Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Сокращённое производство по делу об административном правонарушении


Рекомендуемые сообщения

Как вы понимаете положения Главы 42 КоАП РК?

Глава 42. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении

 

В статью 810 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.)

Статья 810. Основания сокращенного производства по делу об административном правонарушении

1. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, если факт правонарушения обнаружен должностным лицом на месте его совершения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, установлено совершившее его физическое лицо, которое признает свою вину и соглашается с размером налагаемого штрафа.

2. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях:

1) когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания;

2) совершения правонарушения несовершеннолетним;

3) совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом;

4) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов;

5) если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режим

 

В статью 811 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.)

Статья 811. Порядок сокращенного производства  по делу об административном правонарушении

1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении на месте его совершения и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток.

Должностное лицо вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.

2. В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу.

Пересмотр дела, рассмотренного по правилам настоящей главы, осуществляется в порядке, установленном главой 46 настоящего Кодекса.

3. В случае неиспользования или ненадлежащего использования права, предусмотренного частью первой настоящей статьи, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.

 

Некоторые прокуроры и судьи считают, что часть 2 статьи 810 содержит исчерпывающий (!) перечень случаев, при которых сокращённое производство не применяется!.

Изменено пользователем Victen
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И правильно считают. Перечень действительно исчерпывающий. При наличии любого из оснований сокращенное производство невозможно независимо от того, согласно на это привлекаемое лицо или нет, а также на месте или нет обнаружен факт правонарушения. 

Если перечень оснований является не исчерпывающим, то в нем содержится, как правило, формулировка вроде "а также в иных случаях, предусмотренных законодательством"

Пример не исчерпывающего перечня оснований:

Цитата

2. Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед организацией, в которой он работает, могут производиться на основании акта работодателя с письменным уведомлением работника:

1) для погашения неизрасходованных и своевременно не возвращенных денежных сумм, выданных в связи с командировкой, а также в случае непредоставления подтверждающих расходы документов, связанных с командировкой;

2) в случаях, предусматривающих возмещение работодателю затрат, связанных с обучением работника, при наличии договора обучения, пропорционально недоработанному сроку отработки при досрочном расторжении трудового договора;

3) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

4) в случаях перенесения или отзыва работника из ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, за исключением пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса;

5) в иных случаях при наличии письменного согласия работника.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я понимаю это так, что даже несмотря на наличие оснований, указанных в части 1 статьи 810, сокращённое производство, тем не менее, не применяется в случаях, указанных в части 2 этой статьи.

 

Изменено пользователем Victen
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Victen сказал(а):

А я понимаю это так, что несмотря на наличие оснований, указанных в части 1 статьи 810, сокращённое производство не применяется в случаях, указанных в части 2 этой статьи.

А я Вам не то же самое написал? Правильно Вы понимаете. Однако это понимание никак не влияет на характеристику перечня оснований ч. 2 как исчерпывающего.

Это означает, что если имеются все основания, указанные в ч. 1 и нет ни одного из оснований, указанных в ч. 2, то должно быть сокращенное производство. Если факт установлен на месте, привлекаемое лицо согласно с правонарушением и штрафом, то должностное лицо не вправе отказать ему в сокращенном производстве, если нет оснований из ч.2., придумывая какие-то иные основания. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что значит - исчерпывающий, когда в него не входит пункт 1??

Вернее так - правонарушение не было "обнаружено на месте совершения".  Дело было возбуждено по заявлению потерпевшего. Потерпевший настаивает на том, что дело не могло было быть рассмотрено (тем более - без его участия) в порядке Сокращённого производства. Ему отвечают - перечень для неприменения - исчерпывающий, оснований для отмены постановления о наложении половинного штрафа - нет!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То, как применяют статьи на практике и то, каковыми они являются с точки зрения основ теории права - разные вещи.

Сокращенное производство осуществляется всегда (иначе была бы формулировка "может осуществляться" или "может применяться" и т.п.), когда соблюдены условия ч. 1. Если условия ч. 1 не соблюдены, то и смысла нет читать ч. 2.

Но даже при условии соблюдения положений ч. 1, если имеются основания ч. 2, то сокращенное производство не применяется.

Чисто технически в ч.1 не хватает фразы вроде "за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи"

8 минут назад, Victen сказал(а):

дело не могло было быть рассмотрено (тем более - без его участия) в порядке Сокращённого производства

А где установлено обязательное участие потерпевшего при рассмотрении дела в порядке сокращенного производства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

1 минуту назад, Victen сказал(а):

Я что, умнее прокуроров и судей?

Вам виднее ))) Но перечень ч. 2 действительно исчерпывающий сам по себе.

З.Ы. А потерпевшему не все равно на сколько государство оштрафует виноватого? Какие потерпевшему прибыли от этого?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Далеко не всё равно, по той причине, что нарушителю, пока что, удаётся провести вокруг пальца суд, прокуратуру, потерпевшего, получив  не то наказание, которое он заслужил, а то - на которое он согласен, причём - в половинном размере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Victen сказал(а):

Как вы понимаете положения Главы 42 КоАП РК?

Так и понимаю, буквально, что если

2 часа назад, Victen сказал(а):

Дело было возбуждено по заявлению потерпевшего.

а НЕ на месте совершения, т.е. и временные рамки прошли и есть заявление от потерпевшего, без которого правонарушение не было бы обнаружено, то глава 42 КоАП не применима.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

Я так же понимаю это положение, поэтому до сих пор у меня  непонятки с применением  ст.810 КоАП РК о сокращённом производстве:

1) по заявлению потерпевших является участковый и фиксирует факт некоего административного правонарушения.

Нарушитель участковым вызван, опрошен, тот соглашается на штраф. Вопрос - возможно-ли в таком случае  рассмотрение в Сокращённом порядке?

2) Выносится-ли Постановление вообще при Сокращённом производстве?

 

И вообще - какая-то расплывчатая формулировка : " Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, если факт правонарушения обнаружен должностным лицом на месте его совершения,  (обнаружен, как в вышеприведёном примере  - на месте совершения.  Но не в момент совершения, а через пару дней )  за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа,  согласно абзацу первому части первой статьи 44,   установлено совершившее его физическое лицо, (установлено это лицо, к примеру,  ещё через пару дней)   которое признает свою вину и соглашается с размером налагаемого штрафа..."

В таком случае, согласно ст. 811 -   "должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении на месте его совершения"   (ведёт нарушителя на место совершения, тычет его носом в факт правонарушения)   -  разве так нельзя всё это истолковать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Увы, таких редакционных ляпов и недочетов хватает не только в новом КоАП РК. Они имеют место и в новом ГПК РК.

Самая большая головная боль для правоприменителей в Казахстане - либо полное отсутствие разъяснений со стороны Верховного Суда РК, либо, если какие-то разъяснения давались, то и эти разъяснения носят, как правило, нечеткий и весьма расплывчатый характер.  Полагаю, что есть здесь большая вина и нас, самих юристов, участвующих в судебных разбирательствах. Все время почему-то молчим,  терпим и толком не возмущаемся.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Оказывается,  с этого года изменены основания и порядок осуществления Сокращённого производства.

Стало:

Глава 42. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении

Статья 810. Основания сокращенного производства по делу об административном правонарушении

Часть 1 изложена в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

1. Сокращенное производство осуществляется по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам, отнесенным к подведомственности суда, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, а также установлено совершившее его лицо, которое признает факт его совершения и согласно с уплатой штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса и не обжалует представленные доказательства.

2. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

1) когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания, за исключением предупреждения;

2) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

3) совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.)

4) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов;

5) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

Часть 2 дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI

6) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются Национальным Банком Республики Казахстан, а также в случае составления уполномоченными работниками Национального Банка Республики Казахстан протоколов об административных правонарушениях по статьям, указанным в части второй статьи 804 настоящего Кодекса.

 

Статья 811. Порядок сокращенного производства по делу об административном правонарушении

В часть 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица уполномоченное лицо, имеющее право составлять протокол об административных правонарушениях в соответствии со статьей 804 настоящего Кодекса, возбуждает административное производство и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи суммы штрафа в течение семи суток.

Уполномоченное лицо, составившее протокол, вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.

Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца.

Часть 2 изложена в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

2. В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу, решение - вступившим в законную силу, а лицо - привлеченным к административной ответственности.

Пересмотру не подлежат дела, рассмотренные по правилам настоящей главы, за исключением случаев, предусмотренных главой 47 настоящего Кодекса.

3. В случае неиспользования или ненадлежащего использования права, предусмотренного частью первой настоящей статьи, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.

 

С такой редакцией -  всё понятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот только согласиться с такой редакцией статьи никак нельзя. Разве в таком случае  не ущемляются права потерпевшего, в случае возбуждения дела по его заявлению?  Одно дело, когда нарушение обнаружено самим сотрудником на месте происшествия, и совсем другое дело, когда дело возбуждается спустя какое-то время, или на основании заявления.

Ему остаётся лишь обжаловать решение сотрудника, составившего протокол, в вышестоящем органе или суде, и то – лишь в случае, если он вообще узнает о принятом  решении.

При этом – вышестоящие органы начинают «защищать честь мундира», а суды, как правило, принимают сторону государства, а не человека, в то время, как должно быть наоборот.

Если в прежней редакции – сотрудник мог рассмотреть дело в порядке сокращённого производства  лишь при условии обнаружения правонарушения им лично на месте совершения, то теперь протокол может составляться и решение приниматься спустя какое-то время после факта правонарушения. Короче говоря, сотрудник может  в отсутствие свидетелей, потерпевшего, понятых, обсудить с  правонарушителем  все нюансы дела и вынести решение.

И это притом, что при обжаловании таких действий, наши суды считают несерьёзными,  следующие процессуальные нарушения:

- рассмотрение дела без приглашения потерпевшего;

- невручение ему протокола;

- составление неверной схемы ДТП, где вместо сплошной линии разметки нарисована прерывистая линия, без указания каких-либо реквизитов, к тому же – неподписанной сотрудником, составленной без привлечения потерпевшего и понятых, без указания каких-либо размеров на местности;

- а суд первой инстанции может, к тому же, отклонить любые ваши ходатайства, в том числе - о вызове свидетелей. Может даже проигнорировать мнение прокурора о необходимости вынесения частного постановления.

Выходит – отстранение потерпевшего от рассмотрения дела не является серьёзным нарушением действующего законодательства!  Ему лишь остаётся возможность обжалования постановлений в судах, что само по себе очень проблематично, а что касается суда второй инстанции, то там и вовсе шанс, как известно – 1/100.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Всем доброго дня!

Друзья, подскажите пжста, как на практике применяются нормы статей 810 и 811 должностными лицами гос.органов? Например, при проверке должностным лицом СЭС вместе с протоколом была вручена квитанция установленного образца (об уплате штрафа в размере 50%). Однако должностные лица других гос.органов отказываются возбуждать адм.производство в порядке упрощенного, ссылаясь на то, что у них нет квитанций установленного образца. Но ведь отсутствие квитанций не означает того, что лицо не может воспользоваться правом оплаты штрафа в размере 50%?! Кто нибудь сталкивался на практике?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Видимо - нет...

Считаю, что исходить нужно из того, что у вас есть полное право оплатить штраф в половинном размере.  А у них есть обязанность вручить вам квитанцию установленного образца...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так то оно так. Вот только когда говоришь им о том, что у тебя есть такое право, они тупо отвечают что у них нет таких квитанций. Хоть о стенку бейся. Писать запрос честно говоря времени нет.

Коллеги, есть еще мнения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А если на разборе заявить о том, что штраф будет оплачен в размере 50% и оплатить в течение 7 суток без квитанции? Руководствуясь ч. 2 ст. 811 где сказано что в случае оплаты 50 % дело считается рассмотренным по существу?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можно и так.  Но я бы так поступил только в случае, если бы по какой-то причине не укладывался в срок 7 дней от момента составления протокола...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...
Гость Эльдарбай
В 24.02.2018 в 15:18, Victen сказал:

Оказывается,  с этого года изменены основания и порядок осуществления Сокращённого производства.

Стало:

Глава 42. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении

Статья 810. Основания сокращенного производства по делу об административном правонарушении

Часть 1 изложена в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

1. Сокращенное производство осуществляется по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам, отнесенным к подведомственности суда, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, а также установлено совершившее его лицо, которое признает факт его совершения и согласно с уплатой штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса и не обжалует представленные доказательства.

2. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

1) когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания, за исключением предупреждения;

2) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

3) совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.)

4) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов;

5) исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

Часть 2 дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 127-VI

6) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются Национальным Банком Республики Казахстан, а также в случае составления уполномоченными работниками Национального Банка Республики Казахстан протоколов об административных правонарушениях по статьям, указанным в части второй статьи 804 настоящего Кодекса.

 

Статья 811. Порядок сокращенного производства по делу об административном правонарушении

В часть 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица уполномоченное лицо, имеющее право составлять протокол об административных правонарушениях в соответствии со статьей 804 настоящего Кодекса, возбуждает административное производство и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи суммы штрафа в течение семи суток.

Уполномоченное лицо, составившее протокол, вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.

Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца.

Часть 2 изложена в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 127-VI (см. стар. ред.)

2. В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу, решение - вступившим в законную силу, а лицо - привлеченным к административной ответственности.

Пересмотру не подлежат дела, рассмотренные по правилам настоящей главы, за исключением случаев, предусмотренных главой 47 настоящего Кодекса.

3. В случае неиспользования или ненадлежащего использования права, предусмотренного частью первой настоящей статьи, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.

 

С такой редакцией -  всё понятно.

Добрый день. Моя жена недавно при парковке въехала в соседскую машину. свидетелей нет, нет камер видео наблюдения. мы сами вызвали ДПС, прождали его 2 часа. в итоге на нее оформили протокол по ч. 1 ст. 610 КоАП. Это освобождает нас от возмещения материального вреда пострадавшему,  все покроет страховка. Сегодня был суд штраф снизили на 30%. Это хорошо. Но могло быть еще лучше. У меня остались вопросы. Санкция статьи это вилка 20 МРП или лишение прав на полгода. Если почитать внимательно ч. 2 ст. 810 КоАП, то видим, что сокращенный порядок не применяется, если санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания, за исключением предупреждения. Тут можно законодателя понимать по разному. Например так, если наряду со штрафом предусмотрены иные  виды взысканий, то сокращенный порядок не применяется. Или законодатель имел в виду, что если штрафа вообще не предусмотрено санкцией, а вместо него указаны иные виды взысканий, то только тогда не применяется. В описываемом случае нарушение на лишение никак не тянет, тем более есть почти все предусмотренные КоАП смягчающие обстоятельства и полностью отсутствуют отягчающие.  Полагаю Закон должен быть конкретным и не должен допускать его разночтений. Что думаете?   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Эльдарбай

Добрый день. Моя жена недавно при парковке въехала в соседскую машину. свидетелей нет, нет камер видео наблюдения. мы сами вызвали ДПС, прождали его 2 часа. в итоге на нее оформили протокол по ч. 1 ст. 610 КоАП. Это освобождает нас от возмещения материального вреда пострадавшему,  все покроет страховка. Сегодня был суд штраф снизили на 30%. Это хорошо. Но могло быть еще лучше. У меня остались вопросы. Санкция статьи это вилка 20 МРП или лишение прав на полгода. Если почитать внимательно ч. 2 ст. 810 КоАП, то видим, что сокращенный порядок не применяется, если санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания, за исключением предупреждения. Тут можно законодателя понимать по разному. Например так, если наряду со штрафом предусмотрены иные  виды взысканий, то сокращенный порядок не применяется. Или законодатель имел в виду, что если штрафа вообще не предусмотрено санкцией, а вместо него указаны иные виды взысканий, то только тогда не применяется. В описываемом случае нарушение на лишение никак не тянет, тем более есть почти все предусмотренные КоАП смягчающие обстоятельства и полностью отсутствуют отягчающие.  Полагаю Закон должен быть конкретным и не должен допускать его разночтений. Что думаете?   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Судья при установлении обстоятельств смягчающих ответственность физического лица вправе наложить административное взыскание в виде штрафа. А при отягчающих обстоятельств применяется взыскание в виде лишение права.

Согласно ч. 2 ст. 819 КоАП РК орган (должностное лицо) с учетом установления обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, вправе сократить размер административного штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и исчисляемого согласно абзацу первому части первой статьи 44 настоящего Кодекса, но не более чем на тридцать процентов от общей суммы штрафа.

Санкцией статьей 610 КоАП РК предусмотрены иные виды взыскания кроме штрафа (лишение права управления ТС) следовательно тут не применяется сокращенное производство.

Изменено пользователем GLADIATOR
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

если не своевременно получил протокол, можно ли восстановить срок сокращенного производство после вынесения постановления 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования