Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Народный банк Казахстана начал проводить сбор персональных данных на своих клиентов


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги моему знакомому, попался в руки прилюбопытнейший документ. Суть дела такова. Позвонили из народного банка, мол, придите, нужно перегистрировать карточку. Вы пенсионер и должны обслуживаться со скидкой, т.е. по льготному тарифу. Пришел. А перед тем, как начать составление договора и т.п. мне менагерша выкатывает филькину грамоту. Говорит, подпишите, а то договор составлять не буду. Взял я эту бумагу и стал внимательно читать. То, что я офигел, это мягко сказано. Подписывать, естественно, ничего не стал. Просто забрал ее, хотя менагерша, очень возражала. Внимательно прочтите и вдумайтесь о чем идет речь... Согласие на сбор и обработку персональных данных Настоящим я, ____(фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения, место жительства, номер и дата документа, удостоверяющего личность, ИИН) 1. Даю акционерному обществу «Народный сберегательный банк Казахстана» (далее — Банк) безусловное и безотзывное согласие: на сбор Банком из всех источников и обработку Банком любой информации обо мне, включая мои персональные данные, в т.ч. биометрические, зафиксированные на электронном, бумажном и любом ином носителе, а также происходящие в них в будущем изменения и дополнения (далее - Информация); на сбор и обработку Банком Информации по своему собственному усмотрению любыми способами, не противоречащими законодательству Республики Казахстан, в связи с возникновением с Банком, в том числе в будущем, любых правоотношений, связанных, включая, но не ограничиваясь, с: банковским и (или) иным обслуживанием, в том числе юридических лиц, акционером (участником) и (или) должностным лицом, и (или) работником которого я являюсь, и (или) предоставлением способов обеспечения исполнения обязательств перед Банком, в том числе юридическими лицами, акционером (участником) и (или) должностным лицом, и (или) работником которого я являюсь, и (или) раскрытием в отношениях с Банком информации о конечных собственниках акций (долей участия) юридических лиц, акционером (участником) которых я являюсь, и (или) представлением в отношениях с Банком интересов юридических и (или) физических лиц, и (или) моей аффилиированностью с юридическими и (или) физическими лицами, включая, но не ограниваясь такими способами, как: передача Банком Информации уполномоченным государственным органам, а также участникам Группы «Халык»; трансграничная передача Информации независимо от обеспечения соответствующим иностранным государством защиты такой Информации; на распространение Банком Информации в случаях, выходящих за рамки заявленных Банком целей ее сбора; на самостоятельное определение Банком условий доступа к Информации; на хранение Банком Информации на любых носителях в течение сроков, установленных законодательством Республики Казахстан и внутренними документами Банка, после прекращения правоотношений с Банком; с тем, что Банк не обязан уведомлять кого-либо о совершаемых Банком действиях по сбору и обработке Информации. 2. обязуюсь: в течение одного рабочего дня письменно сообщить Банку о любых изменениях и (или) дополнениях Информации, переданной Банку, с представлением Банку соответствующих подтверждающих документов для внесения Банком в Информацию изменений и (или) дополнений; не отзывать настоящее согласие и не предъявлять Банку требований об уничтожении Информации при наличии любых правоотношений с Банком, а также в течение установленных законодательством Республики Казахстан и внутренними документами Банка сроков хранения Банком Информации в случае прекращения таких правоотношений. Подтверждаю, что настоящее согласие действует в течение неопределенного срока (бессрочно) и распространяется на все отношения с Банком, как существующие и/или возникающие при предоставлении настоящего согласия, так и на любые другие, которые будут возникать в будущем. Подтверждаю, что настоящее согласие действует в течение неопределенного срока (бессрочно) и распространяется на все действия с акциями Банка, в том числе при взаимодействии с акционерами Банка - физическими лицами, совершаемые как при предоставлении настоящего согласия, так и любые другие, которые будут совершаться в будущем. Хотелось бы узнать, у нас что, появилась еще одна спец. служба в лице народного банка, которая имеет право заниматься оперативно-розыскной деятельностью? На основании каких законов? Не слишком ли много на себя берет народный банк?Земляки, будте внимательны, когда вам дают такого рода сомнительные филькины грамоты. Не подмахивайте не глядя. читайте внимательно, что подписываете.

Коллеги давайте обсудим данную тему на правомерность данных действий

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну согласие они получают в связи с введением в действие Закона Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите».

Но формулировки конечно шокируют, начиная с-

на сбор Банком из всех источников и обработку Банком любой информации обо мне, включая мои персональные данные, в т.ч. биометрические, зафиксированные на электронном, бумажном и любом ином носителе, а также происходящие в них в будущем изменения и дополнения
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это не только Народный, и не только в отношении физ лиц. У нас по работе стоит банк-клиент Казкоммерцбанка. И при входе туда выводится на экран аналогичное уведомление с одной только кнопкой "подписать". Кнопки "отказываюсь от подписи" или "игнорировать не имеется". То есть выбора нет. И Казкоммерц пошел еще дальше, они требуют:

сведения о семейном/социальном положении [данные свидетельства о заключении брака,

фамилия, имя, отчество супруга(и), паспортные данные супруга(и); наличие/отсутствие

иждивенцев и(или) иных членов семьи; степень родства, фамилии, имена, отчества и даты

рождения других членов семьи, иждивенцев; список физических лиц официальным

представителем и(или) опекуном которых является субъект; другие сведения;

сведения, связанные с оказанием Банком услуг (проведением операций, заключением

сделок, выполнением действий) – тексты договоров (соглашений), дополнительных соглашений

к нему, заявления и согласия, переписка, указания о проведении операций (платежные, кассовые и

иные документы), правоустанавливающие документы, номера платежных карточек и банковских

счетов и пр.;

Цитировать их можно долго. Так же они хотят сведения об имуществе, фото(!) этого имущества и кучу всякой другой информации, не имеющей отношения к моей работе и служебной деятельности.

sogpolnl_rus.pdf

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не надо паниковать. Банки сами были против такого закона и лишней бюрократии с клиентами. Я присутствовал на заседании в АФК по обсуждению проекта закона. Просто уж ответственность за нарушение данного закона сурова. А так как еще не понятно как оно все будет работать, уж лучше перестраховаться.

Изменено пользователем hirurg
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При такой перестраховке я думаю, нарушается-

При определении собственником и (или) оператором перечня персональных данных, необходимого и достаточного для выполнения осуществляемых ими задач, необходимо руководствоваться следующими принципами сбора, обработки и защиты персональных данных:

1) соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

hirurg

Не надо паниковать. Банки сами были против такого закона и лишней бюрократии с клиентами.

уж лучше перестраховаться

Для чего банку нужно знать моих иждевенцев и иметь фото моей недвижимости, если лично я с банком никаких отношений не имею как физлицо? На мое имя, как сотрудника организации оформлен ключ для работы в банк -клиенте, ну вот пусть про организацию и составляют досье. Для чего им нужны сведения о моих пенсионных счетах и т.п., причем банк оставляет за собой право использовать эти сведения в любых, включая рекламные, целях?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Помню мне Халык тоже как то написал (у меня ипотека), ЕСЛИ говорит не пролонгируешь страховку, ВЫСЕЛИМ из квартиры за неисполнение условий ДБЗ...

:))))

Я то понимаю, что сложно взять и выселить по таким основаниям :)))) но у них выбора другого нет, менеджер должен направить клиенту то, что набросали юристы из ГБ...

по сабжу, размалявали они конечно свое письмецо жестковато....

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, зря вы так о банках. :) Во-первых, для того, чтобы продолжить обслуживание своих клиентов в прежнем режиме, банки вынуждены разрабатывать такие вот по содержанию согласия на сбор и обработку персональных данных и утверждать перечни персональных данных, так как этого требует закон о персональных данных и их защите. Иначе может последовать привлечение к ответственности за незаконный сбор и обработку персоанльных данных. Почитайте, например, КоАП. Во-вторых, не нужно забывать, что, получив персональные данные, банки обязаны обеспечить их защиту, конфиденциальность. Без осуществления защиты персональных данных их сбор и обработка невозможны. В-третьих, закон о персональных данных и их защите распростроняется не только на банки. Любое лицо, которое так или иначе в процессе своей деятельности получает персональные данные, сохраняет их, использует, обязано соблюдать требования закона. В-четвертых, возвращаясь к банкам, стоит отметить, что не однократно, предвидя последствия принятия этого закона, банки на многочисленных заседаниях рабочих групп, в т.ч. в АФК и даже стенах Парламента высказывались за необходимость учета специфики деятельности финансовых организаций. Ведь есть же банковская, страховая тайна, тайна пенсионных накоплений. Более того, систематически говорилось о российском опыте. Однако, все попытки что-либо изменить остались тщетными. Услуги банков настолько многогранны, что порой невозможно ограничиться при их оказании сбором информации только об одном лице, том, которое обратилось в банк за услугой. Если даже с розницей возникают проблемы, например при платежах и особенно переводах денег (ведь есть отправитель и бенефициар), то еще болше проблем с обслуживанием юридических лиц. В банк обращается директор ТОО, при этом поскольку порой для принятия решения о совершении сделки и для ее исполнения необходимы сведения не только о директоре, но и о других физических лицах (глав. бух., поверенный, при финансировании - конечные собственникили и т.д.). Подзаконных актов, детализирующих требования закона, практически нет. Те, что есть (поставновления Правительства), либо ограничваются общими фразами, либо вызывают доп. вопросы. На запросы о разъяснении примения некоторых норм закона поступают противоречивые ответы гос. органов (расходятся мнения МВД (от имени которого это мнение выражает директор ЮД (!)) и Нац. банка, а Ген. прокуратура пересылает письма, тем самым устраняясь от дачи разъяснений). В таких условиях, когда нет прецедентов и практики применения норм закона, каждый банк вынужден выкручиваться по-своему. Но общая линия, на примере Народного банка и ККБ, как следует из вышеизложенного, сходится в одной точке - согласия на сбор и обработку данных нужны, как нужен и сбор самих сведений о физических лицах - клиентах банка, так как это неизбежная суровая реальность пусть и сырого, но действующего закона, в целях обслуживания своих клиентов.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но общая линия, на примере Народного банка и ККБ, как следует из вышеизложенного, сходится в одной точке - согласия на сбор и обработку данных нужны, как нужен и сбор самих сведений о физических лицах - клиентах банка, так как это неизбежная суровая реальность пусть и сырого, но действующего закона, в целях обслуживания своих клиентов.

Но я - не клиент банка. Клиент банка- организация. Почему банк запрашивает мои данные ( причем данные, совершенно не имеющие отношения к работе в этой организации), а не данные самой организации -клиента? И что будет, если я откажусь подписывать это соглашение? Моей организации откажут в обслуживании в этом банке? И раз Закон един для всех банков- то и следовательно, во всех остальных банках?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые друзья, все известно, что практически во всех банках работают "бывшие" (почемы бывшие в кавычках, т.к. бывших не бывает) сотрудники правоохранительных органов или спец.служб. Поэтому вышеуказанный так называемый документ составлен непосредственно ими в целях "Лучше пербдить,чем не добдить", т.е. как выше сказано подстраховаться от возможных жалоб и судебных тяжб.Отсюда и выродился сия бумага. Теперь практически все граждане, получающие зарплату по карточкам банков, а тем более получающие кредиты в банках будут вынуждены не глядя пописывать сие документ. В настоящее время самое главное ни что они соберут о нас все мои персональные данные, в т.ч. биометрические, зафиксированные на электронном, бумажном и любом ином носителе, а также происходящие в них в будущем изменения и дополнения,а то как они его будут использовать и кому передавать. В отношении НБ и ККБ там всегда собирали все данные о всех лицах, а в ККБ даже снимали отпечатки пальцев и образцы глазных зрачков, это при получения крупного (3 млн.тенге) кредита, в котором я оказался гарантом заемщика.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но я - не клиент банка. Клиент банка- организация. Почему банк запрашивает мои данные ( причем данные, совершенно не имеющие отношения к работе в этой организации), а не данные самой организации -клиента? И что будет, если я откажусь подписывать это соглашение? Моей организации откажут в обслуживании в этом банке? И раз Закон един для всех банков- то и следовательно, во всех остальных банках?

У юридических лиц априори не может быть персональных данных, персональные данные - это сведения, касающиеся физических лиц. При том не обязательно только клиентов. Есть физические лица, которые могут не быть клиентами банка, но персональные данные которых передаются Банку клиентом - юридическим лицом для получения услуги. А насчет вопроса, что будет если вы не дадите согласия, ответ таков: если оно необходимо и банк не сможет собрать информацию о физических лицах без него, услуга не может быть оказана. Еще раз повторюсь, что закон касается не только банков, а любых субъектов правоотношений, сталкивающихся в процессе своей деятельности со сбором и обработкой персональных данных физических лиц (искл. - сбор для личных и семейных нужд, архивные документы и др. случаи, указанные в п. 3 ст. 3 закона).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В связи с введением в действие закона ничего нового в сравнении с той информацией о физ. лицах, которая запрашивалась раньше, банки не запрашивают. Как нужна была информация о ФИО, ИИН, а также, в зависимости от вида услуги, о месте работы, доходах и расходах, сем. положении, аффилиированных лицах и пр., так она нужна и сейчас. Другое дело, чтобы теперь ее можно было получить, нужно оформить пресловутое согласие на сбор и обработку персональных данных.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тоже столкунулись с такой бумагой от ККБ, но ИМХО перечень, на которые дается согласия должен быть строго ограничен по каждой операции. Такой широкий перечень конечно удобен Банкам, но как говорилось выше, ущемляет права лиц.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Представитель

Александр_СТ написал: "а Ген. прокуратура пересылает письма, тем самым устраняясь от дачи разъяснений"

Хочу тоже работать в Ген.прокуратуре - это же синекура. Я тоже ни одного ответа с разъяснением от Ген.прокуратуры не получал за 10 лет работы представителем, а писем к ним посылали много

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 month later...

Доброго дня всем! Тоже столкнулись с этим по работе, но у нас сфера не банковская, а рынок ценных бумаг. В связи с этим, юристы брокеров-дилеров, управляющих инвестиционными портфелями, будьте добры, поделитесь как вы выходите из этой ситуации? Мы вроде сначала думали, что можем закрыться законом о РЦБ, коммерческой тайной на РЦБ, а теперь не уверены.

Заранее спасибо.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день! Наверное не до конца выразила свою мысль. Мы сначала думали, что сможем прикрыться законом о РЦБ и подзаконными к нему актами, и не собирать согласия с клиентов, так как то, что мы требуем, исключительно в рамках законодательства. Однако теперь мы не так уверены, потому что переговорили кое с кем с рынка (не буду называть имён) и они нам сказали, что позиция КФН и НБ РК по этому поводу такова, что согласие вроде как брать нужно. Хотя это, в нашем понимании, не совсем логично. Нам также рассказали предысторию этого Закона о персональных данных, как его принимали, в чьих интересах.....конечно многое стало понятно, но логики все равно не усматривается. Просто учитывая сколько у нас клиентов и из них некоторые еще и отсутствуют, проблематично становится...Вот и решила спросить на форуме....попутно пишем запрос в КФН, но пока на него ответят.....

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Магиюша, все логично, Закон о перс данных распространяется в том числе на проф участников РЦБ. Мы к примеру, собираем согласия на раскрытие перс данных только с новых клиентов - физических лиц и юридических лиц, или в случае если старый клиент меняет реквизиты или др инфу о себе, то запрашиваем такое согласие. Но лучше отражать это в брокерских договорах типа: "подписывая настоящий Договор, Клиент предоставляет Брокеру свое согласие на сбор, использование и обработку своих персональных данных, в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите»" и т.д.

Кстати, такие согласия надо и у работников своих взять.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С принятием данного закона многие БВУ (как и многие др.организации) стали фактически операторами баз персональных данных. Нахождение инфы о клиентах в банках само по себе стало незаконным без данного согласия. Тоже столкнулись с таким требованием. Правда в нашем случае банкиры под соусом внесения изменений в связи с выходом закона, хотели внести еще кучу всего, а также возможность дефолтнуть из-за не предоставления этих сведений. Причем запрашивались сведения которые уже есть (главбух, директор). т.е. лицах, указанных в анкете заемщика. ИМХО в данном случае БВУ пытаясь соблюсти один закон заставляет своих клиентов нарушать другой....

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С принятием данного закона многие БВУ (как и многие др.организации) стали фактически операторами баз персональных данных. Нахождение инфы о клиентах в банках само по себе стало незаконным без данного согласия. Тоже столкнулись с таким требованием. Правда в нашем случае банкиры под соусом внесения изменений в связи с выходом закона, хотели внести еще кучу всего, а также возможность дефолтнуть из-за не предоставления этих сведений. Причем запрашивались сведения которые уже есть (главбух, директор). т.е. лицах, указанных в анкете заемщика. ИМХО в данном случае БВУ пытаясь соблюсти один закон заставляет своих клиентов нарушать другой....

Да банкам данный закон вообще нужен не был!

О какой заинтересованности Вы говорите?

Скорее всего на всякий случай запрашивают, так как непонятно как будет данный закон работать и как потом будут банки наказывать за его нарушение. Поэтому лучше лишний раз подстраховаться и взять согласие на всех на всё.

Изменено пользователем hirurg
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да банкам данный закон вообще нужен не был!

О какой заинтересованности Вы говорите?

Скорее всего на всякий случай запрашивают, так как непонятно как будет данный закон работать и как потом будут банки наказывать за его нарушение. Поэтому лучше лишний раз подстраховаться и взять согласие на всех на всё.

Перечитал три раза. Где я говорил о заинтересованности?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перечитал три раза. Где я говорил о заинтересованности?

Прошу прощения за неверно подобранное слово. Я имел ввиду сие:

Правда в нашем случае банкиры под соусом внесения изменений в связи с выходом закона, хотели внести еще кучу всего, а также возможность дефолтнуть из-за не предоставления этих сведений.

Не хотели, пришлось.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 months later...

А кроме закона "О Персональных данных и их защите", какие нормативные акты существуют в Казахстане? В самом законе все очень неясно, про отношения банков и их клиентов вообще не сказано ни слова.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Гость Алия

Я полагаю, что этот закон отработается со временем, как налоговый кодекс. То есть, теория воссоединится с практикой! А сейчас, поскольку банк (и не только Народный) получает персональные данные лица, он обязан по закону их обрабатывать, хранить, уничтожать. Поэтому оформляется подобное согласие.

Банки лоббировали только то, чтобы по закону их освободили от получения согласий. Не прокатило...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования