Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Как Астанаэнергосбыт начисляет ежемесячно по 1000 тенге за свет в подъезде?


Рекомендуемые сообщения

Меня интересует, как Астанаэнергосбыт начисляет ежемесячно по 1000 тенге за свет в подъезде, дом не элитный, а просто новый, 5 лет, на площадке 3 квартиры

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость 1111111111111111111111111

У нас тоже за свет в графе ЭЭ на ОДН - приходит около 800-1000 тенге. ЧТо это такое. в нашем доме 72 квартиры, что значит наш дом света на 72 000 тратит. Быть же такого не может. Там всего 1 лампочка на этаже.

У кого какие соображения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Получается, вы отдельно оплачиваете за дежурное освещение в подъезде? Странно, у нас такого нет, т.к. оплата идёт за счёт расходов на содержание жилища. Но зато есть электропитание лифта, ежемесячно по 600-800 тенге платим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Получается, вы отдельно оплачиваете за дежурное освещение в подъезде? Странно, у нас такого нет, т.к. оплата идёт за счёт расходов на содержание жилища. Но зато есть электропитание лифта, ежемесячно по 600-800 тенге платим.

А если не пользуешься лифтом, также что ли обязан платить?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А если не пользуешься лифтом, также что ли обязан платить?

да, все квартиры с 3-го этажа и выше платят, также как и за сам лифт, проконтролировать кто пользуется лифтом, а кто нет - невозможно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меня интересует, как Астанаэнергосбыт начисляет ежемесячно по 1000 тенге за свет в подъезде, дом не элитный, а просто новый, 5 лет, на площадке 3 квартиры

Все зависит от конкретной ситуации.

Общая схема такая - На входе электросети в дом стоит счетчик (счетчик 1), у каждого собственника помещения свои счетчики (счетчики 2).

Показания счетчика 1 - сумма показаний счетчиков 2 = общедомовые нужды (освещение подъездов, лифт, насосы, домофон).

Общедомовые нужды (ОДН) оплачиваются по разному:

1. ОДН полностью оплачивает КСК (через сборы с жильцов).

2. ОДН распределяется между жильцами пропорционально занимаемой площади.

Если сумма нереально большая следовательно возможны причины:

1. КСК свои нужды (офис, производственная база при наличии) сам не оплачивает и начисление идет на ОДН.

2. Кто-либо из собственников помещений (из жильцов, магазинов, офисов) подключился в обход своего счетчика и ворует электроэнергию. Или не имеет своего прибора учета и потребляет электроэнергию сверх установленной мощности.

3. ОДН не выставляли в течение длительного времени и счет включает в себя прошлые периоды.

4. В доме есть энергоемкое оборудование общего пользования (электронасосы, электроотопление, т.д.).

5. Отдельный счетчик на ОДН (при входе в дом) отсутствует, ОДН определяется расчетным путем, возможна погрешность.

6. Элекрохозяйство и общедомовые электрические сети в плохом состоянии, возможны технические потери электроэнергии.

7. Снятие показаний счетчика 1 и показаний счетчиков 2 происходит в различное время, если это время достаточно продолжительное, возможны несоответствия.

Изменено пользователем Schekspir
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня ОДН ежемесячно 1500 т. Пытались ругаться с КСК, бесполезно. Протоколом общего собрания утвердили, что все платят пропорционально занимаемой площади. С чем категорически не согласна. Для меня и моей трехкомнатной квартиры лампочка ни в подъезде, ни во дворе не светит в три раза больше, чем для моего соседа в однокомнатной квартире.

У нас это дело тухлое....пока.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да, все квартиры с 3-го этажа и выше платят, также как и за сам лифт, проконтролировать кто пользуется лифтом, а кто нет - невозможно.

Ну так по желанию жильцов можно перейти на карточную систему или иную форму индивидуальной оплаты лифта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так по желанию жильцов можно перейти на карточную систему или иную форму индивидуальной оплаты лифта.

Предлагаете поменять лифт?

Думаете установка нового лифта в старом доме оправдает расходы по ОДН?

У нас это дело тухлое....пока.....

Какую систему распределения ОДН вы предлагаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предлагаете поменять лифт?

Думаете установка нового лифта в старом доме оправдает расходы по ОДН?

Какую систему распределения ОДН вы предлагаете?

Зачем весь лифт-то менять, Абеке? У нас на Иманбаевой помню в подъезде плебисцит проводили - как платить за лифт, по карточкам или по квитанциям. Придут, грят, коробку на стену лифта повесят и будет всем щастье.

Ну это прям к теме про ОДН не относится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зачем весь лифт-то менять, Абеке? У нас на Иманбаевой помню в подъезде плебисцит проводили - как платить за лифт, по карточкам или по квитанциям. Придут, грят, коробку на стену лифта повесят и будет всем щастье.

Плохо представляю такой вариант модернизации старого лифта, но может быть и возможно такое.

Всем равные суммы.

Все в руках жильцов, если общее собрание решит равные суммы, значит так и будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все в руках жильцов, если общее собрание решит равные суммы, значит так и будет.

Ну я ж грю, что пока тухло. У нас малогабаритных квартир больше, чем крупногабаритных, так сказать)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так по желанию жильцов можно перейти на карточную систему или иную форму индивидуальной оплаты лифта.

Оптимально и справедливо, конечно, было бы платить за лифт с каждого проживающего, а не с квадратного метра жилья. НО, т.к. мы живём в двухкомнатной двое, а у меня сосед в однокомнатной шестером (и в такой ситуации у нас большинство жильцов), я не думаю, что моё предложение пройдёт :) И так во всём. Для себя я уже давно определила, что борьба с КСК и прочими коммунальными делами - себе дороже в плане нервов выйдет, поэтому предпочитаю отделаться малой кровью (откупаюсь, так сказать).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Много выходит, скорее всего крупные токоприемники запитаны, мощные прожекторы уличного освещения например

В новых домах давно уже раздельные схемы учета квартирного и общедомового потребления, все счетчики вынесены на 1 этаж, воровать энергию практически невозможно, а подъездное и уличное освещение по своему счетчику

Изменено пользователем Kazbek
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

одного не понимаю, почему за Э/Э ОДН (1800) ежемесячно я плачу больше чем за Э/Э в свой двушке???

при том, причем еще ежемесячно платится за лифт (10тн кв.м.*72квм.=720тн)и КСК (42тн.кв.м.*72кв.м.=3024тн.)

ЖК обычная новостройка по Б.Момышулы - это так к сведению...

Изменено пользователем F@HbKA
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Оптимально и справедливо, конечно, было бы платить за лифт с каждого проживающего, а не с квадратного метра жилья. НО, т.к. мы живём в двухкомнатной двое, а у меня сосед в однокомнатной шестером (и в такой ситуации у нас большинство жильцов), я не думаю, что моё предложение пройдёт :) И так во всём. Для себя я уже давно определила, что борьба с КСК и прочими коммунальными делами - себе дороже в плане нервов выйдет, поэтому предпочитаю отделаться малой кровью (откупаюсь, так сказать).

А в этой ситуации и не надо бороться с КСК. Ваше мнение о том, что надо платить с проживающих, а не с площади жилья - это требование законодательства. Об этом надо просто заявить услугодателю, обслуживающему лифт. Плата за лифт - это оплата коммунальной услуги, а не плата по содержанию общедомового имущества. А плата за коммунальные услуги не может зависеть от площади квартиры, она зависит только от фактического пользования услугой.

Кстати, от пользования любой коммунальной услугой всегда можно отказаться. Если нельзя контролировать пользуетесь вы лифтом или нет - это проблема услугодателя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ваше мнение о том, что надо платить с проживающих, а не с площади жилья - это требование законодательства. Об этом надо просто заявить услугодателю, обслуживающему лифт. Плата за лифт - это оплата коммунальной услуги, а не плата по содержанию общедомового имущества. А плата за коммунальные услуги не может зависеть от площади квартиры, она зависит только от фактического пользования услугой.

В Алматы не всё та просто с лифтами. Алматылифт, не без поддержки акимата, умудрился согласовать в антимонопольном свою плату за обслуживание лифтов из расчёта за 1 кв.м жилья. Соответственно, чтобы не работать по такой схеме, необходимо, чтобы обслуживание лифта в подъезде занималась не данная организация (Алматылифт), а другая. Этим в настоящее время банкует КСК, а не отдельно взятый жилец, к сожалению. Ломать эту схему нет ни желания, ни сил.

Кстати, от пользования любой коммунальной услугой всегда можно отказаться. Если нельзя контролировать пользуетесь вы лифтом или нет - это проблема услугодателя.

Очень интересно и как же это можно сделать?

Правила

предоставления коммунальных услуг

30. Оплата за пользование лифтом взимается со всех проживающих в доме, кроме жильцов 1-го и 2-го этажей.

Изменено пользователем Эвитта
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

РЕШЕНИЕ Копия

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Дело № 02-1818 –09

«26» июня 2009 года. г. Астана

Специализированный межрайонный экономический суд г. Астана в составе, председательствующего судьи Жакановой Р.М., при секретаре судебного заседания Касымовой А., с участием прокурора Салимбаевой Д., представителей сторон:

истца - Жумабекова Е., действующего на основании доверенности от 23 марта 2009 года,

ответчика – ТОО «Астанаэнергосбыт» Ширяй О.Р., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ГУ «Межрегиональная инспекция Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции по Акмолинской, Карагандинской областям и городу Астане» к ТОО «Астанаэнергосбыт», КСК «Алмаз НС», КСК «Женис», ТОО «Небоскреб» о признании недействительными соглашении.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым требованием к ответчику о понуждении исполнить предписание.

На заседании суда представитель истца, поддержав свои исковые требования пояснил, что в течение 2008 года между ТОО «Астанаэнергосбыт» и КСК «Алмаз НС», КСК «Женис», ТОО «Небоскреб» заключены соглашения о порядке оплаты за потребленные энергоресурсы касательно выставления счетов на оплату за электроэнергию, расходуемую на общие домовые нужды (далее - ОДН).

Согласно п. 28 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года. КСК рассчитываются с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на общие домовые нужды, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу. Следовательно, взимание платы за ОДН закреплено за КСК и данные расходы также в силу жилищного законодательства определяют и взыскивают КСК, при этом оплата по расходу ОДН собственниками квартир производится непосредственно в эксплуатирующий орган КСК. КСК являются органом управления кондоминиума по содержанию общей собственности собственников квартир жилого дома, следовательно на жильцов дома законодательно возложена обязанность по содержанию этого дома и выставляют соразмерно доли собственника квартиры в общем имуществе счета на содержание общего имущества.

ТОО «Астанаэнергосбыт» и КСК заключая соглашении по начислению и взиманию платы за потребленную эл.энергию на ОДН непосредственно с собственников квартир совершили сделку по передаче прав КСК, т.е. ТОО «Астанаэнергосбыт» совершая данную сделку получило право, которое ранее ему не принадлежало, что является нарушением Закона «О конкуренции» от 25.12.2008г. п.п.4) ст.13 «Злоупотребление доминирующим или монопольным положением» «Обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений».

На основании изложенного, просит суд признать недействительными соглашения, заключенные ТОО «Астанаэнергосбыт» с КСК «Алмаз НС», КСК «Женис», ТОО «Небоскреб» .

На заседание суда представители ответчиков КСК «Алмаз НС», КСК «Женис», ТОО «Небоскреб» надлежащим образом извещенные не явились, суд определил дело рассмотреть в их отсутствие.

На заседании суда представитель ответчика ТОО «Астанаэнергосбыт» не признав исковые требования истца пояснил, что ТОО «Астанаэнергосбыт» могут напрямую выставлять счета на оплату за потребленную энергию на общедомовые нужды, нормы п.28 Правил предоставления коммунальных услуг распространяются лишь на КСК, нарушений требований законодательства не допущены, соглашения заключены с согласия собственников квартир.

На основании изложенного, в иске просит отказать в полном объеме.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, приходит к следующему:

Истец в обоснование требований указывает, что ТОО «Астанаэнергосбыт» незаконно заключены соглашения с КСК «Алмаз НС», КСК «Женис», ТОО «Небоскреб» о порядке оплаты за потребленные энергоресурсы касательно выставления счетов на оплату за электроэнергию, расходуемую на общие домовые нужды непосредственно жильцам квартир. Заключая соглашения по начислению и взиманию платы за потребленную электрическую энергию на ОДН непосредственно с собственниками квартир, монополист получило не принадлежащее ему право, что является нарушением подп.4) статьи 13 Закона «О конкуренции» от 25.12.2008.

Из материалов дела видно, что на основании жалоб жильцов квартир жилых домов города Астаны (обращения адресованы антимонопольному органу, Премьер-министру, Акимам) о необоснованном включении в квитанции оплаты ОДН проведены проверки, в результате которых выявлены соглашения подписанные энергоснабжающей организацией с КСК и ТОО. По условиям этих соглашений КСК (ТОО) исключает из состава эксплуатационных расходов статью «Оплата электроэнергии на ОДН», а ТОО «Астанаэнергосбыт» выставляет счета для оплаты потребленной электрической энергии каждому квартиросъемщику, с учетом потребления электрической энергии в квартире последнего и потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

ТОО «Астанаэнергосбыт» 11.01.2007 включено в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке в географических границах города Астана, поэтому оно обязано при осуществлении деятельности руководствоваться нормами закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Согласно п. 28 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства от 7.12.2000 КСК рассчитываются с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на общие домовые нужды, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу.

В соответствии со ст.18 Закона РК «О жилищных отношениях» собственники помещений, находящихся в одном жилом доме, обязаны участвовать в общих затратах по его содержанию. Размеры затрат каждого собственника определяются отношением полезной площади жилых помещений или площади нежилых помещений в жилом доме, находящихся в раздельной собственности, к общей площади жилого дома, если иное не установлено соглашением собственников.

В силу п/п 5) ст. 12 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» приобретение субъектом рынка прав в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения) или иным способом прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

В соответствии со ст. 13 Закона в целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим (монопольным) положением или ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), предусмотренных ст. 12 Закона.

В соответствии с п.2 ст.13 Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» предварительное согласие антимопольного органа на осуществление сделок, указанных в п.п.3, 4, 5, 6 ст.12 этого закона требуется если один из них является субъектов рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п.7 ст.13 Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» экономическая концентрация, совершенная без разрешения антимонопольного органа, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.

На этом основании, доводы антимонопольного органа о том, что при подписании соглашений с КСК (ТОО) ТОО «Астанаэнергосбыт» нарушило нормы Закона, не получив согласование уполномоченного органа, приобрело права по взиманию платежей, которые законодательно возложены на КСК, основаны на Законе. Поэтому требования о признании недействительными соглашений подлежат удовлетворению.

Доводы о том, что соглашения заключены с согласия собственников квартир, необоснованны. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что предоставление услуг производится на основании индивидуального договора между Услугодателем и Потребителем. Договор должен согласовываться с территориальными антимонопольными органами. Поскольку Правилами предусмотрено, что ОДН уплачивается КСК, КСК не вправе по своей инициативе производить отчуждение обязанности на собственников квартир, при этом без согласования собственников квартир и уполномоченного органа.

Доводы ответчика о том, что они могут напрямую выставлять счета на оплату за потребленную энергию на общедомовые нужды суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.484 ГК ТОО «Астанаэнергосбыт» вправе выставлять счета на потребленную абонентом фактическую электрическую энергию на основании прибора учета, установленного непосредственно у потребителя.

А в данном случае общедомовые нужды потребления электрической энергии определяются органом управления КСК соразмерно доли собственников квартир в общем имуществе, ТОО «Астанаэнергосбыт» должен выставлять счета на потребленную электрическую энергию на ОДН на основании прибора учета, установленного непосредственно у КСК.

Доводы ответчиков о том, что нормы п.28 Правил предоставления коммунальных услуг распространяются лишь на КСК, не могут служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку при заключении оспариваемых сделок нарушены нормы антимонопольного законодательства, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемых сделок недействительными, ответчики даже не являясь КСК, фактически являлись эксплуатирующими организациями, впоследствии передавшими часть своих функций ТОО «Астанаэнергосбыт».

В силу статьи 116 ГПК в доход государства с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, с ТОО «Астанаэнергосбыт» госпошлина в размере 956 тенге, с КСК «Алмаз НС», КСК «Женис», ТОО «Небоскреб» по 319 тенге.

Руководствуясь ст.ст.217-221 ГПК, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ГУ «Межрегиональная инспекция Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции по Акмолинской, Карагандинской областям и городу Астане» удовлетворить.

Признать недействительными соглашения, заключенные ТОО «Астанаэнергосбыт» с КСК «Алмаз НС» от21 февраля 2008 года, КСК «Женис» от 12 2008 года, ТОО «Небоскреб» от 01 апреля 2008 года.

Взыскать в доход государства с ТОО «Астанаэнергосбыт» РНН 620200244903 госпошлину в размере 956 (девятьсот пятьдесят шесть) тенге; с КСК «Алмаз НС», КСК «Женис», ТОО «Небоскреб» (банковские реквизиты не известны) по 319 (триста девятнадцать) тенге с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами или опротестовано прокурором в суд г. Астана через специализированный межрайонный экономический суд г. Астаны в течение пятнадцати дней.

Судья Р. Жаканова

Дело № 02-1819 –09

«26» июня 2009 года. г. Астана

Специализированный межрайонный экономический суд г. Астана в составе, председательствующего судьи Жакановой Р.М., при секретаре судебного заседания Касымовой А., с участием прокурора Салимбаевой Д., представителей сторон:

истца - Жумабекова Е., действующего на основании доверенности от 23 марта 2009 года,

ответчика – ТОО «Астанаэнергосбыт» Ширяй О.Р., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ГУ «Межрегиональная инспекция Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции по Акмолинской, Карагандинской областям и городу Астане» к ТОО «Астанаэнергосбыт», КСК «Әл Фараби Астана 2008», КСК «Турмыс», КСК «Нургуль» о признании недействительными соглашении.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым требованием к ответчику о понуждении исполнить предписание.

На заседании суда представитель истца, поддержав свои исковые требования пояснил, что в течение 2008 года между ТОО «Астанаэнергосбыт» и КСК «Әл Фараби Астана 2008», КСК «Турмыс», КСК «Нургуль» заключены соглашения о порядке оплаты за потребленные энергоресурсы касательно выставления счетов на оплату за электроэнергию, расходуемую на общие домовые нужды (далее - ОДН).

Согласно п. 28 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года. КСК рассчитываются с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на общие домовые нужды, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу. Следовательно, взимание платы за ОДН закреплено за КСК и данные расходы также в силу жилищного законодательства определяют и взыскивают КСК, при этом оплата по расходу ОДН собственниками квартир производится непосредственно в эксплуатирующий орган КСК. КСК являются органом управления кондоминиума по содержанию общей собственности собственников квартир жилого дома, следовательно на жильцов дома законодательно возложена обязанность по содержанию этого дома и выставляют соразмерно доли собственника квартиры в общем имуществе счета на содержание общего имущества.

ТОО «Астанаэнергосбыт» и КСК заключая соглашении по начислению и взиманию платы за потребленную эл.энергию на ОДН непосредственно с собственников квартир совершили сделку по передаче прав КСК, т.е. ТОО «Астанаэнергосбыт» совершая данную сделку получило право, которое ранее ему не принадлежало, что является нарушением Закона «О конкуренции» от 25.12.2008г. п.п.4) ст.13 «Злоупотребление доминирующим или монопольным положением» «Обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений».

На основании изложенного, просит суд признать недействительными соглашения, заключенные ТОО «Астанаэнергосбыт» с КСК «Әл Фараби Астана 2008», КСК «Турмыс», КСК «Нургуль».

На заседание суда представители ответчиков КСК «Әл Фараби Астана 2008», КСК «Турмыс», КСК «Нургуль» надлежащим образом извещенные не явились, суд определил дело рассмотреть в их отсутствие.

На заседании суда представитель ответчика ТОО «Астанаэнергосбыт» не признав исковые требования истца пояснил, что ТОО «Астанаэнергосбыт» могут напрямую выставлять счета на оплату за потребленную энергию на общедомовые нужды, нормы п.28 Правил предоставления коммунальных услуг распространяются лишь на КСК, нарушений требований законодательства не допущены, соглашения заключены с согласия собственников квартир.

На основании изложенного, в иске просит отказать в полном объеме.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, приходит к следующему:

Истец в обоснование требований указывает, что ТОО «Астанаэнергосбыт» незаконно заключены соглашения с КСК «Әл Фараби Астана 2008», КСК «Турмыс», КСК «Нургуль» о порядке оплаты за потребленные энергоресурсы касательно выставления счетов на оплату за электроэнергию, расходуемую на общие домовые нужды непосредственно жильцам квартир. Заключая соглашения по начислению и взиманию платы за потребленную электрическую энергию на ОДН непосредственно с собственниками квартир, монополист получило не принадлежащее ему право, что является нарушением подп.4) статьи 13 Закона «О конкуренции» от 25.12.2008.

Из материалов дела видно, что на основании жалоб жильцов квартир жилых домов города Астаны (обращения адресованы антимонопольному органу, Премьер-министру, Акимам) о необоснованном включении в квитанции оплаты ОДН проведены проверки, в результате которых выявлены соглашения подписанные энергоснабжающей организацией с КСК и ТОО. По условиям этих соглашений КСК (ТОО) исключает из состава эксплуатационных расходов статью «Оплата электроэнергии на ОДН», а ТОО «Астанаэнергосбыт» выставляет счета для оплаты потребленной электрической энергии каждому квартиросъемщику, с учетом потребления электрической энергии в квартире последнего и потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

ТОО «Астанаэнергосбыт» 11.01.2007 включено в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке в географических границах города Астана, поэтому оно обязано при осуществлении деятельности руководствоваться нормами закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Согласно п. 28 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства от 7.12.2000 КСК рассчитываются с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на общие домовые нужды, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу.

В соответствии со ст.18 Закона РК «О жилищных отношениях» собственники помещений, находящихся в одном жилом доме, обязаны участвовать в общих затратах по его содержанию. Размеры затрат каждого собственника определяются отношением полезной площади жилых помещений или площади нежилых помещений в жилом доме, находящихся в раздельной собственности, к общей площади жилого дома, если иное не установлено соглашением собственников.

В силу п/п 5) ст. 12 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» приобретение субъектом рынка прав в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения) или иным способом прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

В соответствии со ст. 13 Закона в целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим (монопольным) положением или ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), предусмотренных ст. 12 Закона.

В соответствии с п.2 ст.13 Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» предварительное согласие антимопольного органа на осуществление сделок, указанных в п.п.3, 4, 5, 6 ст.12 этого закона требуется если один из них является субъектов рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п.7 ст.13 Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» экономическая концентрация, совершенная без разрешения антимонопольного органа, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.

На этом основании, доводы антимонопольного органа о том, что при подписании соглашений с КСК (ТОО) ТОО «Астанаэнергосбыт» нарушило нормы Закона, не получив согласование уполномоченного органа, приобрело права по взиманию платежей, которые законодательно возложены на КСК, основаны на Законе. Поэтому требования о признании недействительными соглашений подлежат удовлетворению.

Доводы о том, что соглашения заключены с согласия собственников квартир, необоснованны. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что предоставление услуг производится на основании индивидуального договора между Услугодателем и Потребителем. Договор должен согласовываться с территориальными антимонопольными органами. Поскольку Правилами предусмотрено, что ОДН уплачивается КСК, КСК не вправе по своей инициативе производить отчуждение обязанности на собственников квартир, при этом без согласования собственников квартир и уполномоченного органа.

Доводы ответчика о том, что они могут напрямую выставлять счета на оплату за потребленную энергию на общедомовые нужды суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.484 ГК ТОО «Астанаэнергосбыт» вправе выставлять счета на потребленную абонентом фактическую электрическую энергию на основании прибора учета, установленного непосредственно у потребителя.

А в данном случае общедомовые нужды потребления электрической энергии определяются органом управления КСК соразмерно доли собственников квартир в общем имуществе, ТОО «Астанаэнергосбыт» должен выставлять счета на потребленную электрическую энергию на ОДН на основании прибора учета, установленного непосредственно у КСК.

Доводы ответчиков о том, что нормы п.28 Правил предоставления коммунальных услуг распространяются лишь на КСК, не могут служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку при заключении оспариваемых сделок нарушены нормы антимонопольного законодательства, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемых сделок недействительными, ответчики даже не являясь КСК, фактически являлись эксплуатирующими организациями, впоследствии передавшими часть своих функций ТОО «Астанаэнергосбыт».

В силу статьи 116 ГПК в доход государства с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, с ТОО «Астанаэнергосбыт» госпошлина в размере 956 тенге, с КСК «Әл Фараби Астана 2008», КСК «Турмыс», КСК «Нургуль» по 319 тенге.

Руководствуясь ст.ст.217-221 ГПК, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ГУ «Межрегиональная инспекция Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции по Акмолинской, Карагандинской областям и городу Астане» удовлетворить.

Признать недействительными соглашения, заключенные ТОО «Астанаэнергосбыт» с КСК «Әл Фараби Астана 2008» от 01 сентября 2008 года, КСК «Турмыс» от 01сентября 2008 года , КСК «Нургуль» от 01 апреля 2007 года.

Взыскать в доход государства с ТОО «Астанаэнергосбыт» РНН 620200244903 госпошлину в размере 956 (девятьсот пятьдесят шесть) тенге; с КСК «Әл Фараби Астана 2008», КСК «Турмыс», КСК «Нургуль» (банковские реквизиты не известны) по 319 (триста девятнадцать) тенге с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами или опротестовано прокурором в суд г. Астана через специализированный межрайонный экономический суд г. Астаны в течение пятнадцати дней.

Судья Р. Жаканова

Изменено пользователем Лоскутов Игорь Юрьевич
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно и как же это можно сделать?

Статья 380 ГК РК. Свобода договора

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена настоящим Кодексом, законодательными актами или добровольно принятым обязательством.

Коммунальные услуги оказываются по соответствующему договору, без договора взимание любой платы за услуги незаконно. Вы знаете хоть один НПА, устанавливающий обязанность заключения договора на пользование лифтом?

Изменено пользователем Jurisconsult
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Признали договор с КСК не действительным, и как дальше сложилось?

Предписание АЗК есть?

С 2008 года время прошло достаточно, но ситуация и сейчас та же самая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, от пользования любой коммунальной услугой всегда можно отказаться. Если нельзя контролировать пользуетесь вы лифтом или нет - это проблема услугодателя.

Не вдаваясь в правовые коллизии, а с позиции рядового жильца, что в теме про домофоны, что здесь - существуют работающие системы (услуги домофон/лифт), во многих домах лифты годами не работали, а домофонов так совсем не было, пока кто-то из жильцов не организовал сбор денег.... Большинство жильцов системы устраивают, потом появляется инициативный гражданин и начинает разрушать механизмы оплаты этих систем, причем реально работающих замен не предлагается, в конечном итоге услуги перестают оплачиваться в необходимом для обслуживающей организации объеме и домофон/лифт просто перестают работать. Инициативный гражданин обычно теряет интерес к проблеме, ломать не строить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы знаете хоть один НПА, устанавливающий обязанность заключения договора на пользование лифтом?

Правила

предоставления коммунальных услуг

34. Потребитель обязан:

1) заключить индивидуальный договор с Услугодателем;

2) соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;

3) обеспечивать доступ представителей Услугодателя или специализированных предприятий, имеющих право работы с установками электро-, тепло-, водоснабжения, канализации для устранения аварий, осмотра приборов учета и контроля;

4) своевременно, в установленные сроки оплачивать предоставленные услуги и энергию;

5) при выезде из квартиры, индивидуального дома произвести расчет за использованные услуги по день выезда

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

34. Потребитель обязан:

1) заключить индивидуальный договор с Услугодателем;

А Вы когда-нибудь видели такой договор? На практике услугодатели публикуют договора в прессе, называют их публичными и этим ограничиваются. А индивидуальный договор и публичный далеко не одно и тоже.

Изменено пользователем Jurisconsult
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования