Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Законность доначислений при превышени допустимого оборота


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые форумчане хотелось услышать мнение по этой ситуации:

Есть ТООшка - субъект малого бизнеса, работающая по упрощенке. При проверке налоговый комитет выявил, что в одном из кварталов у ТООшки есть превышение предельно допустимого оборота, т.е. свыше положенных 25 мн. тг за квартал, ТООшка показала 27 млн. с копейками. В виду чего НК выдает акт проверки и уведомление о доначислении налогов по общеустановленному порядку. При этом НК ссылается вот на вот это письмо:

НК -13-17 / 8445

от 15.09.2008г

Налоговые департаменты

по областям, г.г Астана и Алматы

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев письмо Налогового департамента по Восточно-Казахстанской области от 08.08.2008 г. №УНП-9-3/6163 касательно сроков перевода налогоплательщиков на общеустановленный порядок расчетов с бюджетом со специальных налоговых режимов на основе патента и упрощенной декларации, а также доначисления налогов, сообщает следующее.

По первому вопросу

В соответствии с пунктом 1 статьи 370 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс) для целей данного Кодекса субъектами малого бизнеса признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие условиям, установленным статьями 371, 372, 374, 376 Налогового кодекса.

Следовательно, для целей Налогового кодекса субъектами малого бизнеса не признаются налогоплательщики, не соответствующие условиям, установленным статьями 371, 372, 374, 376 Налогового кодекса, в том числе по доходу и среднесписочной численности работников.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

1) не использующие труд наемных работников;

2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

3) доход которых за каждый двенадцатимесячный период применения специального налогового режима на основе патента не превышает 2,0 млн. тенге.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что в случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

Указанное заявление подается в момент возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента.

Налоговый орган вправе без вышеуказанного заявления перевести индивидуальных предпринимателей, применявших специальный налоговый режим на основе патента, на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов при установлении случаев, указанных в данном пункте.

Также, согласно пункту 3 статьи 376 Налогового кодекса в случаях несоответствия условиям, установленным пунктом 2 данной статьи (по среднесписочной численности работников и доходу), или при добровольном выходе из специального налогового режима субъект малого бизнеса переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления, начиная с квартала, следующего за отчетным.

Индивидуальный предприниматель при изменении условий (превышении показателей), установленных подпунктом 1) пункта 2 данной статьи, вправе применить специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации как юридическое лицо при изменении организационно-правовой формы.

Таким образом, при превышении показателей по доходу и численности, налогоплательщики применяющие специальные налоговые режимы на основе патента и упрощенной декларации, не признаются субъектами малого бизнеса и считаются неправомерно применяющими:

- специальный налоговый режим на основе патента – с момента превышения показателей;

- специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации – с квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошло превышение показателей.

Соответственно, в указанном в Вашем письме случае, при отсутствии заявления о прекращении указанных налоговых режимов, исчисление налогов в общеустановленном порядке должно производиться также с указанного времени.

По второму вопросу

На основании вышеизложенного, при выявлении в ходе ликвидационной проверки фактов превышения предельного дохода, предусмотренного для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима на основе упрощенной декларации, доначисление сумм налогов следует производить в общеустановленном порядке с квартала, следующего за кварталом, в котором произошло превышение предельного дохода.

Вместе с тем, во избежание случаев нарушения условий применения специальных налоговых режимов поручаем усилить разъяснительную работу в данном направлении, в том числе путем распространения памяток налогоплательщикам, а также на постоянной основе проводить качественный камеральный контроль налоговой отчетности и при выявлении фактов нарушения вышеуказанных условий направлять в соответствии со статьей 543 Налогового кодекса уведомления о переходе на общеустановленный порядок налогообложения.

Заместителя Председателя

Налогового комитета

Министерства финансов

Республики Казахстан К. Баедилов

исп. Ахметжанова Б.

Я считаю, что действия НК незаконны, так как чтобы требовать уплаты налогов по общеустановленному порядку необходимо перевести ТООшку с упрощенного режима на общеустановленный порядок налогообложения. В связи с чем существует Письмо НК МинФин РК от 30 июля 2008 года № НК-09-25/7022 которое гласит, что в случаях обнаружения противоречий между сведениями содержащимися в налоговой отчетности, а также превышения предусмотренных для субъектов малого бизнеса условий, в соответствии с подпунктом 7 п.2 ст. 31 НК РК налогоплательщику отправляется уведомление о переходе на общеустановленный режим налогообложения. Этого конечно Нк не сделал, т.е. не перевел ТООшку на общеустановленный режим налогообложения.

Вопрос: законны ли требования НК о доначислении налогов по результатам проведения проверки, связанных с превышением допустимого оборота, если НК не уведомлял о переходе на общеустановленный режим и ТООшка не переводилась на общеустановленный режим?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Crick, помнится была подобная ситуация в одной из компаний. Долго бодались, но в итоге просто доначислили.

Однако, любопытно, как оно должно быть на самом деле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чтобы ситуация была более понятна, хотел внести не большие уточнения:

1) Налоговая проверка проводится в виду добровольной ликвидации ТООшки.

2) Как таковое, превышение оборотов имело место в 2007 году

3) По результатам проверки НК доначисляет налоги за период 2008 года.

НУ И САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОВТОРЮ ВОПРОС: Может ли НК доначислить налоги за превышение без заявления налогоплательщика о переходе на общеустановленный режим?????

Изменено пользователем Crick
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в соответствии с подпунктом 7 п.2 ст. 31 НК РК налогоплательщику отправляется уведомление о переходе на общеустановленный режим налогообложения. Этого конечно Нк не сделал, т.е. не перевел ТООшку на общеустановленный режим налогообложения.

А что, свои налоговые обязательства налогоплательщик должен выполнять только по уведомлению :idea2: ? То есть, если не платишь налоги, то если тебе не прислали уведомление, то можно и не платить - у вас такая логическая цепочка.

Статья 29. Исполнение налогового обязательства

1. Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

1) встает на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет;

4) составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки;

5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, а также пени и штрафы в случае неисполнения налогового обязательства.

Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные настоящим Кодексом.

То есть, в налоговые обязательства ТОО, применяющее СНР на основе УД, входила обязанность предусмотренная ст. 376 п. 3:

3. В случаях несоответствия условиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи, или при добровольном выходе из специального налогового режима субъект малого бизнеса переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления, начиная с квартала, следующего за отчетным.

То есть, по умолчанию, со следующего квартала налогоплательщик уже должен выполнять свои налоговые обязательства как налогоплательщик по общеустановленному порядку, так как у него уже нет права применять СНР. И этот факт составляет отдельное правонарушение - ст. 205-1 Адм. кодекса. Но это не освобождает налогоплательщика от обязанности применять общеустановленный режим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А что, свои налоговые обязательства налогоплательщик должен выполнять только по уведомлению :idea2: ? То есть, если не платишь налоги, то если тебе не прислали уведомление, то можно и не платить - у вас такая логическая цепочка.

Статья 29. Исполнение налогового обязательства

1. Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

1) встает на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет;

4) составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки;

5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, а также пени и штрафы в случае неисполнения налогового обязательства.

Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные настоящим Кодексом.

То есть, в налоговые обязательства ТОО, применяющее СНР на основе УД, входила обязанность предусмотренная ст. 376 п. 3:

3. В случаях несоответствия условиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи, или при добровольном выходе из специального налогового режима субъект малого бизнеса переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления, начиная с квартала, следующего за отчетным.

То есть, по умолчанию, со следующего квартала налогоплательщик уже должен выполнять свои налоговые обязательства как налогоплательщик по общеустановленному порядку, так как у него уже нет права применять СНР. И этот факт составляет отдельное правонарушение - ст. 205-1 Адм. кодекса. Но это не освобождает налогоплательщика от обязанности применять общеустановленный режим.

Уважаемая Лел, я прекрасно знаю, что мы должны и чего мы не должны были сделать. Все Вы пишите красиво, но Вы, как я понимаю, не разобрались в ситуации, в виду чего в вашем ответе явные противоречия, в частности, Вы ссылаетесь на ст. 376, п.3. НК РК, который гласит, что в случае превышения оборотов или численности налогоплательщик обязан перейти на общеустановленный порядок налогооблажения на основании ЗАЯВЛЕНИЯ, ну вот представте себе налогоплательщик нарушил данный пункт и не перешел на общ. режим. В даном пункте два основных для меня момента: 1) когда наступает момент перехода на общ. режим 2) В данном пункте не указаны последствия, возникающие когда налогоплательщик проигнорировал требования пункта и не не перешел на общ. режим, понятно что будет адм штраф, но если нет перехода на общ. режим, то и требовать уплаты налогов за весь предыдущий период по общ.установленному режиму я считаю оснований нет.

Еще раз повторюсь с вопросом, может ли НК требовать уплаты налогов по общеустановленому режиму от налогоплательщика, пременяющего спец. налоговый режим (упрощенка), за превышение оборотов (возникшее год назад), учитывая тот факт, что налогоплательщик нарушил п.3 ст.376 НК РК и до сих пор не переведен на общ.установленный режим???????

Просто как я понимаю данную ситуацию чтобы требовать уплаты налогов по общеустановленному порядку необходимо сначала перевести даного налогоплательщика на этот режим.

Изменено пользователем Crick
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемая Лел, я прекрасно знаю, что мы должны и чего мы не должны были сделать. Все Вы пишите красиво, но Вы, как я понимаю, не разобрались в ситуации, в виду чего в вашем ответе явные противоречия, в частности, Вы ссылаетесь на ст. 376, п.3. НК РК, который гласит, что в случае превышения оборотов или численности налогоплательщик обязан перейти на общеустановленный порядок налогооблажения на основании ЗАЯВЛЕНИЯ, ну вот представте себе налогоплательщик нарушил данный пункт и не перешел на общ. режим. В даном пункте два основных для меня момента: 1) когда наступает момент перехода на общ. режим 2) В данном пункте не указаны последствия, возникающие когда налогоплательщик проигнорировал требования пункта и не не перешел на общ. режим, понятно что будет адм штраф, но если нет перехода на общ. режим, то и требовать уплаты налогов за весь предыдущий период по общ.установленному режиму я считаю оснований нет.

Еще раз повторюсь с вопросом, может ли НК требовать уплаты налогов по общеустановленому режиму от налогоплательщика, пременяющего спец. налоговый режим (упрощенка), за превышение оборотов (возникшее год назад), учитывая тот факт, что налогоплательщик нарушил п.3 ст.376 НК РК и до сих пор не переведен на общ.установленный режим???????

Просто как я понимаю данную ситуацию чтобы требовать уплаты налогов по общеустановленному порядку необходимо сначала перевести даного налогоплательщика на этот режим.

Уважаемый Крик,

Упрощенная декларация представляет собой льготу, котрая применяется при соблюдении ряда условий. Если условия не соблюдаются, то льгота, ИМХО, автоматически перестает действовать. Подача же заявления имеет значение не для окончания срока действия льготы, а для налогового администрирования т.е. для совевременного информирования налогового органа. Подача заявления - это Ваша ОБЯЗАННОСТЬ, а не юридический факт, означающий прекращение действия упрощенного налогового режима. По такой логике налогоплательщики, например, не будут вставать вставать на учет и платить НДС, пока из налоговые органы насильно на учет по НДС не поставят. Полагаю шансов доказать свою правоту у Вас крайне мало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Крик,

Упрощенная декларация представляет собой льготу, котрая применяется при соблюдении ряда условий. Если условия не соблюдаются, то льгота, ИМХО, автоматически перестает действовать. Подача же заявления имеет значение не для окончания срока действия льготы, а для налогового администрирования т.е. для совевременного информирования налогового органа. Подача заявления - это Ваша ОБЯЗАННОСТЬ, а не юридический факт, означающий прекращение действия упрощенного налогового режима. По такой логике налогоплательщики, например, не будут вставать вставать на учет и платить НДС, пока из налоговые органы насильно на учет по НДС не поставят. Полагаю шансов доказать свою правоту у Вас крайне мало.

Все-таки коллега не совсем согласен с вами, дело в том, что в отношении ИПшников все ясно, действительно НК имеет право принудительно перевести физика на общ.порядок, в отношении юр лица такая норма отсутствует. Поэтому считаю Ваш ответ сделан наосновани поверхностного обобщения материалов. Если подойти к вопросу педантично, то как я уже и говорил в отношении ИПшника - физика существует п.2. ст 374 НК РК, который гласит:

2. В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

Указанное заявление подается в момент возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента.

Налоговый орган вправе без вышеуказанного заявления перевести индивидуальных предпринимателей, применявших специальный налоговый режим на основе патента, на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов при установлении случаев, указанных в настоящем пункте.

но опять-таки необходимо учитывать, что данная норм распространяется по субъекту на ИПшника-физика, при этом использующего спец режим на основе патента, но это не относится к Юр.лицу используюшего упрощенный порядок налогооблажения. Помимо этого Вы говорите о том, что упрщ. порядок т.е. по вашему льгота АВТОМАТИЧЕСКИ, перестает действовть при превышении оборота, и что подача заявления это есть наша обязанность, а не юр. факт. Согласен с Вами в той части, что подача заявления это есть наша обязанность, а не юр. факт, но сути вопроса это не мняет. Прямой статьи или нормы в НК не существует, которая бы говорила о том, что в случае неисполнения требования налогоплатильщик Юр.лицо с момента обнаружения Налоговым органом перходит на общеустановленый режим.

Изменено пользователем Crick
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Гость_Тимур_*

Уважаемый Крик,

Упрощенная декларация представляет собой льготу, котрая применяется при соблюдении ряда условий. Если условия не соблюдаются, то льгота, ИМХО, автоматически перестает действовать. Подача же заявления имеет значение не для окончания срока действия льготы, а для налогового администрирования т.е. для совевременного информирования налогового органа. Подача заявления - это Ваша ОБЯЗАННОСТЬ, а не юридический факт, означающий прекращение действия упрощенного налогового режима. По такой логике налогоплательщики, например, не будут вставать вставать на учет и платить НДС, пока из налоговые органы насильно на учет по НДС не поставят. Полагаю шансов доказать свою правоту у Вас крайне мало.

Вопрос коллеги кажется в другом.

О процедуре.

Например по ИП-шникам четко прописано в п 2. ст.374 что НК может перевести в одностороннем порядке.

А по ТОО-шкам - такого нет, п.3 ст. 376 - только по Заявлению налогоплательщика!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прямой статьи или нормы в НК не существует, которая бы говорила о том, что в случае неисполнения требования налогоплатильщик Юр.лицо с момента обнаружения Налоговым органом перходит на общеустановленый режим.

Прямая статья - это содержание ст. 29 НК (которую я уже приводила), согласно которой налогоплательщик самостоятельно исполняет свои обязанности по правильному исчислению налогов. Порядок применения общеустановленного режима, на который вы автоматически перешли, прописан в НК. У вас не было оснований применять спецрежим.

А налорги и не обязаны были вас никуда переводить, вы сами это должны знать, исходя из положений ст. 376.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все-таки коллега не совсем согласен с вами, дело в том, что в отношении ИПшников все ясно, действительно НК имеет право принудительно перевести физика на общ.порядок, в отношении юр лица такая норма отсутствует. Поэтому считаю Ваш ответ сделан наосновани поверхностного обобщения материалов. Если подойти к вопросу педантично, то как я уже и говорил в отношении ИПшника - физика существует п.2. ст 374 НК РК, который гласит:

2. В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

Указанное заявление подается в момент возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента.

Налоговый орган вправе без вышеуказанного заявления перевести индивидуальных предпринимателей, применявших специальный налоговый режим на основе патента, на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов при установлении случаев, указанных в настоящем пункте.

но опять-таки необходимо учитывать, что данная норм распространяется по субъекту на ИПшника-физика, при этом использующего спец режим на основе патента, но это не относится к Юр.лицу используюшего упрощенный порядок налогооблажения. Помимо этого Вы говорите о том, что упрщ. порядок т.е. по вашему льгота АВТОМАТИЧЕСКИ, перестает действовть при превышении оборота, и что подача заявления это есть наша обязанность, а не юр. факт. Согласен с Вами в той части, что подача заявления это есть наша обязанность, а не юр. факт, но сути вопроса это не мняет. Прямой статьи или нормы в НК не существует, которая бы говорила о том, что в случае неисполнения требования налогоплатильщик Юр.лицо с момента обнаружения Налоговым органом перходит на общеустановленый режим.

Господин Крик,

Во-первых, хочу согласиться с последним постом госпожи Лел.

Во-вторых, У Вас есть своя правда. Она заключается в том, что НК очень плохо прописывает многие вещи с юридической точки зрения. Таких мест в НК масса.

В-третьих, на своем опыте и опыте многих коллег, убедился, что зачастую в налоговых спорах берут вверх соображения не юридического характера, а интересы государства. То толкование, которое даете Вы, имеет крайне мало шансов на успех в суде, так как влечет очень большие проблемы для бюджета. Изучать же глубоко эту проблему для теоретического решения проблемы у меня нет времени.

В-четвертых, господин Крик, Вам не кажется, что если Вы хотите просить у коллег помощи и совета не следует употреблять такие выражения как "Все Вы пишите красиво, но Вы, как я понимаю, не разобрались в ситуации" и "Поэтому считаю Ваш ответ сделан наосновани поверхностного обобщения материалов"? Складывается впечатление, что Вам нужна не помощь, а почва для спора и довольно оскорбительной критики опоннентов. Это не вызывает желания давать какие-либо комментарии на Ваши посты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Все Вы пишите красиво, но Вы, как я понимаю, не разобрались в ситуации" и "Поэтому считаю Ваш ответ сделан наосновани поверхностного обобщения материалов"? Складывается впечатление, что Вам нужна не помощь, а почва для спора и довольно оскорбительной критики опоннентов. Это не вызывает желания давать какие-либо комментарии на Ваши посты.

Не вижу никакой оскорбительной (???) критики. Может просто разные представления об оскорблениях? :idea2:

Лел, я так понимаю ,что исчисляют они правильно, но вот самостоятельно переходить на общий режим не собираются.

Crick, а что Ваш бухгалтер не способен этим вопросом занятся самостоятельно? Может проще поступить - обратится за письменным разъяснением в НК?

Изменено пользователем CH3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Господин Крик,

Во-первых, хочу согласиться с последним постом госпожи Лел.

Во-вторых, У Вас есть своя правда. Она заключается в том, что НК очень плохо прописывает многие вещи с юридической точки зрения. Таких мест в НК масса.

В-третьих, на своем опыте и опыте многих коллег, убедился, что зачастую в налоговых спорах берут вверх соображения не юридического характера, а интересы государства. То толкование, которое даете Вы, имеет крайне мало шансов на успех в суде, так как влечет очень большие проблемы для бюджета. Изучать же глубоко эту проблему для теоретического решения проблемы у меня нет времени.

В-четвертых, господин Крик, Вам не кажется, что если Вы хотите просить у коллег помощи и совета не следует употреблять такие выражения как "Все Вы пишите красиво, но Вы, как я понимаю, не разобрались в ситуации" и "Поэтому считаю Ваш ответ сделан наосновани поверхностного обобщения материалов"? Складывается впечатление, что Вам нужна не помощь, а почва для спора и довольно оскорбительной критики опоннентов. Это не вызывает желания давать какие-либо комментарии на Ваши посты.

Уважаемый коллега. Хотел извинится перед Вами и соответственно перед госпожой Лел за свой сарказм и за причиненую обиду, если таковые имеются. Касательно четвертого, уважаемый коллега, а Вам не кажется, что каждый вправе сам определять способ и манеру общения на форуме, и если я употребил выражения, которые Вас оскорбили, а они Вас видимо оскорили, то можно не давать каких-либо комментариев на мои посты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования