Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Институт частных судебных исполнителей


Рекомендуемые сообщения

Гость Аскар Муканов

Недавно где-то в новостях прочитал о том, что некий судья выступил с идеей о введении института частных судебных исполнителей. Считаю данный вопрос более чем актуальным!

Прошу откликнуться тех, кто что-нибудь об этом знает, может быть в настоящее время уже обсуждается такой законопроект в Парламенте или Правительстве?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добрый день, Аскар. :frown:

Я считаю, что уже давно пора реформировать данную систему, и внедрение института частных судебных исполнителей, поможет нам на практике более эффективно исполнять судебные решения.

Недавно в СПС "Юрист" нашел интересную статейку по этому поводу, где администратов судов Карагандинской области Балапан Абенов предложил ввести институт частных судебных исполнителей. Собственно текст данной статьи звучит так:

"Ненадлежащее или несвоевременное исполнение судебных актов ведет к подрыву авторитета судебной власти, ущемлению прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Становится понятно, что авторитет судов необходимо повышать не только путем улучшения материально-технического, кадрового и иного обеспечения, но и добиваясь эффективности исполнения судебных актов.

Обновлять и совершенствовать механизм принудительного исполнения предлагается по-разному: внося изменения и дополнения в существующее законодательство, расширяя полномочия судебного исполнителя, повышая ему зарплату и т. д. В этом отношении весьма полезно проанализировать, как подобные проблемы решаются за рубежом.

Во Франции исторически сложилась система частного исполнения, когда функции судебных исполнителей выполняются не государственными служащими, а «принудительными исполнителями» — лицами, получившими лицензию у государства на данную деятельность.

Чтобы стать принудительным исполнителем во Франции, гражданин должен иметь юридическое образование, пройти двухгодичную стажировку в соответствующей конторе, сдать государственный квалификационный экзамен.

В США функции по исполнению осуществляют шерифы, маршалы, судебные приставы-исполнители, а также частные юридические агентства.

В Германии также устоялся институт частных судебных исполнителей, именуемых регистраторами суда. Полномочия по исполнению судебных актов они осуществляют на основании сертификата, предоставляющего им соответствующее право.

Для стран СНГ — с нашим постсоветским менталитетом — внедрение института частных судебных исполнителей на первый взгляд кажется непривычным шагом. Но если обратиться к опыту недалекого прошлого, институт частных нотариусов тоже многим казался неприемлемым. А сегодня без него уже невозможно себе представить современную жизнь.

В сфере исполнительного производства из года в год растет количество судебных актов, подлежащих исполнению. Так, если за 12 месяцев 2003 года судебные исполнители приняли в работу 896 375 исполнительных документов, то в 2004 году их количество выросло до 952 469.

Такая перегруженность сказывается на качестве работы судебного исполнителя, поэтому стоило бы задуматься о возможности введения в Казахстане, наряду с государственными судебными исполнителями, института частных судебных исполнителей, урегулировав в законодательном порядке их правовое положение.

Чтобы исключить разрозненность в работе частных судебных исполнителей, целесообразным видится их объединение в палаты частных судебных исполнителей — некоммерческие, профессиональные самофинансируемые организации. Все частные лица, занимающиеся исполнением судебных актов, должны состоять в палатах, созданных по региональному принципу.

Логичным было бы также установление для частных судисполнителей более жестких условий, включающих наличие высшего юридического образования, прохождение аттестации в специальной аттестационной комиссии, а для лиц, ранее не работавших в органах исполнительного производства, — прохождение соответствующей стажировки сроком не менее года. Деятельность частного судебного исполнителя должна лицензироваться.

Несомненно, частные и государственные судисполнители в рамках исполнительного производства должны быть наделены равными правами и обязанностями.

Несколько отличным будет порядок привлечения к ответственности частного судебного исполнителя, вопрос о дисциплинарном взыскании которого, помимо государственных органов, будет решаться соответствующей палатой.

Представляется, что при такой модели законодательное закрепление получат категории исполнительных документов, затрагивающих материальные интересы государства или имеющих особый социально значимый характер, а потому относящихся к исключительной компетенции государственных судебных исполнителей («категория исключительной компетенции»).

При этом по иным категориям дел («альтернативная категория»), где сторонами выступают физические, юридические лица, хозяйствующие субъекты различных форм собственности и т. д., взыскателям после подтверждения судом их законных прав предоставляется возможность для дальнейшего реального их исполнения как через соответствующие государственные органы, так и через палату частных судебных исполнителей.

Предъявление взыскателем исполнительного документа к частному судебному исполнителю носит характер гражданско-правовой сделки с вытекающими для сторон юридическими последствиями и должно быть оформлено соответствующим типовым договором.

В настоящее время содержание одного судебного исполнителя ежегодно обходится государству в 240 тыс. тенге.

В условиях, когда в республике исполнением почти миллиона исполнительных документов занимаются 1 497 судебных исполнителей (в текущем году планируется выделение еще 290 штатных единиц), затраты государства достигают внушительной суммы.

Между тем деятельность частного судебного исполнителя по определению станет самоокупаемой. Обеспечив реальное и своевременное исполнение судебного акта, в качестве вознаграждения он получит определенный процент (предположительно 5—7%) от взысканной суммы долга.

При такой системе оплаты труда возможно формирование за счет определенных отчислений специального внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

Темпы развития отношений в современном обществе делают все более затруднительным исполнение судебных постановлений. Должниками изыскиваются все более изощренные способы уклонения от исполнения судебных решений.

Весьма логичен и понятен в указанных условиях менталитет рядового (государственного) судебного исполнителя, который, получая заработную плату в 14 тысяч тенге (большую часть которых он тратит на служебный проезд и т. д.), вынужден противостоять ухищрениям порой целого штата юристов организации-должника. В такой ситуации судебному исполнителю выгодно «делать показатели» на относительно легко исполняемых категориях исполнительных документов, таких как штрафы, госпошлина, а исполнение исполнительных документов категорий «взыскание с юридических лиц», «в пользу юридических лиц» и т. д., являющихся наиболее трудоемкими, откладывать на неопределенное время.

С точки зрения рыночных реалий целесообразным было бы противопоставить уловкам злостных должников здоровую экономическую заинтересованность практикующего профессионала, оплата услуг которого напрямую зависит от исхода и качества исполнения решения суда.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что введение в Казахстане института частных судебных исполнителей, во-первых, позволит взыскателям обрести возможность выбора, во-вторых, существенно разгрузит государственный аппарат судебных исполнителей, в-третьих, станет необременительным для республиканского бюджета, наконец, в-четвертых, значительно повысит эффективность исполнения судебных актов".

В общем тема интересная, а вот информации к сожалению мало. :smile: Так что, уважаемые коллеги, хотелось бы услышать от Вас побольше интересной информации по данному вопросу.

С уважением,

Ligor    :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Аскар Муканов

:frown: День добрый Ligor!

Рахметский за "статейку" - она действительна интересна.

Хотелось бы узнать, для чего "администратор судов Карагандинской области" выступил с этим предожением. Возможно эта статья необходима, ну допустим, для сдачи  диссертации или еще для чего-нибудь в этом роде, или может все-таки уже есть какие-нибудь движения по законопроекту на уровне Правительства или Праламента. Хотя, я сам лично сомневаюсь, - ведь введение института частных судебных исполнителей это целая правовая реформа!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования