Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Юридические притязания на земельный участок


Гость Гурбангулы Бердымухамедов

Рекомендуемые сообщения

Гость Гурбангулы Бердымухамедов

Здравствуйте!

Имеется земельный участок с целевым назначением для ИЖС, предоставленный государством безвозмездно в 2007-м году. До настоящего времени участок не освоен. Собственник решил продать указанный участок, но при оформлении сделки нотариусом было отклонено в оформлении на том основании, что в справке о зарегистрированных правах и обременениях указано о наличии юридических притязаний со стороны ГУ "Аппарат акима города", и нотариус потребовал предоставить указанный документ для ознакомления.

Посредством запроса в управление юстиции истребовали письмо с юридическими притязаниями.

В указанном письме сказано следующее:

Согласно протокола селекторного совещания у первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова С. Н. была создана рабочая группа по инвентаризации земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Рабочей группой в жилых массивах "ХХХ", "ХХХ-1", "ХХХ-2" было выявлено 255 неосвоенных участков (согласно приложения).

В соответствии со ст. 94 Земельного Кодекса РК от 20 июня 2003 года просим Вас наложить юридическое притязание на данные земельные участки, для того чтобы до разрешения в судебном порядке собственники земельных участков не совершили сделки по отчуждению земельных участков без согласия уполномоченноо органа.

Как следует из смысла закона о гос.регистрации недв. имущества, юридические притязания - юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами либо наличии интереса в отношении прав на недвижимое имущество, сделок с ним;

Согласно п. 3 ст. 53 указанного закона Государственная регистрация юридических притязаний является учетной и не влечет приостановления государственной регистрации или установления обременении прав на недвижимое имущество.

Теперь вопрос: можно ли осуществить сделку по продаже указанного участка при наличии юридического притязания?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В соответствии с законом о регистрации недвиж.имущества юр.притязания не влияют на отчуждение. Но с акиматом наверное связываться не захотят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Гурбангулы Бердымухамедов

Еще вопрос: каков порядок установления факта неиспользования земельного участка?

Мне думается, что рабочая группа, проводившая обследование, должна была руководствоваться законом о гос.контроле и надзоре и обследование должно проводиться в рамках проверки. Причем, согласно указанного закона о гос.контроле, должен быть составлен соответствующий акт проверки и соблюдены все формальности, указанные в законе.

Так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Гурбангулы Бердымухамедов

В соответствии с законом о регистрации недвиж.имущества юр.притязания не влияют на отчуждение. Но с акиматом наверное связываться не захотят.

А можно ссылочку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

юридические притязания - юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами либо наличии интереса в отношении прав на недвижимое имущество;

Государственная регистрация юридических притязаний является учетной и не влечет приостановления государственной регистрации или установления обременении прав на недвижимое имущество.

Я так думаю, что это все сделано. Лично видела объявления в одном дачном массиве, типа: А мы вас не нашли, либо вы приходите к нам, либо мы заберем все сами )))) частную собственность трудно забрать просто так, а наложив хотя бы притязания, собственник узнает, испугается и прибежит ))))

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

юридические притязания - юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами либо наличии интереса в отношении прав на недвижимое имущество;

Статья 53. Государственная регистрация юридических притязаний

3. Государственная регистрация юридических притязаний является учетной и не влечет приостановления государственной регистрации или установления обременении прав на недвижимое имущество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Гурбангулы Бердымухамедов

юридические притязания - юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами либо наличии интереса в отношении прав на недвижимое имущество

Факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами, - это не иначе как иски, подаваемые в соответствии со ст. 92-94 Земельного Кодекса РК.

Между тем, притязания были зарегистрированы в мае 2012 года, а иск согласно ГПК должен быть рассмотрен судом в течение установленных сроков, но решений суда в кадастре нет, значит, что юридическое притязание можно оспорить и снять. Можно ли это сделать и если да, то как?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Гурбангулы Бердымухамедов

Ирина, получается, что указанное письмо акимата, содержащее притязания, нарушает права собственника на распоряжение имуществом, поскольку в тексте письма содержится следующее:

В соответствии со ст. 94 Земельного Кодекса РК от 20 июня 2003 года просим Вас наложить юридическое притязание на данные земельные участки, для того чтобы до разрешения в судебном порядке собственники земельных участков не совершили сделки по отчуждению земельных участков без согласия уполномоченного органа.

В каком НПА установлено, что до состоявшегося решения суда собственник ЗУ должен согласовывать волеизъявление об отчуждении с уполномоченным органом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ирина, получается, что указанное письмо акимата, содержащее притязания, нарушает права собственника на распоряжение имуществом, поскольку в тексте письма содержится следующее:

В каком НПА установлено, что до состоявшегося решения суда собственник ЗУ должен согласовывать волеизъявление об отчуждении с уполномоченным органом?

В акиматовском ))))))) Ну или в Бюллетне бухгалтера написали )))))

А если честно, я не знаю. По-любому, эти НПА противоречат Закону.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну или в Бюллетне бухгалтера написали )))))

:lol:

Ну, а если серьезно, то можно ли считать письмо акимата индивидуальным правовым актом, оспорить как нарушающий права в соответствии с Главой 28 ГПК и решением суда отменить?

Изменено пользователем Гурбангулы Бердымухамедов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

письмо акимата конечно не верно изложено, да и похоже пробел в ЗРК, продать можно и даже нужно, если не используешь ЗУ и не собираешься использовать, пока принудительно не изъяли, только для кого станет проблемой этот участок - для нового хозяина или для земельщиков, которым процедуру изъятия снова начинать, еще два года ждать построится новый хозяин или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами, - это не иначе как иски, подаваемые в соответствии со ст. 92-94 Земельного Кодекса РК.

Между тем, притязания были зарегистрированы в мае 2012 года, а иск согласно ГПК должен быть рассмотрен судом в течение установленных сроков, но решений суда в кадастре нет, значит, что юридическое притязание можно оспорить и снять. Можно ли это сделать и если да, то как?

Хороший вопрос ))) Как наложить написали, а как снять - забыли )))) ЦОН считает притязания - обременениями, и несет чушь про документ от суда.

Я так думаю, что по аналогии как и залог. Пишите письмо, что притязаний не имеете, просите снять притязания и сдаете в ЦОН.

Хотя если для наложения притязаний просят иск, то могут запросить и вынесенное решение для снятия. Хотя хочу притязаю )))))), хочу снимаю притязания. Им какая разница?

Надеюсь на следующей неделе добью банк по этому вопросу , тогда и сообщу подробнее )))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:lol:

Ну, а если серьезно, то можно ли считать письмо акимата индивидуальным правовым актом, оспорить как нарушающий права в соответствии с Главой 28 ГПК и решением суда отменить?

Оспорить можно, только может найдете вменяемого нотариуса и начихаете на это письмо? А если Акимату не нравится - пусть сами сделку оспаривают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хороший вопрос ))) Как наложить написали, а как снять - забыли )))) ЦОН считает притязания - обременениями, и несет чушь про документ от суда.

Я так думаю, что по аналогии как и залог. Пишите письмо, что притязаний не имеете, просите снять притязания и сдаете в ЦОН.

Хотя если для наложения притязаний просят иск, то могут запросить и вынесенное решение для снятия. Хотя хочу притязаю )))))), хочу снимаю притязания. Им какая разница?

Надеюсь на следующей неделе добью банк по этому вопросу , тогда и сообщу подробнее )))))

Нет, пока юстиция ничего не несет и не требует никакой бумаги из суда. Это были мои рассуждения по поводу того, что такое юридические притязания и рассуждение о понятии притязаний, раскрываемом в законе.

Хочу составить письмо в юстицию, то бишь в ЦОН, о снятии притязаний и текст его размещу здесь для корректировки. Поможете?

Изменено пользователем Гурбангулы Бердымухамедов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Руководителю Департамента Юстиции

ЗАЯВЛЕНИЕ

На основании Письма Государственного Учреждения "Аппарат акима города ХХХ" №ХХХ от 01.01.2012 г. в правовом кадастре зарегистрировано юридическое притязание для ограничения собственников объектов недвижимости в реализации права на распоряжение имуществом.

Данное юридическое притязание было наложено по просьбе заявителя, Государственного Учреждения "Аппарат акима города ХХХ", на основании ст. 94 Земельного Кодекса РК, поскольку был выявлен факт неосвоения земельного участка.

Между тем, согласно пп. 13) ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, юридические притязания - юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами либо наличии интереса в отношении прав на недвижимое имущество.

Согласно этому, лицо, подающее в уполномоченный орган заявление о регистрации юридических притязаний, оспаривает права на недвижимое имущество либо имеет интерес в отношении этих прав.

В соответствии со ст. 167 Земельного Кодекса РК споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке.

Согласно п. 1. ст. 94 Земельного Кодекса РК принудительное изъятие земельных участков у собственников и землепользователей, предусмотренное статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке по иску территориального органа по управлению земельными ресурсами области, города республиканского значения, столицы по месту нахождения земельного участка.

Согласно п. 2 указанной статьи, иск о принудительном изъятии земельного участка в случае, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, может быть предъявлен только после письменного предупреждения собственника или землепользователя о необходимости использовать земельный участок по назначению, сделанного не менее чем за год до предъявления иска и при условии, что за это время собственник земельного участка либо землепользователь не принял необходимые меры по использованию такого участка по целевому назначению.

Указанное Письмо №ХХХ от 01.01.2012 г. было зарегистрировано в департаменте юстиции города ХХХ 25.05.2012 года.

До настоящего времени территориальный орган по управлению земельными ресурсами Актюбинской области не направлял в мой адрес никаких письменных предупреждений, судебные органы не уведомляли меня о рассмотрении гражданского дела по принудительному изъятию земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 6 Земельного Кодекса РК установленные законами права физических и юридических лиц не могут ограничиваться актами государственных органов.

В этой связи считаю, что юридические притязания, наложенные вышеуказанным письмом, не состоятельны и противоречат смыслу гражданского и земельного законодательства Республики Казахстан, ограничивают мое право на распоряжение принадлежащим мне на праве частной собственности недвижимым имуществом.

На основании всего вышеизложенного прошу снять юридические притязания, наложенные письмом №ХХХ от 01.01.2012 г., в связи с существенным нарушением моих прав и законом охраняемых интересов, выраженных в ограничении права распоряжения имуществом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, еще перед последним абзацем надо добавить следующее:

Согласно п. 5 ст. 8 Гражданского Кодекса РК не допускаются действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, на злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением.

Согласно п. 3 указанной статьи осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других субъектов права...

Согласно п. 4 указанной статьи граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования.... Добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются.

В связи с вышеуказанными нормами гражданского права лицо, обращающее какие-либо юридические притязания на права других лиц, должны действовать добросовестно и разумно, то есть оспаривать юридические факты или защищать свои интересы в разумные сроки и в соответствии с установленным законом порядком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда получите ответ - скажите ))))

Думаю, в начале обратиться к вменяемому, как вы говорите, нотариусу, а там видно будет - если не получится, то будем писать в ДЮ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Недавно наблюдал подобный случай. Коллеги оспаривали решение Юстиции об отказе в регистрации сделки к-п недвижимого имущества на основании наличия зарегистрированных юридических притязаний, которые Юстиция посчитала обременениями, препятствующими регистрации. Дело выиграли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Недавно наблюдал подобный случай. Коллеги оспаривали решение Юстиции об отказе в регистрации сделки к-п недвижимого имущества на основании наличия зарегистрированных юридических притязаний, которые Юстиция посчитала обременениями, препятствующими регистрации. Дело выиграли.

Если есть такая возможность, можно получить копию решения суда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В нотариусе потребуйте письменный отказ в совершении сделки с указанием НПА. С этим отказом и с письмом на имя председателя нотариальной палаты идете и выясняете на каком основании нотариус вам отказал в совершении сделки, к нотариусу примут либо дисциплинарку либо приостановят действие лицензии (в нотариусе скажите, что вы отказ будете в нотпалате оспаривать, потому как законных оснований нет, а если будут ссылки на инструкцию для нотариусов, то это не закон.). Делали сделку с притязаниями и в юстиции пришлось доказывать с ссылками на НПА свою правоту, зарегистрировали без всяких судов.

Удачи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Делали сделку с притязаниями и в юстиции пришлось доказывать с ссылками на НПА свою правоту, зарегистрировали без всяких судов.

Думаю, с нотариусом проблем не будет. Могут сделку не оформить в юстиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Юристы, разъясните, в чем отличие изъятия ЗУ для гос. нужд и изъятие в связи с неиспользованием по назначению? Это, как я понял, совсем разные вещи и регулируются разными правилами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, с нотариусом проблем не будет. Могут сделку не оформить в юстиции.

В юстиции на месте надо решать вопрос, специалист чтобы не дал отказ, должен знать нпа с которыми вы его и должны ознакомить на месте! Т.е. в ваших интересах проконтролировать вопрос когда поступят доки из цона в юстицию и там уже на месте объяснить законность, если не поймет, то к начальнику думаю решение будет положительным и быстро и без судов. Даже если дадут отказ сначала, то с отказом на прием к начальнику и объяснять что притязания не арест.

Удачи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Юристы, разъясните, в чем отличие изъятия ЗУ для гос. нужд и изъятие в связи с неиспользованием по назначению? Это, как я понял, совсем разные вещи и регулируются разными правилами?

Да совершенно верно.

для госнужд это статья84Земкодекса

2. Исключительными случаями для принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд являются:

1) международные обязательства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

2) предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;

3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;

4) строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, строительство (реконструкция) аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, реализация концессионных проектов, объектов общего пользования населенных пунктов;

5) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительство объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, за счет бюджетных средств.

А по поводу неиспользования стать 92 Земкодекса:

Статья 92. Принудительное изъятие у собственника и землепользователя земельного участка, не используемого по назначению

1. В случаях если земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, не используется в соответствующих целях в течение двух лет (если более длительный срок не предусмотрен законами Республики Казахстан), а земельный участок, предоставленный на праве землепользования для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, не используется в общей сложности два года в пятилетний период, исчисляемый с момента первого выявления неиспользования земельного участка по назначению, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника и землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, за исключением земельного участка, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста. В этот период не включается время, необходимое для освоения такого земельного участка, а также время, в течение которого данный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

2. Срок и условия освоения земельного участка определяют местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а на территории специальной экономической зоны местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы или администрация специальной экономической зоны в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков, установленной настоящим Кодексом, в зависимости от целевого назначения предоставляемого земельного участка и правового режима земель, установленных на данной территории в соответствии с зонированием земель и градостроительными регламентами.

При этом освоение земельного участка, предоставленного для строительства, осуществляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по проектной (проектно-сметной) документации, а также без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) и для сельскохозяйственных целей, устанавливается сроком не менее двух лет, за исключением земельного участка, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Т.е. если был выявлен факт не использования в первый раз, то по истечении двух лет подтверждения факта неиспользования, могут изъять. Там акты и т.д. должны быть за два года в пятилетний период (например выдали в 2005, в 2009 первый раз выявили , выслали уведомлении и предупреждение, потом в течении 2 лет опять выясняется, что воз и ныне там, тогда уже через суд изымают)

Удачи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да совершенно верно.

А выявление участков, не используемых по назначению, должно, как я понял проводиться в соответствии с законом о гос.контроле и надзоре и уполномоченным на то органом? Т.е. в виде проверки. Или я ошибаюсь?

Если я прав и обследование должно проводиться в форме проверки в соответствии с законом о гос.контроле и надзоре, то проверить без обязательного уведомления собственника или землевладельца не могли. Так?

Изменено пользователем Гурбангулы Бердымухамедов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования