Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

По роду своей деятельности часто приходится пользоваться нотариальными услугами, стоимость которых прямо регламентируется законом «О нотариате» и Налоговым кодексом РК. Так сумма оплаты за совершение нотариальных действий подразделяется на государственную пошлину, ставки которой регулируются статьей 611 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»(далее – Налоговый Кодекс), и на плату за предоставление дополнительных услуг технического и правового характера(далее – тех.услуга) (статья 30-1 Закона РК «О нотариате»(далее – Закон о нотариате), о которой и хотелось бы поговорить.

Зачастую, нотариусами злоупотребляются права по взиманию оплаты за совершение нотариальных действий путем навязывания дополнительных услуг, которые либо не совершаются вовсе, либо применяются неверные ставки и размеры, за их предоставление. Согласно ст. 3 Закона о нотариате нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, беспристрастности, тайны нотариальных действий. Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью. Однако, складывается впечатление, что цель занятия нотариальной деятельностью некоторых недобросовестных нотариусов именно извлечение прибыли, принципы которой так схожи с предпринимательской. Да, каждый труд должен быть вознагражден, но в рамках закона, не пренебрегая его нормами и не трактующие их в пользу более высокого применения того или иного размера оплаты.

 

    Что включают в себя услуги правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом? Это подготовка проектов документов подлежащих нотариальному удостоверению, в том числе технический набор текста и его правовой анализ на соответствие требованиям законодательства. Зачастую, гражданам, не имеющим юридического образования, необходима юридическая помощь в подготовке необходимых документов, при этом согласно пп.1 п. 2 ст. 30-1 Закона о нотариате от оплаты услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом освобождаются: 1) физические и юридические лица, самостоятельно изготовившие проект документа, подлежащего нотариальному удостоверению;

Также освобождаются от уплаты:

2) лица, указанные в подпунктах 4), 6) и 7) статьи 617 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ( 4) участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида - по всем нотариальным действиям; 6) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», - по всем нотариальным действиям; 7) физические лица, страдающие хронической душевной болезнью, над которыми учреждена опека в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, - за получение свидетельств о наследовании ими имущества;)

3) престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа;

4) дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты;

5) инвалиды 1 и 2 групп;

6) пенсионеры по возрасту.

 

Так при совершении нотариальных действий по свидетельствованию верности копий документов и выписок из документов применяются следующие размеры и ставки:

Государственная пошлина, согласно п.15 ст. 611 Налогового Кодекса:

за свидетельствование верности копий документов и выписок из документов (за страницу):

для физических лиц - 0,05 МРП;

для юридических лиц - 0,1 МРП;

Оплата за предоставление дополнительных услуг технического и правового характера, согласно пп. 14 п.1 ст. 30-1 Закон о нотариате:

при свидетельствовании верности копий документов и выписок из документов (за страницу):

для физических лиц - 0,05 месячного расчетного показателя;

для юридических лиц - 0,07 месячного расчетного показателя;

 

По состоянию на дату написания настоящего поста, в 2019 году 1 месячный расчетный показатель(МРП) равнялся 2525 тенге.

 

Итого получается, что при условии совершения нотариусом нотариальных действий с дополнительными услугами технического и правового характера стоимость свидетельствования копии одной страницы будет составлять для юридических лиц 0,17 МРП(429,25 тенге) из которых госпошлина равна 252,50 тенге и оплата за тех услугу 176,75 тенге, для физических лиц 0,1 МРП(252,5 тенге) за страницу из которых госпошлина равна 126,25 тенге, оплата за тех услугу равна 126,25 тенге.

 

     Теперь хотелось бы разобраться, что из себя представляет тех.услуга при свидетельствовании верности копии документа. А представляет она из себя обычное копирование с помощью копировальных аппаратов (обиходно – ксерокопия). Получается, что каждая страница ксерокопии стоит 126,25 тенге для физических лиц и 176,75 тенге для юридических лиц. При этом стоимость подобных услуг копирования на рынке услуг от пяти до десяти раза ниже копировальных услуг нотариуса. Но возмущает даже не завышенная стоимость, установленная законодательством (вопрос к законодателю: почему столько?), а отказ некоторых нотариусов применять оплату за тех.услугу при свидетельствовании копии при предъявлении своих ксерокопий документов. На этот счет имеется немало разъяснений органов юстиции, о том, что при предоставлении самостоятельно изготовивших копий документов плата за тех.услугу применяться не должна. Однако, многие нотариусы отказывают и применяют ставки за тех.услугу, мотивируя это тем, что нотариус не удостоверяет копию, а свидетельствует верность этой копии, при том что от тех.услуг согласно пп.1 п. 2 ст. 30-1 Закона о нотариате  освобождаются лица самостоятельно изготовившие проект документа, подлежащего нотариальному удостоверению, а не свидетельствованию. Возникает вопрос в чем разница совершения нотариальных действий в данном случае между удостоверением копии и свидетельствованием копии? По-моему это толкование закона в свою пользу с целью взимания более большей суммы за свои услуги. Данной точки зрения нотариусов также придерживаются и некоторые нотариальные территориальные палаты, в отличие от пояснений органов юстиции. Возможно здесь упущение законодателя в формулировки данной нормы, позволяющей толковать ее по своему усмотрению? Но, по сути, на мой взгляд, законодатель понятно имел ввиду, что удостоверение копии и свидетельствование копии это одно и тоже действие.

     

     По утверждению некоторых нотариусов, тех.услуга представляет из себя к примеру, печатание удостоверительной надписи, внесение данных в реестр, сшивание документов. Если по первым двум действиям у меня вопросов не возникает, и я четко понимаю, что это обязанность нотариуса в рамках их делопроизводства и называние это тех услуги, это бред, то что же из себя представляет сшивание документов? Какова цена этого сшивания? Т.е. к примеру, при свидетельствовании копии документа, состоящего из двух страниц и документа состоящего из двадцати страниц, цена этой тех.услуги будет разной, т.к. стоимость, согласно закону о нотариате, берется за каждую страницу, при этом не учитывается то, что по сути совершаются одинаковые действия выраженные в сшиве нитью и нумеровании страниц. Так почему тогда такой разбег в стоимости этой тех услуги? При сшиве документа, состоящего из двух страниц для физического лица, стоимость тех.услуги (состоящей только в сшиве) будет стоить 252,5 тенге, тогда как при сшиве уже  двадцати страниц стоимость тех.услуги будет составлять уже 2525 тенге. По-моему, логики, в такой тех.услуге, не усматривается.

 

     Также остро стоит вопрос о нежелания предоставления нотариальных услуг при предоставлении и иных проектов документов, самостоятельно изготовленных.  Многие нотариусы всячески отказываются в совершении нотариальных действий, мотивируя это неверным содержанием самостоятельно подготовленных документов, не отвечающих требованиям законодательства  и по т.п. выдуманными предлогами. Да, бывает, что имеются нарушения при изготовлении самостоятельно документов лицами не имеющими юридического образования и здесь действительно нужна помощь в составлении, того же нотариуса. Но, зачастую, лицу, имеющему юридическое образование, а также юристу юридического лица не составляет большого труда подготовить самостоятельно проект документа. Однако при обращении к нотариусу встречается всяческое сопротивление и нежелание, как говорят некоторые из них, «за копейки», т.е. за ставку только госпошлины, без взимания оплаты за тех услугу. И становишься ты «врагом, забирающим последний доход». При этом, очень часто, сами нотариусы, по секрету, говорят о том, что вести такую политику как «нет тех.услуги-нет никакой услуги» их «обязывают» в нотариальных палатах. Правда это или нет не знаю, но судя по ответам этих же палат, кажется что скорее всего так.

      Однажды, я, будучи юристом организации, обратился к нотариусу за удостоверением доверенности, проект которой сам изготовил. Нотариус просто отказался заверять доверенность, на основании того, что она не соответствует требованиям законодательства. При этом, в чем имеются не соответствия, просто умалчивалось. Так как доверенность нужна была срочно, в тот момент я не стал требовать предоставления письменного отказа (который готовится десять календарных дней), а обратился за помощью к своему руководителю, который в свою очередь был знаком с данным нотариусом и попросил заверить доверенность без применения тех.услуги. Какого же было мое удивление, когда мой же текст доверенности лег на бланк нотариуса и был заверен как отвечающий требованиям законодательства! Это говорит, только о том, что многие нотариусы прямо заинтересованы в предоставлении тех.услуг и взимании за нее оплаты, даже в том случае если эта тех.услуга фактически не предоставляется. К примеру, при заверении переводов документов, до похода к нотариусу переводчик уже подготавливает необходимый перевод и ксерокопии данного документа, т.е. фактически осуществляет предоставление тех.услуги, за что и имеет свое вознаграждение. Однако, нотариусы, как правило, все равно применяют тарифы за эту тех.услугу. Либо, при заверении согласий супругов на залог(по банковским займам), клиенты банка идут к нотариусу с уже готовым проектом согласия, который печатает ему менеджер банка. Однако ни разу я не встречал, чтобы при удостоверении данного готового согласия, нотариус не применял стоимость тех.услуги, даже в тех случаях когда у нотариуса нет замечаний к тексту этого согласия.

 

     Также хотелось бы обратить внимание, на стоимость государственной пошлины и стоимость тех.услуги при удостоверении договоров купли-продажи недвижимости, приобретаемой за счет кредитных средств по программе «Ипотека». Так, согласно п.1 ст. 611 Налогового Кодекса РК, стоимость государственной пошлины за совершение нотариальных действий - если сделка совершается в целях приобретения недвижимого имущества за счет средств, полученных по ипотечному жилищному займу, - 2 МРП. В соответствии с п.1 ст. 30-1 Закона о нотариате стоимость услуги технического и правового характера также составляет 2 МРП. Таким образом, даже при предоставлении тех.услуги стоимость такого договора должна составлять 4 МРП=10 100 тенге. Однако, при удостоверении договоров купли-продажи, если одна из сторон является юридическим лицом, и в случае если имущество приобретается за счет ипотечных займов, нотариусы применяют ставки, установленные в этих же статьях, но которые уже составляют: 10 МРП – госпошлина, и 7 МРП – тех.услуга. Таким образом, стоимость удостоверения договора уже будет составлять не 10100 тенге, а 42 925 тенге (иногда суммы встречаются итого больше, не понятно по каким параметрам выбранные). Нотариусы, зная, что законодатель специально установил стоимость при ипотечном приобретении имущества, с целью снижения расходов на и так затратную процедуру при кредитовании с целью приобретения жилья, применяют не специальную ставку по данным случаям, а применяют завышенную ставку, мотивируя это тем, что одной из сторон сделки является юридическое лицо. Такие сделки, где одна из сторон юридическое лицо, т.е. застройщик выступающий продавцом, сейчас совершаются множество. Государство в лице исполнительных органов разрабатывает всевозможные жилищные программы стимулирующие приобретение вновь построенного жилья, в особенности тем слоям населения, которые прямо в этом нуждаются и не могут себе этого позволить. Это, к примеру, такие программы как «Нурлы жер» или «7-20-25», по поручению руководства страны, которые разрабатываются для того, чтобы приобретение жилья было доступным. Снижаются первоначальные взносы, отменяются всевозможные банковские комиссии, продлевается срок кредитования и т.д. Однако, именно при удостоверении таких договоров купли-продажи, многие нотариусы применяют ставки не как для ипотеки, а завышенные как при обычной сделке, где одной из сторон является юридическое лицо. Таким образом, обременяют новоселов на дополнительные расходы. Сами же застройщики, расходы по удостоверению и подготовки договоров, как правило, не несут, а перекладывают данную обязанность на покупателей. Бывают случаи, когда сделка по жилищному займу совершается между физическими лицами, но и здесь некоторые нотариусы отказывают в применение ставки по ипотеке, мотивируя это тем, что им необходимо предоставить договор залога. Однако, договор залога не может быть предоставлен по причине того, что заключается он уже с новым собственником после государственной регистрации права собственности. К тому же такое требование нотариуса, как предоставление договора залога не понятно по той причине, что все условия сделки прописываются в самом договоре купли-продажи, что данное имущество приобретается за счет кредитных средств. Плюс ко всему у покупателя, как правило, имеется гарантийное письмо от банка с указанием условий сделки и финансирования.

    Также обращаю внимание, что в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, данные сделки по отчуждению недвижимого имущества заключаются в простой письменной форме, и совсем необязательно их нотариальное удостоверение (удостоверение подлинности подписи производится сотрудником регистрирующего органа, бесплатно). Таким образом, затраты на заключение договора купли-продажи, можно свести к нулю, тем самым облегчить бремя расходов при приобретении жилья. Что касается, продажи жилья фирмами-застройщиками, то, как правило, в штате таких организаций всегда имеется штат юристов, способных разработать одну единую форму договора купли-продажи (если уж законодатель не предусмотрел такую возможность включения формы в жилищные программы), тем самым облегчить процедуру его заключения, с последующими затратами только по уплате государственной пошлины за регистрацию права собственности.

 

      Складывается впечатление, что все эти ухищрения и злоупотребления создаются специально для извлечения выгоды, путем взимания либо завышенных тарифов, либо оплаты несуществующих и не оказанных услуг. В каких то случаях речь может идти и о совсем небольших деньгах, в рамках одного такого «развода», а в каких то и доходить до баснословных сумм. Но, из каждой копейки, каждого гражданина либо организации, обратившихся за нотариальными услугами, в рамках всей страны, набегают очень неприличные суммы. Не считаю чужую копейку, но произвол недобросовестных нотариусов заставляет это делать. Вот и возникает вопрос: Нотариус это предприниматель, у которого цель – извлечение прибыли или нотариат это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий? Очень часто выходит, что эти права не защищаются, а злонамеренно нарушаются. Причина такого поведения, как я думаю, помимо  алчности еще и кроется в том, что те, многие граждане, которые обращаются к нотариусам за совершением нотариальных действий, просто-напросто, не знают своих прав. Не знают они сколько стоит, то или иное нотариальное действие, не могут противопоставить свои аргументы против юридически подкованного нотариуса. Юридическая неграмотность населения развязывает руки недобросовестным нотариусам. Ведь им верят, им доверяют. Нотариус не обманет, нотариус это своего рода гарант правильности и законности сделки и т.д. и т.п. Мало кто будет обжаловать то или иное действие (бездействие) нотариуса. Тут необходимы и время и возможности, да и суммы бывают порой не стимулирующие к такому обжалованию. Проще заплатить, чем спорить, либо найти иного нотариуса. Ведь вот она долгожданная квартира, приобретенная по ипотеке, нет время до спора с нотариусом, пока банк выдает займ, на приобретение данной квартиры, надо брать. На все это и рассчитывает недобросовестный нотариус, чувствуя свою безнаказанность. Ведь даже письменный отказ в совершении нотариальных действий, согласно ст. 48 Закона о нотариате предоставляется в течение десяти календарных дней. Кто будет ждать отказ столько, чтобы потом еще затратить кучу времени на обжалование данного отказа, когда нотариальное действо нужно, как правило, уже сегодня и сейчас? От чего законодатель определил такой большой срок для предоставления отказа в совершении нотариального действия не понятно. К примеру даже отказ в приеме документов, поступающих на государственную регистрацию сотрудниками НАО «Правительство для граждан»(ЦОН) выдается немедленно при подачи этих самых документов. Однако, большой срок на предоставление отказа нотариусу дает еще один плюс к его возможной недобросовестной деятельности. Многие нотариусы также грешат тем, что отказывают в совершении нотариальных действий в устной форме, без предоставления письменного постановления об отказе. Как реагировать обычному гражданину на такое действие нотариуса? Возможно обжаловать данное бездействие? Еще и необходимо доказать это бездействие. Это также создает впечатление для нотариуса о его безнаказанности.

    Согласно п.1 ст. 31 Закона о нотариате контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственным нотариусом и должностными лицами аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов осуществляется территориальным органом юстиции. У которых имеются полномочия, в том числе, и вносить представления о приостановлении, лишении и прекращении действия лицензии нотариуса и вносить представление в нотариальную палату о привлечении частного нотариуса к ответственности. Телефоны сотрудников территориальных органов юстиции, курирующих вопросы нотариата, размещены на сайте ЕНИС по адресу: http://enis.kz/Article/Details/119. Однако как работает данный контроль, учитывая нарушение прав многими нотариусами, остается вопросом. От части, эти нарушения может быть, как раз, и остаются без должного внимания контролирующих органов, по причине отсутствия жалоб со стороны потребителей нотариальных услуг. Хотя проверить стоимость и фактическое предоставление услуги по удостоверению, к примеру, договора купли-продажи по ипотеке думаю не составляет большого труда. Считаю в данной сфере необходимо особое прокурорское реагирование с тщательной проверкой деятельности нотариусов, в связи с массовостью нарушения прав граждан Республики Казахстан. Также считаю, что и законодательным органам необходимо обратить внимание на вышеуказанные проблемы и внести необходимые изменения в правовые акты, для защиты законных интересов и прав физических и юридических лиц, при оказании им нотариальных услуг, территориальным органам юстиции усилить контроль, а нотариальным территориальным палатам прекратить практику обложения некоторыми недобросовестными нотариусами населения незаконными ставками и пошлинами. Получателям нотариальных услуг необходимо знать свои гражданские права и пользоваться правами на их защиту в законном порядке, в том числе в судебном в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии, неправильном совершении нотариального действия или об отказе в совершении нотариального действия.

 

Выводы, по той или иной норме права, исследуемой мною сделаны из буквального толкования норм, а также разъяснений органов юстиции, размещенных в открытых источниках. Данный пост и анализ практики показывает на массовость подобных случаев, но это не означает, что все нотариусы в своей работе придерживаются недобросовестности и целью собственной наживы. Истинные и уважаемые нотариусы помогают и защищают наши права, при совершении нотариальных действий. Хотелось бы, чтоб это было повсеместно…

Тем, кому интересна данная тема, предлагаю обсудить тот или иной вопрос, а также иные случаи возникающие в нотариальной деятельности, на ваш взгляд, незаконные. Возможно я в чем то не прав или в чем то заблуждаюсь. Тема короче для обсуждения)))

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы пишете от имени гостя. Если у вас уже есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования