Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Нужно ли заключение эксперта по установлению причины пожара в паркинге пр делам, возникающим из деликтных правоотношений? Могут ли пояснения и консультации специалиста заменить заключение эксперта?


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые участники форума!

У меня ко всем вопрос. 

В паркинге многоквартирного жилого комплекса, расположенном в г. Астана, район «Есиль», произошло возгорание люминесцентного светильника, расположенного над парковочным местом, приведшее к пожару  принадлежащего  истцу  на праве собственности автомобиля. 

Указанное парковочное место принадлежит истцу на праве собственности.

По факту пожара автомобиля органом дознания ГУ «Департамент внутренних дел города Астаны» проведено  досудебное расследование, которое затем было прекращено в связи с наличием со стороны застройщика и КСК (П) признаков административного правонарушения.

Как следует из заключения  пожарно-технического исследования, проведенного специалистом ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по ЧС г. Астаны, причиной пожара послужил слабый контакт в местах болтового соединения медных жил электрических проводов. Распространение горения  происходило по изоляции электрических проводов, приведшее к плавлению пластикового плафона и попадания горящего расплавленного пластика на горючие элементы кузова автомобиля

По заключению эксперта Центрального института судебной экспертизы г. Астаны  пожар произошел в результате  неисправности пускорегулирующей аппаратуры, перегрева работающих элементов  люминесцентного светильника. После воспламенения, произошедшего во внутреннем пространстве люминесцентного светильника, горящие капли из светильника падали на заднюю поверхность кузова автомобиля, поджигая горючие детали кузова,в частности, изготовленный из полимерного материала спойлер. Копия заключения эксперта прилагается.

Материальный вред, причиненный истцу в результате пожара транспортного средства, с учетом  затрат, необходимых на  восстановительный ремонт транспортного средства,  согласно отчету об оценке движимого имущества ,   составляет 1 800 000 (один миллион восемьсот тысяч) тенге. При этом в указанном отчете оценщиками отмечено, что стоимость затрат на восстановление транспортного средства не является окончательной, так как при проведении комплекса ремонтно-восстановительных работ могут быть выявлены скрытые дефекты.

Истцом был предъявлен иск к застройщику о возмещении  материального ущерба, причиненного  повреждением движимого имущества (автомобиля) в результате пожара, произошедшего в паркинге жилого комплекса  согласно отчету об оценке движимого имущества, составленному специалистами-оценщиками, в сумме 1 800 000 (один миллион восемьсот  тысяч) тенге; о возмещении затрат, понесенных на оплату оказанных услуг оценщиков по составлению отчета об оценке движимого имущества, в сумме 20 000 (двадцать тысяч) тенге.

Поскольку в рамках настоящего гражданского дела возникла объективная необходимость  в оценке установления причинно-следственной связи между возгоранием автомобиля в автопаркинге  и отсутствием необходимой защиты строительных конструкций автпаркинга от проникновения влаги, возникшей,  по мнению истца  в результате несоблюдения технологии и качества при выполнении строительно-монтажных работ по устройству гидроизоляции, которая может быть осуществлена только с использованием специальных познаний, истец  заявил суду письменное ходатайство о назначении строительно-технической  экспертизы.

Истец полагал, что проведение строительно- технической экспертизы позволит получить объективную оценку   соответствия между  заданными и фактическими параметрами кровли объекта паркинга, соблюдения либо нарушения ответчиками строительных норм и требований, обеспечит объективность при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Районный суд отказал истцу в удовлетворении ходатайства, считая, что в деле имеется мотивированное заключение специалиста ДЧС, данное в ходе досудебного расследования,  в котором установлены очаг пожара, причина возникновения пожара, распространение горения,  ответы на вопросы: могло ли послужить причиной пожара короткое замыкание электропроводов в автомашине, имеются ли признаки возникновения пожара, мог ли быть причиной заводской брак.

В своем определении суд обвинил истца в том, что поставив вопрос о назначении строительно- технической экспертизы, истец стремится   затянуть судебный процесс. Целью судебного процесса не стоят вопросы установления причины, они уже установлены.

Суд считает, что в настоящем судебном процессе следует установить гражданско-правовые отношения между сторонами для последующего возложения ответственности.

Очень жаль, что наш Верховный Суд РК никаких официальных разъяснений на этот счет не давал и здесь царит неопределенность. А вот как решается эта тема в РФ.

В России суды отмечают, что при проведении предварительной проверки по факту пожара не предусмотрено присутствие представителей строительной организации, продавшей квартиры в доме и парковочные места,  при проведении осмотра и исследования, в то время как ст. 79 ГПК РФ возможность такого присутствия предусмотрена.  Поэтому в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" прямо указано, что справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

Насколько мне известно, специалист, в отличие от эксперта, не исследует какие-либо документы или материалы, не готовит заранее экспертное заключение по поставленным перед ним вопросам, а в ходе судебного разбирательства без проведения специальных исследований дает суду и сторонам дела консультацию, пояснения.

Общие правила пунктов 1, 2 статьи 917 ГК РК об основаниях ответственности за причинение вреда предусматривают презумпцию вины причинителя вреда, если это лицо не  докажет, что вред причинен не по его вине.  При этом вина подразумевается в любых ее формах.

По смыслу данной нормы закона для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда. При этом бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда возлагается на ответчика.

В соответствии со статьей 917 ГК РК для наступления деликтной ответственности, являющейся одним из видов гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда.

Прав ли в данном случае суд, отказавший истцу в назначении и проведении строительно-технической экспертизы по таким основаниям? Можно ли как-то "сломать" судебное определение об отказе в проведении экспертизы? Поделитесь.

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования