Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Доклад о правах человека в Туркменистане


Рекомендуемые сообщения

Для всех интересующихся выкладываю доклад о правах человека в Туркменистане, который рассматривался в июле 2011 года в Комитете ООН по правам человека.

TIHRTurkmenistan102.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1/2 Доклад о правах человека за 2010 год

10.05.2011 | Filed under: НОВОСТИ | Posted by: keeper

Бюро по вопросам демократии,

прав человека и труда ГД США

Туркменистан

Проблемы с правами человека включали в себя неспособность граждан сменить свое правительство; отчеты о пытках и ненадлежащем обращении с арестованными; одиночное заключение или затянувшееся заключение; произвольный арест и задержание и пр.

Несмотря на то, что конституция провозглашает Туркменистан светской демократической и президентской республикой, это авторитарное государство с населением, приблизительно, в пять миллионов. Демократическая партия является единственной политической партией в стране. Президент, Гурбангулы Бердымухамедов, был избран на президентских выборах 2007 года, которые не соответствовали международным стандартам. Парламентские выборы 2008 года также не достигли уровня международных стандартов. Силы безопасности были под руководством гражданских властей.

Проблемы с правами человека включали в себя неспособность граждан сменить свое правительство; отчеты о пытках и ненадлежащем обращении с арестованными; одиночное заключение или затянувшееся заключение; произвольный арест и задержание; отказ в проведении надлежащего разбирательства и справедливого суда; произвольное вмешательство в личную жизнь, дом и переписку; ограничение свободы высказывания, прессы, собраний и объединений; ограничение свободы вероисповедания, включая продолжающееся притеснение членов религиозных меньшинств; ограничение свободы передвижения некоторых граждан; насилие против женщин; и ограничения свободы объединения рабочих.

Соблюдение прав человека

Раздел 1. Соблюдение неприкосновенности личности

а. Произвольное или незаконное лишение жизни

Сообщений о том, что правительство или его службы совершали произвольные или незаконные убийства не было.

б. Исчезновение

Сообщений о политических исчезновениях не было.

в. Пытки и иные виды жестокого, негуманного или унижающего достоинство обращение или наказание

Конституция и законодательство запрещеют такую практику; однако, сотрудники безопасности, пытаясь выбить признание из задержанных лиц, пытали, избивали и применяли чрезмерную силу к подозреваемым, заключенным, и другим лицам, критикующим правительство. Согласно результатов исследования, включенного в доклад, подготовленный в феврале Ассоциацией независимых адвокатов Туркменистана (АНАТ) и Туркменской инициативой по правам человека, «…среди подозреваемых, помещенных в место предварительного заключения, каждый второй был подвержен различным формам жестокого обращения или пыток». Доклад также заявил, что «…избиение и изнасилование заключенных сотрудниками колоний (пенитенциарных учреждений) [и] применение пыток и психологического давления сильно распространены. Такое обращение с заключенными приводит к частым попыткам самоубийства среди обитателей тюрем. Именно так погибли восемь женщин-заключенных в 2008-2009 гг.».

Комитет ООН по правам человека, 27-го октября, постановил, что условия тюремного заключения Омара Фарука Бозбея в 2004 году, после того, как Ашхабадский районный суд незаконно обвинил его в экономических преступлениях, представляли собой «нарушение его права на гуманное обращение и уважение к его врожденному человеческому достоинству».

Решение Европейского суда по правам человека (ECПЧ) от 2008 г. гласило, что «любое лицо, подозреваемое в уголовном преступлении, содержашееся под стражей подвержено риску применения пыток или негуманного или унижающего достоинства обращения». ECПЧ также счел, что в стране отсутствует эффективная система предотвращения пыток.

В отличие от предыдущих лет, в этом году не сообщалось о том, что власти содержали лиц в психиатрических больницах в качестве наказания. В феврале Neweurasia.net сообщила о случае с бывшем пациентом психиатрической больницы, Какабае Тедженове, которого содержали там в течении 10 месяцев в 2006 г. Он заявил, что во время его заключения он был объектом карательной психиатрии, включая неправильное применение психотропных средств, изоляцию, продолжительное задержание и физическое насилие.

Статья 16, Закона о статусе и социальной защите военнослужащих от 2009 г. гласит, что Государство гарантирует защиту здоровья и жизни военнослужащих. Однако, военнослужащие сообщали, что дедовщина в отношении призывников происходила повсеместно и выражалась в унижении человеческого достоинства и духа, включая жестокость, оскорбления и изнасилование. Такие инциденты часто приводили к физическим и психологическим травмам среди призывников. Дедовщина, по сообщениям, часто основывалась на этнических, географических, или племенных признаках, а солдаты из меньших племен подвергались дедовщине чаще, чем остальные, как например, призывники из Лебапского или Дашогузского велаятов.

В 2009 г. источник из Ашхабадской дирекции военной медицины сообщил, что статистические данные о смертности среди военнослужащих и самоубийствах были значительно выше в 2008 г., по сравнению с другими годами, несмотря на снижение срока обязательной службы призывников. По сообщениям, большинство этих смертей связаны с дедовщиной среди военнослужащих. Офицеры, обычно, скрывали случаи дедовщины. Военный источник сообщает, что офицеры в одной из военных частей в Ашхабаде скрыли предсмертную записку призывника, который повесился, потому что в этой записке говорилось, что он подвергался избиению и изнасилованию.

По сообщению Eurasianet от 23 сентября произошел «…..случай явной дедовщины в армии Туркменстана в Клубе офицеров, которое по сообщению привело к самоубийству молодого солдата».

Условия содержания в тюрьмах и в местах предварительного содержания

Тюрьмы были переполнены, условия содержания были антисанитарные и небезопасные. Некоторые сооружения, такие как колония общего режима LBK-12, расположены в такой местности, где заключенные подвержены экстремальным погодным условиям — сильная жара летом и очень холодные температуры зимой. Были сообщения о физическом насилии над заключенными как со стороны сотрудников тюрьмы, так и со стороны других заключенных. Согласно отчету, выпущенному в феврале АНАТ и Туркменской инициативой по правам человека, общая вместимость в колониях и тюрьмах (за исключением штрафного батальона) составила 8100 заключенных. Согласно отчету АНАТ, до амнистии, объявленной в декабре 2009 г., число заключенных в тюрьмах и колониях в Туркменистане составляло 26720 человек. В это число заключенных не входили задержанные лица, содержашиеся под стражей до суда, в местах предварительного заключения полиции, лечебно-профилактических учреждениях и в штрафном батальоне. Задержанные, содержащиеся под стражей до суда, в основном, являлись лицами, которые уже получили приговор суда, но которых еще не переместили в колонии. В шести местах содержания под стражей до суда, которые расчитаны на содержание всего 1120 человек, по оценочным данным, содержалось в три-четыре раза больше задержанных.

Отчет АНАт также отметил, что охрана и другие заключенные участвуют в широко распространенном насилии против заключенных. Согласно февральскому отчету АНАТ, в учреждении LBK-12, колонии общего режима, «физическое насилие применяется к заключенным сотрудниками колонии и другими лицами с согласия, а часто и по инструкции администрации колонии». Отчет также указал, что были образованы несколько групп заключенных «по племенному признаку» и, что «настоящие бои с ножами и кастетами происходят между группами, которые приводят к высокой смертности среди заключенных. В 2008 г. более 30 заключенных погибли в таких боях».

Болезни, в частности, туберкулез, очень распространен. В связи с переполненостью, как сообщается, заключенные, у которых обнаружен туберкулез и кожные заболевания, содержались вместе со здровыми заключенными, что способствовало распространению заболевания. Остается обеспокоенность, что государство не проводило соответствующие анализы и лечение заключенных, страдающих туберкулезом перед их освобождением и присоединением к общему населению, хотя государственные органы сообщали, что проверяли заключенных на туберкулез и другие заболевания. По сообщениям государственных органов, они переводили заключенных, страдающих туберкулезом в специальный госпиталь Министерства внутренних дел в Марыйском велаяте для лечения, а также обеспечивали дальнейшее лечение для освобожденных заключенных в месте их проживания.

Пищевая ценность тюремной еды очень низкая, и большинство заключенных страдают от недоедания. Заключенные зависят от своих родственников, которые проиносят им продукты в дополнение к недостаточному тюремному питанию. Некоторые члены семей и заключенные заявляли, что сотрудники тюрем иногда конфисковывали это посылки с продуктами.

По сообщениям источников прошлых лет, которые были знакомы с условиями в тюрьме Овадан Депе, бывшим высокопоставленным чиновникам отказывали в надлежащем лечении, их избивали и запугивали, чтобы выбить признание.

Радио Свободная Европа/ Радио Свобода сообщала в июле, что мусульманское духовное лицо, Шири Гельдымурадов скончался в Тедженской тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Дата смерти Гельдымурадова не известна.

Власти, обычно, содержали мужчин и женщин в отдельных помещениях. Общее число заключенных и задержанных не известно, но согласно отчету АТАН 2010 заключенных-женщин содержались в колонии DZK/8 в Дашогузе, включая 215 девочек. Подростки, обычно, содержались со взрослыми заключенными. Полных данных о среднем периоде или числе заключенных подростков не было, так как данные по содержанию под стражей до суда не собирались систематически или централизовано. В месте предварительного заключения Министерства внутренних дел подростки и взрослые содержались вместе, где размещалось, приблизительно 800 человек; в это число входили лица, находящиеся под следствием или уже осужденные, но еще не переведенные в колонии.

По словам родственников, заключенные, обвиненные в измене не могли получать передачи, а членам их семей часто отказывали в доступе к этим заключенным. Государственные органы не сообщали о том, разрешалось ли заключенным оправлять религиозные обряды. В государственные органы поступила жалоба от лиц заключенных, к которым не допускали членов семей и посылки с продуктами, и которые были незаконно помещены в изоляторы. После жалобы условия улучшились и государственные органы начали позволять встречи с членами семей. По сообщению государственных органов систематический мониторинг тюрем и мест предварительного содержания не проводится.

Государственные должностные лица игнорировали вопросы от членов семей и иностранных дипломатов о месте и условиях содержания политических заключенных. Государственные служащие продолжали отказывать членам семей, иностранным дипломатам или международным наблюдателям, включая Международный комитет красного креста (МККК) в доступе к задержанным или заключенным в связи с нападением в 2002 г. на тогдашнего Президента Ниязова. Государство и МККК не смогли придти к соглашению о приемлемых условиях посещения тюрем. В результате, МККК не посетил ни одной тюрьмы в течении года. По сообщениям членов семей заключенных, государство также содержало политических заключенных в учреждениях около Туркменбаши и в Марыйском велаяте.

г. Произвольный арест и задержание

Закон запрещает произвольный арест и задержание; однако, они еще оставались серьезной проблемой.

Роль полиции и Аппарата безопасности

Министерство внудренних дел руководит уголовной полицией, которая тесно работает с Мнистерством национальной безопасности (МНБ) по вопросам национальной безопасности. МНБ играет роль в кадровых изменениях в других министерствах и приводит в исполнение президентские указы. Как МНБ, так и уголовная полиция действовали безнаказанно. Согласно отчетам Международной амнистии (МА) и Хьюман райтс вотч (Human Rights Watch), Фарид Тухбатулин, активист по правам человека в изгнании в Вене, получал убедительные предупреждения, что он стал мишенью в заговоре против его жизни агентами Министерства национальной безопасности. Государство не возбудило государственного расследования по этим фактам.

Президентская комиссия, назначенная рассматривать жалобы граждан по фактам злоупотреблений правоохранительными органами, созданная в 2007 г., не провела никаких выяснений, которые привели бы к ответственности сотрудников сил безопасности за какие-либо злоупотребления.

Процедура ареста и обращение в местах временного содержания

Ордер не требуется для проведение ареста, если сотрудники поймали подозреваемого на месте преступления. Генеральный прокурор выдает разрешение на арест в течении 72 часов задержания. Если в течении 10 дней задержания, следственные органы не найдут доказательства вины, они должны отпустить задержанного. Если сотрудники выявляют доказательства вины, то следствие может длиться до двух месяцев. Прокурор велаятского или государственного уровня может продлить срок следствия до шести месяцев. Генеральный прокурор или заместитель генерального прокурора может продлить срок следствия максимум до одного года. После следствия, прокурор готовит проект обвинительного акта, и дело передается в суд. Данные процедуры в общем соблюдались на практике, и прокурор немедленно сообщал задержанным какие обвинения против них выдвинуты.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает систему освобождения под залог и поручительства; однако, данные положения не выполнялись.В соответствие с законодательством задержанные имеют право на немедленный доступ к адвокату по своему выбору после предъявления им официального обвинения, но на практике задержанные не имели быстрого или регулярного доступа к адвокату. Власти отказали некоторым заключенным в посещении членов их семей в течении года. Семьи иногда не знают, что происходит с их родственниками в заключении. Содержание под стражей без права переписки и общения с родственниками или адвокатом было проблемой. Масштаб этих проблем в системе уголовного судопроизводства оставался неясным. Власти юридически должны были предъявить официальное обвинение в течении 10 дней после ареста, для того чтобы держать задержанного дольше. Однако, власти не выполняли эти положения на практике.

Закон рассматривает любую оппозицию правительству, как измену. Те кто обвинен в измене получили пожизненное заключение и не имеют право на амнистию или сокращение срока приговора. Однако, за год не было известно ни об одном обвинении в измене. В прошлом государственные органы арестовывали и выдвигали обвинения против тех, кто выражал критические или отличающиеся взгляды на экономические и уголовные обвинения.

Задержание до суда, по закону, может длиться не более двух месяцев, но в исключительных случаях оно может быть продлено до одного года, если следователь обратится с таким запросом к Генеральному прокурору. Для нетяжких преступлений период следствия значительно сокращается. В отличие от предыдущих лет, власти редко превышали правовые ограничения по задержанию до суда. В прошлом, хроническая коррупция и громоздкий бюрократический процесс способствовали долгим задержкам судов; однако, усилия государства по борьбе с коррупцией и образование Академии государственной службы для повышения квалификации государственных служащих, в общем, искоренили такие задержки.

Несмотря на то, что в прошлом государство содержало противников режима под домашним арестом без проведения надлежащих процедур, положения УПК не предусматривают такого наказания. Закон предусматривает отдаленную местную ссылку, что означает поселеление человека в определенной местности на определенный фиксированный период от двух о пяти лет.

Регулярно поступали сообщения о лицах, вызванных в суд за такие нарушения, как владение религиозной литературой или вождение грязного автомобиля. От других требовали выполнять некоторые действия, как например, убрать кондиционер с внешней стороны здания или освободить жилье под снос, что государственные служащие не могли обосновать юридически. В некоторых случаях это приводило к штрафам или нарушению прав человека.

Амнистия

Государство помиловало необъявленное число заключенных 6-го мая в честь Дня Победы во Второй мировой войне и 28-го мая в честь Международного дня защиты детей. А 3-го сентября государство помиловало 3999 заключенных в предверии Ночи Всемогущества. Также 10-го декабря Президент подписал Указ о помиловании около 2000 заключенных в связи с Днем Нейтралитета. Государство не освободило ни одного заключенного, вызывающего обеспокоенность мирового сообщества или связанного с делом нападения на кортеж бывшего Президента в 2002 г.

д. Отказ в справедливом открытом судебном процессе

Законодательство предусматривает независимую судебную систему; однако, на практике судебная система подчинялась Президенту. Законодательный контроль за президентскими назначениями и увольнениям не проводился, за исключением Председателя Верховного суда, назначение которого номинально рассматривал парламент. У Президента была единоличная власть уволить любого судью. Судебная система имела дурную славу коррумпированной и неэффективной.

Процедура судебного процесса

Закон предусматривает надлежащий процесс для ответчиков, включая открытый судебный процесс, доступ к обвинительным материалам, право вызова свидетелей для дачи показаний от их лица, адвоката или назначенного судом защитника, в случае если ответчик не может себе его позволить, а также право представлять себя в суде. На практике власти часто отказывали в этих правах. Ответчики часто не могли пользоваться презумпцией невиновности. Системы присяжных не существовало. Государство разрешало общественности присутсвовать на слушаниях, но некоторые заседания были закрыты, особенно те, которые считались политическими. Только несколько независимых адвокатов могли представлять ответчиков. УПК предусматривает, чтобы ответчики присутствовали на своих судебных заседаниях и консультировались своевременно со своими защитниками. Закон не устанавливает ограничений в отношении доступа ответчика к защитнику. Если ответчик не может позволить оплату услуг адвоката, адвокат предоставляется за счет государства. Суд иногда не позволял ответчикам встречаться или задавать вопросы свидетелю, свидетельствующему против них и отказывал ответчикам и их защитникам в доступе к уликам. В некоторых случаях суд отказывался принимать доказательство невиновности, предоставляемое защитниками ответчиков, даже если это доказательство могло бы изменить результат суда.

В октябре, 21-го числа, суд приговорил священника Ильмурада Нурлыева к четырем годам заключения после предъявления обвинения в мошенничестве. Заседание суда не соответствовало международным стандартам. Согласно отчету Туркменской инициативы по правам человека, суд длился всего два часа и председательствующий судья исключил 12 свидетелей защиты. Государство сначало назначило защитника Нурлыеву, и его личный адвокат получил доступ к уликам против него только за пять дней до начала суда. Суд не допустил международных наблюдателей к судебному разбирательству, которое проводилось на туркменском языке. Нурлыев говорит по русски и по сообщениям не понял большей части происходящего на суде.

Даже в случаях, когда суды следовали надлежащему процессу, полномочия государственного обвинителя намного превосходили полномочия адвоката, поэтому ответчику трудно было получить справедливый суд. Стенографические отчеты суда часто содержали ошибки или были не законченными, особенно, когда свидетельские показания ответчика необходимо было перевести с русского на туркменский язык. Ответчики могли подавать аппеляцию на решение нижестоящего суда и ходатайство Президенту о помиловании. Были достоверные сообщения, что судьи и прокуроры часто предрешали результаты суда и приговора.

Политические заключенные и задержанные

Государственные органы не предоставили дальнейшей информации о деле бывшего гражданского активиста и бывшего политического заключенного Гулгельды Аннаниязова, которого власти арестовали в июне 2008 г. после того, как он снова въехал в страну и был приговорен на закрытом слушании суда в следующем месяце к 11 годам тюрьмы. Аннаниязов получил убежище в Норвегии в 2002 г. после отбытия пятилетнего срока в Туркменбашинской тюрьме, из-за его роли в политической демонстрации 1995 г.

Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям, 4-го ноября, открыто заявила, что арест и продолжающееся задержание Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева нарушает международное право и что они должны быть немедленно освобождены. Государство не предоставило достоверных данных по делу Аманклычева и Хаджиева, которые предположительно, оставались в тюрьме. В 2006 г. власти предъявили обвинение им и журналистке Огулсапар Мурадовой в хранении оружия, после того как они получили журналистское оборудование из зарубежного источника. В 2006 г. Мурадова скончалась будучи под стражей в полиции при подозрительных обстоятельствах.

Группы оппозиции и некоторые международные организации заявляли, что государство содержало других политических заключенных и задержанных, хотя точное число лиц, осужденных за участие в нападении на бывшего Президента Ниязова в 2002 г., остается неизвестным. Среди этих лиц, осужденных в 2002 г. был также и бывший Посол при Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), Батыр Бердыев, о судьбе которого до сих пор ничего неизвестно.

Гражданское судопроизводство и средства судебной защиты

Система гражданского судопроизводства не являлась независимой и беспристрастной; все судьи назначались Президентом. Согласно закону, улики, собранные во время уголовного расследования могут использоваться как основание для гражданского иска в процессе, называемом «гражданский иск в уголовном судопроизводстве». В прошлом были сообщения о взятках в системе гражданского суда для обеспечения необходимого решения. В делах, где государство имело интересы в отношении какого-либо гражданина, оно навязывало судам решения. Самыми распространенными распоряжениями суда, которые выполнялись, были уведомления о выселении.

Реституция собственности

Государство не смогло провести закон к последовательному исполнению в отношении восстановления или компенсации конфискованной частной собственности. В 2007 г. Президент Бердымухамедов объявил, что дома не будут сноситься пока не будет в наличие жилье взамен. Несмотря на это, в течении отчетного года государство продолжило снос некоторых частных домов в и около Ашхабада в рамках программы обновления города без надлежащей компенсации владельцам.

Как и в предыдущие годы, были сообщения о том, что государственные органы давали людям всего 72 часа на освобождение жилья, не предоставляя владельцам альтернативного жилья и компенсации.

е. Произвольное вмешательство в личную жизнь, семью, дом или переписку

Конституция и закон запрещают такие действия; однако; власти часто не соблюдают эти запреты на практике. В некоторых случаях власти насильственно обыскивали дома некоторых членов групп религиозных меньшинств без независимого судебного разрешения. Закон не регламентирует регулярную слежку государственных органов безопасности, которые регулярно следили за деятельностью должностных лиц, граждан, оппонентов, лиц, критикующих правительство, и иностранцев. Сотрудники безопасности использовали физическую слежку, прослушивание телефонов, перехват электронных сообщений, и информаторов. Государственные органы, как сообщается, перехватывали обычную корреспонденцию до ее доставки, а письма и посылки, принесенные в почтовое отделение должны были оставаться не запечатанными до проверки государственными органами.

Правило, устанавливающее, что не граждане могут вступать в брак с гражданами только после проживания в стране в течении одного года ограничивает право совершеннолетних мужчин и женщин вступать в брак.

Лица, подвергшиеся преследованиям, задержанию или аресту со стороны властей и члены их семей сообщали, что государственные органы требовали увольнения членов семей с работы или исключения из школы, а иногда власти задерживали и допрашивали членов семей этих лиц.

Раздел 2. Соблюдение гражданских свобод, включая:

а. Свобода слова и печати

Конституция и закон предусматривают свободу слова и печати, но государственные органы не соблюдают эти права на практике. Государственные органы предостерегли критиков против обсуждения с иностранными журналистами или другими иностранцами проблем с правами человека. Были сообщения, что сотрудники правоохранительных органов преследовали и задерживали Туркменских журналистов, которые сотрудничали с иностранными информационными агентствами.

Правительство финансировало и контролировало почти всю печатную прессу. Правительство наложило значительные ограничения на завоз иностранных газет, за исключением частной, но разрешенной правительством, турецкой газеты «Заман», которая отражала точку зрения государственных газет.

Правительство контролировало радио и местное телевидение, но спутниковые антены, дающие доступ к иностранным телевизионным программам были широко распространены по всей стране. Граждане также принимали международные радио программы через спутниковый доступ.

Власти 15-го декабря приостановили работу частного, базирующегося в Москве провайдера услуг «Mobile TeleSystems» (МТС), оставляя около 2,5 миллиона человек — половину населения страны и 80 процентов пользователей мобильных телефонов—без мобильной связи или доступа в интернет, снижая возможности граждан посылать или получать информацию.

В течении отчетного года государственные учреждения, по сообщениям, задерживали, преследовали или запугивали журналистов и их семьи. Согласно информации Репортеров без границ, журналистов часто «вызывали на допросы, угрожали уголовным преследованием и увольняли с работы, в то же время их родственники также подвергались возможным репрессиям». В частности, журналисты, работающие на РСЕ/РС сообщили о частой слежке и преследованиях со стороны властей.

В течении отчетного года было несколько сообщений, что государственные органы применяли ограничения на выезд за границу для наказания независимых журналистов и лиц, открыто критикующих правительство. Государственные органы также ограничивали выезд за границу членов семей журналистов. В течении года государственные органы продолжали наблюдения за деятельностью репортера РСЕ/РС Халмырата Гылычдурдыева.

Как Репортеры без границ, так и РСЕ/РС сообщали, что диктору РСЕ/РС в Праге, Алламураду Рахимову, туркмену по происхождению, было отказано во въезде в страну 19-го мая, его посадили на рейс, возвращающийся в Прагу без объяснений, хотя у него была действительная виза.

Репортер РСЕ/РС Осман Халлыев оставался под постоянным наблюдением, а члены семьи не могли устроиться на работу или покидать пределы страны.

Как и в прежние годы, государственные органы требовали от журналистов получать разрешение на освещение конкретных событий, а также и на публикацию или передачу темы, которую они осветили.

Местные журналисты и иностранные новостные корреспонденты занимаются самоцензурой из страха репрессий со стороны государства. Государственные органы продолжали цензуру газет и запрещали сообщать оппозиционные политические мнения или любую критику в адрес Президента.

Для регулирования печатной и копировальной деятельности государственные органы требовали от всех издательств и всех печатных и копировальных учреждений получения регистрационных лицензий на их оборудование. Государственные органы требовали регистрации всех фотокопировальных машин и обязали, чтобы один конкретный человек являлся ответственным за все фотокопирование. Все издательские компании принадлежали государству. Государственные органы подвергали цензуре работы на темы, которые не нравятся государственным органам, включая некоторые художественные произведения.

Государственные органы продолжали запрет на подписку на иностранные периодические издания неправительственными учреждениями, хотя копии российской газеты «Аргументы и факты» и других неполитизированных изданий появляются иногда на базарах.

В стране не было независимого надзора за аккредитацией прессы, не было определенных критериев по распределению удостоверений для журналистов, не было гарантированного положения по получению аккредитации, когда есть место, и не было защиты от отмены аккредитации по политическим причинам. Государственные органы требовали от всех иностранных корреспондентов подавать заявки на получение аккредитации. Визы выдавались журналистам из других стран только для освещения конкретных событий, таких как международные конференции и встречи на высшем уровне, где за их деятельностью можно следить. РСЕ/РС заявили на своем веб сайте 13-го июля, что Туркменистан находится среди стран, где журналистам «регулярно отказывают в аккредитации, и даже без аккредитации журналисты сталкиваются с преследованиями, задержаниями и угрозами». Несмотря на повторяющуюся подачу официальных заявлений в течении нескольких лет РСЕ/РС ни разу не получили ответ от Правительства Туркменистана по аккредитации корреспондентов в стране.

Как минимум семь журналистов, представляющих иностранные информационные агентства были аккредитованы. Восемь корреспондентов Турецких новостных служб были в стране, по сообщениям, как минимум пять из них были аккредитованы. Не менее 11 корреспондентов, представляющих иностранные информационные службы работали без аккредитации. Приезжие иностранные журналисты сообщали о преследованиях и отказе им в свободе передвижения, когда они пытались посылать сообщения по неофициальным каналам. К тому же государственные органы жестко ограничивали выдачу виз зарубежным журналистам.

Свобода интернета

В течение отчетного года доступ к интернету для всего населения увеличился, приблизительно, до 80000 пользователей, согласно информации Международного союза по телекоммуникациям. Государственная компания «Туркментелеком» оставалась основным провайдером для населения, но государственные ведомства наблюдали и фильтровали их услуги.

Государство продолжало контролировать электронную почту граждан и их деятельность в интернете, сообщения также указывали, что Министерство национальной безопасности контролировало главный доступ, контролировало просмотр пользователями информации и блокировало доступ к некоторым неугодным вебсайтам, в некоторых случаях обрывая связь. Российская компания сотовой связи МТС, по сообщениям, предоставляла свободный доступ к мобильному интернету своим клиентам; однако, цена для большинства граждан была чрезмерно высока. Согласно отчету Репортеров без границ, государственные служащие контролировали личную электронную почту граждан для выявления потенциальных диссидентов, вместо того, чтобы их блокировать.

Академические свободы и культурные мероприятия

Государственные органы не признавали ученые степени, полученные за рубежом, за исключением тех, которые получены по образовательным программам, одобренным государством. Только выбранные государством студенты получали разрешение от государственных служащих на участие в программах обмена, одобренных государством. Министерство образования (МОТ) не признавало степени из негосударственных высших учебных заведений стран бывшего Советского Союза. МОТ тщательно исследовал обмены на уровне университетов, а по закону Совет Министров должен утверждать все программы.

МОТ не предпринял никаких действий по требованию Президента в 2007 г., чтобы министерство содействовало признанию иностранных ученых степеней, кроме установленного ранее процесса подтверждения на основе экзаменов по Рухнаме, истории Туркменистана и экзамена по специальности на Туркменском языке. Процесс подтверждения применялся только для дипломов из государственных высших учебных заведений, с очным обучением.

В течении года государственные органы продолжали некоторые ограничения на поездки студентов. Форум 18 заявил 24-го сентября, что мусульманам, которые хотели служить духовными лицами не был разрешен выезд за границу для получения религиозного образования. В 2009 г. ограничения свободы передвижения государственными органами заблокировали более 150 студентов, которых не выпустили на учебу в Американский университет в Центральной Азии в Бишкеке. В итоге, через несколько месяцев, власти разрешили студентам выехать из страны, но не разрешили возвратиться в Американский университет в Централной Азии.

Государство не терпимо относилось к критике государственной политики или Президента в академических кругах, и урезало исследования в областях, которые считались политически деликатными, таких как сравнительное право, история, этнические отношения и теология.

Государственные служащие из МОТ и велаятских властей пытались не допустить в программы обмена студентов, которые не являлись этническими туркменами.

В учебной программе остались работы Ниязова, такие как Рухнама, и от студентов требовалось сдавать экзамены по этим работам для продвижения, окончания или приема в высшие учебные заведения. Однако, учителя сообщали, что администрация требовала от них значительно сократить классные часы изучения работ Ниязова по сравнению с прошлыми годами, а вместо этого больше времени изучать книги и выступления Президента Бердымухамедова. Изучение Рухнамы, как отдельной дисциплины все еще требовалось в начальной школе. «Учительская газета» опубликовала новую учебную программу для школ, составленную государством.

Большая часть учебников средней школы была пересмотрена, чтобы исключить тексты, посвященные Ниязову и его семье; однако, портрет Ниязова остается на первой странице всех учебников. Тексты, посвященные идеологии «Нового возрождения» Президента Бердымухамедова заменили предыдущие тексты о Ниязове и его семье. Несмотря на заявление МОТ в 2008 г. о том, что все учебники были полностью пересмотрены, приблизительно, только половина из них была пересмотрена в конце года.

Государственные органы продолжали требовать от учителей и студентов учавствовать во внекласных мероприятиях, спонсированных государством, и они назначили, приблизительно от 70 до 80 учебных дней в год для обязательного участия в фестивалях и приветствиях высокопоставленных делегаций, что значительно сокращает учебное время. Эта, ранее не официальная практика, превратилась в официальную в средних школах, где учителя подписывают согласие на удержания заработной платы за не участие в этих государственных мероприятиях. Участвующим ученикам ставится высший балл за этот день, что поощряет участие в мероприятиях вместо присутствия на уроках.

Государственный комитет, образованный в 2009 г., утверждает все культурные произведения, произведенные в стране для населения, включая книги, фильмы, театральные пьесы, искусство и любые другие культурные программы.

Не смотря на то, что ограничения ослабли в какой-то мере, государственные органы продолжали контролировать посещение не местных культурных мероприятий, и отказывали в разрешении постановки иностранных пьес и представлений в государственных театрах. Только русский театр в Ашхабаде продолжал ставить иностранные пьесы на русском языке, и эти пьесы были неизменно аполитичными.

Министерство культуры подвергало цензуре и контролировало все общественные выставки, включая музыкальные, изобразительные и культурные мероприятия.

б. Свобода мирного собрания и объединения

Свобода собрания

Конституция и законодательство предусматривают свободу собрания, но государственные органы ограничивают это право на практике. Власти не давали необходимых разрешений на общественные собрания и демонстрации в течении года, так же как и не позволяли не зарегистрированным организациям, в особенности тем, которые по их восприятию имели политическую повестку, проводить демонстрации.

Свобода объединения

Несмотря на то, что конституция и законодательство предусматривают свободу объединения, государственные органы ограничивали данное право на практике. Закон требует от всех неправительственных организаций (НПО) регистрации в Министерстве юстиции (МЮТ) и регистрации всей зарубежной помощи в МЮТ и Министерстве экономики и развития и согласования через Министерство иностранных дел. Деятельность не зарегистрированных НПО наказуема штрафами, краткосрочным задержанием и конфискацией имущества. В декабре государство зарегистрировала общественное объединение «Общество гитаристов», первое неправительственное объединение, зарегистрированное с 2008 г.

Из 90 зарегистрированных НПО, международные организации признают только восемь, как независимые. Как сообщали НПО, государственные органы создавали множество административных препятствий при попытках НПО зарегистрироваться. Многие заявки возвращались многократно по техническим причинам. Некоторые организации в ожидании регистрации нашли альтернативные способы проводить свою деятельность, то есть регистрировались как предприниматели или как филиалы других регистрированных групп, но остальные временно приостанавливали или ограничивали свою деятельность.

Источники отмечали целый ряд барьеров в формировании гражданского общества в стране, включая требования государственных органов для регистрации, чтобы учредители объединений являлись гражданами, и чтобы объединения, работающие на национальном уровне имели как минимум 500 членов. Другие барьеры включали в себя правила, позволяющие МЮТ направлять своих представителей на мероприятия и встречи, проводимые объединениями, и обязанность объединений извещать государственные органы о запланированной деятельности.

Независимых политических групп не было (смотрите раздел 3). Единственной зарегистрированной политической партией являлась Демократическая партия, бывшая Коммунистическая партия Туркменистана. Государство официально не запрещало членство в политических организациях; однако, на практике не было сообщений о лицах, которые требовали членство в политической организации, кроме Демократической партии. По сведениям Фонда Джеймстаун, государственные органы не разрешали оппозиционным движениям за пределами страны, включая Национальное демократическое движение Туркменистана, Республиканскую партию Туркменистана, и партию «Ватан» действовать в стране.

В течении года не было сообщений, что власти преследовали получателей иностранных грантов.

(Окончание следует)

Источник :: Посольство США В Туркменистане

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования