Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Вахтовый метод - вопросы по оплате труда и времени в пути


Neron

Рекомендуемые сообщения

Коллеги, хочу озвучить вопросы которые, вероятно, интересуют не только меня, но и многих практикующих юристов и сотрудников отделов кадров. Вчера купил новый комментарий к Трудовому Кодексу - к сожалению ответов не нашел.

Итак,

1. Время в пути - к какому времени относить к рабочему или к времени отдыха? И как его оплачивать по дневной тарифной ставке как раньше или в виде суточных, или и то и другое вместе?

2. Выходные и праздники, совпавшие с рабочей вахтой оплачивать по двойной ставке или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги, хочу озвучить вопросы которые, вероятно, интересуют не только меня, но и многих практикующих юристов и сотрудников отделов кадров. Вчера купил новый комментарий к Трудовому Кодексу - к сожалению ответов не нашел.

Итак,

1. Время в пути - к какому времени относить к рабочему или к времени отдыха? И как его оплачивать по дневной тарифной ставке как раньше или в виде суточных, или и то и другое вместе?

2. Выходные и праздники, совпавшие с рабочей вахтой оплачивать по двойной ставке или нет?

Да уж очень злободневные вопросы. :crazy:

ИМХО

1. Больше склоняюсь к мнению, что время пути относится скорей всего к рабочему времени, нежели к времени отдыха. Потому как время отдыха в соответствии со ст. 1 ТК РК

"время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению".

Весьма сомнительно, что работник может использовать по своему усмотрению время, затрачиваемое на поездку в транспортном средстве до места назначения. Ему ничего не остается как сидеть и ожидать прибытия.

По вопросу оплаты разве указанный факт нельзя предусмотреть в ТД?

2. Думаю, что по двойной ставке. Хотя мнение по данному вопросу тоже неоднозначное. С одной стороны вахта особая форма осуществления трудового процесса с суммированным учетом рабочего времени, с другой стороны порядок привлечения в выходные дни и двойная оплата труда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласно статье 210 Трудового кодекса:

статья2. Работодатель обязан обеспечивать работников, работающих вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ жильем для обеспечения их жизнедеятельности, доставку до места работы и обратно, а также условиями для выполнения работ и междусменного отдыха.

Работодатель обеспечивает условия пребывания работника на объекте производства работ в соответствии с трудовым, коллективным договорами.

Статья 213. Учет рабочего времени и времени отдыха при работе вахтовым методом

1. При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год.

2. Учетный период охватывает рабочее время, время отдыха, время в пути от местонахождения работодателя или от пункта сбора до места работы и обратно. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать норму, установленную настоящим Кодексом.

А в 1 статье Кодекса:

50) суммированный учет рабочего времени — учет рабочего времени путем его суммирования за установленный работодателем учетный период, который не может превышать один год.

Так что я думаю, что проезд включается в учетный период. рабочее время это же время фактического нахождения на месте и выполнения свои обязанностей. Получается идет не рабочее время, а время в пути во внерабочее время (как командировка, проезд же никто не считает что он работал в самолете), и выплачивается компенсация транспортных расходов, суточных и т.п. А вот насчет праздников, насколько я знаю, когда работала вахтой сама, то в эти дни мы отдыхали (никаких исключений нет насчет вахтовиков), а если привлекались, то оплачивались в повышенном размере. Тоже нет никаких исключений и в новом законе.

Изменено пользователем Zarin-A
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1. Больше склоняюсь к мнению, что время пути относится скорей всего к рабочему времени, нежели к времени отдыха. Потому как время отдыха в соответствии со ст. 1 ТК РК

Весьма сомнительно, что работник может использовать по своему усмотрению время, затрачиваемое на поездку в транспортном средстве до места назначения. Ему ничего не остается как сидеть и ожидать прибытия.

После того как Neron первый раз озвучил проблему я долго думал и логически тоже к этому склоняюсь но

Статья 212. п. 1.ТК Вахтой считается период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха.

Про время в пути ничего нет. Второй пункт ст. 213 видимо имеет ввиду путь во время самой вахты.

Изменено пользователем Пацан
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Время в пути в течение рабочего дня (если работы имеют разъездной характер в ПРЕДЕЛАХ обслуживаемых участок - магистрали, трубопроводы) это совсем другое дело.

Регулируется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2001 года N 1726 и предусматривает доплату 0,35 МРП за каждый день работы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Время в пути в течение рабочего дня (если работы имеют разъездной характер в ПРЕДЕЛАХ обслуживаемых участок - магистрали, трубопроводы) это совсем другое дело.

Регулируется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2001 года N 1726 и предусматривает доплату 0,35 МРП за каждый день работы.

То во время раб.дня, а то во время вахты кот. имхо более широкое понятие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

После того как Neron первый раз озвучил проблему я долго думал и логически тоже к этому склоняюсь но

Про время в пути ничего нет. Второй пункт ст. 213 видимо имеет ввиду путь во время самой вахты.

Разве это не разные вещи?

Также считаю, что в данном случае, когда работник отправился на вахту от места сбора у него существует два времени: время отдыха или время работы. По времени отдыха я высказался ранее, но в самом ТК оговаривается еще и время в пути. Думаю, что в соответствии с пп. 49 ст. 1 ТК оно будет относиться к иным периодам времени, которые отнесены к рабочему времени.

ТК ст. 1. 49) рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом отнесены к рабочему времени;

А по вопросу оплаты указанное время в пути можно оговорить отдельно и выплачивать по соглашению сторон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да уж очень злободневные вопросы. :crazy:

ИМХО

1. Больше склоняюсь к мнению, что время пути относится скорей всего к рабочему времени, нежели к времени отдыха. Потому как время отдыха в соответствии со ст. 1 ТК РК

Весьма сомнительно, что работник может использовать по своему усмотрению время, затрачиваемое на поездку в транспортном средстве до места назначения. Ему ничего не остается как сидеть и ожидать прибытия.

По вопросу оплаты разве указанный факт нельзя предусмотреть в ТД?

2. Думаю, что по двойной ставке. Хотя мнение по данному вопросу тоже неоднозначное. С одной стороны вахта особая форма осуществления трудового процесса с суммированным учетом рабочего времени, с другой стороны порядок привлечения в выходные дни и двойная оплата труда.

Значит я не ошибся - вопросы действительно интересуют многих.

Я тоже склоняюсь к мнению, что это все-таки больше рабочее время. По вопросу оплаты - в ТД конечно указать можно, но как это урегулировать с точки зрения закона, ведь понятия, заложенные в существующем законодательстве весьма двусмысленны и однозначного ответа нет. Указава какую-то конкретную сумму не нарушу ли я какую-нибудь норму?

Согласно статье 210 Трудового кодекса:

доставку до места работы и обратно, а также условиями для выполнения работ и междусменного отдыха.

Статья 213. При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год.

2. Учетный период охватывает рабочее время, время отдыха, время в пути от местонахождения работодателя или от пункта сбора до места работы и обратно.

А в 1 статье Кодекса:

50) суммированный учет рабочего времени — учет рабочего времени путем его суммирования за установленный работодателем учетный период, который не может превышать один год.

Так что я думаю, что проезд включается в учетный период. рабочее время это же время фактического нахождения на месте и выполнения свои обязанностей. Получается идет не рабочее время, а время в пути во внерабочее время (как командировка, проезд же никто не считает что он работал в самолете), и выплачивается компенсация транспортных расходов, суточных и т.п. А вот насчет праздников, насколько я знаю, когда работала вахтой сама, то в эти дни мы отдыхали (никаких исключений нет насчет вахтовиков), а если привлекались, то оплачивались в повышенном размере. Тоже нет никаких исключений и в новом законе.

Зарина, не понял :ahez: Все изложенные статьи мне известны, однако на мои вопросы они ответов не содержат.

Насчет праздников я уверен надо платить по двойной ставке, а вот выходные это отдельнвая песня, хотя в законе дифференциации по двум понятиям нет.

Разве это не разные вещи?

А по вопросу оплаты указанное время в пути можно оговорить отдельно и выплачивать по соглашению сторон.

Касательно компенсаций за разъездной характер, объезд участков и т.д. , не кажется ли вам, коллеги, что здесь имеется ввиду именно поездки на территории работ. Как правило, на вахтах, в степи, есть удаленные участки - типа скважины, нефтепроводы, и вот именно поездки до подобных мест законодатель и имеет ввиду в целях возмещения работнику в виде компенсаций. Типа работник мог бы сидеть в теплом вагончике, ан нет - вынужден по степи мотаться в дырявом уазике. Вот и Зарина по этому вопросу вроде как согласна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, я имела ввиду, что время проезда до места вахты (как следует из понятия вахты, что это работа ВНЕ места постоянного проживания работника), должно входит в учетный период, но не в рабочее время, а как отдельное понятие - время в пути. Восьмерки за время проезда не ставятся, так как это должно происходит во внерабочее время, как по аналогии с командировками, и компенсация проезда и суточные выплачиваются в том же порядке как и командировочные (см.НК). Конечно же письма НК не являются нормативными актами, но тем не менее в этих письмах даются полезные ссылки, где разграничивается понятие время в пути при разъездном характере работы В ПРЕДЕЛАХ участков работы от времени доставки до места работы. Там просто предусмотрена доплата.

А по общему требованию ТК, рабочее время это время фактического исполнения своих обязанностей. Так что проезд до места вахты не включается в рабочее время, так как работник фактически не работает, за это время ему выплачиваются суточные и компенсируются затраты на проезд. То есть, работодателя не должно волновать время его прибытия в связи с расписанием, он должен быть в такое-то на рабочем месте, за что ему и ставятся часы.

Изменено пользователем Zarin-A
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

это точно надо оплачивать по дневной ставке время в пути , а праздничные оплачиваются на вахте в двойном размере ,а выходным считается период отдыха ,то есть дни после его рабочего периода ,например вахта 14/14 днем выходным будет считаться 15 день !

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так что проезд до места вахты не включается в рабочее время, так как работник фактически не работает, за это время ему выплачиваются суточные и компенсируются затраты на проезд.

Так Вы считаете, что Работнику должны платиться только суточные и оплата проезда, а как же дневная тарифная ставка? Вот MaxPayne считает иначе:

это точно надо оплачивать по дневной ставке время в пути , а праздничные оплачиваются на вахте в двойном размере ,а выходным считается период отдыха ,то есть дни после его рабочего периода ,например вахта 14/14 днем выходным будет считаться 15 день !

MaxPayne а нельзя ли со ссылочками на НПА или хотя бы логическое объяснение? Так ведь любой может - сказал=значит так и должно быть! Типа "Чё там думать-то - взять все и поделить!" (с) М.А. Булгаков "Собачье сердце"

кстати забыл уточнить , время в пути считается с пункта сбора ,например офис и до точки работы !

Ну это тоже всем известно.

Изменено пользователем Neron
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в новом законе о труде о выходных очень хорошо расписаноо вахтовом методе !

потом это только мое мнение !

В новом, впрочем как и в старом, законе не все и далеко не очень хорошо все расписано, иначе бы такой вопрос не возник бы, да и не привлек внимание столь немалого круга лиц.

Я понимаю, что это только Ваше мнение, но не могли бы Вы поделиться своими умозрительными конструкциями, которые привели Вас к такому заключению?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нуреке, а если по аналогии: травма полученная по пути на работу (на вахту, по степи, между участками и.т.д.) оформляется актом Н1 как при исполнении трудовых обязанностей, ответственность работодателя (в моей практике было). Предполагаю, что и время в пути - рабочее.

Изменено пользователем B-52
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну то что Н-1 в таких случаях выдается это верно, но аналогия здесь уж очень натянута, кроме того она у нас запрещена, ибо вроде как регулирующее законодательство присутствует. Вобщем решил напишу-ка я запрос в МинТруда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По аналогии (так как НК предусматривает аналогию выплаты суточных и транспортных расходов) с командировкой, на время командировки (=перемещения от и к месту работы) сохраняется СРЕДНЕмесячная зп, правда внутренними НП может быть предусмотрен более высокий уровень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, я имела ввиду, что время проезда до места вахты (как следует из понятия вахты, что это работа ВНЕ места постоянного проживания работника), должно входит в учетный период, но не в рабочее время, а как отдельное понятие - время в пути. Восьмерки за время проезда не ставятся, так как это должно происходит во внерабочее время, как по аналогии с командировками, и компенсация проезда и суточные выплачиваются в том же порядке как и командировочные (см.НК). Конечно же письма НК не являются нормативными актами, но тем не менее в этих письмах даются полезные ссылки, где разграничивается понятие время в пути при разъездном характере работы В ПРЕДЕЛАХ участков работы от времени доставки до места работы. Там просто предусмотрена доплата.

А по общему требованию ТК, рабочее время это время фактического исполнения своих обязанностей. Так что проезд до места вахты не включается в рабочее время, так как работник фактически не работает, за это время ему выплачиваются суточные и компенсируются затраты на проезд. То есть, работодателя не должно волновать время его прибытия в связи с расписанием, он должен быть в такое-то на рабочем месте, за что ему и ставятся часы.

Zarin-A, работа вахтовым методом и работа имеющая разъездной характер разве это не разные вещи?

Работа вахтой предусматривает работу вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к постоянному месту жительства. В данном случае не совсем обязательно, чтобы работа происходила постоянно в пути. У вахтовика может быть свой кабинет, только находится он далеко от того места где он живет.

Работа же имеющая разъездной характер подразумевает выполнение рабочих функций не в своем кабинете а на определенных объектах. В части доплаты при работе, имеющей разъездной характер, существует ст 156 Трудового кодекса. Подобные профессии чаще всего встречаются на железнодорожном транспорте.

Как раз таки рабочее время это не только время фактического исполнения своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Я уже упоминал о п 49 ст. 1 ТК, где имеется само понятие рабочего времени.

Также хотелось бы узнать, что такое нерабочее время?

Нерон, а какую норму мы можем нарушить если учесть, что

1. работа вахтой предусматривает суммированный учет рабочего времени.213 ТК

2. вахта есть считается период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха.213 ТК

3. Учетный период охватывает рабочее время, время отдыха, время в пути от местонахождения работодателя или от пункта сбора до места работы и обратно. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать норму, установленную настоящим Кодексом (там же)

4 Если учесть оплату труда ежемесячно, не учитывая для целей оплаты количество дней в пути и срок вахты.

5. Вместе с тем для целей соблюдения норм ТК предусмотреть. чтобы общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать норму, установленную настоящим Кодексом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Zarin-A, работа вахтовым методом и работа имеющая разъездной характер разве это не разные вещи?

А я так и написала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я так и написала.

:ahez: видимо меня смутила эта фраза :crazy:

"Конечно же письма НК не являются нормативными актами, но тем не менее в этих письмах даются полезные ссылки, где разграничивается понятие время в пути при разъездном характере работы В ПРЕДЕЛАХ участков работы от времени доставки до места работы. Там просто предусмотрена доплата"

Изначально прочитал время в пути при разъездном характере работы в пределах участков работы от места доставки до места работы.

Изменено пользователем *DOCTOR*
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нерон, а какую норму мы можем нарушить если учесть, что

1. работа вахтой предусматривает суммированный учет рабочего времени.213 ТК

2. вахта есть считается период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха.213 ТК

3. Учетный период охватывает рабочее время, время отдыха, время в пути от местонахождения работодателя или от пункта сбора до места работы и обратно. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать норму, установленную настоящим Кодексом (там же)

4 Если учесть оплату труда ежемесячно, не учитывая для целей оплаты количество дней в пути и срок вахты.

5. Вместе с тем для целей соблюдения норм ТК предусмотреть. чтобы общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать норму, установленную настоящим Кодексом.

Ну нарушить может не нарушим. Однако просто указав месячный оклад и не определив размер доплат за время в пути, можем нарушить норму о компенсациях. Так как мы все еще не определились со списком профессий, подпадающих под это определение. Понятно что проводники в поездах, машинисты, дальнобойщики и все подобные попадают под определение разъездного характера. Однако отталкиваясь от Вашего примера - по поводу кабинета вдали от дома - могу привести пример когда, инженер транспортного цеха должен будучи на вахте на месторождении осуществлять объезд вверенных территорий, допустим проверять целостность нефтепровода на крайне отдаленных участках, и такой объезд требует несколько суток пути. Что в этом случае делать? Платить только дневную ставку или все-таки еще и компенсацию в виде суточных. Вроде того, как ранее полевые начислялись за тяжелые условия работ. Если по аналогии, то работник, находящийся на вахте и направляемый в командировку в Астану, получает командировочные, так? Вобщем я пока своим клиентам за время нахождения в пути советую платить дневную ставку и дополнительно суточные. Вот получу ответы Минтруда, тогда и посмотрим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Никогда не имела дела с вахтой. Возможно ли при вахтовом методе платить только "за вахту"? Допустим, мне говорят: Принимай работника, платить будем за один день вахты 500 баксов. Вахта 30/30. Пятнадцать тысяч, т.е. Но! за вахту. А платить-то надо ежемесячно. Получается, надо делить сумму "за вахту" на два месяца. Так? Или мы можем - платить 15 штук - в следующем месяце не платить (или платить 11 тыс. тенге).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Памахите! :bow:Хулиганы вахтовики зрения лишают! Как указать в договоре - размер ежемесячной либо за вахту столько-то, и оплата производится ежемесячно в зависимости от отработанного времени. Поделитесь опытом, пжааалста...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 months later...

Уважаемые форумчане, просьба поделиться своими соображениями по поводу следующих вопросов:

1. Как производится оплата труда при вахтовом методе работы: ежемесячно или по окончании вахтового периода (т.е. 1 раз в два месяца, если вахтовый период составляет 30 дней)?

2. Время в пути от местонахождения работодателя до места межвахтового отдыха, т.е. до места постоянного проживания работника (например, от Атырауской области до Лондона и обратно) - включается ли в вахтовый период или в период межвахтового отдыха?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну то что Н-1 в таких случаях выдается это верно, но аналогия здесь уж очень натянута, кроме того она у нас запрещена, ибо вроде как регулирующее законодательство присутствует. Вобщем решил напишу-ка я запрос в МинТруда.

Нуреке, тема-то жила, живет и будет жить. Вопросы все так же поднимаются. А дало ли МинТруда какой-нибудь ответ на запрос?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования