Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

В Типовом договоре о государственных закупках работ отсутствует условие о праве заказчика потребовать от подрядчика возмещения своих расходов на устранение недостатков. Как быть?


Рекомендуемые сообщения

Доброе утро, уважаемые участники форума!

Имеются вопросы о порядке применения подпункта 3) пункта 1 статьи 635 Гражданского кодекса Республики Казахстан  по отношению к условиям Типового договора о государственных закупках работ, не связанных со строительством.

Согласно подпункту 1) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» уполномоченный орган утверждает правила осуществления государственных закупок.

В этой связи на территории Республики Казахстан в настоящее время действуют Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее – Правила № 648).

В качестве Приложений к указанным выше Правилам № 648 введены в действие формы Типовых договоров о государственных закупках работ, товаров, услуг.  

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан-Министра финансов Республики Казахстан от 5 июня 2019 года №  18797 вышеназванные Правила № 648 дополнены Приложением 20-2 «Типовой договор о государственных закупках работ, не связанных со строительством» (далее – Типовой договор о государственных закупках работ, не связанных со строительством).

Между ГКП на ПХВ Школа-лицей и ТОО был заключен договор от 29 мая 2020 года о государственных закупках работ, не связанных со строительством (далее - Договор). Предметом настоящего Договора являлось осуществление Исполнителем работ по текущему ремонту начального блока школы. Договор вступил в силу со дня подписания и действовал до 31 декабря 2020 года.

В рассматриваемом случае условия Договора воспроизведены в полном соответствии с формой вышеназванного Типового договора о государственных закупках работ, не связанных со строительством, которая является обязательной при заключении сторонами договоров о государственных закупках работ, не связанных со строительством.

 

Спор возник в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязанностей по Договору.

В выполненных ТОО ремонтных работах имелись недостатки и дефекты. Результат выполненных работ заказчиком не был принят по причине наличия замечаний к их качеству. По требованию истца недостатки в выполненных работах не были устранены (недостатки не устранены ТОО и до сегодняшнего дня), что повлекло обращение ГКП на ПХВ Школа-лицей в суд.

Одним из основных исковых требований школы к ТОО в суде было требование о возмещении подрядчиком будущих расходов, необходимых для  устранения недостатков в выполненных работах, а также о возмещение .

Однако суд отказал школе-лицею в удовлетворении этого требования.

Свой отказ в удовлетворении предъявленного истцом требования о взыскании с ответчика в его пользу сумм расходов, необходимых для устранения невыполненных и некачественно выполненных работ,  суд первой инстанции мотивировал тем, что в самом Договоре отсутствует условие, которое предоставляло бы истцу право требовать возмещения своих расходов на устранение недостатков по причине выполнения ответчиком работ ненадлежащего качества.

При этом суд сослался на подпункт 3) пункта 1 статьи 635 ГК РК.

В Договоре действительно отсутствует такое условие.

 

Однако в подпункте 7) пункта 4.1 Раздела 4 «Обязательства сторон» вышеназванного Типового договора о государственных закупках работ, не связанных со строительством прямо и четко указано, что Подрядчик/Исполнитель обязуется возмещать Заказчику в полном объеме причиненные ему убытки, вызванные ненадлежащим выполнением Подрядчиком/Исполнителем условий Договора и/или иными неправомерными действиями.

Такой же именно подпункт 7) пункта 4.1 с аналогичным содержанием условия содержит в себе и настоящий Договор, заключенный  между сторонами спора по данному делу.

Как же теперь поступить? Что посоветуете?

 

Может быть, обратиться в порядке пункта 4 статьи 60 Закона РК "О правовых актах"  в Министерство финансов РК с запросом о разъяснении положений Типового договора? Это поможет или нет? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Асеке Басеке сказал:

Борис Борисович! Может быть, Вы чем-то поможете.

Я написал вам в личке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 час назад, Асеке Басеке сказал:

При этом суд сослался на подпункт 3) пункта 1 статьи 635 ГК РК.

Не пойму, а причем здесь этот пункт? ГКП же не устранило самостоятельно недостатки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 30.08.2021 в 08:54, Burubek сказал:

Не пойму, а причем здесь этот пункт? ГКП же не устранило самостоятельно недостатки.

 

Вот и я ломаю голову.В Типовом договоре есть условие об ответственности подрядчика. Но в то же время в Типовом договоре нет условия о праве заказчика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доброе утро, Асеке Басеке!

Я тоже просмотрела содержание текста вышеназванных Типовых правил. Действительно, там ничего нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

Насколько мне стало известно, Вы подали в Министерство финансов Республики Казахстан письмо с запросом о разъяснении порядка применения условий Типового договора о государственных закупках работ, не связанных со строительством. Теперь ждете ответа из Министерства финансов Республики Казахстан на свой запрос.

А как насчет обращения в Генеральную прокуратуру с просьбой о подаче прокуратурой  кассационного ходатайства в Верховный Суд РК? Вы просчитывали такой вариант?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Министерство финансов РК я подал запрос еще 8 сентября. Отписали запрос в Комитет Казначейства Министерства финансов РК, а именно в департамент законодательства о государственных закупках. Как мне объяснили, ответ  с разъяснениями будут делать аж целый  месяц, до 8 октября .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно, а почему так долго чиновники будут стряпать ответ на Ваш запрос? Почему именно месяц?

А что за вопросы Вы поставили перед Министерством финансов РК? Можете их здесь привести?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Конус сказал:

Странно, а почему так долго чиновники будут стряпать ответ на Ваш запрос? Почему именно месяц?

 

АППК РК - Статья 76. Сроки административной процедуры, возбужденной на основании обращения

1. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

2. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, исчисляется с момента ее возбуждения.

3. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, может быть продлен мотивированным решением руководителя административного органа или его заместителя на разумный срок, но не более чем до двух месяцев ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела, о чем извещается участник административной процедуры в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Arestov_Oleg сказал:

АППК РК - Статья 76. Сроки административной процедуры, возбужденной на основании обращения

1. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

2. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, исчисляется с момента ее возбуждения.

3. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, может быть продлен мотивированным решением руководителя административного органа или его заместителя на разумный срок, но не более чем до двух месяцев ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела, о чем извещается участник административной процедуры в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

Получается, что срок в пятнадцать рабочих дней истекает 29 сентября, а не 8 октября, как мне говорили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Arestov_Oleg сказал:

АППК РК - Статья 76. Сроки административной процедуры, возбужденной на основании обращения

1. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

2. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, исчисляется с момента ее возбуждения.

3. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, может быть продлен мотивированным решением руководителя административного органа или его заместителя на разумный срок, но не более чем до двух месяцев ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела, о чем извещается участник административной процедуры в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

С учетом того, что Вы сообщили, нами принято решение направить в Министерство финансов РК повторное письмо с  требованием ускорить рассмотрение запроса

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зная не понаслышке о низком  уровне интеллекта у нынешних молодых специалистов, работающих в штате Комитета Казначейства Министерства финансов РК, который обусловлен продолжающимся глубоким кризисом в сфере образования в Республике Казахстан, я бы посоветовала Вам самим разработать свой проект ответа за Министерство финансов РК.

Сами подготовьте проект ответа и отправьте исполнителю Вашего письменного запроса.  

А мы здесь на форуме можем обсудить и помочь в разработке такого проекта ответа. Как Вам такое предложение?  

Сообщите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предложение заманчивое. Ну давайте попробуем. 

Вот такой набросок  я накидал от имени Комитета. Привожу ниже текст проекта, правда еще не до конца доработанный.

В соответствии с поручением вице- Министра финансов Республики Казахстан от ______ 2021 года № ____ Комитетом Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан рассмотрено Ваше письмо от 7 сентября 2021 года № ____ относительно дачи разъяснений о порядке применения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственных закупок.

Доводим до Вашего сведения, что на основании подпункта 1) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» Министерством финансов Республики Казахстан, как уполномоченным органом, принят приказ от 11 декабря 2015 года № 648, которым утверждены Правила осуществления государственных закупок (далее по тексту – Правила).

В международной торговле используется такое понятие, как «стандартные условия». Так, пункт 2 статьи 2.19 Принципов международных коммерческих договоров (контрактов) (Принципы УНИДРУА) называет стандартными условиями "положения, подготовленные одной стороной предварительно для общего и неоднократного использования и применяемые фактически без переговоров с другой стороной".

С учетом наличия сложившейся практики заключения международных договоров со стандартными условиями Министерством финансов Республики Казахстан разработаны и утверждены в виде соответствующих приложений к вышеназванным Правилам Типовые договора о государственных закупках товаров (работ, услуг).

Упомянутый в Вашем письме Типовой договор о государственных закупках работ, не связанных со строительством,  согласно приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан-Министра финансов Республики Казахстан от 5 июня 2019 года №  18797 дополнен в виде Приложения 20-2 к указанным Правилам.

Принятые Типовые договоры о государственных закупках товаров (работ, услуг) призваны упростить процесс заключения между заказчиками и поставщиками на веб-портале конкретных договоров о государственных закупках товаров (работ, услуг). Это обстоятельство является особенно важным в случаях, когда предполагается массовое использование на практике однотипных договорных форм.

Существует весьма важное отличие типовых договоров от примерных договоров. Заключая конкретный договор на основе примерного, стороны свободны в выборе любого иного, отличного от примерного варианта.

Иное дело - типовые договоры, утверждаемые уполномоченным органом, который в силу своей компетенции вправе устанавливать обязательные для сторон правила и именно так поступает, утверждая типовые договора.

Таким образом, с точки зрения его юридической силы, нет оснований для противопоставления типового договора другим актам уполномоченного органа, утвердившего типовой договор. По этой причине в вертикальной иерархии любой типовой договор в зависимости от того, кто именно его утвердил, занимает одно место с нормативными правовыми постановлениями Правительства Республики Казахстан или нормативным правовыми приказами министров и иных руководителей центральных государственных органов. При этом отмеченный признак - обязательность - имеет ключевое значение. Именно он определяет природу и режим соответствующей формы.

В этой связи заключение договора о государственных закупках работ, не связанных со строительством, в иной форме, отличной от типовой, не допускается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, неплохой набросок начала ответа Вы написали. Мне лично понравилось.

Ну а дальше то что? Что можно придумать? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

А остальные не желают что добавить по этой тематике?

Давайте вместе подумаем и предложим. Как говорится, одна голова - хорошо, а две еще лучше!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 28.09.2021 в 20:23, Конус сказал:

В этой связи заключение договора о государственных закупках работ, не связанных со строительством, в иной форме, отличной от типовой, не допускается.

Статья 43. Заключение договора о государственных закупках

      1. Проекты договоров о государственных закупках составляются в соответствии с типовыми договорами о государственных закупках товаров, государственных закупках работ и государственных закупках услуг, утверждаемыми уполномоченным органом.

      По отдельным видам товаров, работ, услуг уполномоченным органом могут быть утверждены типовые договоры о государственных закупках.

      Договоры о государственных закупках, заключенные в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, могут быть составлены в иной форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан.

В 29.08.2021 в 10:57, Асеке Басеке сказал:

Свой отказ в удовлетворении предъявленного истцом требования о взыскании с ответчика в его пользу сумм расходов, необходимых для устранения невыполненных и некачественно выполненных работ,  суд первой инстанции мотивировал тем, что в самом Договоре отсутствует условие, которое предоставляло бы истцу право требовать возмещения своих расходов на устранение недостатков по причине выполнения ответчиком работ ненадлежащего качества.

При этом суд сослался на подпункт 3) пункта 1 статьи 635 ГК РК.

Статья 635. Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы
      1. Если работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора, ухудшившими работу, или с иными недостатками, которые делают ее непригодной для предусмотренного в договоре либо - при отсутствии в договоре соответствующего условия - для обычного использования, заказчик вправе, поскольку иное не установлено законодательными актами или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре.

А я считаю что суд правильно отказал. 1)Чтобы получить возмещение расходов, их сначала нужно понести. То есть выполнить работы с привлечением другого подрядчика и заплатить ему. 2) заказчик не может самостоятельно устранять недостатки в работе за счет своих сил и средств. Иначе и смысла не было бы организовывать гос. закупки работ.3) закон о гос. закупках обязывает заказчика в этом случае признать поставщика недобросовестным 4)после признания поставщика недобросовестным, требовать соразмерного уменьшения стоимости работ по договору и затем уже закупать ремонтные работы для устранения недостатков у другого поставщика.

В случае, указанном в подпункте 3) части первой настоящего пункта, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:

      1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);

      2) полного исполнения договорных обязательств;

      3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А разве у заказчика по закону отсутствует право требовать возмещения будущих расходов

Насколько мне известно, в ГК РК есть же понятие будущие расходы или расходы, которые могут возникнуть в будущем. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Законодательство о гос. закупках состоит не только из "закона", как вы обозвали ГК РК но и из закона о государственных закупках, а так же правил ..В которых имеются определенные ограничения как для заказчика, так и для подрядчика..

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 25.10.2021 в 08:48, Сов сказал:

Законодательство о гос. закупках состоит не только из "закона", как вы обозвали ГК РК но и из закона о государственных закупках, а так же правил ..В которых имеются определенные ограничения как для заказчика, так и для подрядчика..

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

 

И что из этого следует?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования