Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

В Мажилисе Парламента Республики Казахстан рассматривается проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате».

Законопроект вносит в Закон Республики Казахстан «О нотариате» радикальные изменения концептуального характера – отказ от одного из основополагающих принципов латинского нотариата, а именно, регулирования численности нотариусов. Снятие административных барьеров в нотариальной деятельности приведут к ликвидации системы регулирования численности нотариусов, обеспечив свободный доступ к осуществлению нотариальной профессии любого лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями.

По существу законопроектом предлагается ввести заявительный порядок доступа к осуществлению нотариальной деятельности.

Отказ от регулирования численности нотариусов приведет к резкому увеличению количества нотариусов и возвратит нотариат в состояние 1997 года, которому были присущи предпринимательский характер нотариальной деятельности, оплата нотариальных услуг по соглашению сторон.

В мире существует два типа нотариата – англосаксонский и латинский.

Англосаксонский, действующий в основном в США и Великобритании, не ограничивает численность нотариусов и позволяет оплату осуществлять по свободным ценам. Нотариусы в этих странах выполняют сугубо удостоверительные функции, основанные на свидетельских показаниях и, соответственно, наличие юридического образования для них не обязательно. Латинский нотариат действует более чем в 75 странах с континентальной системой права и основан на определенных базовых принципах. Законодательство Казахстана ориентировано на континентальную систему права и другого пути развития у отечественного нотариата нет.

Последствия предлагаемой новеллы приведут к ряду нежелательных последствий.

Во-первых, отмена регулирования численности не в полной мере соответствует публичному статусу нотариуса и публично-правовому характеру его полномочий. Принцип регулирования численности является главенствующим во всех регламентируемых юридических профессиях, представители которых осуществляют публичные полномочия, делегируемые государством.

Во-вторых, использование только рыночных механизмов регулирования численности публичной профессии приведет к нарушению баланса между спросом и предложением на рынке нотариальных услуг.

В-третьих, неограниченный доступ к занятию нотариальной деятельности будет способствовать концентрации нотариусов в крупных городах и одновременно – недостатку нотариусов в сельской местности.

В свою очередь подобное положение приведет в итоге к конкуренции среди нотариусов в местах их сосредоточения и повлечет снижение качества получения юридической помощи.

Рыночная конкуренция среди нотариусов приведет к вытеснению значения законности нотариальных действий, усилению криминализации нотариальной деятельности, появлению так называемых «корпоративных нотариусов» и «нотариусов-однодневок», для которых более высоким мотивом будет обеспечение собственного экономического выживания, а не соблюдение законности и независимости при оформлении гражданско-правовых сделок, и как следствие огромная текучесть нотариальных кадров и невозможность сохранения архивных документов.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года отмечено, что строительство в Казахстане правового государства требует дальнейшего совершенствования специализированных институтов, функционирующих в сфере защиты прав и свобод граждан.

Концепция определяет, что одной из важных задач является совершенствование системы нотариальной деятельности. Подчеркнута необходимость нормативно-правового определения роли нотариата как части правовой инфраструктуры, обеспечивающей дополнительную стабильность и юридическую безопасность отношений в гражданском обороте, качественную защиту прав и законных интересов граждан и организаций. Национальная модель нотариата должна обеспечивать доступность нотариальной помощи на всей территории страны.

Под определением на нормативном уровне правового статуса нотариуса и роли нотариата в Республике Казахстан подразумевается комплекс мероприятий, которые должны последовательно осуществляться в свете поставленных концепцией задач, связанных с совершенствованием нотариальной деятельности.

Вопросы нотариата трижды становились предметом обсуждения на заседаниях Совета по правовой политике при Президенте, обсуждались на многочисленных конференциях и форумах. Однако отечественный нотариат до настоящего времени не имеет ни цельной государственной концепции, ни долгосрочной отраслевой программы развития.

Действующее законодательство о нотариате действительно нуждается в совершенствовании, однако, в отсутствии целостной концепции развития нотариата, внесение в него такого рода радикальных изменений считаем недопустимым.

Таким образом, мы полагаем, что предлагаемый законопроект не соответствует современному этапу развития института нотариата, способен в случае его принятия вызвать ряд негативных последствий для национального правопорядка Республики Казахстан, снизив уровень гарантий и правовой защищенности населения страны.

Нотариусы Республики Казахстан

Опубликовано

Нововведения в Закон РК «О нотариате»: шаг вперед или два шага назад?

Председатель нотариальной палаты Костанайской области С. Альмагамбетов обращает внимание на то, что в Законе РК «О нотариате» есть ряд неучтенных замечаний, высказанных частными нотариусами еще в ходе обсуждения законопроекта.

В 2010 году Министерство юстиции РК подготовило законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О нотариате» и направило в Мажилис Парламента РК. При подготовке законопроекта частными нотариусами Костанайской области вносились предложения, направленные на совершенствование Закона РК «О нотариате», однако наши предложения остались без внимания. В частности, предлагалось дать более четкое определение нотариата и понятия нотариальной деятельности. Предложения касались создания специализированных архивов, ответственности выбывших нотариусов за уклонение от сдачи нотариальных документов в архив, создания на законодательном уровне центра нотариальных исследований при Республиканской нотариальной палате для научно-методического обеспечения деятельности нотариусов, определения количества нотариусов с учетом международного опыта и другие. Свои предложения нотариусы обосновали, ссылаясь на постановление Конституционного Совета РК от 31 января 2005 года «О проверке конституционности пункта 3 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О нотариате» по обращению суда города Астаны» и базовыми принципами Международного союза Латинского нотариата. В постановлении Конституционного Совета РК указывается, что «деятельность нотариата носит публично-правовой характер, на государство возлагается юридическая обязанность обеспечивать права и свободы человека и гражданина, устанавливать правовые механизмы их охраны и защиты». В силу этого предлагалось дать новое определение понятию «нотариат» в Казахстане – ст. 1 Закона РК «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155 изложить в новой редакции: «Нотариат в Республике Казахстан – это публично-правовой институт, призванный обеспечить защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в сфере совершения нотариальных действий». Новелла носит концептуальный характер. Такое определение нотариата позволяет признать его частью правовой системы государства, следовательно, возлагать на нотариат выполнение конституционной задачи – оказание квалифицированной юридической помощи населению, возможность использования государственного герба на печати нотариусов и расширение перечня нотариальных действий. Подготовленный законопроект предусматривает усиление администрирования со стороны государственного органа по отношению не только к частным нотариусам, но и вмешательство в деятельность территориальных нотариальных палат, являющихся некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, на которые распространяется Закон РК «О некоммерческих организациях». В законодательном порядке вводятся ограничения на положения устава нотариальных палат, сужаются права общего собрания как высшего органа, полномочия по срокам выборности председателей палат и членов правления. Предлагается отмена ограничений по количеству нотариусов и введение критерия определения минимального количества нотариусов в нотариальном округе, что не решает вопроса по существу, а требует выработки более эффективных подходов. Наиболее обсуждаемые по проекту вопросы по поводу ограничения количества нотариусов (квотирования) и проведения конкурса на замещение вакантной должности частного нотариуса. Разработчик предлагает полностью снять ограничение по количеству нотариусов и ввести только их учетную регистрацию. Мотивация: из общего количества лиц, получивших государственную лицензию, только половина занимается нотариальной деятельностью, а остальные не имеют возможности работать.

В действительности многие действующие сотрудники юстиции, правоохранительных органов, судьи, адвокаты имеют лицензии на право занятия нотариальной деятельностью, но никто из них не стал в кадровый резерв согласно Положению о кадровом резерве и проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденному приказом министра юстиции РК от 31 марта 2005 года № 101. Отпуск количества нотариусов без учета социально-экономических критериев вызовет затруднительное положение, во-первых, у сельского населения по получению нотариальных услуг, так как 70-80 процентов нотариусов будут стремиться работать в городах, областных центрах. Введение государственных нотариусов в сельские районы – это дополнительные расходы для бюджета. Нерегулируемое количество нотариусов нарушит действующую систему, которая строилась с 1997 года, со дня принятия Закона РК «О нотариате», создаст трудности их контроля, проверки со стороны государственного органа, вызовет их текучесть, миграцию по территории республики, появятся «нотариусы-однодневки», готовые пойти на нарушения закона при совершении нотариальных действий, чтобы извлечь материальные выгоды, а затем закрыться и уйти от ответственности. Со своей стороны предлагаем по определению количества нотариусов руководствоваться базовыми принципами Международного союза Латинского нотариата. Это значит: учитывать экономические показатели развития региона (ВВП), прогнозировать динамику численности обслуживаемого населения, численность и плотность населения в нотариальном округе. Немаловажное значение имеет урбанизация населения в обслуживаемом округе, возможность обеспечения нотариуса экономической независимостью, среднемесячная нагрузка на одного нотариуса, взаимозаменяемость нотариусов в районах Казахстана с 2004 года в МСЛН присутствует пока в качестве наблюдателя до адаптации национального законодательства к международным стандартам.

В странах, входящих в Международный союз Латинского нотариата, придерживаются вышеперечисленных базовых принципов. В Германии, например, при определении числа нотариусов исходят из расчета 1 нотариус на 10 000-15 000 населения. Вместе с тем среднемесячная нагрузка в год должна быть не менее 1400 нотариальных действий.

В Костанайской области средняя нагрузка за 2010 год составила менее 500 нотариальных действий в месяц на одного нотариуса. Согласно упомянутому постановлению Конституционного Совета РК «государство вправе определять для лиц, желающих осуществлять нотариальную деятельность, обязательные условия и ограничения, которые могут быть связаны с необходимостью установления законом государственного контроля за деятельностью нотариата». Следовательно, и по Казахстану число нотариусов можно определять из расчета, например, 5000 человек на одного нотариуса в городах и 10 000 человек на одного нотариуса в сельских районах с учетом вышеизложенных требований. При таком подходе произойдет реальное регулируемое и контролируемое увеличение количества нотариусов. Например, в Костанайской области в кадровом резерве состоят 40 лиц, имеющих лицензию на право занятия нотариальной деятельностью, которые будут полностью востребованы. Также ежегодно с ростом населения, интенсивности социально-экономического развития регионов и образования вакансий за счет выбывших нотариусов: на пенсию, из-за болезни, выезда за пределы области и республики, лишения лицензии количество вновь принятых нотариусов будет увеличиваться. Конкурсы на замещение вакантной должности нотариуса, безусловно, подлежат отмене, так как создают предпосылки для дачи незаконных вознаграждений с целью решения вопроса определения территории деятельности. Назначение на должность нотариуса необходимо проводить открыто, прозрачно, из числа лиц, стоящих в кадровом резерве в порядке очередности. Список кадрового резерва на должность нотариуса можно публиковать в СМИ, сделать доступным каждому гражданину. При принятии законопроекта в предоставленном виде прогресса нотариального законодательства и качественного улучшения предоставляемых услуг населению не произойдет, это будет возврат к периоду начала становления казахстанского нотариата и не приблизит ни на шаг вступление в Международный союз Латинского нотариата, в который входят более 80 стран мира с римской системой права. Нотариусы все же надеются, что законопроект будет возвращен на доработку и разработчики подключат к данной работе ученых-юристов, экспертов, практиков. И обновленный Закон РК «О нотариате» будет соответствовать требованию сегодняшнего времени.

Опубликовано (изменено)

Основные доводы автора:

Отказ от регулирования численности нотариусов приведет к резкому увеличению количества нотариусов,а это плохо так как (по мнению автора):

- приведет к нарушению баланса между спросом и предложением на рынке нотариальных услуг;

- приведет к недостатку нотариусов в сельской местности;

- приведет в итоге к конкуренции среди нотариусов в местах их сосредоточения;

- повлечет снижение качества получения юридической помощи.

Ни один из доводов не выдерживает критики.

1. В настоящее время не существует баланса между спросом и предложением.

Как правило именно к нотариусам выстраиваются очереди в результате чего последние позволяют себе выбирать - какие действия совершать, а в совершении каких отказывать.

2. Недостаток нотариусов в сельской местности безусловно был, есть и будет.

Дело не в ограничении количества нотариусов, а в отсутствии привлекательности села (для занятия какой либо деятельностью) как такового.

3. Конкуренция это здоровое и нужное явление которое прекратит порочную практику отказов в совершении тех или иных нотариальных действий, а также заставит нотариусов, наконец таки, заняться изучением действующего законодательства РК. Именно благодаря конкуренции тысячи субъектов рынка вынуждены совершенствоваться и развиваться. Нотариус не имеющий конкурентов это как правило человек не стремящийся к повышению уровня своей, правовой, грамотности. Он знает, что клиент будет вынужден обратится к нему, ибо конкуренции нет. Соответственно и довод о снижении качества юридической помощи также не выдерживает критики. Тем более, что сегодня этого качества нотариусы уже не демонстрируют, скорее уж абсолютное незнание, чем качество.

Изменено пользователем Анатолий Утбанов
Опубликовано (изменено)

  Анатолий Утбанов писал(а):
Основные доводы автора:

Ни один из доводов не выдерживает критики.

1. В настоящее время не существует баланса между спросом и предложением.

Как правило именно к нотариусам выстраиваются очереди в результате чего последние позволяют себе выбирать - какие действия совершать, а в совершении каких отказывать.

2. Недостаток нотариусов в сельской местности безусловно был, есть и будет.

Дело не в ограничении количества нотариусов, а в отсутствии привлекательности села (для занятия какой либо деятельностью) как такового.

3. Конкуренция это здоровое и нужное явление которое прекратит порочную практику отказов в совершении тех или иных нотариальных действий, а также заставит нотариусов, наконец таки, заняться изучением действующего законодательства РК. Именно благодаря конкуренции тысячи субъектов рынка вынуждены совершенствоваться и развиваться. Нотариус не имеющий конкурентов это как правило человек не стремящийся к повышению уровня своей, правовой, грамотности. Он знает, что клиент будет вынужден обратится к нему, ибо конкуренции нет. Соответственно и довод о снижении качества юридической помощи также не выдерживает критики. Тем более, что сегодня этого качества нотариусы уже не демонстрируют, скорее уж абсолютное незнание, чем качество.

Анатолий, согласен с вами. Есть еще один миф. Якобы неограниченное количество нотариусов способствует утрате контроля со стороны государства над деятельностью нотариусов. Зерно какое - то здесь возможно имеется, НО, преимущества привнесенные конкуренцией среди нотариусов нивелируют все недостатки. Давно уже пора низложить эту касту неприкасаемых.

Изменено пользователем Анатолий Утбанов
Опубликовано

Правильно нечего разводить нотариусов однодневок, в конце концов это же не шарашкина контора, на каждом углу.

а у действующих нотариуосов итак существует нездоровая конкуренция

Гость Алексей
Опубликовано

И правильно считаете, отпуск численности нотариусов приведет к криминализации, которая уже у нас была в стране.

У нас бизнес захочет иметь своих нотариусов, банки захотят своих нотариусов, ОПГ своих нотариусов. Они при той конкурентности, при нынешних шатких тарифах не смогут быть экономически состоятельными и они уйдут в эти группировки. То есть нотариат станет криминогенным институтом

Опубликовано

Квоты не помешали загреметь по делу Алиева сразу четырём нотариусам.

Авторы письма лукаво умалчивают, что в ряде западных стран квотирование в последние годы тоже отменено.

Молчат они и о том, что проект содержит требование к обязательной стажировке в 1 год, поэтому стремительного роста нотариусов ждать не приходится. Будет первичный прирост за счет тех, кто имеет лицензии на руках, но не мог натйи место.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования