Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги!

Прошу помочь с толкованием и пониманием правовой нормы НК.

В соответствии с пп.12) п.1 ст.19 "Права органов налоговой службы" Налогового кодекса РК органы налоговой службы вправе:

предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2) и 4) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Помимо этой нормы, Налоговым кодексом предусмотрены следующие случаи обращения налоговых органов в суд с исками:

- ст.619 НК РК - уполномоченный орган (НК МФ РК) обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций налогоплательщика;

- ст.622 НК РК - налоговый орган обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа или иском о взыскании сумм налоговой задолженности за счет имущества данного налогоплательщика.

Право налогового органа предъявлять конкретные иски в суд может быть установлено и иными законодательными актами. Например, п.2 ст.15 ЗРК о банкротстве наделяет налоговый орган правом на подачу заявления кредитора в суд о признании должника банкротом...

Вопрос: Вправе ли орган налоговой службы, действуя на основании пп.12) п.1 ст.19 НК РК, предъявлять в суды любые иски, помимо исков, право на принесение которых прямо предоставлено налоговым органам законодательными актами?

В частности: Вправе ли орган налоговой службы предъявить в суд иск о признании сделки недействительной, является ли он для этого "надлежащим государственным органом" (п.1 ст.157 ГК РК)?

Буду благодарен за любые мысли/мнения/обоснования!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрим п.2 ст.157, потом п.3 ст.158 ГК, затем пп.12) п.1 ст.19 и пп.2) п.1 ст.20 НК.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос: Вправе ли орган налоговой службы, действуя на основании пп.12) п.1 ст.19 НК РК, предъявлять в суды любые иски, помимо исков, право на принесение которых прямо предоставлено налоговым органам законодательными актами?

В частности: Вправе ли орган налоговой службы предъявить в суд иск о признании сделки недействительной, является ли он для этого "надлежащим государственным органом" (п.1 ст.157 ГК РК)?

Буду благодарен за любые мысли/мнения/обоснования!

1) Думаю, что нет и, на мой взгляд, ответ также присутствует в п.п. 12) п. 1 ст. 19 НК РК, а именно "предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан...". В связи с этим представляется право НК РК в подаче иска в суды будет возможно в том случае, если это право прямо предусмотрено действующим законодательством.

2) Опять таки если право подачи непосредственно паредусмотрено законодательством Республики Казахстан.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрим ... п.3 ст.158 ГК ...

Т.е. Вы полагаете, что орган налоговой службы - это государство?! :smile:

Я считал, что только прокуратура у нас обладает общим правом представлять интересы государства в суде (п.2 ст.1 ЗРК о прокуратуре).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Болт

Т.е. Вы полагаете, что орган налоговой службы - это государство?! :smile:

Я считал, что только прокуратура у нас обладает общим правом представлять интересы государства в суде (п.2 ст.1 ЗРК о прокуратуре).

Все государственные органы, в т.ч. и НУ являются представителями государства. И если цель вашей сделки направлена на уход от налогов, то они являются заинтересованным лицом. А вообще не бойтесь с ними судиться, у них юристы в основном некомпетентные в вопросах зак-ва.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все государственные органы, в т.ч. и НУ являются представителями государства.

По доверенности?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

если цель вашей сделки направлена на уход от налогов, то они являются заинтересованным лицом

В общем-то, действия органа налоговой службы при обнаружении такой сделки прямо регламентированы Налоговым кодексом (ст.20 НК РК):

2. При выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также фактов преднамеренного, ложного банкротства, указывающих на признаки преступления, органы налоговой службы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, отнесенные к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

- ничего о праве оспаривать действительность сделок здесь нет.

А вообще не бойтесь с ними судиться, у них юристы в основном некомпетентные в вопросах зак-ва.
\

спасибо, учту :smile:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В частности: Вправе ли орган налоговой службы предъявить в суд иск о признании сделки недействительной, является ли он для этого "надлежащим государственным органом" (п.1 ст.157 ГК РК)?

Незадолго до принятия НП по вопросам лжепредпримательства, на сайте ВС появилась такое сообщение в разделе новостей

На пленарном заседании Верховного Суда

На повестку дня очередного пленарного заседания Верховного Суда вынесены актуальные аспекты правоприменительной практики, по которым будут приняты нормативные постановления и даны разъяснения судам в целях выработки единой судебной практики и толкования законодательных норм.

Необходимость разработки и принятия нормативного постановления о судебной практике применения законодательства о лжепредпринимательстве предопределили следующие обстоятельства.

....................

В ряде случаев контрагенты лжепредприятий обращаются в суды с исками о признании заключенных с лжепредприятиями сделок действительными, а налоговые органы – о признании таких сделок недействительными. Т.к. по ГК к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, нормативное постановление указывает, что такие иски не подлежат удовлетворению. Судам указано, что при этом следует исходить из обстоятельств, установленных приговором суда либо постановлением о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

http://www.zakon.kz/129234-na-plenarnom-za...vnogo-suda.html

Хоть касалось только споров, связанных с признанием контрагентов лжепредпринимателями, данную позицию ВС по аналогии можно было бы подвести и под другие случаи))))

Увы, но в принятое в итоге НП эти разъяснения по каким-то причинам не были включены.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Болт

По доверенности?

По своим учредительным документам (положениям ), см. также Закон об административных процедурах

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отличная отсылка на п.4 ст.1 ГК РК, Вовун, спасибо!

4. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Здесь, imho, мы имеем дополнительное подтверждение тому, что органы налоговой службы, осуществляющие деятельность, исключительно, в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, не вправе обращатся в суды с исками, мотивированными нормами гражданского законодательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИМХО,

1. в соотвествии с законодательством означает порядок подачи иска по ГПК

2. согласно ст.8 ч. 1 ГПК госорганы имеют права обратиться в суд с заявлением о нарушении прав других лиц

3. ст. 35 ГК - правоспособность ЮЛ.

И вообще ОНС может подавать иски по десяткам предметам: о взыскании задолженности по ГПО, по трудовым спорам, возмещению вреда и т.д..

Если же следовать иной логике, то ОНС не правоспособен и может обращаться в суд.

Мое мнение: ОНС может подавать любые иски согласно ГПК.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИМХО,

1. в соотвествии с законодательством означает порядок подачи иска по ГПК

возможно.

2. согласно ст.8 ч. 1 ГПК госорганы имеют права обратиться в суд с заявлением о нарушении прав других лиц

Вы упустили наличие в этой норме оговорки: "в случаях, предусмотренных законом".

3. ст. 35 ГК - правоспособность ЮЛ.

Какая связь с рассматриваемыми вопросами? :drazn:

Вы же понимаете, что в этой теме я не имею в виду иски ГУ "Налоговое управление...", касающиеся защиты прав данного юридического лица...

И вообще ОНС может подавать иски по десяткам предметам: о взыскании задолженности по ГПО, по трудовым спорам, возмещению вреда и т.д..

:smile: здесь хотел бы увидеть хоть какое-то правовое основание такому утверждению. (еще раз: иски ГУ "Налоговое управление...", касающиеся защиты прав данного юридического лица, здесь не рассматриваем, поскольку они не будут обоснованны нормами налогового законодательства).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Положения о МинФине и Налоговогом Комитете МинФина смотрели? В них установлен перечень полномочий.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Положения о МинФине и Налоговогом Комитете МинФина смотрели? В них установлен перечень полномочий.

и что там есть о праве оспаривать в судебном порядке действительность сделок, совершенных налогоплательщиками?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В частности: Вправе ли орган налоговой службы предъявить в суд иск о признании сделки недействительной, является ли он для этого "надлежащим государственным органом" (п.1 ст.157 ГК РК)?

Буду благодарен за любые мысли/мнения/обоснования!

Может, это не совсем в "ту степь", просто у нас сейчас над одной из ТОО-шек нависла угроза банкротства по иску налогового органа, который является единственным кредитором ТОО (налоговая задолженность), и я, так сказать, о наболевшем :) :

По закону о банкротстве:

1. Сделки, совершенные должником до признания его банкротом, должны быть признаны недействительными:

2) по заявлению уполномоченного органа, кредиторов (в нашем случае - налоговый орган), реабилитационного или конкурсного управляющего, если сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после возбуждения дела о банкротстве влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;

2. Конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов (в нашем случае - налогового органа) или уполномоченного органа обязаны потребовать признания сделок недействительными и возврата имущества, переданного должником, в том числе и в аренду или в обеспечение исполнения по ранее заключенным сделкам, за период в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве, от лиц, получивших это имущество безвозмездно, по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований в ущерб интересам кредиторов.

3. Конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов или уполномоченного органа обязаны потребовать возврата имущества должника, переданного им за период до трех лет до возбуждения дела о банкротстве, от кредиторов, обязательства перед которыми были исполнены до наступления срока их исполнения в ущерб интересам других кредиторов. В этом случае права кредиторов обеспечиваются по правилам настоящего Закона.

4. По основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, может быть истребовано имущество, переданное в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве служащим (работникам), участникам хозяйственного товарищества, руководителю несостоятельного должника.

То есть, с иском должен обратиться конкурсный/реаб. управ, но по заявлению налоговой, если она (он :)) является кредитором. В данном случае, наверное, налоговая выступает не как уполномоченный орган, а как заинтересованное лицо (п.1 ст.157 ГК).

И еще, к перечню возможных исков от налоговой:

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 23 июня 2006 года № 5

О судебной практике применения налогового законодательства

4. Из положения пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса о самостоятельном исполнении налогоплательщиком налогового обязательства следует, что он обязан от своего имени и за счет своих средств уплатить соответствующую сумму налога в бюджет, кроме случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом. Гражданско-правовые сделки о переводе на другое лицо налоговой задолженности, заключенные с целью освобождения от уплаты налогов, должны признаваться недействительными как не соответствующие требованиям законодательства.

Здесь, наверное, тоже, иск о признании сделки недействительной может быть подан налоговым комитетом.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Болт

Может, это не совсем в "ту степь", просто у нас сейчас над одной из ТОО-шек нависла угроза банкротства по иску налогового органа, который является единственным кредитором ТОО (налоговая задолженность), и я, так сказать, о наболевшем :) :

По закону о банкротстве:

То есть, с иском должен обратиться конкурсный/реаб. управ, но по заявлению налоговой, если она (он :)) является кредитором. В данном случае, наверное, налоговая выступает не как уполномоченный орган, а как заинтересованное лицо (п.1 ст.157 ГК).

И еще, к перечню возможных исков от налоговой:

Здесь, наверное, тоже, иск о признании сделки недействительной может быть подан налоговым комитетом.

Да, и скорее всего, суд примет данное заявление к рассмотрению

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть, с иском должен обратиться конкурсный/реаб. управ, но по заявлению налоговой, если она (он :)) является кредитором.

Хорошее замечание, Миссис Хадсон!

Imho, это еще одно подтверждение моим сомнениям в том, что ОНС вправе предъявлять иски и признании сделок налогоплательщика недействительными: в предложенном Вами для рассмотрения случае, полномочие оспорить сделку в суде принадлежит КУ, а ОНС, может только дать этому КУ информацию (не имея собственных полномочий оспорить сделку).

Аналогичным образом я понимаю и указанный выше п.2 ст.20 НК РК - если ОНСу что-то не нравится в сделке налогоплательщика он направляет информацию соответствующим правоохранительным органам, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Здесь, наверное, тоже, иск о признании сделки недействительной может быть подан налоговым комитетом.

В этом НП ВС, по крайней мере, такое не указано.

Да, и скорее всего, суд примет данное заявление к рассмотрению

Боюсь, что в 9-ти случаях из 10-ти наш суд примет любой иск от ОНСа. :biggrin:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока получилось следующее построение по теме для отзыва на иск:

Орган налоговой службы не имеет законных полномочий предъявлять в суд иски об оспаривании действительности гражданско-правовых сделок, совершенных между налогоплательщиками.

Из норм налогового законодательства Республики Казахстан (включая, пп.12) п.1 ст.19, ст.ст.619, 622 Налогового кодекса Республики Казахстан), гражданского законодательства (в силу п.4 ст.1 ГК РК к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами) следует, что органы налоговой службы, осуществляющие деятельность в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, не вправе обращаться в суды с исками в интересах иных лиц, включая государство, мотивированными нормами гражданского законодательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Данный вывод совершенно соответствует части 1 ст.56 ГПК РК, согласно которой организация может обратиться в суд с иском в защиту государственных интересов в случаях, прямо предусмотренных законом. Общим правом представлять интересы государства в суде обладает только прокуратура в соответствии с п.2 ст.1 Закона Республики Казахстан "О прокуратуре" и ч.3 ст.55 ГПК РК. Органы налоговой службы такими полномочиями не наделены.

Таким образом, право налогового органа предъявлять конкретные иски в суд существует только в случаях, прямо установленных законодательными актами.

Так, к примеру, п.2 ст.15 Закона Республики Казахстан "О банкротстве" наделяет налоговый орган правом на подачу заявления кредитора в суд о признании должника банкротом. Но даже в этом случае представления налоговым органом интересов государства, как кредитора неплатежеспособного должника, налоговый орган не имеет полномочий оспорить в суде действительность сделок банкрота: в соответствии со ст.6 Закона РК "О банкротстве" орган налоговой службы (в качестве кредитора) вправе только обратиться с заявлением к конкурсному или реабилитационному управляющему, который, в свою очередь, вправе представить в суд иск об оспаривании сделок банкрота.

Более того, действия органа налоговой службы при возникновении у его специалистов в ходе налоговой проверки сомнений в отношении действительности и предпринимательской сущности сделок налогоплательщика, прямо регламентированы Налоговым кодексом Республики Казахстан (далее по тексту – НК РК). Представление налоговым органом в суд исков об оспаривании сделок правилами налогового законодательства не предусмотрено и не предполагается. В силу п.2 ст.20 НК РК при выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, органы налоговой службы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, отнесенные к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Эту обязанность орган налоговой службы в случае налоговой проверки в отношении второго ответчика выполнил – материалы о сделках налогоплательщика (включая и оспариваемые рассматриваемым иском) переданы в органы финансовой полиции.

На основании всего изложенного, убежден, что истец не имеет законных полномочий подавать иск о признании сделок налогоплательщиков недействительными и не является "надлежащим государственным органом", имеющим право оспаривать действительность сделок в соответствии с п.1 ст.157 ГК РК. В связи с этим, исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление, дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

По изложенным основаниям и в соответствии со ст.ст.56, 147, 149 ГПК РК исковое заявление органа налоговой службы о признании сделок недействительными подлежит оставлению без рассмотрения, а производство по делу – прекращению.

Будут какие-нибудь замечания или дополнения, коллеги?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При прочтении возник вопрос- а с чего это НУ заинтересовалось этими сделками и какой их интерес, требовать их отмены и на каком основании?

Для погашения задолженности?

Или может они аннулировали регистрацию этого лица и теперь пошли по его сделкам?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какое нибудь доначисление скорее всего ищут. Скажем для того, чтобы поставить дебиторку/кредиторку в доход и взыскать налоги со штрафами, а для этого признать сделку недействительной. У нас сейчас в ходе проверки пытаются натянуть на это. Кажись так :drowning:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При прочтении возник вопрос- а с чего это НУ заинтересовалось этими сделками и какой их интерес, требовать их отмены и на каком основании?

Для погашения задолженности?

Или может они аннулировали регистрацию этого лица и теперь пошли по его сделкам?

Ни то, ни другое.

Полагаю, специалисты ОНС составляли иск, будучи мотивированными чувствами "обиды" или "личной неприязни". :shuffle:

В ходе комплексной документальной налоговой проверки у специалистов ОНС возникли сомнения в отношении действительного характера сделок налогоплательщика с определенным контрагентом.

О своих сомнениях ОНС сообщил компетентному правохранительному органу.

Одновременно, руководствуясь этими сомнениями специалистов, ОНС принял решение об исключении из вычетов по КПН и зачета по НДС расходов по показавшимся "сомнительными" сделкам. Соответственно, были начислены налоги и пеня.

После того, как решение ОНС о начислении налогов и пени стало разваливаться в судах в связи с его совершенной необоснованностью, ОНС заявил иск об оспаривании сделок налогоплательщика...

Иск ОНС мотивирован, прежде всего, утверждениями о нарушениях: норм ГК о форме сделок, норм НК о составлении счетов-фактур, норм законодательства о бухучете об оформлении первичных документов бухгалтерского учета. :drowning:

Поскольку у меня нет особого желания в этом цирке участвовать, я решил рассмотреть в корне вопрос о полномочиях ОНС.

Изменено пользователем Александр Чашкин

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понятно.

А то я слышал о таком развитии событий- сначала как здесь, т.е.

В ходе комплексной документальной налоговой проверки у специалистов ОНС возникли сомнения в отношении действительного характера сделок налогоплательщика с определенным контрагентом.

О своих сомнениях ОНС сообщил компетентному правохранительному органу.

Дальше очевидно финпол не смог решить вопрос по лжепредпринимательству и вместо этого налоговики в СМЭСе добились аннуляции регистрации юрлица.

Но решение СМЭС это ж не приговор, т.е. как решить вопрос с

об исключении из вычетов по КПН и зачета по НДС расходов по показавшимся "сомнительными" сделкам.
?

Ну я и подумал, что они начали заявлять иски о признании недействительными сделок этого вроде как несуществовавшего юрлица.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но решение СМЭС это ж не приговор, т.е. как решить вопрос с

?

Ну я и подумал, что они начали заявлять иски о признании недействительными сделок этого вроде как несуществовавшего юрлица.

Действительно, учитывая, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, ОНС при успешном оспаривании сделок сможет вернуться к начислению.

А какое мнение по существу темы об отсутствии полномочий у ОНС, Игорь?

Изменено пользователем Александр Чашкин

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Солидарен, к формулировке добавить нечего.

Закинуть в таком виде и посмотреть на реакцию.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования