Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ
Эвитта

Стоимость доли участия и трансфертное ценообразование

Рекомендуемые сообщения

Натолкнулась на следующие разъяснения НК МФ:

Ответ Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК

от 27 июля 2012 года на вопрос от 11 июля 2012 года № 155041 (e.gov.kz)

Шолпан № 155041

Автору блога: Председатель Налогового комитета Министерства финансов РК

Категории: Финансы

Возникли некоторые вопросы касательно применения норм закона о трансфертном ценообразовании, в отношении купли-продажи доли участия в товариществе между его участниками.

Юридическое лицо-нерезидент, не имеющее в Республике Казахстан постоянное учреждение (далее - Нерезидент), и юридическое лицо-резидент Республики Казахстан (далее - Резидент) являются участниками одного казахстанского товарищества с ограниченной ответственностью (далее - ТОО).

Нерезидент намерен приобрести у Резидента долю участия в ТОО, которое будет продолжать осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан.

Отчуждаемая доля участия в ТОО не вывозится за пределы территории Республики Казахстан и в отношении ее продажи Нерезиденту не применяется таможенное законодательство таможенного союза.

Согласно Закону Республики Казахстан от 5 июля 2008 года № 67-IV «О трансфертном ценообразовании» под международными деловыми операциями понимаются экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров; сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг (пункт 31 статьи 2).

Контроль при трансфертном ценообразовании осуществляется по международным деловым операциям, а также по сделкам, совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями (подпункт 1 статьи 3). Согласно данному пункту, экспорт товаров означает вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена таможенного союза.

Просим разъяснить следующее:

1. Считается ли доля участия в ТОО товаром/услугой/работой в соответствии с нормами Закона РК «О трансфертном ценообразовании»?

2. Будет ли считаться купля-продажа доли участия в ТОО между Нерезидентом и Резидентом международной деловой операцией в соответствии с Законом РК «О трансфертном ценообразовании»?

3. Могут ли быть применены в отношении вышеприведенной сделки нормы Закона РК «О трансфертном ценообразовании»?

Ответ

27 июля 2012 г.

Закон Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» (далее - Закон) регулирует общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, в целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями.

То есть, целью Закона является установление контроля за сделками в международных деловых операциях для предотвращения потерь доходов государства от применяемых цен субъектами таких сделок и уплачиваемых с них налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно подпункту 20 статьи 2 Закона международные деловые операции - это экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров, сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 115 Гражданского кодекса Республики Казахстан к объектам гражданских прав относятся среди прочих, финансовые инструменты, которые в свою очередь согласно пункту 1 статьи 128-1 Кодекса понимаются как деньги, ценные бумаги, включая производные ценные бумаги, производные финансовые инструменты, в результате операций с которыми одновременно возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой.

Таким образом, под действие Закона подпадают и сделки с долями участия юридических лиц-нерезидентов, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения.

Джумадильдаев А.С.

У кого какие будут мнения? При наличии в законе следующей нормы:

Статья 3. Осуществление контроля при трансфертном ценообразовании

1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее - контроль) осуществляется по следующим сделкам:

1) международным деловым операциям.

При этом для целей настоящего подпункта:

экспорт товаров - вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена таможенного союза;

импорт товаров - ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена таможенного союза;

я не понимаю как можно давать такие разъяснения.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

М.Ю. Вы мысль свою более полно можете развить?

По закону о ТЦО мы имеем только - товары, работы, услуги. Вы предлагаете сделки с куплей-продажей доли участия относить к продаже услуг???

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Натолкнулась на следующие разъяснения НК МФ:

У кого какие будут мнения? При наличии в законе следующей нормы: я не понимаю как можно давать такие разъяснения.

Рискую нарушить Правила форума (в части ответов по существу), но добавлю, что такие "разъяснения" являются скорее правилом.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно логика здесь следующая:

Международные деловые операции делятся на следующие:

- экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров;

- сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения;

- сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

Контроль при трансфертном ценообразовании (далее - контроль) осуществляется по следующим сделкам:

1) международным деловым операциям.

При этом, контроль за экспортными и (или) импортными сделками по купле-продаже товаров, осуществляется только в случае если:

экспорт товаров - вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена таможенного союза;

импорт товаров - ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена таможенного союза;

Соответственно, за остальными международными деловыми операциями контроль осуществляется без ограничений.

Отсюда вывод, что под действие Закона могут попасть только сделки с долями участия юридических лиц-нерезидентов, поскольку такие сделки можно признать совершенными за пределами территории Республики Казахстан.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда вывод, что под действие Закона могут попасть только сделки с долями участия юридических лиц-нерезидентов, поскольку такие сделки можно признать совершенными за пределами территории Республики Казахстан.

Вообще НК МФ был задан вопрос о продаже доли в казахстанском ТОО. Поэтому о сделке за пределами РК вроде как тоже нельзя говорить. Изменено пользователем Эвитта
корректировка

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

такие "разъяснения" являются скорее правилом.

Сейчас была бы весьма интересная ещё судебная практика, но пока не нахожу ничего подходящего.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще НК МФ был задан вопрос о продаже доли в казахстанском ТОО. Поэтому о сделке за пределами РК вроде как тоже нельзя говорить.

А чем именно тогда смущает, процитированный вами пп. 1 п. 1 ст. 3 З-на? Ответ НК дан за его пределами, подведя под контроль только сделки с долями нерезидентов.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ответ НК дан за его пределами, подведя под контроль только сделки с долями нерезидентов.

Не уверена, что они имели в виду сделки с долями в иностранных компаниях. НК МФ в своём ответе резюмирует: "под действие Закона подпадают и сделки с долями участия юридических лиц-нерезидентов, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения". Для чего здесь упоминается нерезидент, осуществляющий деятельность в РК без образования пост.учреждения? Если бы НК МФ считал, что любые сделки резидентов за пределами РК являются МДО, то нет разницы имеет или нет нерезидент постоянное учреждение в РК.

Но речь о таких нерезидентах (без пост.учреждения в РК) идёт в законе при даче определения МДО в части сделок по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения. В совокупности с заданными вопросами (о продаже нерезидентом доли в казахстанском ТОО) больше получается то, что НК МФ считает возможность применения контроля при ТЦО, если стороной сделки к-п доли является нерезидент, не имеющий постоянное учреждения в РК. Т.е. рассматривает данную сделку как сделку по оказанию услуг, стороной которой является нерезидент без образования пост.учреждения в РК. Вот это мне и показалось очень странным.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если бы НК МФ считал, что любые сделки резидентов за пределами РК являются МДО, то нет разницы имеет или нет нерезидент постоянное учреждение в РК.

C этим согласен. Шарада какая-то, а не ответ.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования