитательного аппарата составляются на месяц и еженедельно.

13. Планы работы начальников отрядов, воспитателей и других должностных лиц воспитательного аппарата утверждаются заместителем начальника колонии по воспитательной и социально-правовой работе среди осужденных.

14. Ответственность за выполнения всех пунктов плана, касающихся организации и проведения воспитательной работы по колонии, возлагается на заместителя начальника колонии по воспитательной работе среди осужденных, а в отряде на начальника отряда.

Глава 4. Основные направления, формы и методы воспитательной работы с

осужденными к лишению свободы

15. Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в ИУ, являются: нравственное, социально-правовое, эстетическое, трудовое, физическое, психологическое воспитание, а также другие его виды, способствующие достижению цели исправления осужденных.

16. Работа по нравственному воспитанию направлена на формирование у осужденных морально-этических установок, формирование в каждом осужденном способности регулировать свое поведение в обществе без повседневного внешнего контроля.

17. Социально-правовое воспитание направлено на разъяснение смысла проводимых реформ, общественно-политической обстановки в стране. Сущности принимаемых законов и постановлений по уголовно-исполнительной системе.

18. Эстетическое воспитание направлено на развитие у осужденных восприятия окружающей действительности.

19. Трудовое воспитание нацелено на развитие у осужденного трудовых навыков, приобретения им профессии, необходимой для трудоустройства после освобождения.

20. Физическое воспитание направлено на поддержание у осужденного физического здоровья в местах лишения свободы и организации досуга.

21. Психологическое воспитание направлено на исследование закономерностей психической деятельности человека, отбывающего наказание.

22. Воспитательная работа с осужденными организуется в групповых, массовых и индивидуальных формах.

23. Групповая форма воспитательной работы с осужденными включает в себя проведения (занятий, лекций, собраний, диспутов, конкурсов, смотры художественной самодеятельности, спортивно-зрелищные мероприятия и др.).

24. Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом личности каждого осужденного с ориентацией его на успешную адаптацию к жизни на свободе.

25. В воспитательной работе с осужденными используются методы стимулирования и принуждения.

Метод стимулирования - это внешнее воздействие на осужденных, использование метода поощрения, одобрения положительных действий.

Метод принуждения - это, прежде всего, режимные ограничения, использование метода взыскания, ограничение дополнительных льгот.

Выводы по результатам изучения осужденного и проведение с ним воспитательной работы заносятся ежемесячно в тетрадь индивидуальной воспитательной работы (приложение 1).

Глава 5. Основные этапы воспитательной работы

26. Карантин используется для предварительного изучения осужденного, особенностей его характера, определения образовательного уровня, а также для исследования состояния здоровья и проведения санитарно-гигиенических мероприятий.

27. В карантине с осужденными проводятся занятия, целью которых является разъяснение режимных требований, правил внутреннего распорядка и взаимоотношений с администрацией, осужденными.

28. Воспитательное воздействие с осужденными в карантине проводится в форме занятий, бесед и встреч с сотрудниками ИУ. В карантине осужденным предоставляют возможность читать книги, газеты, журналы, прослушивать центральные и местные радиопередачи, смотреть телепередачи.

Работа с вновь прибывшими в карантине осуществляется в соответствии с комплексным планом и к ее проведению привлекаются сотрудники других служб учреждения (приложение 2).

29. Сотрудниками служб исправительного учреждения согласно утвержденному плану проводится определенная работа с осужденными, находящимися в карантине, о чем делается запись в журнале (приложение 3).

30. Осужденные, содержащиеся в карантине и отказывающиеся выполнять законные требование администрации учреждения, в установленном порядке признаются злостными нарушителями режима содержания, и для дальнейшего отбывания наказания переводятся на строгие условия.

31. Старший инструктор-психолог проводит первичное обследование вновь прибывших осужденных и на каждого из них заводит карту личности согласно "Схеме изучения личности" (приложение 4), а также определяет профиль личности осужденного и некоторые личностные типические черты.

32. По результатам анализа проведенной работы старший инструкторпсихолог пишет характеристику и в тетрадях индивидуальной воспитательной работы, дает рекомендации начальникам отряда по основным направлениям воспитательной работы с вновь прибывшими осужденными.

33. Ответственность по проведению воспитательных мероприятий, в карантине и первоначальное заполнение тетрадей индивидуальной воспитательной работы возлагается на старшего инспектора по воспитательной работе и старшего инструктора-психолога.

34. По итогам пребывания осужденных в карантине Комиссия ИУ проводит распределения осужденных по отрядам.

35. Основные организационные формы воспитательной работы с осужденными реализуются в отряде. Организация и проведение воспитательной работы с осужденными возлагается на начальника отряда. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отряд задач. Начальник отряда в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок исполнения уголовного наказания, а также рекомендациями методического кабинета.

36. Начальник отряда еженедельно и ежемесячно планирует и организует свою деятельность на основе единого ежеквартального плана отдела воспитательной работы с осужденными с учетом специфики отряда, личностных качеств осужденных, а также предложений других служб учреждения.

37. Начальник отряда разъясняет осужденным их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные законом; обеспечивает доступ к законодательным актам, регулирующие исполнение уголовного наказания, и Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений и организует проведение с ними занятий по социально-правовым вопросам (приложение 5).

38. При отбытии осужденным установленной законом части срока наказания, начальник отряда составляет характеристику на каждого осужденного, которая приобщается к личному делу и учитывается при решении вопроса об изменении условий отбывания наказания, вида исправительного учреждения, условно-досрочного освобождения и замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания.

39. В исправительном учреждении приказом начальника учреждения создается Совет воспитателей отряда (далее - СВО) в составе 5 - 7 человек на один год. В его состав входят начальник отряда, старший инструктор-психолог, другие сотрудники ИУ, преподаватели общеобразовательных школ и профессиональных училищ при ИУ. Начальник отряда является председателем СВО.

40. Совет воспитателей отряда (далее - СВО) является постоянно действующим коллегиальным органом, оказывающим помощь начальнику отряда в организации воспитательной работы в отрядном звене с осужденными.

41. В работе СВО с правом совещательного голоса могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных объединений, Попечительского совета при ИУ, родственники осужденных, члены общественных организаций осужденных.

42. Заседания СВО проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Обсуждаемые вопросы протоколируются избираемым секретарем. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в тетрадях индивидуальной воспитательной работы. Решения СВО принимаются большинством голосов открытым голосованием.

43. Решения Совета воспитателей отряда носят рекомендательный характер. Результаты работы СВО рассматриваются на общем собрании сотрудников исправительного учреждения при участии начальника ИУ не реже одного раза в квартал.

44. К проведению воспитательной работы с осужденными в отрядах привлекается старший инструктор-психолог, который:

1) проводит более углубленное изучение личности осужденного;

2) выявляет основные референтные группы, выясняет межличностные отношения среди осужденных;

3) изучает причины и мотивы возникновения трений с сотрудниками и конфликтных ситуаций в среде осужденных;

4) разрабатывает рекомендации по профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания и проводит консультационную работу с руководством колонии и сотрудниками воспитательного аппарата;

5) внедряет в практику работы передовой опыт исправления осужденных.

45. В целях развития воспитательной работы с осужденными в отряде создаются секции по различным направлениям воспитательного характера, которые работают под контролем администрации исправительных учреждений.

Глава 6. Организация секций в исправительных учреждениях

46. Секция в исправительных учреждениях, формируется из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных.

47. Участие осужденных в работе секции является строго добровольным выражением гражданской активности и сознательности. Осужденные, входящие в состав секции, работают на общественных началах и от основной работы не освобождаются, дополнительными льготами и привилегиями не пользуются.

48. Контроль за формированием и деятельностью секции возлагается на начальника отряда, а общий контроль на заместителя начальника по воспитательной работе.

49. Секции оказывают содействие администрации учреждения:

1) в формировании и поддержании здорового морально-психологического климата в их среде;

2) в поддержании и укреплении внутреннего порядка в исправительных учреждениях, предупреждении правонарушителей, противодействии осужденным отрицательной направленности;

3) в организации досуга осужденных, проведении культурных, спортивных и санитарно-гигиенических мероприятий;

4) в стимулировании и развитии у осужденных потребности в правильной самооценке своих поступков и установки на самосовершенствование и самовоспитание; формировании чувства собственного достоинства и уважения к коллективу.

50. Заседания секции проводятся не менее одного раза в месяц и оформляются протоколом. На заседаниях секции, независимо от характера обсуждаемых вопросов, присутствует представитель администрации.

51. Секции ведут журналы учета своей работы. В журнале содержатся:

1) списки секций;

2) ежемесячный план мероприятий;

3) протоколы собраний;

4) замечания администрации о работе секций.

52. Секции подразделяются по следующим направлениям:

1) правопорядка;

2) досуга и спорта;

3) производственная;

4) санитарно-гигиеническая.

53. Секция правопорядка (далее - СП) оказывает содействие администрации учреждения в поддержании и укреплении внутреннего порядка в исправительном учреждении, и соблюдении распорядка дня, а так же предупреждении правонарушений среди осужденных. Непосредственное руководство за работой СП осуществляет заместитель начальника учреждения по режимной работе.

54. Секция досуга и спорта (далее - СД и С) принимает участие в организации досуга осужденных, проведении спортивных, культурно-массовых и просветительских мероприятий и др.

В состав секции могут входить:

1) ответственный за работу библиотеки;

2) ответственный за работу клуба;

3) ответственный за работу кружков художественной самодеятельности;

4) ответственный за организацию спортивных мероприятий;

5) ответственный за комнату для молитв;

6) ответственный за стенную печать и т.д. по усмотрению начальника отряда.

55. Производственная секция принимает участие:

1) в вовлечении осужденных в трудовую деятельность, повышения качества выполняемых работ и выпускаемой продукции;

2) проводит рейды по соблюдению техники безопасности;

3) организует распространение передового опыта, рационализаторства и изобретательства, конкурсов профессионального мастерства;

4) вносит предложения администрации ИУ о трудоиспользовании осужденных.

Непосредственное руководство и контроль за работой секции возлагается на директора производства.

56. Санитарно-гигиеническая секция участвует в:

1) проведении санитарно-просветительской работы среди осужденных;

2) соблюдении осужденными личной гигиены и производственной санитарии;

3) проведении рейдов по проверке санитарного состояния жилых, коммунально-бытовых помещений отрядов и территории учреждения;

4) выпуске стенных газет и радиопередач.

Непосредственное руководство за работой секции осуществляет начальник медицинской части учреждения.

Глава 7. Совет коллектива отряда

57. В исправительных учреждениях может создаваться совет коллективов отряда.

58. Совет коллектива отряда избирается открытым голосованием на общем собрании осужденных отряда, сроком на один год. Количество членов устанавливается также решением собрания.

59. Избранными в СКО считаются лица, за которых проголосовало большинство присутствующих на собрании.

60. Состав и председателя СКО утверждает начальник колонии. В случае, если начальник колонии не утверждает избранный состав или отдельных его членов, то официально объявляются причины отказа и предполагается провести новые выборы или довыборы.

61. Совет коллектива отряда осуществляет свою работу на основании плана мероприятий, разработанных начальником отряда и утвержденных начальником колонии.

62. Члены СКО, нарушающие установленный режим содержания или не оправдавшие доверия, выводятся из состава советов приказом начальника учреждения, после их обсуждения в коллективе.

63. Комплектование секций осуществляется председателем СКО на основании желания осужденных и рекомендаций начальника отряда. Председатель СКО имеет право, на добровольной основе без письменных заявлений привлекать к работе Совета других осужденных, с их согласия для выполнения разовых или краткосрочных поручений.

64. СКО отчитывается о проделанной работе перед осужденными колонии не реже одного раза в шесть месяцев. На отчетном собрании присутствует один из заместителей начальника учреждений и начальников отрядов.

Глава 8. Документация начальника отряда

65. Начальник отряда ведет журнал, в котором отражается:

- списочный состав осужденных отряда, анкетные данные, статьи УК РК, по которым они осуждены, продолжительность срока отбывания наказания, специальность, образование, семейное положение, даты предоставления отпусков, перевода в другие условия отбывания наказания, возможного перевода в колонию-поселение, условно-досрочного освобождения, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания;

1) учет поощрений осужденных;

2) учет взысканий осужденных;

3) анализ дисциплинарной практики в отряде;

4) работа по подготовке осужденных к освобождению;

5) списки лиц, состоящих на профилактическом учете;

6) учет проводимых в отряде мероприятий;

7) работа по склонению к явке с повинной, признанию вины, добровольному погашению иска;

8) наличие исполнительных листов и исков и данные по их выплате (погашению);

9) единые комплексные планы работы начальника отряда с осужденными на месяц и на неделю;

10) журнал учета посещаемости осужденными занятий по социально-правовым знаниям.

66. У начальника отряда должны быть в наличии:

1) схема закрепления осужденных за спальными местами;

2) журнал протоколов заседаний совета воспитателей отряда;

3) журнал протоколов общих собраний осужденных отряда;

4) иная документация, перечень и форма которой определяется территориальными органами УИС или руководством ИУ.

67. Необходимую документацию, перечень которой устанавливается руководством ИУ, могут вести в отрядах члены СКО.

Глава 9. Воспитательная работа с осужденными в период их подготовки к

освобождению

68. Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, начинается не позднее, чем за три, а в ВК - шести месяцев до окончания срока.

69. Организация работы по подготовке осужденных к освобождению возлагается на старших инспекторов по трудовому и бытовому устройству осужденных, начальников отрядов, психологов. К проведению занятий в школе привлекаются представители всех отделов и частей учреждений.

70. Для проведения работы с освобождаемыми организуется постоянно действующая школа. Занятия в школе проводятся по специальной программе, разрабатываемой заместителем начальника учреждения по воспитательной и социально-правовой работе среди осужденных и утвержденной начальником учреждения.

Программа должна включать в себя правовые и организационные вопросы, ознакомление с порядком выдачи паспортов (удостоверений личности) освобождаемым и регистрации по месту жительства, бытового, трудового устройства, с условиями погашения и снятия судимости, административного надзора и рядом других вопросов, связанных с устройством жизни осужденного после освобождения.

Кроме того, программа должна предусматривать психологическую подготовку осужденного к освобождению (снятие тревожности, обусловленной перспективой освобождения, неопределенностью трудового и бытового устройства, возможными проблемами во взаимоотношениях с родными, друзьями, соседями, пострадавшими от преступления и их родственниками и т.д.).

Старший инструктор-психолог:

1) проводит специальную психологическую подготовку осужденных к жизни в новых условиях;

2) ведет беседы о специфических трудностях, к преодолению которых осужденный не всегда готов;

3) помогает в активизации психики осужденных, настроя их чувств, привычек, психических состояний в формировании установки на надлежащее поведение в новых условиях;

4) формирует психологическую готовность жить в новых условиях, обеспечивающую быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

71. Не позднее 6 месяцев в воспитательных колониях и 3 месяцев в исправительных учреждениях каждый освобождаемый осужденный пишет заявление на имя начальника колонии (приложение 6), в котором он указывает предполагаемый адрес убытия, место работы и в какой помощи по трудовому и бытовому устройству он нуждается.

72. Все осужденные, нуждающиеся в помощи в трудовом и бытовом устройстве, учитываются в специальном журнале (приложение 7).

73. Независимо от того, нуждается или нет освобождаемый в помощи в трудовом и бытовом устройстве, в горрайорган внутренних дел по избранному месту жительства делается запрос (приложение 8) о возможности его трудового и бытового устройства.

74. Не позднее чем за 20 дней до освобождения в горрайорганы внутренних дел по избранному им месту жительства направляются извещения (приложение 9).

75. Освобождаемые, нуждающиеся в постоянном уходе, направляются к месту жительства в сопровождении родителей, близких родственников или работника исправительного учреждения.

76. Результаты работы по подготовке осужденных к освобождению отражаются в тетрадях индивидуальной воспитательной работы, материалы приобщаются к личному делу осужденных.

Глава 10. Участие религиозных и общественных организаций в воспитательной

работе с осужденными

77. Исправительные учреждения могут посещать представители зарегистрированных общественных и религиозных организаций.

78. Священнослужители, а также представители общественных организаций, с согласия администрации и осужденных могут проводить духовно-нравственную работу и оказывать им гуманитарную помощь.

При этом администрация ориентирует представителей общественных организаций и священнослужителей на формирование у осужденных принятых в обществе нравственных принципов и создания нормального психологического климата в среде осужденных, обращая особое внимание на осужденных, воспитательное воздействие на которых затруднительно.

79. Администрация учреждения доводит до сведения представителей общественных и религиозных организаций порядок посещения учреждений, встречи с осужденными и обеспечивает меры их безопасности.

80. Реализация права осужденных на свободу совести и вероисповедания не должна нарушать правил внутреннего распорядка учреждения, а также ущемлять права других лиц.

Глава 11. Методический кабинет исправительного учреждения

81. Центром общественной и просветительной работы с осужденными в исправительном учреждении является методический кабинет.

В методическом кабинете находятся: литература по теории и методике воспитательной работы с осужденными; пособия по правовым, педагогическим и психологическим вопросам; справочная и периодическая литература; учебники; наглядные пособия; приказы, инструкции, методические рекомендации, Указания Комитета УИС и областных управлений Комитета УИС по вопросам исполнения наказаний; аудио- видеотека.

82. Методический кабинет работает по ежеквартальным планам, в которых предусматриваются основные направления деятельности кабинета: консультативное, аналитическое и пропагандистское.

Планы работы кабинета после обсуждения на заседании комиссии исправительного учреждения утверждаются заместителем начальника по воспитательной работе.

83. Главной задачей методического кабинета является содействие сотрудникам исправительных учреждений в повышении их педагогического мастерства при общении с осужденными, выработка рекомендаций по внедрению в практику передовых форм и методов исправительного воздействия на осужденных.

В этих целях методический кабинет:

1) обобщает и анализирует состояние работы по исполнению наказаний в учреждении;

2) изучает инструкции и др. нормативные документы по вопросам исполнения наказаний, поступившие из вышестоящих органов, и при необходимости разрабатывает рекомендации или планы мероприятий по их внедрению в учреждении;

3) пропагандирует передовые достижения педагогик и психологии на занятиях по служебной подготовке сотрудников.

Глава 12. Комиссия исправительного учреждения

84. Коллегиальным органом в исправительном учреждении является комиссия исправительного учреждения, создаваемая для рассмотрения вопросов организации работы по исполнению наказания.

85. В состав комиссии исправительного учреждения входят начальник исправительного учреждения, заместители начальника учреждения, начальники отделов и частей, директор общеобразовательной школы, инструкторпсихолог, старший инспектор по воспитательной работе, а также по одному сотруднику от каждого отдела. Председателем комиссии является начальник учреждения, секретарем, как правило, начальник специального отдела (части). Состав Комиссии исправительного учреждения утверждается приказом начальника учреждения на год.

В работе Комиссии исправительного учреждения могут принимать участие представители местных исполнительных органов.

86. Комиссия исправительного учреждения рассматривает и вносит представления по следующим вопросам:

1) перевода осужденных с одних условий отбывания наказания в другие;

2) а также переводе осужденных, содержащихся в тюрьме, режима на строгий и со строгого на общий;

3) применения к осужденным условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замене ему не отбытой части наказания более мягким видом наказания;

4) перевода положительно характеризующихся осужденных из исправительных учреждений общего и строгого режимов в колонию-поселение и из тюрьмы в исправительную колонию;

5) перевода злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; из колонии-поселения, в которую они были направлены в колонию общего и строгого режимов в тюрьму;

6) предоставления отпусков за пределы исправительного учреждения;

7) организации исполнения наказания, требований приказов, инструкций и указаний Комитета УИС и МЮ Республики Казахстан;

8) обеспечению условий содержания осужденных;

9) состоянию учебной и воспитательной работы, режима содержания и дисциплины осужденных, разработке мероприятий по их улучшению;

10) работе общественных организаций осужденных;

11) организация трудового воспитания и трудовой занятости осужденных, соревнований между отрядами.

87. Заседания Комиссии исправительного учреждения проводятся не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов при участии в заседании не менее половины его членов и после утверждения начальником учреждения являются обязательными к исполнению всеми сотрудниками учреждения.

Глава 13. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними

осужденными

88. Воспитательная работа в воспитательных колониях (далее - ВК) является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления. Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными проводится дифференцировано с учетом психофизических особенностей, свойственных подростковому возрасту, и индивидуальных особенностей подростков с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных.

89. Основой структурного деления коллектива осужденных в воспитательной колонии является "класс-отделение" численностью 20 - 30 человек. Отряд объединяет 4 - 5 отделений. Руководит отделением воспитатель, отрядом - старший воспитатель (начальник отряда). Отряд осужденных является организационным звеном в структуре ВК, обеспечивающих управление исправительно-воспитательным процессом и создание оптимальных условий отбывания осужденными уголовного наказания.

90. Сотрудники воспитательного аппарата принимают участие в решении вопросов, связанных с предоставлением осужденным краткосрочных выездов в связи с исключительными личными обстоятельствами, посещением культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении сотрудников колоний или выходом за пределы колонии в сопровождении родителей или других близких родственников, а также с изменением условий отбывания наказания в ВК.

91. В воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными участвует Попечительский совет, формируемый из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания помощи администрации при отрядах могут создаваться родительские комитеты из родителей и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником ВК.

92. В состав совета воспитателей отряда входят: старший воспитатель (начальник отряда), воспитатели отделений, учителя, мастера ПТУ и производства, а также другие сотрудники ВК, имеющие навык и умение работы с воспитанниками, преподаватели общеобразовательных школ, представители родительского комитета и общественности.

93. Коллегиальным органом в воспитательной колонии является Учебно-воспитательный Совет.

Председателем совета является начальник колонии. В состав совета входят: начальник исправительного учреждения, заместители начальника колонии, начальники частей и служб, директора школы и ПТУ, старшие воспитатели (начальники отрядов), начальники цехов, старшие мастера, методист, психолог, библиотекарь, заведующий клуба, инструктор по физкультурно-спортивной работе, старший инспектор по трудовому и бытовому устройству, председатели общественности и попечительского совета.

Состав учебно-воспитательного совета объявляется приказом начальника колонии на один год.

Заседание учебно-воспитательного совета проводится не реже одного раза в месяц, протоколируется, его решения носят обязательный характер.

94. Учебно-воспитательный совет колонии обсуждает, разрабатывает предложения и принимает решения по следующим вопросам:

1) итоги выполнения комплексного плана воспитательной работы и его проекта на следующий квартал;

2) оперативная обстановка, состояние дисциплины и трудового соревнования в отрядах;

3) деятельность общественных организаций;

4) участие режимных, производственных служб и общественности в воспитательной работе;

5) организация школьного и профессионально-технического образования осужденных;

6) хозяйственное и коммунальное обеспечение, благоустройство жилых, спортивных и учебных объектов колонии;

7) взаимодействие с территориальными горрайорганами внутренних дел по трудовому и бытовому устройству освобожденных;

8) рецидивная преступность среди освобожденных.

95. Перевод несовершеннолетних осужденных с одних условий отбывания наказания в другие производится начальником колонии.

Приложение 1

к "Инструкции об организации

воспитательной работы с осужденными

отбывающими наказание в ИУ МЮ РК"

ТЕТРАДЬ (*)

индивидуальной воспитательной работы с осужденным

Фамилия ________________________________________________

Имя ____________________________________________________

Отчество _______________________________________________

Число, месяц и год рождения ____________________________

+-----+--------------+--------------------------+------------------+

| |Дата прибытия | Номер отряда и приказа о | Причины перевода |

| | в ИУ, отряд | направлении в отряд | |

+-----+--------------+--------------------------+------------------+

+-----+--------------+--------------------------+------------------+

+-----+--------------+--------------------------+------------------+

+-----+--------------+--------------------------+------------------+

-----------------------------------------------

* Тетрадь изготавливается форматом 20 х 14,5 см

1. Общие сведения об осужденном

(Заполняется на основе анализа материалов личного дела,

справки следователя о личности арестованного, изучение

личности в карантине и др.)

1. Число, месяц, год рождения ____________________________________________

2. Национальность ________________________________________________________

3. Образование до осуждения ______________________________________________

4. Семейное положение ____________________________________________________

5. Профессия (специальность) до осуждения ________________________________

__________________________________________________________________________

6. Когда, каким судом, по какой статье УК Республики Казахстан и на какой

срок осужден _____________________________________________________________

7. Краткое изложение преступления и отношение к нему (если причинен

материальный ущерб, то указать его размер и др.)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Начало срока наказания ________________________________________________

9. Конец срока наказания ________________________________________________

10. Дата возможной замены не отбытой части наказания более мягким

__________________________________________________________________________

11. Сведения об имеющихся судимостях и основаниях освобождения

__________________________________________________________________________

12. Медицинское заключение о состоянии здоровья и трудоспособности

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(заносится начальником медсанчасти ИУ)

13. Иные обстоятельства, характеризующие осужденного и подлежащие

учету в воспитательно-профилактической работе с ним (на основе справки

следователя, характеристики с места работы до осуждения).

14. Сведения о родственниках (Ф.И.О., степень родства, адрес места

жительства и др.) _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Индивидуально-психологические особенности личности

осужденного, рекомендации по работе

3. Индивидуальная программа работы с осужденными на время пребывания

его в учреждения. Она проводится на основе рекомендации старшего

инструктора-психолога учреждения, по изменению личностных качеств

осужденного.

4. Меры поощрения

+-----+-------------+------------------+-------------+------------------+

|Дата |Вид поощрения| За что конкретно | Кем поощрен | Дата и N приказа,|

| |в т.ч. устный| поощрен | | постановления |

+-----+-------------+------------------+-------------+------------------+

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

+-----+-------------+------------------+-------------+------------------+

+-----+-------------+------------------+-------------+------------------+

5. Меры взыскания

+----+--------------+----------------+-------+-----------------+-----------+

|Дата|Вид наказания,|За что конкретно| Кем |Дата и N приказа,| Отметка о |

| |в т.ч. устный | наказан |наказан| постановления |снятии либо|

| | | | | | погашении |

| | | | | | |

+----+--------------+----------------+-------+-----------------+-----------+

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

+----+--------------+----------------+-------+-----------------+-----------+

+----+--------------+----------------+-------+-----------------+-----------+

6. Учет предоставляемых отпусков

+----+---------+------------+---------+--------+------------+

| N | Дата | Количество | Вид | Адрес | Примечание |

| пп | отпуска | дней | отпуска | убытия | |

+----+---------+------------+---------+--------+------------+

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

+----+---------+------------+---------+--------+------------+

+----+---------+------------+---------+--------+------------+

+----+---------+------------+---------+--------+------------+

7. Ежемесячные записи начальника отряда

Указания к ведению тетради

1) тетрадь хранится у начальника отряда, на которого возлагается ответственность за ее ведение;

2) пункт 2 заполняется психологом в карантине;

3) в тетрадь индивидуальной воспитательной работы с осужденными могут заноситься записи начальником ИУ, его заместителями и членами совета воспитателей;

4) пункт заполняется начальником отряда не реже 1 раз в месяц;

5) при переводе в другое ИУ (освобождении) осужденного тетрадь приобщается к личному делу, переводе в другой отряд - передается начальнику отряда.

Приложение 2

к "Инструкции об организации

воспитательной работы с осужденными

отбывающими наказание в ИУ МЮ РК"

Примерный план

занятий с осужденными в карантинном отделении

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| N | Наименование темы | Кол-во | Ответственные |

| п/п| | часов | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 1-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| 1. |Права и обязанности осужденных. | 2 часа |Начальник колонии, |

| |Распорядок дня в колонии. | |заместители, воспи- |

| |Правила внутреннего распорядка | |татель карантина. |

| |исправительного учреждения. | | |

| | | | |

| 2. |Ответственность осужденных за | 1 час |Зам. начальника |

| |преступления, совершенные | |колонии по режимно- |

| |в колонии. | |оперативной работе |

| | | | |

| 3. |Правила поведения осужденных. | 2 часа |Зам. начальника |

| |Взаимоотношения осужденных | |колонии по воспита- |

| |между собой и администрацией | |тельной работе |

| |колонии. | | |

| | | | |

| 4. |История, традиции и перспективы | 1 час |Воспитатель карантина |

| |развития колонии. | | |

| | | | |

| 5. |Индивидуальная работа с | 2 часа |Сотрудники колонии |

| |осужденными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 2-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| 1. |Работа по определению здоровья | 3 часа |Начальник медицинской |

| |осужденных. | |части, медперсонал |

| | | | |

| | | | |

| 2. |Психолого-педагогическая диагно- | 3 часа |Психолог |

| |стика осужденных | | |

| | | | |

| 3. |Индивидуальная работа с | 2 часа |Сотрудники колонии |

| |осужденными | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 3-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| 1. |Определение образовательного | 3 часа |Директор школы, |

| |уровня осужденных. Выяснение | |учителя |

| |знаний осужденных по предметам. | | |

| | | | |

| 2. |Начальное профессиональное | 2 час |Директор ПТУ, мастера |

| |образование и профессиональная | |производства |

| |подготовка в колонии. | | |

| | | | |

| 3. |Индивидуальная работа с | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |осужденными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 4-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| 1. |Организация труда осужденных | 1 час |Начальник филиала |

| |в колонии. Основные технико- | |ДРГП |

| |экономические показатели | | |

| |производственной деятельности | | |

| |колонии. | | |

| | | | |

| 2. |Материально-бытовое обеспечение | 1 час |Начальник ОИХО |

| |осужденных. Ответственность | | |

| |за порчу имущества колонии. | | |

| | | | |

| 3. |Необходимость соблюдения | 2 часа |Медперсонал колонии |

| |личной гигиены, профилактика | | |

| |инфекционных и венерических | | |

| |заболеваний. | | |

| | | | |

| 4. |Порядок пользования библио- | 1 час |Библиотекарь |

| |текой. | | |

| | | | |

| 5. |Индивидуальная работа с | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |осужденными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 5-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |День психолога. Тестирование | 5 часов |Психолог |

| |осужденных. | | |

| | | | |

|2. |Индивидуальная работа с осуж- | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 6-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Дифференциация условий отбы- | 2 часа |Ст. инструктор по |

| |вания наказания. | |воспитательной |

| | | |работе |

|2. |Основные требования уголовно- | 2 часа |Зам. начальника |

| |исполнительного законодатель- | |колонии по |

| |ства, юридические консультации | |воспитательной |

| | | |работе |

| | | | |

|3. |Индивидуальная работа с осуж- | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |денными | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 7-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Хозяйственный день. Генеральная | 4 часа |Воспитатель |

| |уборка помещения карантина. | |карантина, |

| |Проверка наличия вещевого | |сотрудники колонии |

| |имущества осужденных согласно | | |

| |нормам положенности. | | |

| | | | |

|2. |Культурная программа в рамках | 2 часа |Зав. клубом |

| |карантина | | |

| | | | |

|3. |Индивидуальная работа с осуж- | |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 8-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Комиссионное распределение | 5 часов |Комиссия по распре- |

| |осужденных по отрядам, отде- | |делению осужденных |

| |лениям, классам, участкам, | | |

| |учебным группам в ПТШ. | | |

| | | | |

|2. |Индивидуальная работа с осуж- | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 9-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Ознакомление начальников | 5 часов |Начальники отрядов, |

| |отрядов, старших воспитателей, | |старшие воспитатели, |

| |воспитателей, учителей, мастеров | |воспитатели, учителя, |

| |производства и ПТУ, других | |мастера производства |

| |других сотрудников колонии с | |и ПТУ |

| |осужденными, которые будут | | |

| |направлены в их отряды, отделения,| | |

| |классы и группы. | | |

| | | | |

|2. |Единые педагогические требования | 1 час |Ст. инспектор по |

| |к осужденным. | |воспитательной работе |

| | | | |

|3. |Индивидуальная работа с осуж- | 2 часа |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 10-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Работа самодеятельных органи- | 4 часа |Зам. начальника |

| |заций осужденных колонии. | |колонии |

| | | | |

|2. |Час письма | 1 час |Воспитатель карантина |

| | | | |

|3. |Индивидуальная работа с осуж- | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 11-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Работа клуба. Художественная | | |

| |самодеятельность колонии. | 2 часа |Зав. клубом, руко- |

| |Кружки. | |водители кружков |

| | | | |

|2. |Физкультурно-спортивная работа в | | |

| |колонии. | 2 часа |Руководитель секции |

| | | |досуга и спорта СКК |

|3. |Работа с книгой. Запись осуж- | 1 час |Библиотекарь |

| |денных в библиотеку. | | |

| | | | |

|4. |Индивидуальная работа с осуж- | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 12-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |День психолога. Тестирование | | |

| |осужденных. | 5 часов |Психолог |

| | | | |

|2. |Индивидуальная работа с осуж- | |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 13-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Изменение вида исправительного | 2 часа |Ст. инструктор по |

| |учреждения и освобождение от | |воспитательной |

| |отбывания наказания. | |работе, начальник |

| | | |спецотдела |

|2. |Выявление лиц нуждающихся в | 1 час |Ст. инспектор по ТБУ |

| |трудовом и бытовом устройстве | | |

| |после освобождения | | |

| | | | |

|3. |Заработанная плата осужденных, | 2 часа |Бухгалтер |

| |ее начисление и порядок удержания.| | |

| |Пользование наличными и безналич- | | |

| |ными деньгами. Порядок предостав- | | |

| |ление отпусков. | | |

| | | | |

|4. |Явка с повинной - путь к честному | 1 час |Начальник оперотдела |

| |искуплению вины. | | |

| | | | |

|5. |Индивидуальная работа с осуж- | 2 часа |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 14-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Заполнение дневников индиви- | 5 часов |Начальники отрядов, |

| |дуальной работы с осужденными. | |воспитатель карантина,|

| |Составление планов воспита- | |психолог, учителя, |

| |тельной работы с осужденными. | |мастера производства |

| | | |и ПТУ |

|2. |Индивидуальная работа с осуж- | 3 часа |Сотрудники колонии |

| |денными. | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

| | 15-й день | | |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

|1. |Ознакомление осужденных с | |Начальники отрядов, |

| |колонией. Вывод осужденных в | |старшие воспитатели, |

| |отряды и отделения. | |воспитатели |

+----+----------------------------------+---------+----------------------+

Примечания:

В план не включены такие мероприятия воспитательного характера, как физическая подготовка, уборка помещений, гигиенические мероприятия и культурно-массовая работа (просмотр телепередач, чтение литературы, проведение спортивных мероприятий и т.д.), проводимый ежедневно в рамках распорядка дня в карантине.

Индивидуальная работа проходит в форме бесед, оказание индивидуальной психологической помощи, консультаций и т.п.

Работа психологов с осужденными в карантине организуется в соответствии с планом его работы.

Приложение 3

к "Инструкции об организации

воспитательной работы с осужденными

отбывающими наказание в ИУ МЮ РК"

ЖУРНАЛ

посещения карантина службами

и отделами исправительной колонии

+---+------------+-----------------------------------+-----+------------+

|N | Должность | Дата, время, цель посещения и про-| | Примечания |

|п/п| Ф.И.О. | водимая работа с осужденными | | |

+---+------------+-----------------------------------+-----+------------+

+---+------------+-----------------------------------+-----+------------+

Примечание:

Журнал хранится в карантинном помещении. Ответственность за ведение журнала возлагается на старшего инспектора по воспитательной работе с осужденными.

В журнале делаются отметки службами, отделами о проведении беседы, занятий, согласно комплексного плана работы в карантине с вновь прибывшими осужденными.

Ежемесячно начальник колонии осуществляет контроль проводимых мероприятий службами согласно комплексного плана.

Приложение 4

к "Инструкции об организации

воспитательной работы с осужденными

отбывающими наказание в ИУ МЮ РК"

Схема изучения личности:

1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.

2. Внешние признаки:

- лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);

- рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);

- вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);

- одежда (опрятен - неопрятен; за модой следит - не следит);

- манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление);

- голос (приятный - неприятный, сильный, гнусавый и т.д.).

3. Жизненный путь:

- родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, отношение к политическим партиям, их увлечения, постоянное занятие и т.д.);

- детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения, события в жизни и т.д.);

- школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);

- учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16-19 лет);

- трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);

- семейная жизнь, рождение детей, с кем живет в настоящее время.

4. Жизненные сферы:

- семья (отношения между супругами, отношение к детям, отношение к родителям и т.д.);

- профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т.д.);

- общественная активность (активен - неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т.д.);

- проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т.д.);

- здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).

5. Поведение:

- преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие);

- особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, быстро; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно незаметно, долго - недолго; помнит обиды долго - недолго; расстраивается по мелочам - по мелочам не расстраивается и т.п.);

- проявление воли (самостоятельный - несамостоятельный, дисциплинированный - недисциплинированный; решительный - нерешительный, смелый - трусливый и т.д.);

- поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие, теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков - теряет их и т. д.);

- поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);

- нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).

6. Темперамент и характер:

1) темперамент:

- общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый - незастенчивый; осторожный - решительный;

- проявляет склонность к лидерству - склонности к лидерству не проявляет);

- эмоциональность (спокойный - раздражительный, невозмутимый ранимый, сдержанный - возбудимый, пессимистический - оптимистический);

2) характер:

- свойства характера, выражающие: отношение к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.); к труду (трудолюбие, добросовестность, неряшливость и т.д.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т.д.);

- доминирующие черты характера (кардинальные черты, первичные черты, вторичные черты).

7. Мотивация поведения:

- доминирующие потребности (физиологические потребности, потребность в самосохранении, потребность в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в самовыражении);

- ценности и установки:

1) личностные оценки (ориентация на самосовершенствование, на помощь другим людям, на определенную деятельность, на удовлетворение своих потребностей);

2) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы, уважение правопорядка);

3) материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

4) политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, политической жизни в стране, личные политические взгляды);

5) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим и т.д.);

6) интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устойчивости интересов);

7) идеалы (наличие идеала; человек, идея, поступок человека, литературный герой и т.д.).

8. Социальная адаптация:

- социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);

- восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстановки; в действиях преобладает логичность - нелогичность, адаптируется к ситуации быстро - медленно).

9. Способности:

- общие способности (плавность и беглость речи, уровень оперирования цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т.д.);

- специальные способности (организаторские, педагогические и другие, способность знакомиться, сближаться, влиять на людей, способность р

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

М-да, интересно... Только документ в некоторых формулировках неадекватен. Так, фраза: "способствующих преодолению их личностных деформаций" является глубоко неконституционной.

В целом документ напоминает устав US army :confused: .

А вообще содержание заключенных выглядит достаточно гуманным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования