Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Перевозка является предоставлением в пользование транспортного средства или нет?


Рекомендуемые сообщения

Добрый день. Очень интересуют мнения по следующему вопросу.

Ст. 276-5 Налогового кодекса (Определение места реализации товаров, работ и услуг для стран Таможенного союза)

2. Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если:

...

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (кроме услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях движимого имущества и транспортных средств).

Для целей настоящего подпункта движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, указанному в подпункте 1) настоящей статьи, транспортным средствам.

Для целей настоящего подпункта транспортными средствами признаются морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного «река-море» плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры;

...

5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) - 4) пункта 2 настоящей статьи.

Положения настоящего подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

Вопрос: К какому подпункту данной статьи НК отнести транспортные услуги или услуги по перевозке?

Варианты:

1) Относить к п.п. 2 п. 2 ст. 276-5 НК, т. к. эта услуга непосредственно связана с транспортным средством.

2) Относить к п.п. 5 п. 2 ст. 276-5 НК, т. к. эта услуга является предоставлением в пользование транспортного средства на иных (от аренды и лизинга) основаниях, потому что предоставление транспортного средства заказчику при перевозке является обязательным условием, при этом заказчиком используются полезные свойства транспортного средства (вместимость, грузоподъемность и т.д.)

Какие будут мнения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К пп. 2.

Как-то уже говорил, что определенная "польза" присутствует практически по всех имущественных отношениях, регулируемых договорным правом.

Но не всегда эта "польза" означает пользование, и уж тем более - право пользования имуществом. Я пользуюсь полезными свойствами автобуса, когда ежу на работу. Но это не значит, что автобусный парк передал мне (и еще 115 пассажирам) автобус в пользование. И уж тем более - что передал нам право пользования им.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость, спасибо. Но тогда о чем эта оговорка? Можете привести примеры "предоставления в пользование на иных основаниях" транспортных средств.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кроме аренды и лизинга есть и другие основания предоставления в пользование. Доверительное управление, например, безвозмездное пользование (ссуда - оно понятием аренды не охватывается, отсутствует возмездность) и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доверительное управление здесь не подходит, остается ссуда. Тогда зачем надо было так усложнять формулировку?

И из примера про автобус: если у пассажира нет права пользования автобусом, то на каком основани он это делает? Я понимаю это так: запустив общественный транспорт по маршруту организатор перевозки предлагает оферту неограниченному кругу лиц, садясь в автобус пассажир акцептует эту оферту получая на определенных условиях право пользования предоставленным перевозчиком транспортным средством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

.... то что продаёт транспортная промышленность, есть само перемещение. Доставляемый ею полезный эффект нераздельно связан с процессом перевозки, т. е. с процессом производства транспортной промышленности. Люди и товары едут вместе с определённым средством транспорта, и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создаёт. Полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства; этот эффект не существует как отличная от этого процесса потребительная вещь, которая лишь после того, как она произведена, функционирует в виде предмета торговли, обращается как товар.

К. Маркс, Капитал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно, относить следует к пп.5), т.к. услуга перевозки может не иметь непосредственной связи с транспортным средством, так как перевозка может быть осуществлена на любой или другой транспортной единице. Скорее, можно попытаться заявить, что услуга перевозки непосредственно связана с перевозимым имуществом. :)

Кроме того, если рассматривать случай международной перевозки, то местонахождение ТС при такой перевозке невозможно установить для целей применение пп.2).

Можете привести примеры "предоставления в пользование на иных основаниях" транспортных средств.

Договор оперирования - договор о предоставлении ТС для осуществления конкретной перевозки.

Я пользуюсь полезными свойствами автобуса, когда ежу на работу.

Ага, конечно, "пользуюсь"! :sarcasm:

Пользу от полезных свойств автобуса получает собственник/арендатор автобуса, принимая выручку от реализации билетов за проезд. А вы, когда ездите на работу, только лишь покупаете услугу перевозки.

"...а зажигая лампочку я пользуюсь полезными свойствами электростанции..." :drazn:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Александр, спасибо за участие. Я придерживаюсь того же мнения, но многие думают по другому, в т.ч. специалисты налоговых органов, дающие разъяснения по данному вопросу. Понимаю, что их разъяснения не НПА, но многие им верят и следуют их предписаниям. Упор на "непосредственную связь" очень интересно.

когда ездите на работу, только лишь покупаете услугу перевозки.

А разве приобретение этой услуги не дает права пользования транспортным средством в определенном объеме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А разве приобретение этой услуги не дает права пользования транспортным средством в определенном объеме?

Нет, конечно! Право "пользования ТС в определенном объеме", вы можете получить, только взяв этот автобус в пользование, заключив, к примеру, договор фрахта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А при договоре фрахта заказчик получает право пользования конкретным транспортным средством? То есть появиться непосредственная связь оказываемых услуг с транспорным средством?

И хочу уточнить, если при перевозке не всегда осуществляется предоставление в пользование транспортного средства, то основанием для отнесения к п.п. 5 тогда будет только "работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) - 4) пункта 2 настоящей статьи." (без второй части подпункта)? Или "предоставление в пользование" не обязательно связано с "правом пользования"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А при договоре фрахта заказчик получает право пользования конкретным транспортным средством?

По ГК фрахт - это аренда ТС с экипажем.

если при перевозке не всегда осуществляется предоставление в пользование транспортного средства, то основанием для отнесения к п.п. 5 тогда будет только...

Основанием будет совокупность следующего:

- несоответствие услуг признакам услуг, указанным в пп.пп.1)-4), и

- соответствие услуг признакам услуг, указанным в пп.5).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тот же вопрос, что и про склад при хранении.

Если уж вы "пользуетесь" складом/транспортным средством, то и ответственность за его сохранность несите и за его надлежащее использование, и все риски, связанные с таким "пользованием", тоже.

Не тут "пользования", ИМХО.

Я вот ремонт дома делала. Не сама конечно. Я что же, пользовалась этими, как их, ну строительными штуками? Извлекала их полезне свойства? Я ж не умею. Хотя тут не услуга, а работа, ну по аналогии.

Изменено пользователем Ahmetova
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Основанием будет совокупность следующего:

- несоответствие услуг признакам услуг, указанным в пп.пп.1)-4), и

- соответствие услуг признакам услуг, указанным в пп.5).

Понятно. Но если все-таки конретизировать, то аргументом будет именно отсутствие непосредственной связи оказываемой услуги с транспортным средством, при этом предоставления в пользование транспортного средства при перевозке не происходит. Верно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однозначно нет пользования. Пользование составная часть права собственности, наряду с владением и распоряжением. Собственник использует автобус в соответствии с назначением вещи - (перемещение предметов) с целью извлечения прибыли. Договор перевозки, означает лишь то, что кто-то пользуется услугой оказанной владельцем автобуса.

А вот если владелец автобуса передаст право управления по доверенности/договору иному лицу, то тогда оно в свою очередь будет пользователем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ahmetova, Пацан, спасибо за участие. По "пользованию" понятно. А что вы думаете по поводу:

Вопрос: К какому подпункту данной статьи НК отнести транспортные услуги или услуги по перевозке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

аргументом будет именно отсутствие непосредственной связи оказываемой услуги с транспортным средством, при этом предоставления в пользование транспортного средства при перевозке не происходит. Верно?

Какая есть здесь разница: есть пользование или нет? :ahez: Что вы так "прицепились" к этому пользованию? :smile:

Нет непосредственной связи с ТС - не соответствует признакам пп.2).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, понятно. Про "пользование" забыли.

Извините за назойливость, но осталось несколько вопросов: Что есть "непосредственная связь"? Является ли отсутствие в договоре на оказание транспортных услуг указания конкретного транспортного средства основанием утверждать, что между этой услугой нет непосредственной связи с каким-либо транспортным средством? И наоборот, если в договоре указано транспортное средство, то такая услуга уже будет связана с транспортным средством и будет относиться к п.п. 2 п. 2 ст. 276-5 НК.

А также, какое указание транспортного средства будет говорить о непосредственной связи услуги с ним: тип/модель или именно гос.номер, позволяющий идентифицировать конкретную транспортную единицу. Например, условие, что перевозка будет осуществляться грузовым автомобилем Камаз, это указание транспортного средства в целях определения непосредственной связи? А если в договоре транспортное средство не указано, но у перевозчика всего одно транспортное средство и заказчику об этом известно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В чего хотите или чего опасаетесь таким глубоким погружением? :smile:

Перевозка, как правило, не является услугой, непосредственно связанной с ТС - в отличие от ремонта ТС или фрахта ТС.

А если в договоре транспортное средство не указано, но у перевозчика всего одно транспортное средство и заказчику об этом известно?

Предусмотрите договором перевозки возможность исполнения перевозки третьим лицом в соответствии со ст.276 ГК. Или, просто, не запрещайте такую возможность - этого будет достаточно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В чего хотите или чего опасаетесь таким глубоким погружением? :smile:

Приобретение транспортных услуг у нерезидентов - распространенная сделка. При ответе на вопрос "к какому пункту относить..." на кону уплата или неуплата НДС покупателями-резидентами. Хотелось бы окончательно определиться по этому вопросу, как нужно учитывать такие сделки, что учитывать при заключении договора (название, предмет, условия). Вы пока единственный о ком я знаю, кто считает, что перевозку нужно относить именно к п.п. 5 п. 2 ст. 276-5 НК, Поэтому, пользуясь случаем, пытаюсь собрать доказательную базу)). Подозреваю, что в случае возникновения споров с проверяющими она ой как понадобится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приобретение транспортных услуг у нерезидентов

Уточните вид "транспортных услуг": что возим, откуда и куда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бывают разные случаи. Например, доставка товара в РК из других стран при импорте. Перевозчиком может быть как продавец, так и сторонняя организация.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

При экспортно-импортных перевозках, думаю, вопрос не имеет смысла, поскольку есть ст.244 НК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот с этим не могу согласиться, т.к. ст. 244 НК регулирует налогообложение оборота по реализации услуг, определенных п.п. 1 п. 1 ст. 230 НК, а в рассматриваемом случае, мы имеем оборот по приобритению услуг, определенный п.п. 2 п. 1 ст. 230 НК. Поэтому возникает ли обязательство по начислению НДС в данной ситуации согл. п. 1 ст. 241 НК нужно определять исключительно исходя из места реализации приобретаемых услуг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот с этим не могу согласиться, т.к. ст. 244 НК регулирует налогообложение оборота по реализации услуг, определенных п.п. 1 п. 1 ст. 230 НК, а в рассматриваемом случае, мы имеем оборот по приобритению услуг, определенный п.п. 2 п. 1 ст. 230 НК

Какая разница: возникнет или нет, коль скоро, даже будучи включенным в оборот покупателя этот оборот может быть обложен только по соответствующим ставкам, установленным НК РК, т.е., здесь, по ставке 0% и не больше!

... услуги, предоставленные нерезидентом ... , являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего ... услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.

В рассматриваемом случае "в соответствии с настоящим Кодексом" означает в соответствии со ст.ст.276-12 -> 244 НК.

Для Республики Казахстан выгоднее, если покупатель этих услуг не будет включать оборот в свой оборот и не будет таким образом занижать свои платежи в бюджет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приобретение услуг у нерезидента не может облагаться по ставке 0%, оно может либо быть облагаемым оборотом по ставке 12% (ставка определяется по п. 1 ст. 268 НК согласно п. 3 ст. 241 НК), либо не быть облагаемым оборотом покупателя услуг. Ставка НДС 0% предусмотрена только для оборотов по реализации, как бы невыгодно для государства это не было.

Изменено пользователем da Vinci
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования