Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Являются ли объектом авторского права новости?


Рекомендуемые сообщения

ДД!

Помогите разобраться!

На днях на сайте ИА"Интерфакс-Казахстан"вышла заметка следующего содержания:

ЗАЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА "ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН"

Казахстан ужесточает законодательство по охране авторских и смежных прав. Однако, несмотря на это, многие СМИ продолжают нарушать права интеллектуальной собственности. Это касается неправомерного тиражирования сообщений казахстанских информационных агентств.

Хотелось бы напомнить, что распространять сообщения информационных агентств необходимо только с разрешения редакции (для ряда информационных агентств – на условиях платной подписки), с обязательной ссылкой на первоисточник (это предусмотрено в правилах использования материалов порталов, которые ретранслируют сообщения информационных агентств).

К примеру, в правилах использования материалов сайта tengrinews.kz указывается: "Материалы информационных агентств France Presse, РИА Новости, КазТАГ, Казинформ, Интерфакс-Казахстан, Томсон Рейтер и других наших партнеров, размещенные на данном ресурсе, предоставлены владельцу сайта только на правах публикации; любая их перепечатка или ретрансляция, воспроизведение, копирование и/или распространение в какой-либо форме на любых ресурсах, в том числе и на интернет-сайтах, иначе как с письменного разрешения указанных агентств ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Если вы изъявляете желание воспользоваться Материалами указанных агентств, вам надлежит обратиться непосредственно к ним".

Между тем вся информация в открытом доступе, размещенная на сайте www.interfax.kz, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства "Интерфакс-Казахстан".

Обращаем внимание также на строгое соблюдение подписанных с информационным агентством "Интерфакс-Казахстан" договоров. Если в договоре прописано частичное использование материалов для одного источника (публикация в газетах, журналах), то редакции не имеют право публиковать сообщения информационного агентства в открытом доступе у себя на сайтах.

Что касается радиостанций и телеканалов, то они должны при использовании материалов "Интерфакс-Казахстан" в обязательном порядке делать ссылки на агентство в своих выпусках новостей (именно на первоисточник, а не на портал, который ретранслировал данный материал).

В противном случае мы оставляем за собой право обратиться в судебные органы по фактам несоблюдения договорных обязательств и нарушения авторских прав.

Аналогичную позицию по данному вопросу занимают информационные агентства КазТАГ и Kazakhstan Today.

ИА "Интерфакс-Казахстан"

Мы выпускаем газету и периодически ранее перепечатывали новости со ссылкой на различные ИА. Как я поняла теперь по смыслу статьи законом это запрещено. Только вот в законе я вычитала, что сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер не являются объектами авторского права (ст. 2 Закона Об авторском праве и смежных правах). Так же ст. 14 говорит, что авторство на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Но ст.11 авторское право на составные произведения указывает на то, что право такое есть.

Или я что то путаю?Подскажите пожалуйста должны ли мы платить ИА за перепечатку их новостей со ссылкой на ИА или все же нет?Нужно ли заключать договор как указано в их заметке?

Изменено пользователем Анастасия Ю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только вот в законе я вычитала, что сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер не являются объектами авторского права (ст. 2 Закона Об авторском праве и смежных правах).

Это статья 8 Закона.

должны ли мы платить ИА за перепечатку их новостей со ссылкой на ИА или все же нет?Нужно ли заключать договор как указано в их заметке?

См. ниже. Их требования, имхо, правомерны частично, в части п. 3 статьи 19:

Статья 19. Использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

Изменено пользователем adviser24
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и вывод отсюда- на произведение авторское право есть, а на информацию его быть не может.

Соответственно, агентство видимо выступает за широкое применение рерайтинга :)

Однако, это странно- сейчас их хоть упоминают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и вывод отсюда- на произведение авторское право есть, а на информацию его быть не может.

Соответственно, агентство видимо выступает за широкое применение рерайтинга :)

Однако, это странно- сейчас их хоть упоминают.

То есть на сам текст авторское право есть, а на содержание нет? Это как так?

Или это просто метод запугивания тех кто перепечатывает их, чтобы повысить читаемость их издания?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это статья 8 Закона.

См. ниже. Их требования, имхо, правомерны частично, в части п. 3 статьи 19:

Статья 19. Использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора,

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

да ст. 8 извиняюсь, а как теперь определять запретили ли они специально воспроизведение, передачу и т.д. своих трудов?

Изменено пользователем Анастасия Ю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это так, что на информацию никто право собственности получить не может, в силу ее природы :)

Соответственно не может быть авторского права на сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Иначе, кто-то сообщил, что сегодня Парламент принял такой-то закон, а остальные, кто тоже хочет этот факт осветить, после этого молчать должны или деньги ему платить за это? Нет, конечно.

Но агентство может заявить, что они построили материал определенным образом, с использованием литературных приемов и т.д., в результате чего он стал произведением, охраняемым авторским правом. Вот в таком виде его использовать нельзя. Но использовать информацию из этого произведения можно.

Как-то так :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Игорь Юрьевич.

По существу я с Вами согласен. Но не по форме, так сказать.

Собственности на факт, на событие - быть не может. Ни интеллектуальной, ни какой-либо другой. Но следует отличать факт/событие от информации/сообщении о факте. Факт существует объективно. Он безличностен. То же самое принятие закона или взрыв на макаронной фабрике - и являются событиями безотносительно к тому, знают ли о них вообще.Информация же сама по себе не существует. Информация надо создать.

Информация о событии - всегда есть результат умственной деятельности человека. Словесный текст: "Сегодня парламент принял закон...", "Ночью произошел взрыв...". - в любом случае создан автором этого текста. Причем не существует какого-то одного (или главного из возможных) способа информирования о событии - можно сказать "сегодня парламент принял такой-то закон", но можно "закон такой-то был принят сегодня парламентом". Это разная информация об одном и том же событии. Информации абсолютно обезличенной быть в принципе не может. Никакой факт не предопределяет сам по себе единственно возможную форму его информационного, лексического отражения.

Разумеется, в зависимости от так сказать "значительности" факта, объема информации и других факторов - уровень творчества различен.

Но он есть всегда.

Поэтому событие - не есть чья-либо собственность. Чужие слова - собственность автора этих слов. Пиши сам о том же событии, но другими словами.

На мой взгляд так надо понимать норму ст. 8 ЗоАП и статьи 2(8) Бернской конвенции.

Практически это означает, что тот, кто написал какие-то "слова" (информацию), не должен доказывать, что он проявил творчество. Оно презюмируется.

ПС. Известный эпизод из 12 стульев - написание статьи об открытии трамвая в Старгороде одними и теми же словами двумя разными журналистами (Маховиком и Принцем Датским) - все-таки литературный образ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Практически это означает, что тот, кто написал какие-то "слова" (информацию), не должен доказывать, что он проявил творчество. Оно презюмируется.

Не могу согласиться, что любые "какие-то слова" являются творчеством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

можно сказать "сегодня парламент принял такой-то закон", но можно "закон такой-то был принят сегодня парламентом". Это разная информация об одном и том же событии.

Имхо одна и та же информация, выраженная разными выражениями.

Практически это означает, что тот, кто написал какие-то "слова" (информацию), не должен доказывать, что он проявил творчество. Оно презюмируется.

У нас творчество указано лишь в Законе "О культуре, и там оно указано следующим образом:

творческая деятельность — деятельность, направленная на создание художественных ценностей или интерпретацию (перевод) произведений литературы и искусства в любой форме и любым способом;

Как видно, создание новостей не подпадает под это определение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По содержанию-

ГК

Статья 126. Служебная и коммерческая тайна

1. Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

2. Лица, незаконными методами получившие такую информацию, а также служащие вопреки трудовому договору или контрагенты вопреки гражданско-правовому договору, разгласившие служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненный ущерб.

В законодательстве РК также присутствуют понятия: нераскрытая информация, конфиденциальная информация, сведения

Хотя к новостям это, конечно, имеет довольно-таки косвенное отношение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

Оказывается продолжение было :)

Являются ли новости объектом авторского права?

О. Диденко

На днях на сайте информационного агентства “Интерфакс-Казахстан” вышло заявление. Содержание цитирую полностью.

“Казахстан ужесточает законодательство по охране авторских и смежных прав. Однако, несмотря на это, многие СМИ продолжают нарушать права интеллектуальной собственности. Это касается неправомерного тиражирования сообщений казахстанских информационных агентств.

Хотелось бы напомнить, что распространять сообщения информационных агентств необходимо только с разрешения редакции (для ряда информационных агентств – на условиях платной подписки), с обязательной ссылкой на первоисточник (это предусмотрено в правилах использования материалов порталов, которые ретранслируют сообщения информационных агентств).

К примеру, в правилах использования материалов сайта tengrinews.kz указывается: “Материалы информационных агентств France Presse, РИА Новости, КазТАГ, Казинформ, Интерфакс-Казахстан, Томсон Рейтер и других наших партнеров, размещенные на данном ресурсе, предоставлены владельцу сайта только на правах публикации; любая их перепечатка или ретрансляция, воспроизведение, копирование и/или распространение в какой-либо форме на любых ресурсах, в том числе и на интернет-сайтах, иначе как с письменного разрешения указанных агентств ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Если вы изъявляете желание воспользоваться материалами указанных агентств, вам надлежит обратиться непосредственно к ним”.

Между тем вся информация в открытом доступе, размещенная на сайте www.interfax.kz, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства “Интерфакс-Казахстан”.

Обращаем внимание также на строгое соблюдение подписанных с информационным агентством “Интерфакс-Казахстан” договоров. Если в договоре прописано частичное использование материалов для одного источника (публикация в газетах, журналах), то редакции не имеют право публиковать сообщения информационного агентства в открытом доступе у себя на сайтах.

Что касается радиостанций и телеканалов, то они должны при использовании материалов “Интерфакс-Казахстан” в обязательном порядке делать ссылки на агентство в своих выпусках новостей (именно на первоисточник, а не на портал, который ретранслировал данный материал).

В противном случае мы оставляем за собой право обратиться в судебные органы по фактам несоблюдения договорных обязательств и нарушения авторских прав.

Аналогичную позицию по данному вопросу занимают информационные агентства КазТАГ и Kazakhstan Today”.

На форуме информационного портала zakon.kz у одного из пользователей возник вопрос:

“Мы выпускаем газету и периодически ранее перепечатывали новости со ссылкой на различные ИА. Как я поняла, теперь по смыслу статьи законом это запрещено. Только вот в законе я вычитала, что сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер не являются объектами авторского права (ст. 8 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»). Так же ст. 14 говорит, что авторство на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Подскажите, пожалуйста, должны ли мы платить информационным агентствам за перепечатку их новостей со ссылкой на название агентства или все же нет? Нужно ли заключать договор, как указано в их заявлении?”.

Ответ на вопрос о том, являются ли новости объектом авторского права и на каких условиях их можно воспроизводить в других СМИ, достаточно прост. Действительно ст. 974 Гражданского Кодекса РК и ст. 8 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», исключают из объектов авторского права «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер». Но что это за сообщения? Можно ли к ним отнести информацию из новостных лент информационных агентств?

Например, Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 1259) так определяет правовую природу этих сообщений: сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Более подробно разъясняет ситуацию нормативное постановление Верховного Суда РК от 25 декабря 2007 года «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав». В нем говорится, что перечисленные в Гражданском Кодексе РК (ст. 974) объекты, а также собственно идеи, методы, процессы, способы, концепции, принципы, открытия, факты не относятся к объектам авторского права и правовой защитой не обеспечиваются.

Таким образом, сообщения о фактах, новостях которые, например, журналист получил от источника, пресс-релиза или на пресс-конференции, объектом авторского права не является и правовой защитой не обеспечивается. Но потом журналист приходит в редакцию и начинает подготавливать текст на основе полученных фактов, новостей, сообщений. И вот эти самые новостные тексты, которые пишут журналисты, как раз и являются творческим произведением. Один и тот же факт разные журналисты опишут по-разному, в различной долей творчества и профессионализма. Соответственно, новостные тексты, являясь объектом авторского права, защищены законом, а журналист, как их автор, имеет вполне конкретный набор личных неимущественных авторских прав. Если этот новостной текст сопровождается оригинальной фотографией или инфографикой, то такими же личными неимущественными правами как авторы наделяются фотографы, дизайнеры, инфографисты.

Какие же личные неимущественные права принадлежат журналисту как автору новостного текста? Это:

- право авторства (право быть упомянутым в качестве автора произведения или текста при любом воспроизведении);

- право на имя (право указывать вымышленное имя или вообще отказаться от его упоминания);

- право на защиту произведения от внесения любых изменений, меняющих его суть;

- право на обнародование произведения, то есть распространение новостного текста среди неограниченного количества людей.

Что такое газета, журнал или новостная лента информационного агентства с точки зрения авторского права? Составное произведение, то есть сборник (энциклопедия, антология, база данных) произведений и других материалов, представляющих собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности. Таким образом, и издатель печатного периодического СМИ, как и собственник информационного агентства являются обладателями исключительных прав на таких изданий в целом. Правообладатели вправе при любом использовании печатных изданий, равно как и новостных лент информационных агентств, указывать свое наименование либо требовать такого указания.

То есть, с одной стороны, при воспроизведении чужого текста необходимо соблюдать личные неимущественные права журналиста (фотографа) как автора (как минимум, указывать имя автора текста и фотографии), с другой – помнить и соблюдать исключительные права издателя или собственника СМИ (как минимум, указывать его наименование).

Далее неизбежно возникает вопрос о том, могут ли одни СМИ перепечатывать журналистские материалы и фотографии у других СМИ и информационных агентств? Если могут, то на каких условиях? Давайте разберемся.

Cуществует так называемое свободное использование произведений, являющихся объектами авторского права, когда не требуется разрешения автора или правообладателя и не требуется выплачивать ему вознаграждение, но требуется указать имя автора и источника заимствования. Но это, скорее исключительные случаи, а не правила; они предусмотрены законодательством, и базируются на нескольких постулатах:

  • произведения свободно могут быть использованы только в личных целях, без извлечения прибыли, и только физическим лицом;
  • произведения свободно могут быть использованы в информационных, научных, образовательных и культурных целях, в виде цитирования и только в том объеме, который достигается данной целью.
  • произведения могут быть также свободно использованы в правоприменительных целях.

Вот и все. Если ваше желание или необходимость использовать чужое произведение не удовлетворяется этими тремя постулатами, тогда вы не вправе его распространять на условиях свободного использования.

В таком случае, ваш путь лежит к правообладателю – издателю или собственнику информационного агентства – с тем, чтобы заключить договор на использование новостных материалов или, как минимум, получить письменное разрешение на использование информационные и визуальных материалов. Как правило, требования информационных агентств заключается в следующем:

- использование новостных, а также аналитических, фотографических и других материалов, принадлежащих агентству происходить на основании договора. Как правило, возмездного, иначе как бы зарабатывали информационные агентства? Исключения могут быть сделаны для тех партнеров, которые используют новостные и другие материалы агентства, для дальнейшего распространения на образовательных, гуманитарных, просветительских сайтах или ресурсах.

- обязательное указание автора материала, фотографий, источника заимствования, зачастую с гиперссылкой.

- запрет на любую переработку информационных материалов, внесение каких-либо изменений и дополнений.

Теперь о том, о чем «кричит» в своем заявлении «Интерфакс-Казахстан»? Все о том же – нарушении своих прав как правообладателя.

Во-первых, это незаконное использование новостных материалов самого агентства «Интерфакс-Казахстан» без ссылки на первоисточник и без наличия договора или письменного разрешения редакции. На таких «условиях» новостные материалы используют СМИ, которые продают свои тиражи в розницу или по подписке, то есть извлекают прибыль. Это незаконно и нарушает права агентства как правообладателя.

Во-вторых, это вопроизведение материалов других авторов, агентств или источников, которые хоть и появляются на сайте Интерфакс-Казахстан, но, тем не менее, не могут быть воспроизведены иначе, как с их разрешения.

В-третьих, агентство напоминает своим партнерам о соблюдении условий заключенных договоров. Если сказать просто, то речь о следующем: делать ссылки нужно на первоисточник, то есть само агентство, а не на то СМИ, которое ретранслирует новостные материалы.

В-четвертых, напоминает, что «вся информация, размещенная на веб-сайте (информационного агентства «Интерфакс-Казахстан», предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства Интерфакс-Казахстан». Что справедливо и спорить с этим трудно.

И к сути заданного вопроса. Если ваша газета перепечатывает новостные материалы с сайтов информационных агентств в полном объеме, а затем продается в розницу или по подписке, то одной ссылки на первоисточник, к сожалению, недостаточно. Такие действия нарушают права правообладателей и вы можете понести за них гражданско-правовую или административную ответственность.

Безусловно, нужно заключать договор и оплачивать новостные материалы, при этом, у агентств существуют различные расценки для своих партнеров, ведь понятно, что финансовые возможности у национальных СМИ, региональных и местных абсолютно разные. Если ваше СМИ не коммерческое, то получение письменного разрешения на использование материалов информационного агентства также необходимо.

Если вы не хотите заключать договор с конкретным информационным агентством, то вам нужно поискать источники новостной информации, которые не настаивают на условии возмездного предоставления информации и готовы предоставлять вам только при наличии ссылки на них. Или же наладить производство новостного контента собственными силами.- See more at: http://newreporter.o...h.RTX58xUS.dpuf

Являются ли новости объектом авторского права?

Ольга Диденко 28/06/2012 Интернет-СМИ, Медиаэксперты, Новые статьи

На днях на сайте информационного агентства “Интерфакс-Казахстан” вышло заявление. Содержание цитирую полностью.

“Казахстан ужесточает законодательство по охране авторских и смежных прав. Однако, несмотря на это, многие СМИ продолжают нарушать права интеллектуальной собственности. Это касается неправомерного тиражирования сообщений казахстанских информационных агентств.

Хотелось бы напомнить, что распространять сообщения информационных агентств необходимо только с разрешения редакции (для ряда информационных агентств – на условиях платной подписки), с обязательной ссылкой на первоисточник (это предусмотрено в правилах использования материалов порталов, которые ретранслируют сообщения информационных агентств).

К примеру, в правилах использования материалов сайта tengrinews.kz указывается: “Материалы информационных агентств France Presse, РИА Новости, КазТАГ, Казинформ, Интерфакс-Казахстан, Томсон Рейтер и других наших партнеров, размещенные на данном ресурсе, предоставлены владельцу сайта только на правах публикации; любая их перепечатка или ретрансляция, воспроизведение, копирование и/или распространение в какой-либо форме на любых ресурсах, в том числе и на интернет-сайтах, иначе как с письменного разрешения указанных агентств ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Если вы изъявляете желание воспользоваться материалами указанных агентств, вам надлежит обратиться непосредственно к ним”.

Между тем вся информация в открытом доступе, размещенная на сайте www.interfax.kz, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства “Интерфакс-Казахстан”.

Обращаем внимание также на строгое соблюдение подписанных с информационным агентством “Интерфакс-Казахстан” договоров. Если в договоре прописано частичное использование материалов для одного источника (публикация в газетах, журналах), то редакции не имеют право публиковать сообщения информационного агентства в открытом доступе у себя на сайтах.

Что касается радиостанций и телеканалов, то они должны при использовании материалов “Интерфакс-Казахстан” в обязательном порядке делать ссылки на агентство в своих выпусках новостей (именно на первоисточник, а не на портал, который ретранслировал данный материал).

В противном случае мы оставляем за собой право обратиться в судебные органы по фактам несоблюдения договорных обязательств и нарушения авторских прав.

Аналогичную позицию по данному вопросу занимают информационные агентства КазТАГ и Kazakhstan Today”.

На форуме информационного портала zakon.kz у одного из пользователей возник вопрос:

“Мы выпускаем газету и периодически ранее перепечатывали новости со ссылкой на различные ИА. Как я поняла, теперь по смыслу статьи законом это запрещено. Только вот в законе я вычитала, что сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер не являются объектами авторского права (ст. 8 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»). Так же ст. 14 говорит, что авторство на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Подскажите, пожалуйста, должны ли мы платить информационным агентствам за перепечатку их новостей со ссылкой на название агентства или все же нет? Нужно ли заключать договор, как указано в их заявлении?”.

Ответ на вопрос о том, являются ли новости объектом авторского права и на каких условиях их можно воспроизводить в других СМИ, достаточно прост. Действительно ст. 974 Гражданского Кодекса РК и ст. 8 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», исключают из объектов авторского права «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер». Но что это за сообщения? Можно ли к ним отнести информацию из новостных лент информационных агентств?

Например, Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 1259) так определяет правовую природу этих сообщений: сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Более подробно разъясняет ситуацию нормативное постановление Верховного Суда РК от 25 декабря 2007 года «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав». В нем говорится, что перечисленные в Гражданском Кодексе РК (ст. 974) объекты, а также собственно идеи, методы, процессы, способы, концепции, принципы, открытия, факты не относятся к объектам авторского права и правовой защитой не обеспечиваются.

Таким образом, сообщения о фактах, новостях которые, например, журналист получил от источника, пресс-релиза или на пресс-конференции, объектом авторского права не является и правовой защитой не обеспечивается. Но потом журналист приходит в редакцию и начинает подготавливать текст на основе полученных фактов, новостей, сообщений. И вот эти самые новостные тексты, которые пишут журналисты, как раз и являются творческим произведением. Один и тот же факт разные журналисты опишут по-разному, в различной долей творчества и профессионализма. Соответственно, новостные тексты, являясь объектом авторского права, защищены законом, а журналист, как их автор, имеет вполне конкретный набор личных неимущественных авторских прав. Если этот новостной текст сопровождается оригинальной фотографией или инфографикой, то такими же личными неимущественными правами как авторы наделяются фотографы, дизайнеры, инфографисты.

Какие же личные неимущественные права принадлежат журналисту как автору новостного текста? Это:

- право авторства (право быть упомянутым в качестве автора произведения или текста при любом воспроизведении);

- право на имя (право указывать вымышленное имя или вообще отказаться от его упоминания);

- право на защиту произведения от внесения любых изменений, меняющих его суть;

- право на обнародование произведения, то есть распространение новостного текста среди неограниченного количества людей.

Что такое газета, журнал или новостная лента информационного агентства с точки зрения авторского права? Составное произведение, то есть сборник (энциклопедия, антология, база данных) произведений и других материалов, представляющих собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности. Таким образом, и издатель печатного периодического СМИ, как и собственник информационного агентства являются обладателями исключительных прав на таких изданий в целом. Правообладатели вправе при любом использовании печатных изданий, равно как и новостных лент информационных агентств, указывать свое наименование либо требовать такого указания.

То есть, с одной стороны, при воспроизведении чужого текста необходимо соблюдать личные неимущественные права журналиста (фотографа) как автора (как минимум, указывать имя автора текста и фотографии), с другой – помнить и соблюдать исключительные права издателя или собственника СМИ (как минимум, указывать его наименование).

Далее неизбежно возникает вопрос о том, могут ли одни СМИ перепечатывать журналистские материалы и фотографии у других СМИ и информационных агентств? Если могут, то на каких условиях? Давайте разберемся.

Cуществует так называемое свободное использование произведений, являющихся объектами авторского права, когда не требуется разрешения автора или правообладателя и не требуется выплачивать ему вознаграждение, но требуется указать имя автора и источника заимствования. Но это, скорее исключительные случаи, а не правила; они предусмотрены законодательством, и базируются на нескольких постулатах:

  • произведения свободно могут быть использованы только в личных целях, без извлечения прибыли, и только физическим лицом;
  • произведения свободно могут быть использованы в информационных, научных, образовательных и культурных целях, в виде цитирования и только в том объеме, который достигается данной целью.
  • произведения могут быть также свободно использованы в правоприменительных целях.

Вот и все. Если ваше желание или необходимость использовать чужое произведение не удовлетворяется этими тремя постулатами, тогда вы не вправе его распространять на условиях свободного использования.

В таком случае, ваш путь лежит к правообладателю – издателю или собственнику информационного агентства – с тем, чтобы заключить договор на использование новостных материалов или, как минимум, получить письменное разрешение на использование информационные и визуальных материалов. Как правило, требования информационных агентств заключается в следующем:

- использование новостных, а также аналитических, фотографических и других материалов, принадлежащих агентству происходить на основании договора. Как правило, возмездного, иначе как бы зарабатывали информационные агентства? Исключения могут быть сделаны для тех партнеров, которые используют новостные и другие материалы агентства, для дальнейшего распространения на образовательных, гуманитарных, просветительских сайтах или ресурсах.

- обязательное указание автора материала, фотографий, источника заимствования, зачастую с гиперссылкой.

- запрет на любую переработку информационных материалов, внесение каких-либо изменений и дополнений.

Теперь о том, о чем «кричит» в своем заявлении «Интерфакс-Казахстан»? Все о том же – нарушении своих прав как правообладателя.

Во-первых, это незаконное использование новостных материалов самого агентства «Интерфакс-Казахстан» без ссылки на первоисточник и без наличия договора или письменного разрешения редакции. На таких «условиях» новостные материалы используют СМИ, которые продают свои тиражи в розницу или по подписке, то есть извлекают прибыль. Это незаконно и нарушает права агентства как правообладателя.

Во-вторых, это вопроизведение материалов других авторов, агентств или источников, которые хоть и появляются на сайте Интерфакс-Казахстан, но, тем не менее, не могут быть воспроизведены иначе, как с их разрешения.

В-третьих, агентство напоминает своим партнерам о соблюдении условий заключенных договоров. Если сказать просто, то речь о следующем: делать ссылки нужно на первоисточник, то есть само агентство, а не на то СМИ, которое ретранслирует новостные материалы.

В-четвертых, напоминает, что «вся информация, размещенная на веб-сайте (информационного агентства «Интерфакс-Казахстан», предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства Интерфакс-Казахстан». Что справедливо и спорить с этим трудно.

И к сути заданного вопроса. Если ваша газета перепечатывает новостные материалы с сайтов информационных агентств в полном объеме, а затем продается в розницу или по подписке, то одной ссылки на первоисточник, к сожалению, недостаточно. Такие действия нарушают права правообладателей и вы можете понести за них гражданско-правовую или административную ответственность.

Безусловно, нужно заключать договор и оплачивать новостные материалы, при этом, у агентств существуют различные расценки для своих партнеров, ведь понятно, что финансовые возможности у национальных СМИ, региональных и местных абсолютно разные. Если ваше СМИ не коммерческое, то получение письменного разрешения на использование материалов информационного агентства также необходимо.

Если вы не хотите заключать договор с конкретным информационным агентством, то вам нужно поискать источники новостной информации, которые не настаивают на условии возмездного предоставления информации и готовы предоставлять вам только при наличии ссылки на них. Или же наладить производство новостного контента собственными силами.- See more at: http://newreporter.o...h.RTX58xUS.dpuf

Являются ли новости объектом авторского права?

Ольга Диденко

На днях на сайте информационного агентства “Интерфакс-Казахстан” вышло заявление. Содержание цитирую полностью.

“Казахстан ужесточает законодательство по охране авторских и смежных прав. Однако, несмотря на это, многие СМИ продолжают нарушать права интеллектуальной собственности. Это касается неправомерного тиражирования сообщений казахстанских информационных агентств.

Хотелось бы напомнить, что распространять сообщения информационных агентств необходимо только с разрешения редакции (для ряда информационных агентств – на условиях платной подписки), с обязательной ссылкой на первоисточник (это предусмотрено в правилах использования материалов порталов, которые ретранслируют сообщения информационных агентств).

К примеру, в правилах использования материалов сайта tengrinews.kz указывается: “Материалы информационных агентств France Presse, РИА Новости, КазТАГ, Казинформ, Интерфакс-Казахстан, Томсон Рейтер и других наших партнеров, размещенные на данном ресурсе, предоставлены владельцу сайта только на правах публикации; любая их перепечатка или ретрансляция, воспроизведение, копирование и/или распространение в какой-либо форме на любых ресурсах, в том числе и на интернет-сайтах, иначе как с письменного разрешения указанных агентств ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Если вы изъявляете желание воспользоваться материалами указанных агентств, вам надлежит обратиться непосредственно к ним”.

Между тем вся информация в открытом доступе, размещенная на сайте www.interfax.kz, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства “Интерфакс-Казахстан”.

Обращаем внимание также на строгое соблюдение подписанных с информационным агентством “Интерфакс-Казахстан” договоров. Если в договоре прописано частичное использование материалов для одного источника (публикация в газетах, журналах), то редакции не имеют право публиковать сообщения информационного агентства в открытом доступе у себя на сайтах.

Что касается радиостанций и телеканалов, то они должны при использовании материалов “Интерфакс-Казахстан” в обязательном порядке делать ссылки на агентство в своих выпусках новостей (именно на первоисточник, а не на портал, который ретранслировал данный материал).

В противном случае мы оставляем за собой право обратиться в судебные органы по фактам несоблюдения договорных обязательств и нарушения авторских прав.

Аналогичную позицию по данному вопросу занимают информационные агентства КазТАГ и Kazakhstan Today”.

На форуме информационного портала zakon.kz у одного из пользователей возник вопрос:

“Мы выпускаем газету и периодически ранее перепечатывали новости со ссылкой на различные ИА. Как я поняла, теперь по смыслу статьи законом это запрещено. Только вот в законе я вычитала, что сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер не являются объектами авторского права (ст. 8 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»). Так же ст. 14 говорит, что авторство на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Подскажите, пожалуйста, должны ли мы платить информационным агентствам за перепечатку их новостей со ссылкой на название агентства или все же нет? Нужно ли заключать договор, как указано в их заявлении?”.

Ответ на вопрос о том, являются ли новости объектом авторского права и на каких условиях их можно воспроизводить в других СМИ, достаточно прост. Действительно ст. 974 Гражданского Кодекса РК и ст. 8 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», исключают из объектов авторского права «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер». Но что это за сообщения? Можно ли к ним отнести информацию из новостных лент информационных агентств?

Например, Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 1259) так определяет правовую природу этих сообщений: сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Более подробно разъясняет ситуацию нормативное постановление Верховного Суда РК от 25 декабря 2007 года «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав». В нем говорится, что перечисленные в Гражданском Кодексе РК (ст. 974) объекты, а также собственно идеи, методы, процессы, способы, концепции, принципы, открытия, факты не относятся к объектам авторского права и правовой защитой не обеспечиваются.

Таким образом, сообщения о фактах, новостях которые, например, журналист получил от источника, пресс-релиза или на пресс-конференции, объектом авторского права не является и правовой защитой не обеспечивается. Но потом журналист приходит в редакцию и начинает подготавливать текст на основе полученных фактов, новостей, сообщений. И вот эти самые новостные тексты, которые пишут журналисты, как раз и являются творческим произведением. Один и тот же факт разные журналисты опишут по-разному, в различной долей творчества и профессионализма. Соответственно, новостные тексты, являясь объектом авторского права, защищены законом, а журналист, как их автор, имеет вполне конкретный набор личных неимущественных авторских прав. Если этот новостной текст сопровождается оригинальной фотографией или инфографикой, то такими же личными неимущественными правами как авторы наделяются фотографы, дизайнеры, инфографисты.

Какие же личные неимущественные права принадлежат журналисту как автору новостного текста? Это:

- право авторства (право быть упомянутым в качестве автора произведения или текста при любом воспроизведении);

- право на имя (право указывать вымышленное имя или вообще отказаться от его упоминания);

- право на защиту произведения от внесения любых изменений, меняющих его суть;

- право на обнародование произведения, то есть распространение новостного текста среди неограниченного количества людей.

Что такое газета, журнал или новостная лента информационного агентства с точки зрения авторского права? Составное произведение, то есть сборник (энциклопедия, антология, база данных) произведений и других материалов, представляющих собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности. Таким образом, и издатель печатного периодического СМИ, как и собственник информационного агентства являются обладателями исключительных прав на таких изданий в целом. Правообладатели вправе при любом использовании печатных изданий, равно как и новостных лент информационных агентств, указывать свое наименование либо требовать такого указания.

То есть, с одной стороны, при воспроизведении чужого текста необходимо соблюдать личные неимущественные права журналиста (фотографа) как автора (как минимум, указывать имя автора текста и фотографии), с другой – помнить и соблюдать исключительные права издателя или собственника СМИ (как минимум, указывать его наименование).

Далее неизбежно возникает вопрос о том, могут ли одни СМИ перепечатывать журналистские материалы и фотографии у других СМИ и информационных агентств? Если могут, то на каких условиях? Давайте разберемся.

Cуществует так называемое свободное использование произведений, являющихся объектами авторского права, когда не требуется разрешения автора или правообладателя и не требуется выплачивать ему вознаграждение, но требуется указать имя автора и источника заимствования. Но это, скорее исключительные случаи, а не правила; они предусмотрены законодательством, и базируются на нескольких постулатах:

  • произведения свободно могут быть использованы только в личных целях, без извлечения прибыли, и только физическим лицом;
  • произведения свободно могут быть использованы в информационных, научных, образовательных и культурных целях, в виде цитирования и только в том объеме, который достигается данной целью.
  • произведения могут быть также свободно использованы в правоприменительных целях.

Вот и все. Если ваше желание или необходимость использовать чужое произведение не удовлетворяется этими тремя постулатами, тогда вы не вправе его распространять на условиях свободного использования.

В таком случае, ваш путь лежит к правообладателю – издателю или собственнику информационного агентства – с тем, чтобы заключить договор на использование новостных материалов или, как минимум, получить письменное разрешение на использование информационные и визуальных материалов. Как правило, требования информационных агентств заключается в следующем:

- использование новостных, а также аналитических, фотографических и других материалов, принадлежащих агентству происходить на основании договора. Как правило, возмездного, иначе как бы зарабатывали информационные агентства? Исключения могут быть сделаны для тех партнеров, которые используют новостные и другие материалы агентства, для дальнейшего распространения на образовательных, гуманитарных, просветительских сайтах или ресурсах.

- обязательное указание автора материала, фотографий, источника заимствования, зачастую с гиперссылкой.

- запрет на любую переработку информационных материалов, внесение каких-либо изменений и дополнений.

Теперь о том, о чем «кричит» в своем заявлении «Интерфакс-Казахстан»? Все о том же – нарушении своих прав как правообладателя.

Во-первых, это незаконное использование новостных материалов самого агентства «Интерфакс-Казахстан» без ссылки на первоисточник и без наличия договора или письменного разрешения редакции. На таких «условиях» новостные материалы используют СМИ, которые продают свои тиражи в розницу или по подписке, то есть извлекают прибыль. Это незаконно и нарушает права агентства как правообладателя.

Во-вторых, это вопроизведение материалов других авторов, агентств или источников, которые хоть и появляются на сайте Интерфакс-Казахстан, но, тем не менее, не могут быть воспроизведены иначе, как с их разрешения.

В-третьих, агентство напоминает своим партнерам о соблюдении условий заключенных договоров. Если сказать просто, то речь о следующем: делать ссылки нужно на первоисточник, то есть само агентство, а не на то СМИ, которое ретранслирует новостные материалы.

В-четвертых, напоминает, что «вся информация, размещенная на веб-сайте (информационного агентства «Интерфакс-Казахстан», предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства Интерфакс-Казахстан». Что справедливо и спорить с этим трудно.

И к сути заданного вопроса. Если ваша газета перепечатывает новостные материалы с сайтов информационных агентств в полном объеме, а затем продается в розницу или по подписке, то одной ссылки на первоисточник, к сожалению, недостаточно. Такие действия нарушают права правообладателей и вы можете понести за них гражданско-правовую или административную ответственность.

Безусловно, нужно заключать договор и оплачивать новостные материалы, при этом, у агентств существуют различные расценки для своих партнеров, ведь понятно, что финансовые возможности у национальных СМИ, региональных и местных абсолютно разные. Если ваше СМИ не коммерческое, то получение письменного разрешения на использование материалов информационного агентства также необходимо.

Если вы не хотите заключать договор с конкретным информационным агентством, то вам нужно поискать источники новостной информации, которые не настаивают на условии возмездного предоставления информации и готовы предоставлять вам только при наличии ссылки на них. Или же наладить производство новостного контента собственными силами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ремарки

Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)

(8) Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации.

Непредоставление охраны обусловлено отсутствием творческого характера изложения сообщения, которое представляет собой механическое изложение событий и фактов, лишенное авторской индивидуальности, отсутствием творческого начала и обеспечения права всех и каждого собирать и распространять информацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приблизительно такая ситуация

Мы являемся собственником газеты и параллельно публикуем все статьи на нашем сайте

Недавно обнаружил что другой сайт уже несколько месяце копирует наши новости, при это убирая принаделжность данной новости к нашей редакции

ни автора, ни названия редакции, ни гиперссылки

хотя на Правилах нашего сайта написано

Все материалы (новости, статьи, фотографии, видео - далее Материалы) принадлежат администрации сайта m-astana.kz

Администрация Сайта является официальным представителем владельца Сайта по вопросам размещения на Сайте Материалов и иных вопросов функционирования Сайта.

Копирование возможно только при активной гиперссылке на Материал. При использовании фото/видео обязательно указание автора и название ресурса с водяным знаком.

как предъявить обвинения к нарушителю

на основании какой статьи и НПА?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выше же написано.

Новости не являются объектом авторского права, статьи- являются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выше же написано.

Новости не являются объектом авторского права, статьи- являются.

в том то и дело это является аналитической статьей

а не официальная инфо из источников

разве может произведение из 1000 слов так совпасть

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в том то и дело это является аналитической статьей

а не официальная инфо из источников

разве может произведение из 1000 слов так совпасть

В вашем случае - объект авторского права. Обращайтесь в суд на основании Закона "Об авторском праве и смежных правах" и Гражданского кодекса. А лучше - привлеките к этому делу юриста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования