Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Ошибочная передача потребителю вместо оплаченного товара другого товара более высокой стоимости


Рекомендуемые сообщения

Ситуация такая. В магазине бытовой техники и гаджетов один менеджер по ошибке передал другому менеджеру на выдачу покупателю телефон более дорогой модели, чем выбрал и оплатил покупатель. Тот по причине полного визуального сходства и большого потока клиентов тоже не обратил внимание, что выдал телефон на 105 000 тг. дороже. Покупатель сделал вид, что ничего не заметил и ушел довольный, как удав. Все зафиксировали видеокамеры. В ту же смену все выяснилось и продавец позвонил покупателю (его номер был, так как предв. заказ прозводился через интернет) с просьбой вернуть товар или доплатить его стоимость. На это покупатель ответил, что это не его "косяк" и ему все равно. Теперь директор магазина ставит обоих менеджеров перед фактом, что с них удержат ущерб на 105 000 тг., а покупателя беспокоить запретил.

Вопрос 1: Могут ли как-то хотя бы в гражданском порядке менеджеры магазина после удержания с них ущерба в порядке регресса потребовать с "покупателя-счастливчика" неосновательное обогащение на сумму разницы в цене фактически полученного им товара с товаром, за который он оплачивал? Учитывая, что возвращать он его не собирается и доплачивать тоже и по-сути эту разницу магазин удержит с зарплаты этих менеджеров.

 Вопрос 2: Должны ли менеджеры магазина оспаривать действия работодателя и доводить дело до суда, чтобы их регрессное требование к покупателю потом не было отклонено судом по причине того, что они согласились с ущербом?     

Изменено пользователем Максим Семенов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если есть договор о материальной ответственности, то в рамках него и все возмещается, а работники не вправе требовать с покупателя, так как юридически получается их ничего не связывает 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, Максим Семенов сказал:

Могут ли как-то хотя бы в гражданском порядке менеджеры магазина после удержания с них ущерба в порядке регресса потребовать с "покупателя-счастливчика" неосновательное обогащение

Требовать возврата неосновательного обогащения должен магазин, а продавцы не могут, они ненадлежащие истцы будут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

То есть факт даже принудительного возмещения этого ущерба за счет менеджеров магазина, не означает, что покупатель обогатился за их счет?

Получается, что они хоть и в порядке материальной ответственности, но фактичеки доплатили за товар за покупателя и не могут с него ничего потребовать?

Я понимаю, что сами виноваты. Но хозяин магазина не хочет ссориться с покупателями. Ему проще с менеджеров взять как мат. ответственность.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, Максим Семенов сказал:

То есть факт даже принудительного возмещения этого ущерба за счет менеджеров магазина, не означает, что покупатель обогатился за их счет?

Получается, что они хоть и в порядке материальной ответственности, но фактичеки доплатили за товар за покупателя и не могут с него ничего потребовать?

Я понимаю, что сами виноваты. Но хозяин магазина не хочет ссориться с покупателями. Ему проще с менеджеров взять как мат. ответственность.  

имущество принадлежало магазину, магазин продал товар покупателю, работники магазина тут вообще никаким боком, покупатель обогатился имуществом продавца, а не его работников, работники же понесут ответственность в рамках трудового кодекса

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошо. Имущество действительно продавца. Но покупатель мало того, что неосновательно обогатился на 105 000 тг., но теперь и сберег эти деньги, так как продавец ему ничего не предъявляет а взыскивает за счет менеджеров магазина. То есть сберегает их уже не за счет продавца, а за счет его работников. Если под таким ракурсом посмотреть. Обогатился за счет продавца, а сберег за счет его 2-х работников. Они же не обязаны за него оплачивать товар! Но так как сделали это в порядке своей мат.ответственности, то он сберег 105 000 тг. за их счет. Нет?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, Максим Семенов сказал:

Нет?

не соглашусь, если мы говорим о обогащении, то тут две стороны, покупатель и продавец, если говорим о возмещении работниками причиненного ИМИ материального ущерба, то тут тоже две стороны, работник и работодатель, эти две параллели между собой ну никак не соприкасаются, там ГК РК, тут ТК РК 

также, смысла разделять понятия "обогатился" и "сберег", так как тут речь идет только об одном имуществе - телефон, но никак не деньги и телефон 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Максим Семенов сказал:

Короче права менеджеры обязаны возместить, а покупателю повезло! Я правильно понял?

Если есть договор о материальной ответственности, то работодатель вправе взыскать причинённый ему работниками убыток, как впрочем и взыскать с покупателя неосновательное обогащение, как то так

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Понял. Работники причинили убыток своей невнимательностью, передав не тот товар. Раз нет претензий к покупателю у самого продавца, то покупателю повезло. И то, что его везение обойдется менеджерам продавца в 105 000 тг. из зарплаты - это его везение и урок для менеджеров магазина!  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Смущает другая сторона вопроса:

1) Что по бухгалтерии? Списали один товар, отдали другой?

2) Что по гарантии? Гарантия выдана на одну модель телефона, она не распространяется на другую?

3) В смысле "запретил" беспокоить покупателя? На каком основании? Покупателю объяснили, что ущерб взыщется с работников за его "халяву", где его совесть вообще? Работники могут в частном порядке его "беспокоить", это не запрещено ТК. Все, что делается сотрудниками в нерабочее время работодателя касаться не должно, если это не причиняет прямой ущерб работодателю. На то пошло - раз работодатель не хочет терять репутацию разборками с покупателем, то пусть следует своим "принципам" и не марает лицо разборками с сотрудниками.

4) Если ущерб взыщут с работников в рамках ТК, то у них появится основание для гражданского иска к покупателю на мой взгляд. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Какое интересное, но совершенно не юридическая точка зрения :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Магазин однозначно не прав, возлагая ответственность на работников. Я понимаю, что вина работников есть, но возможность возвращения денег не упущена. Взыскать магазин мог, например, в случае утери или иной утраты товара, когда имеется прямая вина работника. Но в данном случае товар не утрачен, а находится в неправомерном владении иного лица.

Был случай в моей практике, когда посетители кафе вышли покурить (в этом кафе принято курить на улице перед входом), а потом дружно сели в машины и разъехались. Хозяин кафе повесил долг посетителей в 20.000 тг на официантов, обслуживавших их. Официанты в свою очередь взяли фрагмент видео из камер видеонаблюдения кафе и попросили администратора популярного инстаграмного паблика разместить видел для опознания этих лиц. Так было установлено, что лицо, заказавшие весь банкет являлось сотрудником полиции в чине офицера. Я написал жалобу в службу собственной безопасности департамента полиции и попросил дать оценку этическим действиям этого полицейского. Буквально через час приехал должник и расплатился.

Хозяин кафе мог поступить как руководство магазина и запретить официантам "беспокоить" клиента? Мог. Но поведение клиента вызывающее. Уйти и не расплатиться - это плохо. В данном случае со смартфоном такая же ситуация - человек неосновательно обогатился. Он об этом узнал и его попросили вернуть товар для обмена на причитающийся. Но продолжает вести себя неправомерно. В таком случае, я считаю, суд должен восстановить справедливость. 

Возможно, идея в порядке регресса - правильное направление мысли.

Изменено пользователем Burubek
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Человеческие качества продавца, это дело десятое, вопрос юридически, в порядке регресса это как? Работодатель имеет право взыскать с работника, работники обязаны возместить, дальше работники подают в суд на покупателя, только вот основываясь на чем? Действия покупателя причинили материальный ущерб работникам? Нет, они допустили оплошность и по требованию работодателя возместили причинённый убыток, телефон был собственностью работодателя, позже стал собственностью покупателя, работники тут каким боком? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ст.933 ГК не запрещает право регресса работников к покупателю ,если работники возместили ущерб работодателю.

На основании ст. 120 ТК работодатель может взыскать с работников ущерб. 

Между покупателем и продавцов в результате ошибочной операции действуют отношения в рамках главы 48 ГК

Но продавец по своему выбору имеет право предъявить претензии либо к тем, либо к другим, либо всем вместе. Окей, он решает "не трогать" покупателя и вешает ущерб на сотрудников. Право регресса для сотрудников в случае возмещения ущерба работодателю не запрещено.

ТК не допускает требований работодателя ущемлять гражданские права сотрудников в угоду своим интересам, даже если такие пункты в договоре есть - их легко разбить в любом суде.

Плюс ко всему, если копнуть в само понятие "ущерб" исходя из положений ст.917 ГК и постановлений ВС по этому поводу, то в худшем случае сотрудники несут солидарную ответственность вместе с покупателем по отношению к продавцу.

Со стороны бухгалтерии и прочих "не юридических" вопросов работодателю вполне может прилететь "привет" уже по вполне юридическим основаниям, т.к. он продал товар дешевле себестоимости по факту, не имея на то веских причин это уже лжепредпринимательство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы просто взяли нормы и все, применимы нормы или нет, вы изучать не стали, это всего лишь набор букв и статей 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, ОТТО 1945 сказал:

Вы просто взяли нормы и все, применимы нормы или нет, вы изучать не стали, это всего лишь набор букв и статей 

Обоснуйте свою точку зрения. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, Адал сказал:

Обоснуйте свою точку зрения. 

Смотрите выше, я все обосновал 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что-то отпало желание вам что-либо объяснять. Я говорю вам, что никакой ТК не может запретить сотруднику пользоваться другими гражданскими правами, за исключением прямых запретов, вытекающих из ТК. Запрета на право регресса в ТК нет.

Вашей логикой, так

22 часа назад, Максим Семенов сказал:

Понял. Работники причинили убыток своей невнимательностью, передав не тот товар. Раз нет претензий к покупателю у самого продавца, то покупателю повезло. И то, что его везение обойдется менеджерам продавца в 105 000 тг. из зарплаты - это его везение и урок для менеджеров магазина!  

это ваш вывод? 

Ответьте тогда на вопрос - сотрудник, уплатив стоимость товара (части стоимости товара), становится его собственником или нет? Вы как себе представляете взыскание работодателя к сотруднику? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Адал сказал:

Ответьте тогда на вопрос - сотрудник, уплатив стоимость товара (части стоимости товара), становится его собственником или нет? Вы как себе представляете взыскание работодателя к сотруднику? 

Дабы не грубить, просто без комментариев, лишь одно замечание, у вас даже вопрос не правильный

 

7 минут назад, Адал сказал:

Что-то отпало желание вам что-либо объяснять

Вы не правы, трудовой кодекс и гражданский кодекс не всегда применим, посему, не надо пытаться натягивать закон, как вам хочется, юриспруденция, это большая наука, а не просто взял закон и гвоздями забил к пустому черепу 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, Адал сказал:

Аналогично

 

12 минут назад, Адал сказал:

Аналогично

:druzja::rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Короче. Девченка позвонила ему... и сказала: 8 марта! Будь человеком! Верни телефон или разницу доплати. Ато с меня удержат. А он ей: С праздником! Закон на моей стороне!

 

 

Обменять на тот, за который платил и который дешевле даже не собирается. Она ему даже проезд и компенсацию 5000 тг. предложила.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, Максим Семенов сказал:

Короче. Девченка позвонила ему... и сказала: 8 марта! Будь человеком! Верни телефон или разницу доплати. Ато с меня удержат. А он ей: С праздником! Закон на моей стороне!

 

 

Обменять на тот, за который платил и который дешевле даже не собирается. Она ему даже проезд и компенсацию 5000 тг. предложила.

вот есть же моральные уроды !!!

хозяин конечно тоже козел, лень ему понимаешь судится :( , хотя бы на письмо расстарался бы, типа верну по хорошему, иначе суд и все расходы судебные на тебя и поверь мне, найду подороже адвоката (это конечно на словах)  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Максим, готовьте иск в суд. Ст. 9 ГК вам в помощь. Недобросовестность покупателя налицо, суд лишит его защиты своих прав. Также и в отношении работодателя необходимо возбудить спор. Нет у магазина оснований взыскивать разницу с менеджеров, поскольку права магазина ущемлены неосновательным обогащением покупателя, а действия работников, допустивших оплошность, не образуют основания для привлечения их к материальной ответственности, поскольку речь идёт не об утере товара, а о неправомерном владении им третьим лицом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования