Electrolux Опубликовано 28 Апреля 2014 Жалоба Опубликовано 28 Апреля 2014 с удовольствием поприсутствую на заседаниях. Анатолий, просьба сообщать о датах. Цитата
Нуржан Опубликовано 28 Апреля 2014 Жалоба Опубликовано 28 Апреля 2014 с удовольствием поприсутствую на заседаниях. Анатолий, просьба сообщать о датах. Присоединяюсь. Если совпадут свободное время с процессом, то пренепременно. Цитата
KZ Lawyer Опубликовано 28 Апреля 2014 Жалоба Опубликовано 28 Апреля 2014 29.04.2014 года, будет подано заявление о признании незаконным бездействия государственного органа (Нац. Банка РК). Удачи! Ход дела чем-то обещает протекать анологичным с историей образом. Цитата
Анатолий Утбанов Опубликовано 28 Апреля 2014 Автор Жалоба Опубликовано 28 Апреля 2014 Перед подачей, все же решил представить проект на обсуждение. Жду критики, замечаний, пожеланий: 19 февраля 2014 года мной, в ГУ «Национальный Банк Республики Казахстан» на имя его председателя Келимбетова Кайрата Нематовича, было направлено обращение, в котором я просил предоставить ответы на некоторые вопросы, касающиеся проведенной, 11 февраля 2014 года, девальвации (отказа от поддержания курса тенге на прежнем уровне). Однако в период времени с 19 февраля по 07 апреля 2014 года, т.е по истечении 45 дней, с момента подачи обращения, ответа так и не последовало. По этой причине, 07 апреля 2014 года, в адрес ГУ «Национальный Банк Республики Казахстан», мной было направлено повторное обращение. В указанном, повторном, обращении я был вынужден просить в кратчайшие сроки предоставить ответ на мое обращение от 19.02.2014 года, а также сообщить о причинах нарушения порядка и сроков рассмотрения обращения, которые имеют место в процессе его рассмотрения. 14 апреля 2014 года, по истечении более 50 дней с момента подачи обращения (!), я получил уведомление, от ГУ «Национальный Банк Республики Казахстан», из содержания которого следовало, что срок рассмотрения моего обращения продлен. 16 апреля 2014 года я получил письмо от имени ГУ «Национальный Банк Республики Казахстан» из содержания, которого следует, что Национальный Банк РК ведет и продолжит вести активную информационно-разъяснительную работу, а также намерен придерживаться политики открытости и прозрачности своей деятельности. Также в указанном письме перечисляются общеизвестные факты, такие как: «Республика Казахстан является открытой рыночной экономикой, которая тесно интегрирована в глобальную экономику», «информация по платежному балансу РК является общедоступной и публикуется на соответствующей регулярной основе». В письме приведены и некоторые статистические данные. Однако, вместе с тем, упомянутое письмо не содержит ответов на поставленные, в моих обращениях, вопросы. В частности оставлены без ответа следующие вопросы: 1. В декабре 2013 года сообщалось о том, что ситуация на финансовом и валютном рынках остается стабильной. В какой момент, конкретную дату, кем и на основании каких конкретных документов, сведений, данных либо какой аналитической работы (кем проделанной и за какой период) был сделан вывод о необходимости отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем, до 11.02.2014 года, уровне и установить равновесным курсом курс в 185 тенге за доллар США? 2. Когда руководству Национального Банка РК стало известно о вышеперечисленных предпосылках к отказу от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне, т.е. о высоких девальвационных ожиданиях в экономике, неопределенности по отношению к курсу российского рубля и пр.? 3. Как и кем принималось решение о технике проведения девальвации и о дате ее проведения? 4. Почему была определена цифра в 185 тенге за доллар США, какие расчеты лежат в основании именного этого курса? Имеются ли на это соответствующий анализ, экономическое обоснование, расчеты? 5. На протяжении, какого периода Национальный Банк планирует (может гарантировать) поддержание обменного курса тенге на этом уровне? На чем основаны эти планы (уверенность в возможности поддержания определенный период)? 6. Председатель Национального банка Республики Казахстан Кайрат Келимбетов на брифинге в Службе Центральных коммуникаций при Президенте РК заявил, что: «никакой повторной девальвации не будет. Тот задел прочности, который создан, у нас есть силы и средства, чтобы его защищать, и мы будем его защищать». В связи с этим просим ответить, что имел ввиду г-н Келимбетов К., упоминая некий задел прочности, силы и средства для его защиты? 7. Согласно концепции основных направлений денежно-кредитной политики Республики Казахстан Национальный Банк Республики Казахстан проводит интервенции с целью сглаживания резких скачков обменного курса тенге. Каким образом отказ от поддержания обменного курса тенге на прежнем, до 11.02.2014 года, уровне позволит сгладить резкий скачок обменного курса тенге, имеются ли соответствующий анализ, экономическое обоснование, расчеты? 8. Каким образом отказ от поддержания обменного курса тенге на прежнем, до 11.02.2014 года, уровне позволит обеспечить стабильность цен, имеются ли на это соответствующий анализ, экономическое обоснование, расчеты? 9. Каким образом отказ от поддержания обменного курса тенге на прежнем, до 11.02.2014 года, уровне позволит добиться снижения инфляции до 3-4 % в среднесрочной перспективе, имеются ли на это соответствующий анализ, экономическое обоснование, расчеты? 10. Каким образом отказ от поддержания обменного курса тенге на прежнем, до 11.02.2014 года, уровне соответствовал целям противодействия спекулятивному ажиотажу и недопущению чрезмерной волатильности обменного курса, имеются ли на это соответствующий анализ, экономическое обоснование, расчеты? 11. Действительно ли, что начало года было выбрано для девальвации потому, что крупные компании, банки и сам Национальный банк готовили годовую финансовую консолидированную отчетность к аудиту и последующему утверждению общими собраниями акционеров? 12. 11 февраля 2014 года на KASE прошла утренняя сессия, по итогам которой средневзвешенный курс доллара составил 163,90 тенге. На основании, каких нормативно-правовых актов в последующие дни официальный курс доллара был установлен на ином уровне? 13. В каком объеме и кому 12 февраля 2014 года Национальным банком конвертировались тенге по официальному курсу доллара 163,90 тенге? 14. Просим сообщить о механизме принятия решений о девальвации, круге лиц которым было об этом известно и мерах принятых во избежание утечки? 15. Просим сообщить имеются ли расчетные данные, на какую цифру в 2014 году увеличится поступление налогов от предприятий экспортеров (в том числе и в перерасчете на свободно конвертируемую валюту), какого уровня достигнет инфляция, имеются ли соответствующий анализ, экономическое обоснование, расчеты? 16. Способствует ли отказ от поддержания обменного курса тенге на прежнем, до 11.02.2014 года, уровне, стабильности накопительной пенсионной системы. Каким образом такой отказ скажется на работе пенсионных фондов РК, а также отразится на вкладчиках имеющих вклады (депозиты) в тенге, на заемщиках имеющих займы в иностранной валюте, имеются ли соответствующий анализ, экономическое обоснование, расчеты в данном контексте? 17. В 1999 году клиентам банков было предоставлено право конвертации их вкладов по тому курсу, который существовал до девальвации тенге. Имеется в виду принятие Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 62 «Об утверждении Правил конвертации теньговых депозитов физических и юридических лиц в банках второго уровня в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге». Рассматривалось ли принятие аналогичных мер при проведении девальвации в феврале 2014 года и если было отклонено, то по каким причинам? 18. Прошу сообщить о причинах нарушения порядка и сроков рассмотрения моего обращения, которые имеют место в процессе его рассмотрения. Между тем, согласно статье 10 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения. Письмо от имени ГУ «Национальный Банк Республики Казахстан», от 16 апреля 2014 года, не соответствует указанным требованиям Закона. По сути, указанный ответ является ничем иным как формальной отпиской. Что характерно, ответ на повторное обращение, от 07 апреля 2014 года, до настоящего времени, мне также не был предоставлен. Согласно ст.8 Закона Республики Казахстан «о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения продлевается не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня продления срока рассмотрения. Однако ГУ «Национальный Банк РК» были нарушены вышеуказанные сроки и порядок рассмотрения обращения, причем я, как заявитель, не был уведомлен о причинах их нарушения. В соответствии с п. 2 ст.20 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. В связи с этим, я вынужден сделать вывод о том, что бездействие государственного органа, выразившееся в непредставлении ответов, на поставленные вопросы, не только нарушает мое право на получение информации, но и содержит в себе признаки правонарушения создающего условия для коррупции. В силу п. 1 ст. 20-2 Закона РК «О государственной службе» государственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции. Согласно статье 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией» правонарушениями, создающими условия для коррупции, помимо прочих, также являются следующие деяния - задержка в предоставлении информации, передача недостоверной или неполной информации; неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов, явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов. Учитывая важность и общественное значение такого фундаментального права как - право на получение информации, а также принимая во внимание необходимость получения ответов на вопросы поставленные в обращении, считаю целесообразным инициировать настоящее заявление в порядке, предусмотренном главой 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. В соответствии со ст. 278 ГПК РК, гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего непосредственно в суде. В соответствии с п.1 ст.279 ГПК РК, к решениям, действиям (или бездействию) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в суде, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (или бездействие), в результате которых нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 278, 279 ГПК РК ПРОШУ: Признать незаконным бездействие ГУ «Национальный Банк РК», которое выразилось в непредставлении ответов на мои обращения от 19 февраля 2014 года и 07 апреля 2014 года, а также в нарушении порядка и сроков рассмотрения обращений, установленных Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» Обязать ГУ «Национальный Банк Республики Казахстан», в порядке установленном Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», предоставить мне обоснованный и мотивированный ответ, содержащий конкретные факты и ссылки на нормативно-правовые акты РК, по существу 18 вопросов, изложенных мной в обращениях от 19 февраля 2014 года и 07 апреля 2014 года. Предоставление указанных ответов будет соответствовать декларируемой ГУ «Национальный Банк РК» политики открытости и прозрачности своей деятельности. Цитата
Александр К Опубликовано 28 Апреля 2014 Жалоба Опубликовано 28 Апреля 2014 Анатолий, а имеет ли какой-то практический смысл подавать иск по признанию бездействия НБ по непредоставлению Вам ответов незаконным? Что это даст? Цитата
Анатолий Утбанов Опубликовано 28 Апреля 2014 Автор Жалоба Опубликовано 28 Апреля 2014 Анатолий, а имеет ли какой-то практический смысл подавать иск по признанию бездействия НБ по непредоставлению Вам ответов незаконным? Что это даст? Это позволит получить ответы на вопросы изложенные в обращении. Ответы на вопросы, в свою очередь, позволят сделать выводы о законности или незаконности проведенной девальвации, получить достаточный объем необходимой информации - оснований. Обжалование девальвации, как есть, по основаниям "Нет постановления СД И Правления", насколько мне известно, готовят мои коллеги. В ходе судебных процессов, при условии их параллельного рассмотрения, мы получим возможность обмениваться необходимой информацией. В том случае когда мое заявление будет рассмотрено ранее, коллеги получат дополнительные основания. Не вижу предпосылок для того, чтобы отказаться от подачи упомянутого заявления. Цитата
DjeSoP Опубликовано 5 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 5 Мая 2014 Не вижу предпосылок для того, чтобы отказаться от подачи упомянутого заявления. Заявление подано? В какой суд? Цитата
Скиоп Опубликовано 13 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 13 Мая 2014 Это позволит получить ответы на вопросы изложенные в обращении. Ответы на вопросы, в свою очередь, позволят сделать выводы о законности или незаконности проведенной девальвации, получить достаточный объем необходимой информации - оснований. Новости есть ? Поделитесь если можно ! Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 14 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 14 Мая 2014 Вот и слово для девальвации по казахстански подобрано- "примитивный грабеж населения" http://wild.ratel.su/news.php?news=905 Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 16 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 16 Мая 2014 Операция «Ы», или О чем проговорился Кайрат Келимбетов? Автор: Руслан БЕКНАЗАРОВ 16.05.2014 Главным событием текущей недели стало признание Кайрата Келимбетова, в чьих именно интересах была проведена последняя девальвация тенге. Об этом глава Национального банка Казахстана заявил, не мудрствуя лукаво, на последнем своем брифинге в Астане в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК. В общем, как следует из слов главного банкира Казахстана, девальвация была сделана, во-первых, в интересах самого Нацбанка РК, чтобы не допустить дальнейшего снижения его золотовалютных резервов. Во-вторых, ради крупных сырьевых корпораций — экспортеров, чтобы помочь им повысить конкурентоспособность продукции на внешних рынках. В-третьих, дабы установить административный контроль над ключевым экономическим показателем — курсом доллара США на внутреннем валютном рынке республики. Если оценивать события 11 февраля 2014 года с этих позиций, то «корректировка» курса нацвалюты (как уже неоднократно заявлял сам Кайрат Нематович) действительно была проведена качественно и эффективно. Подтвердим это сухим языком цифр. Корректировка по Келимбетову Если на конец января 2013 года валютные резервы Нацбанка РК составляли 20,664 миллиарда долларов США и за год, к концу января 2014 года снизились до 18,697 миллиардов, то после девальвации они начали устойчиво расти, достигнув к концу апреля 22,117 миллиардов. А произошло это по той простой причине, что девальвация тенге резко сократила расходы крупных казахстанских экспортеров внутри страны — ведь их расходы на оплату труда даже с учетом стопроцентного выполнения поручения елбасы повысить заплаты наемным работникам сократились как минимум на одну десятую. Плюс практически остались пока без изменений затраты на электроэнергию и транспорт. Это и позволило «жирным котам» начать демпинговать и за счет снижения цен увеличить экспорт как в натуральном, так и стоимостном выражении. Вот как замечательно доложил об этих успехах во время своего последнего брифинга в СЦК председатель Нацбанка РК. Цитируем Келимбетова: «По итогам первого квартала мы имеем положительное сальдо текущего счета, которое составило 5,5 миллиардов долларов. Для примера скажу, что в прошлом году у нас было по итогам года отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса, которое составило минус 118 миллионов долларов. То есть налицо позитивный отклик экономики на проведенную валютную корректировку. Валовые международные резервы Национального банка превысили 28 миллиардов долларов. В конце 2013 года резервы превышали 24 миллиарда долларов, в конце 2012 года они были на уровне 28 миллиардов. В целом уровень золотовалютных резервов вернулся к показателю 2012 года. Это тоже рост, который нас радует и говорит о том, что макроэкономический баланс восстановлен». Что же касается последнего достижения — стабилизации обменного курса американской и усмирение внутреннего валютного рынка, то оно также налицо. Цитируем официальный пресс-релиз Нацбанка РК: «В апреле 2014 года курс тенге к доллару США изменялся в диапазоне 182,01—182,07 тенге за 1 доллар США. На конец месяца биржевой курс тенге составил 182,06 тенге за доллар США. В апреле 2014 года объем биржевых операций на Казахстанской Фондовой Бирже с учетом сделок на дополнительных торгах снизился по сравнению с мартом 2014 года на 51,7% и составил 4,0 млрд. долл. США. На внебиржевом валютном рынке объем операций снизился на 34,3% до 0,6 млрд. долл. США. В целом, объем операций на внутреннем валютном рынке снизился на 49,9% по сравнению с мартом 2014 года и составил 4,6 млрд. Долларов США». К сожалению, остальная и к тому же подавляющая часть казахстанцев не может разделить радость и гордость Кайрата Нематовича за успехи и достижения правительства и Нацбанка. По той простой причине, что эти победы обеспечены за их счет, причем в прямом смысле слова. Цитата
Эдуард Опубликовано 16 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 16 Мая 2014 Это и позволило «жирным котам» начать демпинговать и за счет снижения цен увеличить экспорт как в натуральном, так и стоимостном выражении. ИМХО сомнительное утверждение, учитывая законодательство о трансфертном ценообразовании. Да и как можно демпинговать, если на экспорт идет биржевая продукция? Цитата
KAZurnoy Tyz Опубликовано 17 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 17 Мая 2014 мне лично девальвацией причинен убыток и немалый. Цель иска - для начала установить законность принятия решения о девальвации, то есть соблюдены ли требования закона о порядке принятия постановлений СД и Правлением НБ. Как сказал КК, он узнал ночью о девальвации, а решение принято вечером, значит он не участвовал в принятии решения, что незаконно. Вроде всё просто)) Значит надо подавать заявление в полицию, что некто присвоив полномочия Председателя Нац.Банка принял решение о девальвации. Тем самым присвоил себе полномочия должностного лица и присвоил себе государственную власть в РК. Цитата
KAZurnoy Tyz Опубликовано 17 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 17 Мая 2014 Гражданское дело по заявлению Тастамбековой Гульнары Аблаевны к Республиканскому государственному учреждению Национальный Банк РК об отмене Постановления №18 от 11.02.2014 г., назначить к судебному разбирательству на 17.00 часов 26 мая 2014 года в зале суда района «Сарыарка» г. Астаны с участием сторон и извещением прокурора. Цитата
Александр Чашкин Опубликовано 18 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 18 Мая 2014 об отмене Постановления №18 от 11.02.2014 г., Что это за документ? Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 19 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 19 Мая 2014 Это не про обменники-ли, курс в которых не понравился премьеру? Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 19 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 19 Мая 2014 Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11 февраля 2014 года № 18 «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи долларов США и евро за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты» Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 19 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 19 Мая 2014 А может под влиянием- http://forbes.kz/finances/otmenit_valyutnyiy_koridor_ne_prosto_a_ochen_prosto Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 27 Мая 2014 Жалоба Опубликовано 27 Мая 2014 На KASE сегодня - max 184,95 Пока иск по старой девальвации готовили- новая пошла? :) Народ начал на тенговые депозиты возвращаться и его решили снова побрить? Как-то неумно в преддверии легализации- кто ж на таких курсовых фортелях будет в КЗ деньги переводить?И главное- ноль комментариев от Нацбанка, как обычно :) Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 3 Июня 2014 Жалоба Опубликовано 3 Июня 2014 Решение Сарыаркинского районного суда города Астана от 26 мая 2014 года № 2-4210/14 ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Сарыаркинский районный суд города Астана, в составе председательствующего судьи Комековой Ж.Р., при секретаре судебного заседания Дуйсековой Ж., с участием прокурора Талтановой А., представителей истца адвоката Сарсембаевой Д.К., ответчика Куанышевой Г.К., Кусаиновой Б.Е., действующие на основании доверенностей (в материалах дела), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Тастамбековой Гульнары Аблаевны к Республиканскому государственному учреждению Национальный Банк Республики Казахстан о признании незаконным и отмене Постановление Правления Республиканского государственного учреждения Национальный Банк РК №18 от 11.02.2014 г. и об устранении в полном объеме допущенное нарушение прав, У С Т А Н О В И Л: Тастамбекова Г.А. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что 11.02.2014г. Правлением Республиканского государственного учреждения «Национального Банк РК» вынесено Постановление правления №18 «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи долларов и евро за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты». Пункт №1 Постановления устанавливает пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункта уполномоченных Банков и уполномоченных организаций, для доллара США - 2 тенге; для евро – 3 тенге. Пунктом 2 установлен срок действия пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты с 11.02.2014г. по 31.12.2014г. включительно. В Постановлении №18 четко указан определенный «коридор» «от и до» пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, за нарушение которого наступает ответственность. Постановлением Правления Национального Банка РК № 78 от 24.08.2009 года утверждены Правила установления пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты (далее Правила). Данные Правила определяют только порядок установления Национальным Банком РК пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты уполномоченных банков и уполномоченных организаций, но не устанавливают сами пределы отклонения курса в виде выраженной в тенге предельно допустимой разницы между курсом продажи и курсом покупки иностранной валюты за тенге. Эти пределы устанавливает только Постановление №18. Поэтому нарушение правил, утвержденных Постановлением №78, не влечет ответственности лиц. В то время как нарушение Постановления №18 влечет возникновение ответственности для индивидуально определенного круга лиц, на которые оно должно распространяться. Однако в Постановлении №18 указание на такой индивидуально определенный круг лиц отсутствует. Согласно ст.4 Закона РК «Об административных процедурах»: 2. Правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, является письменным официальным документом установленной формы и: 1) рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное по времени применение; 2) распространяется на индивидуально определенных лиц; 3) применяет и (или) реализует установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц. Постановление №18 не соответствует данным требованиям установленной формы для письменного официального документа - акта индивидуального применения, так как в нем не указано на каких индивидуально определенных лиц оно распространяется, права и обязанности каких индивидуально определенных лиц применяет и/или реализует, не перечислены конкретные наименования юридических лиц и/или фамилии, имена, отчества физических лиц. Из содержания Постановления №18 следует, что действие его распространяется на неопределенный круг лиц на всей территории Республики Казахстан. Но в таком случае Постановление №18 является не правовым актом, а нормативным правовым актом, что влечет обязательность его регистрации и официального опубликования, которые не имеются. В результате отсутствия в Постановлении №18 перечня индивидуально определенного круга лиц, на которые оно распространяется, полагает, что были нарушены права заявителя, повлекшее незаконное привлечение к административной ответственности по ч.3 ст. 188 РК КоАП. 17.02.2014 г.. В определении суда от 07.03.2014 г., вступившем в законную силу, указано, что Постановление №18 от 11.02.2014 г. относится к правовым актам, вынесенным Правлением Национального Банка РК в соответствии с его полномочиями, закрепленными в Законе РК «О Национальном Банк Республики Казахстан». Однако выводы суда, не подтверждаются содержанием текста Постановления №18, из которого не понятен круг лиц, на которых оно распространяет свое действие. Из п.5 Постановления №78 следует, что Национальный Банк при выявлении нарушения установленных Национальным Банком пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, применяет к уполномоченным банкам и уполномоченным организациям меры воздействия и санкции, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. В этой связи, действие Постановления №18 должно распространяется только на обменные пункты, но не на физических лиц. По причине не соответствия Постановления №18 требованиям ст.ст.4,5 Закона РК «Об административных процедурах», а именно требованиям о том, что в правовом акте должен быть исчерпывающе определен круг лиц, на которых распространяется его действие и(или) которые несут ответственность та реализацию намечаемых в нем мер в установленные сроки, Тастамбекова Г. была незаконно привлечена к административной ответственности в виде штрафа. Просит признать незаконным и отменить Постановление Правления Республиканского государственного учреждения «Национальный Банк Республики Казахстан» №18 от 11.02.2014 г. «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи долларов США и евро за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты», обязать Правление Республиканского государственного учреждения «Национальный Банк Республики Казахстан» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Тастамбековой Г.А.. В судебном заседании представитель Тастамбековой Г.А. адвокат Сарсембаева Д.К., заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить требования в полном объеме. В судебном заседании представители Республиканского государственного учреждения Национальный Банк Республики Казахстан Куанышева Г.К., Кусаинова Б.Е., требования не признали, пояснив что, Национальным Банком РК в отношении Тастамбековой Г.А. не были нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы, не были созданы препятствия к осуществлению ею прав и свобод, как физического лица. Тастамбекова Г.А., Национальным Банком РК была привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.188 КР КоАП, как должностное лицо, т.е. руководитель ТОО «ТасКо» - уполномоченной организации - юридического лица. В соответствии с пунктом 2 Нормативного постановления Верховного Суда №18 руководители юридического лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в случае совершения административного правонарушения в связи с выполнением указанных функций, несут административную ответственность как должностные лица. Под руководителем юридического лица следует понимать лицо, входящее в единоличный или коллегиальный исполнительный орган юридического лица. В соответствии с Уставом ТОО «ТасКо» в товариществе создается единоличный исполнительный директор - руководитель товарищества, осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию участников, (п.9.2 Устава). Исполнительным органом товарищества является директор - руководитель товарищества (п. 10.1 Устава). Таким образом, Тастамбекова Г.А. является руководителем ТОО «ТасКо» - лицом, единолично исполняющим функции исполнительного органа, т.е. должностным лицом ТОО «ТасКо». Относительно Постановления №18, Постановления №78, а также незаконного привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.188 КоАП, были уже рассмотрены в Специализированном межрайонном административном суде г.Астаны 7 марта 2014 года по гражданскому делу №2-85/2014 и доказаны при разбирательстве данного гражданского дела (по жалобе директора ТОО «ТасКо» Тастамбековой Г.А. на Постановление директора Центрального филиала (г.Астана) Национального Банка РК Сейфуллина М.Х. от 17.02.2014г. по делу об административном правонарушении). Лицо, совершившее названное правонарушение, привлекается к административной ответственности не на основании каких-либо других нормативных правовых актов, правовых актов, а на основании КоАП. В постановлении №78 дается понятие «отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге» как разница между курсом покупки единицы иностранной валюты в Национальной валюте и курсом продажи единицы иностранной валюты в Национальной валюте, установленными для обменного пункта на основании письменного распоряжения должностного лица уполномоченного Банка или уполномоченной организации; а также понятия «предела отклонения названного курса» как выраженной в тенге предельно допустимой разницы между курсом продажи и курсом покупки иностранной валюты за тенге. Согласно пункту 47 Правил №106, курсы покупки и продажи устанавливаются распоряжениями об установлении курсов, ежедневно издаваемыми руководителем юридического лица, имеющего право на организацию обменных операций, (его филиала) или иным лицом, которому приказом руководителя предоставлены такие полномочия. 11.02.2014 г. Постановлением № 18 были установлены пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты: для доллара США - 2 тенге, для евро - 3 тенге. Постановление №18 относится к правовым актам, вынесенным Правлением Национального Банка РК в соответствии с его полномочиями, закрепленными в Законе РК «О Национальном Банке Республики Казахстан». Оно соответствует предъявляемым к таким актам требованиям, указанным в ст. 4 Закона РК от 27.11.2009 г. «Об административных процедурах»: рассчитан на ограниченное во времени применение (с 11.02.2014 г. по 31.12.2014 г. включительно); распространяется на индивидуально определенных лиц (уполномоченные Банки и уполномоченные организации, имеющие обменные пункты); применяет и (или) реализует установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц. Постановлением №78 Национальному Банку РК дано право при выявлении нарушения установленных Национальным Банком РК, пределов отклонения, применять к уполномоченным банкам и уполномоченным организациям меры воздействия и санкции, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. В пункте 64 Правил №106 также Национальному Банку РК или его филиалу, предоставлено право при выявлении нарушений норм названных Правил юридическим лицом, имеющим право на организацию обменных операций, (его филиалом) применять меры воздействия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Целью принятия постановления №18 является защита интересов населения, как потребителей финансовых услуг, оказываемых уполномоченными банками и уполномоченными организациями на организованном рынке обмена валют, а также недопущение развития «теневого» рынка. Искусственное занижение курса покупки валюты у населения отдельными обменными пунктами стимулирует появление «теневиков», которые готовы работать с населением со значительно меньшей разницей в курсах покупки и продажи, создавая почву для проведения обменных операций вне организованного рынка. Постановлением №18 установлены лишь пределы отклонения для доллара США и евро в виде цифрового показателя, а также период действия таких пределов, тогда как сами нормы права, содержащие обязанность лиц, имеющих лицензию на организацию обменных операций, по соблюдению вводимой маржи и ответственность за ее несоблюдение, установлены совокупностью законодательных и нормативных правовых актов, зарегистрированных в установленном порядке в МЮ. Кроме того, Постановление №18 рассчитано на ограниченное по времени применение (действует с 11.02.2014г. по 31.12.2014г.), распространяется на индивидуально определенных лиц, (на уполномоченных банков и уполномоченных организаций, осуществляющих обменные операции), т.е. обладает признаками присущими правовому акту (акту индивидуального применения), указанными в Законе РК «Об административных процедурах». Просят суд отказать в полном объеме в удовлетворении заявления Тастамбековой Г.А. о признании незаконным и отмене Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11 февраля 2014 года №18 «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи долларов США и евро за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты» и об устранении в полном объеме допущенное нарушение прав. Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворение требований, суд приходит к следующему. В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 ГПК РК, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Стороны избирают в ходе гражданского судопроизводства свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от суда, других органов и лиц. В соответствии ст. 278 ГПК РК, граждане и юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего непосредственно в суде. Согласно ст. 15 Закона РК «О Национальном Банке РК», высшим органом Национального Банка РК является Правление. Постановлением № 18 от 11.02.2014 г. «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи долларов США и евро за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты», были установлены пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты: для доллара США - 2 тенге, для евро - 3 тенге. Судом установлено, что Постановление №18 относится к правовым актам, вынесенным Правлением Национального Банка РК в соответствии с его полномочиями, закрепленными в Законе РК «О Национальном Банке Республики Казахстан». Пределы отклонения установлены Правлением Национального Банка РК, которое является коллегиальным органом (9 членов Правления, в составе Председателя Национального Банка РК, пятерых должностных лиц Национального Банка РК, представителя Президента РК, двух представителей Правительства РК). Согласно ст. 38 Закона о «Нормативных правовых актах» (далее НПА), обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РК подлежат нормативные правовые акты. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Постановление №78, зарегистрировано в Министерстве юстиции РК, 15.09.2009г. под №5795, Постановлением №18 от 11.02.2014 г. установлены лишь пределы отклонения для доллара США и евро в виде цифрового показателя, а также период действия таких пределов, тогда как сами нормы права, содержащие обязанность лиц, имеющих лицензию на организацию обменных операций, по соблюдению вводимой маржи и ответственность за ее несоблюдение, установлены совокупностью законодательных и нормативных правовых актов, зарегистрированных в установленном порядке в Министерстве юстиции РК. Постановление №18 от 11.02.2014 г. рассчитано на ограниченное по времени применение, действует с 11.02.2014г. по 31.12.2014г., распространяется на индивидуально определенных лиц, (на уполномоченных банков и уполномоченных организаций, осуществляющих обменные операции), т.е. обладает признаками присущими правовому акту (акту индивидуального применения), указанными в Законе РК «Об административных процедурах». Суд не может принять во внимание доводы заявителя о необходимости Постановление №18 обязательной Государственной регистрации в органах юстиции, вступления в законную силу после официального опубликования, предъявляемые к нормативным правовым актам, т.к. акты индивидуального применения не подлежат государственной регистрации. Постановление №18 было опубликовано на официальном интернет - ресурсе Национального Банка РК 11 февраля 2014 года. В соответствии ст. 279 ГПК РК, к решениям, действиям (или бездействию) государственных органов оспариваемым в суде, относятся коллегиальные решения, в результате которых: нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, созданы препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а так же юридическим лицом его прав и охраняемых законом интересов, на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности. Принятое Правлением Национального Банка РК Постановление №18 от 11.02.2014 г. вынесено в строгом соответствии с действующим законодательством РК и является законным. Ссылка Тастамбековой Г.А. на то, что Постановлением №18, являющееся правовым актом, не соответствующее требованиям Закона РК «Об административных процедурах», повлекло нарушение прав и незаконное привлечение заявителя к административной ответственности, суд считает не состоятельными. В соответствии Постановления №78, Национальному Банку РК дано право при выявлении нарушения установленных Национальным Банком РК, пределов отклонения, применять к уполномоченным Банкам и уполномоченным организациям меры воздействия и санкции, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. В пункте 64 Правил №106, Национальному Банку РК или его филиалу предоставлено право при выявлении нарушений норм названных Правил юридическим лицом, имеющим право на организацию обменных операций, (его филиалом) применять меры воздействия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 2 Нормативного постановления Верховного Суда №18, руководители юридического лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в случае совершения административного правонарушения в связи с выполнением указанных функций, несут административную ответственность как должностные лица. Под руководителем юридического лица следует понимать лицо, входящее в единоличный или коллегиальный исполнительный орган юридического лица. В соответствии с п. 6 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях» данные об отсутствии ущерба государству, которые в качестве доводов прекращения дела приводит директора ТОО Тастамбековой Г.А., не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а выполнение юридическим лицом законных требований лицензиара является обязанностью ТОО. Согласно Определения суда от 07.03.2014 г. жалоба директора ТОО «ТасКо» Тастамбековой Г.А. на постановление директора Центрального филиала (г.Астана) Национального Банка РК Сейфуллина М.Х. от 17.02.2014г. оставлена без удовлетворения. Постановление директора Центрального филиала (г.Астана) Национального Банка РК Сейфуллина М.Х. от 17.02.2014г. оставлено без изменения. Таким образом, вышеизложенное относится к обстоятельствам, установленным вступившим в силу решением суда по гражданскому делу, не нуждается в доказывании и имеет преюдициальное значение при рассмотрении гражданского дела по заявлению Тастамбековой Г.А.. В соответствии ст.65 ГПК РК, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений В соответствии ст.218 ч.2 ГПК РК, суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые исследованы в судебном заседании. Таким образом, доводы заявителя, указанные в заявлении, не нашли свое подтверждение в судебном заседании. Данные обстоятельства в соответствии п.3 ст.77 ГПК РК, являются достаточными для разрешения по существу дела и вынесения решения об отказе в иске. На основании изложенного, руководствуясь ст. 217 – 221 ГПК РК, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Тастамбековой Гульнары Аблаевны к Республиканскому государственному учреждению Национальный банк Республики Казахстан о признании незаконным и отмене Постановление Правления Республиканского государственного учреждения Национальный Банк РК №18 от 11.02.2014 г. и об устранении в полном объеме допущенное нарушение прав, отказать. Решение может быть обжаловано или опротестовано в суд города Астана через Сарыаркинский районный суд города Астана в течение 15 дней с момента вручения копии решения. Решение отпечатано на компьютере «LG Studioworks 500 E» и отпечатано на принтере «hp LazerJet 1005 series» в совещательной комнате в 1-м подлинном экземпляре. Судья Комекова Ж.Р. Цитата
Александр К Опубликовано 3 Июня 2014 Жалоба Опубликовано 3 Июня 2014 Принятое Правлением Национального Банка РК Постановление №18 от 11.02.2014 г. вынесено в строгом соответствии с действующим законодательством РК и является законным. Кто бы сомневался. Цитата
Эвитта Опубликовано 3 Июня 2014 Жалоба Опубликовано 3 Июня 2014 Вот ещё одно отрицательное решение:Дело № 2-1848/14 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 09.04.2014 года Гор.Алматы Бостандыкский районный суд г.Алматы в составе: председательствующего, судьи Черныш Т.В., при секретаре судебного заседания Тілеповой Ж., с участием прокурора Ельчибаевой З.Б., представителей ответчика РГУ «Национальный Банк Республики Казахстан» - Досмухамбетова Н.М., доверенность от 08.04.2014 года за № 60;Ашитова А.Б. , доверенность от 08.04.2014 года за №61; Олжамуратовой Д.Р. доверенность от 08.04.2014 года за № 62, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бостандыкского районного суда г.Алматы гражданское дело по иску Бургегуловой Надии Дуйсенбековны, Бургегулова Дуйсенбека к Национальному Банку РК о признании решения незаконным, У С Т А Н О В И Л: Бургегулова Н. Д. и Бургегулов Д. обратились в суд с иском к Национальному Банку РК , в котором просят суд признать решение Нацбанка РК о девальвации тенге от 11.02.2014 года незаконным, мотивируя свое требование тем, что в результате принятия оспариваемого решения обесценились их сбережения в АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана», и они не смогут на накопленные средства приобрести жилье; решение о девальвации было принято незаконно, односторонне, без дебатов, без согласования со всеми заинтересованными лицами; ответчик не исполнил своих обязанностей по обеспечению стабильности цен, тем самым, нарушил их права и причинил убытки. В судебное заседание истцы не явились, однако просили суд о рассмотрении дела без их участия. Представитель ответчика Досмухамбетов Н.М. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что согласно нормам действующего законодательства Национальный Банк Республики Казахстан представляет собой верхний (первый уровень) банковской системы Республики Казахстан и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Политика обменного курса тенге, включающая в себя проведение валютных интервенций с целью воздействия на курс казахстанского тенге реализуется в рамках общей денежно-кредитной политики. Принятие решения о корректировке обменного курса (девальвации) не требует принятия какого-либо нормативного правового акта, т.к. рассматривается как инструмент центрального банка по управлению национальной валютой. Республика Казахстан является страной с открытой рыночной экономикой, которая тесно интегрирована в глобальную экономику. Соответственно, внешние шоки не могут не оказывать влияние на процессы внутри страны. В течение последних лет по мере усиления интеграционных процессов влияние внешних шоков стало сильнее по сравнению с ситуацией накануне девальвации тенге в 2009 году. Периодически возникает необходимость в корректировке курса национальной валюты с целью его приведения к уровню, адекватному текущим экономическим условиям и способствующему дальнейшему стабильному росту экономики и устойчивости финансового сектора. Таким образом, дальнейшее поддерживание курса тенге на прежних уровнях неизбежно приводило к сокращению золотовалютных резервов страны. На протяжении последних двух лет при стабильном курсе тенге к доллару США предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке поддерживалось значительными интервенциями со стороны Национального Банка. В результате произошло снижение золотовалютных активов. Если в 2010-2011 годах объем золотовалютных активов покрывал более 7 месяцев импорта товаров и услуг, то в 2012 году уровень снизился до 5,5 месяцев импорта товаров и услуг, а в 2013 году , по предварительным данным, до 4,8 месяцев импорта товаров и услуг, приближаясь к предельному уровню безопасности – 3 месяца импорта товаров и услуг. Ситуация в последние месяцы (перед корректировкой обменного курса тенге) усугубилась в результате значительного роста девальвационных ожиданий на внутреннем валютном рынке. Так наблюдалось снижение доли депозитов резидентов в национальной валюте с 70,2% в декабре 2012 года до 62,6 % в декабре 2013 года. В январе 2014 года доля тенговых депозитов составила 60,4 % . На фоне повышенных девальвационных ожиданий банки накопили значительный объем активов в иностранной валюте. Так, чистые внешние активы банков за 2013 год выросли на 66,0%, в январе 2014 года еще на 8,8%. С конца января 2014 года, участие Национального Банка на внутреннем валютном рынке в качестве нетто-продавца стало увеличиваться, в то время как равновесный курс тенге должен определяться при минимальном участии со стороны Национального Банка. В этой связи, в целях сохранения золотовалютных активов Национальный Банк был вынужден отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне и сократить свое вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге. Учитывая важность ситуации, сложившейся на внутреннем валютном рынке, вопрос о корректировке курса национальной валюты был внесен на рассмотрение Правления Национального Банка, в состав которого входят Председатель Национального Банка, пять должностных лиц Национального Банка, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан. По итогам рассмотрения, 11 февраля 2014 года Правление Национального Банка приняло решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне. Был установлен коридор колебаний курса тенге на уровне 185 тенге за доллар США плюс/минус 3 тенге и продолжена политика по сглаживанию резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса. Проведение корректировки курса национальной валюты было основано на анализе вышеприведенных факторов, данная мера призвана привести к улучшению конкурентных условий для экспортеров и предприятий, ориентирующихся на импортозамещающую продукцию. Удорожание импорта в долгосрочной перспективе будет положительно влиять на рост спроса на отечественные товары и позволит повысить эффективность политики импортозамещения, что в результате приведет к росту положительного сальдо торгового баланса и текущего счета платежного баланса. С учетом складывающейся в мировой экономике ситуации, проведение Национальным Банком корректировки курса национальной валюты является вынужденной мерой и будет способствовать экономическому росту и росту числа занятости населения. Доводы стороны истца, приведенные в качестве основания для признания решения о девальвации незаконным, считает не состоятельными , а привязку тенговых накоплений к доллару США не корректной, т.к. в силу положений ст. 282 ГК РК и ст.13 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», цены же на жилье зависят от ситуации на рынке , спроса и предложения, и проведенная корректировка курса национальной валюты не могла повлиять на ситуацию в целом. С учетом вышеизложенного , просил суд в удовлетворении иска отказать. Представители ответчика Ашитов А.Б. и Олжамуратова Д.Р. в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд в удовлетворении иска отказать по мотивам, изложенном в отзыве на исковое заявление. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев оригинал решение Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11.02.2014 года за № 19, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, суд приходит к выводу, что заявленные истцами исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст.ст.1,2,7,8,29,58 Закона РК «О Национальном Банке Республики Казахстан» - Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк Казахстана является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и контроль, государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику. Основной целью Национального Банка Казахстана является, обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи: 1) разработка и проведение денежно-кредитной политики государства; 2) обеспечение функционирования платежных систем; 3) осуществление валютного регулирования и валютного контроля; 4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы; 5) регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, а также иных лиц в пределах компетенции; 6) обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; 7) осуществление статистической деятельности в области денежно-кредитной статистики и статистики внешнего сектора; 8) иные задачи в соответствии с законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана: разрабатывает и проводит государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан; организует наличное денежное обращение на территории Республики Казахстан; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Республике Казахстан; устанавливает и публикует официальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам согласно перечню и порядку, определяемым Правлением Национального Банка Казахстана; Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен. Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления: официальной ставки рефинансирования; уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики; нормативов минимальных резервных требований; в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций. Национальный Банк Казахстана обеспечивает поддержание золотовалютных резервов на уровне, необходимом для обеспечения стабильности и конвертируемости национальной валюты, осуществления платежей по обязательствам Республики Казахстан. Как установлено в судебном заседании, оспариваемое истцами решение Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11.02.2014 года за №19 о корректировке обменного курса (девальвации), было принято в соответствии с нормами действующего законодательства Республики Казахстан, в пределах полномочий Национального Банка Республики Казахстан. Решение принято с целью сохранение золотовалютных активов, поскольку поддержание курса тенге на прежних уровнях приводило к сокращению золотовалютных резервов страны; улучшению конкурентных условий для экспортеров и предприятий, ориентирующихся на импортозамещающую продукцию, что в конечном итоге должно способствовать экономическому росту и росту числа занятости населения, т.е. в интересах как государства и общества в целом , так и его граждан в частности. Доводы стороны истца о том, что ответчик превысил свои полномочия , не выполнил своих обязанностей по обеспечению стабильности цен, чем причинил убытки истцам, суду с считает не состоятельными . Утверждения стороны истца о том, что в результате девальвации их вклады в банке обесценились в пересчете на доллары США, в связи с чем они не смогут приобрести жилье на вторичном рынке, считает не обоснованными, поскольку согласно п.1 ст.282 ГК РК денежные обязательства на территории Республики Казахстан должны быть выражены в тенге, валютные операции между резидентами запрещены, а цены на жилье зависят от ситуации на рынке, т.е. от спроса и предложения, а не от корректировки курса национальной валюты. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а потому в иске должно быть отказано. В соответствии с требованиями ст. ст. 100,110 ГПК РК судом обсужден вопрос о судебных расходах. Понесенные истцами расходы по оплате госпошлины возмещению не подлежат , т.к. в удовлетворении иска отказано. На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст.ст.217-221 ГПК РК, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Бургегуловой Надии Дуйсенбековны, Бургегулова Дуйсенбека к Национальному Банку РК о признании решения о девальвации тенге от 11 февраля 2014 года незаконным – отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано с соблюдением требований статей 334,335 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан в апелляционную судебную коллегию города Алматы через Бостандыкский районный суд г.Алматы в течении пятнадцати дней со дня получения копии решения суда . Судья- Т.В.Черныш Копия верна, Судья- Т.В.ЧернышА это из протокола заседания:Представитель ответчика Досмухамбетов Н.М. суду пояснил: - Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк), рассмотрев Исковое заявление Бургегуловой Н.Д. и Бургегулова Д. об истребовании и признании незаконным решение Национального Банка о девальвации (далее - Заявление), сообщает следующее. Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» (далее – Закон о Национальном Банке), Национальный Банк является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. В соответствии со статьей 29 Закона о Национальном Банке Национальный Банк является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Политика обменного курса тенге, включающая в себя проведение валютных интервенций с целью воздействия на курс казахстанского тенге, реализуется в рамках общей денежно-кредитной политики. При этом корректировка обменного курса (девальвация) рассматривается как инструмент центральных банков по управлению национальной валютой и для ее проведения не требуется принятие какого-либо нормативного правового акта. Республика Казахстан является открытой рыночной экономикой, которая тесно интегрирована в глобальную экономику. Соответственно, внешние шоки не могут не оказывать влияние на процессы внутри страны. В течение последних лет по мере усиления интеграционных процессов влияние внешних шоков стало сильнее по сравнению с ситуацией накануне девальвации тенге в 2009 году. Периодически возникает необходимость в корректировках курса национальной валюты с целью его приведения к уровню, адекватному текущим экономическим условиям и способствующему дальнейшему стабильному росту экономики и устойчивости финансового сектора. Таким образом, дальнейшее поддержание курса тенге на прежних уровнях неизбежно приводило к сокращению золотовалютных резервов страны. На протяжении последних двух лет при стабильном курсе тенге к доллару США предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке поддерживалось значительными интервенциями со стороны Национального Банка. В результате, произошло снижение золотовалютных активов. Если в 2010-2011 годах объем золотовалютных активов покрывал более 7 месяцев импорта товаров и услуг, то в 2012 году уровень снизился до 5,5 месяцев импорта товаров и услуг, а в 2013 году, по предварительным данным, до 4,8 месяцев импорта товаров и услуг, приближаясь к предельному уровню безопасности – 3 месяца импорта товаров и услуг. Ситуация в последние месяцы (перед корректировкой обменного курса тенге) усугубилась в результате значительного роста девальвационных ожиданий на внутреннем валютном рынке. Так, наблюдалось снижение доли депозитов резидентов в национальной валюте с 70,2% в декабре 2012 года до 62,6% в декабре 2013 года. В январе 2014 года доля тенговых депозитов составила 60,4%. На фоне повышенных девальвационных ожиданий банки накопили значительный объем активов в иностранной валюте. Так, чистые внешние активы банков за 2013 год выросли на 66,0%, в январе 2014 года еще на 8,8%. С конца января 2014 года участие Национального Банка на внутреннем валютном рынке в качестве нетто-продавца стало увеличиваться, в то время как равновесный курс тенге должен определяться при минимальном участии со стороны Национального Банка. В этой связи, в целях сохранения золотовалютных активов Национальный Банк был вынужден отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне и сократить свое вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге. Как отмечалось выше, Национальный Банк является центральным банком Республики Казахстан. В соответствии со статей 3 Закона о Национальном Банке Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан. Статьей 21 Закона о Национальном Банке предусмотрено, что Национальный Банк в пределах предоставленных ему законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан полномочий независим в своей деятельности. Но, учитывая важность ситуации, сложившейся на внутреннем валютном рынке, вопрос корректировки курса национальной валюты был вынесен на рассмотрение Правления Национального Банка, в состав которого входят Председатель Национального Банка, пять должностных лиц Национального Банка, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан. В связи с чем, 11 февраля 2014 года Национальный Банк принял решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне. Был установлен коридор колебаний курса тенге на уровне 185 тенге за доллар США плюс/минус 3 тенге и продолжена политика по сглаживанию резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса. Проведение корректировки курса национальной валюты было основано на анализе вышеприведенных факторов. Данная мера призвана привести к улучшению конкурентных условий для экспортеров и предприятий, ориентирующихся на импортозамещающую продукцию. Удорожание импорта в долгосрочной перспективе будет положительно влиять на рост спроса на отечественные товары и позволит повысить эффективность политики импортозамещения, что в результате приведет к росту положительного сальдо торгового баланса и текущего счета платежного баланса. С учетом складывающейся сейчас в мировой экономике ситуации, проведенная Национальным Банком корректировка курса национальной валюты является вынужденной мерой и будет способствовать экономическому росту и росту числа занятости населения. Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 3 Июня 2014 Жалоба Опубликовано 3 Июня 2014 О, как интересно- спасибо! Цитата
Maverick Опубликовано 3 Июня 2014 Жалоба Опубликовано 3 Июня 2014 цены на жилье зависят от ситуации на рынке, т.е. от спроса и предложения, а не от корректировки курса национальной валюты. весьма позабавило )) Цитата
Лоскутов Игорь Юрьевич Опубликовано 3 Июня 2014 Жалоба Опубликовано 3 Июня 2014 Значит было решение по девальвации- решение Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11.02.2014 года за №19 о корректировке обменного курса (девальвации)! Что ж они его так старательно прятали интересно и не упоминали даже? Цитата
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.