Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

дословное толкование закона - где об это написано?


Рекомендуемые сообщения

Доброго времени суток, уважемые форумчане и гости форума!

Помню, что где-то в законодательных актах есть требование о дословном толковании законодательства и о недопустимости расширительного толкования.

Очень нужна мне счас эта норма!

Может кто помнит в каком НПА?

Буду премного благодарна.

Изменено пользователем Me myself and I
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гражданский кодекс РК Статья 6. Толкование норм гражданского законодательства

1. Нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции Республики Казахстан и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в настоящей главе, прежде всего в ее статье 2.

2. При выяснении точного смысла нормы гражданского законодательства необходимо учитывать исторические условия, при которых она вводилась в действие, и ее истолкование в судебной практике, если это не нарушает требований, изложенных в пункте 1 настоящей статьи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

для начала статья 6 ГК

Спасибо!

Вот не поверите, но в ГК в первую очередь искала (недаром говорят "свежий взгляд").

Меня смущает, что в этой статье речь идет о гражданском законодательстве, а где можно найти что-то аналогичное про нормы права в целом....

Вот например ЗРК "О трансфертном ценообразовании" можно отнести к гражданскому законодательству?? :angryfire: :drowning:

Изменено пользователем Me myself and I
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

давайте так будем считать, что всё, что не относится к уголовному и административному законодательству, есть гражданское. так проще к пониманию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

давайте так будем считать, что всё, что не относится к уголовному и административному законодательству, есть гражданское. так проще к пониманию?

Согласна.

Одно из обоснований - если будете судиться вопрос будет рассматривать в гражданском порядке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Меня смущает, что в этой статье речь идет о гражданском законодательстве, а где можно найти что-то аналогичное про нормы права в целом....

Я думаю, что в Законе О нормативных правовых актах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

давайте так будем считать, что всё, что не относится к уголовному и административному законодательству, есть гражданское. так проще к пониманию?

:drowning:

хех, проще.

:angryfire:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 months later...

Хотелось бы возвратиться к этому вопросу. В какой-то из тем я уже писал об этом, правда, уже запамятовал где.

Как все-таки толкуем мы нормы НЕ-гражданского законодательства? Ст.6 ГК отвечает на вопрос, какие правила необходимо применять при толковании норм гражданского законодательства. Что такое "гражданское законодательство", нам объясняет ст.3 ГК.

По определению, к гражданскому законодательству не относятся уголовное, уголовно-процессуальное, об административных правонарушениях, об охране окружающей среды, налоговое, таможенное, о гос.регулировании хоз.деятельности (лицензирование, антимонопольное и проч.), финансовое (валютка, банки, аудиторы, бухгалтерия и проч.), о соц.обеспечении, и куча всего остального.

Ни в одном из указанных "НЕ-гражданских законодательств", если мне не изменяет память, не установлены правила толкования норм соответствующего законодательства.

Как же тогда толковать (читай "понимать")? Как судья - по внутреннему убеждению? Пока что я повсеместно лишь слышу о "дословном" или "буквальном" толковании, но откуда растут ноги, так и не понял. Может, назрела необходимость принять какой-то специальный НПА?

Давайте обсудим эту, на мой взгляд очень даже ничего себе, тему...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

необходимо начать в первую очередь с того, что нормы законодательных актов должны толковаться в полном соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошо, как тогда трактовать положения норм о трасфертном ценообразовании, или регулировании оборота нефтепродуктов? Ведь в них масса неувязок, нестыковок и противоречий....Отнести к гражданскому праву мы их не можем. Но ведь любые НПА должны трактоваться дословно? иначе как начнут все расширять и фантазировать......

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статья 44. Случаи и условия официального толкования нормативных правовых актов

1. В случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное толкование содержащихся в нормативном акте правовых норм.

2. В процессе официального толкования нормативных правовых актов не допускается внесение в них изменений и дополнений.

3. Нормы законодательных актов должны толковаться в полном соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан.

4. Смысл подзаконных нормативных правовых актов при их толковании должен раскрываться в полном соответствии с законодательными актами.

5. Официальное толкование нормативных правовых актов имеет обязательный характер при реализации содержащихся в них правовых норм, в том числе при их применении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

необходимо начать в первую очередь с того, что нормы законодательных актов должны толковаться в полном соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан.

Этот момент давайте сразу определим как аксиому. Однако положения Верховного Закона позволяют однозначно интерпретировать далеко не все положения законодательства.

В правилах русского языка!

Можно, конечно, принять закон, в котором предусмотреть, например, что если в тексте НПА написано "два", то надо читать "два", а не "три" или "восемь".

Но зачем?

Когда мы говорим о толковании норм законодательства, мы имеем в виду толкование юридическое. Вполне понятно, что законодательно не будет определяться значение слова «два» - это слово общепонятно и его невозможно загнать в рамки правового регулирования.

Более того, мы здесь говорим о толковании не бытовых фраз, типа, «Сына, сходи в магазин, купи хлеба», а норм права. Норма права – общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений. Языковой способ толкования норм права (лексико-морфологический, синтаксический) для уяснения смысла нормы права недостаточен в большом числе случаев. К слову, даже в обыденной речи этого может быть недостаточно. Например, мама сказала сыну «Смотреть телевизор тебе сегодня запрещается», а сын в ответ: «А слушать можно? А через ноутбук телепередачи смотреть можно?».

Помимо языкового способа могут подключаться и иные способы интерпретации норм права (системное, историческое), которые могут позволять «расширительное» толкование, т.е. «прямо не написано, но подразумевается». Так вот в ГК на этот счет написано, что первой ступенью толкования является буквальное толкование: «в соответствии с буквальным значением их словесного выражения», т.е. на самом верхнем уровне «расширительное толкование» не допускается. И только «при возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм», предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции (тут и так понятно – если не отвечает, значит толкование «неконституционное») и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в главе 1 ГК. Далее, для выяснения «точного смысла» нормы применяется исторический способ, а также казуальный.

Возьмем отдельно взятую отрасль – налоговое право (поверьте, в нем очень много норм, точный смысл которых даже с применением русского языка уяснить весьма трудно). Как толковать нормы налогового законодательства?

Изменено пользователем Tangerine
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...Но ведь любые НПА должны трактоваться дословно?...

В том то и дело, что нет "такову закону", чтобы любые НПА толковать дословно, "нерасширительно". Лично я, только в ГК такое правило видел.

5]
Статья 44. Случаи и условия официального толкования нормативных правовых актов

Вы же знаете, что наши доблестные гос.органы ничего официально не толкуют. "Разъяснение, которое не носит официальный характер" - нате, пожалуйста. А ежели официально, то ответ един - "Это не в моем компетенции".

Законы должны писаться для людей, чтобы любой человек, прочитав его, мог "уяснить его точный смысл".

Изменено пользователем Tangerine
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость ЛораНостра

"Законы должны писаться для людей, чтобы любой человек, прочитав его, мог "уяснить его точный смысл".".

1) в таком случае мы получим страну склочников, где каждый будет отстайвать свои права, пожалейте наших судей)))

2) даже немецкие цивилисты отмечают, что законы пишутся для юристов, и далеко не каждый юрист в силе уяснить, что там написал/понимал другой юрист!

3) давайте уточним, что означает "налоговое обязательство" по налоговому законодательстыву РК, к примеру в РФ у налогоплательщика возникает "налоговая обязанность" у нас же отстояли, что необходимо указывать "обязательство" как вытекающее явление из налоговой триады, где мы все видим связь между предметом, объектом и субъектом налоговых отношений, т.е. юридическую связь, но... якобы мы знаем, что обязательство - это чистой воды понятие из гражданского права, но оказывается "обязательство" это не гражданско правовое явление))) и здесь стоит призадуматься)) как регулировать те или иные отношения, как писать, что бы все понимали? для этого у законодателя еще не вырос мозг)) и он придумывает механизмы, которые могут ему помочь, такие как: разъяснения уполномоченных органов, официальное толкование, толкование подзаконных актов.

На мой взгляд это действительно работает, поскольку невозможно одинаково хорошо писать и толковать в различных сферах жизнидеятельности человека, к примеру многие юристы сталкиваются со специфическими понятиями бухгалтерской и ной деят.

кромк того, возьмем проблему толкования норм ГК, так ведь это тоже неправильно, елси мы будет буквально толковать то у нас земля, не земельные участки могут быть в частной собственности, аземельным кодексом дается его точное толкование касательно земельных участков, только один вопрос здесь не дает покоя, земельное право это чистой воды публичное право, а методом регулирования в гражданском является частное-горизонтальное регулирование.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЛораНостра, благодарю Вас за мнение. Позвольте выразить некоторые мысли в ответ:

1) Мы получим общество с высоким уровнем правовой культуры. Склочность, согласитесь, является категорией, не зависящей прямо от качества наших законов и их "понятности". Пробелы в законодательстве, его несовершенство, позволяющие крутить им что дышлом, в не меньшей степени дают свободу для склочников и крючкотворцев.

2) Не знаю, что говорят немецкие цивилисты, но их законодательство более адекватно, на мой взгляд, чем наше. В целом, мне больше импонирует англо-саксонская система. "Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла", Томас Джефферсон.

3) Что касается соотношения "обязательства" и "обязанности" - вопрос, конечно, интересный и сложный. Однако, смею предположить, "налоговое обязательство" как термин, используемый сугубо для целей налогового законодательства, не обязательно должен быть каким-то образом связан и сопоставим с "обязательством" в смысле гражданского права (гражданское правоотношение). В конце концов, обязанности налогоплательщика по уплате налога всегда противостоит право государство требовать уплату такого налога, что с лексической точки зрения обосновывает резонность использование слова обязательство. В этом случае, кстати, обыватель и не увидит разницы между этими двумя словами, но смысл ему будет понятен.

Хотя, соглашусь с Вами, что право - это система, соответственно его элементы должны быть, насколько это возможно, аутентичными (что волнует, по сути, только нас, юристов).

Что касается земли: земельное право, насколько мне известно, отрасль комплексная - сочетает в себе как нормы публичного права, так и частного. В ГК, кстати, указано, что "Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательными актами." Противоречия тут я лично не вижу.

Изменено пользователем Tangerine
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Коллеги, кто мне поможет истолковать эту норму:

Налоговый кодекс, зловещая статья 666.

2. Рассмотрение жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки, проведенной должностными лицами уполномоченного органа, производится непосредственно уполномоченным органом в порядке, установленном статьями 667 - 675 настоящего Кодекса.

Ситуация: проверка проводится городским управлением, в составе проверяющих 3 человека - 1 из города и 2 из НК МФ. Куда обжаловать - в обл.департамент или в МинФин?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги, кто мне поможет истолковать эту норму:

Ситуация: проверка проводится городским управлением, в составе проверяющих 3 человека - 1 из города и 2 из НК МФ. Куда обжаловать - в обл.департамент или в МинФин?

А каков результат проверки и кто его подписал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"уполномоченный орган" в НК РК - это НК МФ РК, непосредственно.

Процитированная норма говорит о том, что жалоба на уведомление по итогами налоговой проверки, осуществленной должностными лицами Налогового Комитета Минфина, рассматривается Налоговым Комитетом Минфина.

Жалобу на уведомление, вынесенное по результатам проверки налоговым управлением города, следует подавать в налоговый департамент области.

Проверку проводит та организация, которая издала акт о назначении проверки и издала уведомление по ее результатам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги, это я к вопросу о буквальном толковании вне гражданского права, который обсуждается в данной теме. Написано "проведенной должностными лицами уполномоченного органа". Два человека из трех были должностными лицами уполномоченного органа. Если следовать буквальному толкованию - могу подать жалобу как в облдеп, так и в МФ.

Результат проверки не важен (доначислили). Уведомление, конечно, идет от гор.управления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А кто назначил проверку и предписал сотрудникам НК МФ в ней участвовать - тоже начальник городского управления, а не руководитель НК МФ?..

Если так, то утверждать о том, что проверка проводилась "должностными лицами" НК, IMHO, нет оснований - работник учреждения не обязательно является его должностным лицом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги, это я к вопросу о буквальном толковании вне гражданского права, который обсуждается в данной теме. Написано "проведенной должностными лицами уполномоченного органа". Два человека из трех были должностными лицами уполномоченного органа. Если следовать буквальному толкованию - могу подать жалобу как в облдеп, так и в МФ.

Результат проверки не важен (доначислили). Уведомление, конечно, идет от гор.управления.

Конечно содержание уведомления не суть важно, интересовала форма и лицо (орган) вынесшие.

Статья 666. Органы, рассматривающие жалобы налогоплательщиков (налоговых агентов) на уведомления о результатах налоговой проверки

1. В соответствии с положениями, предусмотренными настоящим Кодексом, рассмотрение жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки производится вышестоящим органом налоговой службы.

Посему предлагаю ориентироваться на НК МФ.

Изменено пользователем Me myself and I
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Проверки в регионах, как вы знаете, достаточно часто доукомплектовываются сотрудниками МФ (каким образом это происходит, я не знаю - может быть, какие-то "разнарядки" им дают ).

По содержанию понятия "должностное лицо" тоже ведь можно достаточно долго дискутировать.

Сразу отмечу, что моя позиция - уровень подачи жалобы зависит от органа, вынесшего уведомление, а не от принадлежности инспекторов, проводящих проверку, к тому или иному органу. Хотелось просто привести пример того, как буквальное толкование в налоговом законодательстве может привести к интересным рассуждениям. Ведь согласитесь, если иметь интерес, то аргументацию можно довольно широкую развернуть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сразу отмечу, что моя позиция - уровень подачи жалобы зависит от органа, вынесшего уведомление, а не от принадлежности инспекторов, проводящих проверку, к тому или иному органу.

Согласен. И дискутировать здесь не о чем, поскольку оспаривание уведомления - это оспаривание решения гос .органа.

...а потрещать, в принципе, мы с Вами можем над каждой 3й-4й пожалуй нормой.. . но зачем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования