Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Экспертиза изменений в таможенное законодательство


Рекомендуемые сообщения

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 октября 2004 года N 1090 на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан внесен проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров".

Сейчас идет его обсуждение в Парламенте и если есть какие-то мысли по поводу целесообразности или корректировки какой-то законопроекта - Вы можете высказать их в этой теме.

Могу гарантировать, что все серьезные предложения будут переданы в рабочую группу Мажилиса по законопроекту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан

"О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров"

    Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 28 декабря 1998 г. "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров" (Ведомости Парламента Республики Казахстан 1998 г., N 24, ст. 446; 1999 г., N 21, ст. 763) следующие изменения и дополнения:

    1. В статье 1:

    1) дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

    "1-1) депозитный счет - счет таможенного органа, на который вносятся деньги в качестве обеспечения уплаты временных защитных пошлин;";

    2) подпункты 8) и 12) изложить в следующей редакции:

    "8) отечественная промышленность (производители) - совокупность производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров, действующих на территории Республики Казахстан, либо производителей, чье коллективное производство подобных или непосредственно конкурирующих товаров составляет большую часть общего производства данных товаров на территории Республики Казахстан;";

    "12) угроза серьезного ущерба - явная неизбежность серьезного ущерба;";

    3) подпункт 11) после слова "существенное" дополнить словом "общее".

    2. В части первой пункта 2 статьи 7 слова "более пятидесяти процентов" заменить словами "большая часть".

    3. Пункт 1 статьи 10 дополнить словами "и распространяет уведомление в средствах массовой информации на государственном и других языках с целью привлечения к разбирательству всех заинтересованных лиц".

    4. Пункт 2 статьи 13 дополнить частью третьей следующего содержания: "Уполномоченный орган может не принимать во внимание информацию, которую заинтересованное лицо не желает предавать гласности и раскрывать в общем виде, только в случае, если данная информация не получена из официальных источников.".

    5. Часть первую статьи 15 изложить в следующей редакции:

    "Заинтересованные лица имеют право подать ходатайство в уполномоченный орган о проведении слушаний с целью ознакомления с материалами дела и доводами другой стороны, которые должны позволить импортерам, экспортерам и другим заинтересованным лицам представлять доказательства и доводы, включая возможность отвечать на заявления других лиц и излагать свои мнения по вопросу о том, послужит ли применение защитной меры защите отечественных производителей товара и экономической безопасности Республики Казахстан.".

    6. В статье 17:

    1) дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

    "3-1. Денежные суммы для уплаты временных защитных пошлин вносятся импортерами в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан на депозитный счет таможенного органа Республики Казахстан и не подлежат перечислению в доход государственного бюджета до принятия Правительством Республики Казахстан окончательного решения на основании заключения уполномоченного органа о применении защитных пошлин.";

    2) в пункте 4 слова ", то временные меры должны быть отменены, и импортер имеет право на возврат уплаченной суммы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан" заменить словами "или будет признано целесообразным введение более низкой ставки защитной пошлины, чем ставка временной защитной меры, излишне уплаченные суммы подлежат возврату импортеру в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Казахстан для возврата таможенных платежей".

    7. В статье 22:

    1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

    "1. Защитные меры применяются только в таких размерах, которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба от поставок товара, в отношении которого проводилось разбирательство.";

    2) в пункте 2 слова "при условии продолжительности применения защитной меры более одного года" заменить словами "через равные интервалы в течение периода применения, когда ожидаемый срок действия защитной меры превышает один год".

    8. Части третью и четвертую пункта 2 статьи 23 изложить в следующей редакции:

    "В случаях, когда импортная квота распределяется между странами-поставщиками, Правительство Республики Казахстан может путем проведения консультаций договориться о распределении долей импортной квоты со странами-поставщиками, имеющими заинтересованность в поставках данного товара на территорию Республики Казахстан.

    При невозможности достижения такой договоренности Правительство Республики Казахстан распределяет между странами-поставщикам и импортную квоту в пропорции, сложившейся в поставках этих стран в предшествующий период, на основе общего количества или стоимости импорта товара. При этом учитываются любые факторы, которые могли или могут воздействовать на поставку данных товаров.".

    9. В пункте 2 статьи 25 слова "шесть месяцев" заменить словами "180 дней".

    Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Казахстан

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении

изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О мерах защиты

внутреннего рынка при импорте товаров"

    Проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров" (далее - законопроект) разработан в целях приведения Закона Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров" (далее - Закон) в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации о защитных мерах от 15 декабря 1993 года (далее - Соглашение), а также конкретизации и уточнения порядка по переводу денежных средств, поступивших при применении временных защитных мер на депозит таможенного органа, изъятия денежных средств с депозита в республиканский бюджет или их возврату импортерам.

    Закон, в который предусматривается внесение изменений и дополнений, был принят в целях защиты интересов отечественных производителей товара и устранения серьезного ущерба или его угрозы в связи с возросшими объемами поставок товара на территорию Республики Казахстан.

    В соответствии с запросами стран-членов Рабочей группы по вступлению Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию проведена работа по рассмотрению Закона на предмет соответствия положениям Соглашения. Результаты данной работы показали, что существует ряд несоответствий Закона вышеуказанному Соглашению.

    Учитывая, что Законом предусмотрено применение временных защитных мер на основании предварительного утвердительного заключения уполномоченного органа при условии одновременного продолжения разбирательства, временные защитные меры вводятся в критических обстоятельствах, если их отсрочка может нанести серьезный ущерб отечественной промышленности, который трудно возместить.

    Принятие законопроекта позволит привести Закон в полное соответствие Соглашению в рамках процесса вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию, а также уточнить порядок по переводу денежных средств, поступивших при применении временных защитных мер, на депозит таможенного органа в целях предусмотрения возможного возврата импортера уплаченной суммы в случае, если результаты разбирательства будут свидетельствовать, что возросший объем поставок не наносит серьезный ущерб или его угрозу отечественным производителям в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    Реализация законопроекта финансовых затрат не повлечет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Заключение

научной правовой экспертизы

Наименование проекта нормативного правового акта: Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров».

Назначение проекта нормативного правового акта: направлен на приведение законодательства в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации о защитных мерах, также на уточнение порядка по переводу денежных средств, поступивших при применении временных защитных мер.

Инициатор проведения экспертизы: Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан.

Структура проекта нормативного правового акта: 2 статьи.

При проведении экспертизы рассматривались следующие вопросы:

1) оценка качества, обоснованности и своевременности принятия Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» (далее -законопроект).

2) проверка на соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан.

3) оценка социальных, экономических и научно-технических последствий принятия законопроекта.

4) определение возможной эффективности законопроекта:

5) определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта.

Рассмотрев представленный на научную правовую экспертизу законопроект, Институт законодательства Республики Казахстан сообщает следующее.

Членами Всемирной торговой организации (далее - ВТО) являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Казахстан в этом смысле не является исключением. Вступление Казахстана в ВТО является одним из важных шагов на пути интеграции Казахстана в мировую экономику и может стать одним из мощных факторов повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста. Поэтому важнейшей задачей является активизация вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.

Главная цель вступления Казахстана в ВТО - это создание благоприятных внешнеэкономических условий для обеспечения долговременного устойчивого экономического роста за счет осуществления внешней торговли и развития производства товаров и услуг в соответствии с правилами, нормами и механизмами этой организации. Для решения поставленных задач необходимо обеспечить приведение законодательства Республики Казахстан в соответствие с мировыми стандартами.

Так, действующий Закон Республики Казахстан «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» от 28 декабря 1998 года (далее - Закон) призван урегулировать отношения, возникающие в процессе применения защитных мер, устанавливаемых в целях защиты отечественных производителей товара и экономической безопасности Республики Казахстан, для адаптации национальной экономики к условиям конкуренции с импортными товарами. Однако в соответствии с запросами стран-членов Рабочей группы по вступлению Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию была проведена работа по рассмотрению Закона на предмет соответствия положениям Соглашения ВТО о защитных мерах от 15 декабря 1993 года (далее - Соглашение). Вышеуказанное Соглашение определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту. Результаты данной работы показали, что существует ряд несоответствий Закона указанному Соглашению.

Так, в соответствии с положениями, содержащимися в Соглашении, разработчиком уточняются определения таких понятий, как «отечественная промышленность (производители)», «серьезный ущерб», «угроза серьезного ущерба», вводятся новые положения, неурегулированные Законом, уточняется редакция статей Закона.

В соответствии со статьей 1 Закона под отечественной промышленностью (производителями) понимаются казахстанские производители подобного или непосредственно конкурирующего товара, совокупный объем производства которого составляет большую часть (более чем пятьдесят процентов) производства такого товара на территории Республики Казахстан. Согласно редакции совокупность производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров, действующих на территории Республики Казахстан, либо производителей, чье коллективное производство подобных или непосредственно конкурирующих товаров составляет большую часть общего национального производства данных товаров».

Предлагаемое понятие считаем целесообразным доработать, ввиду того, что «совокупность производителей подобных или непосредственно конкурируют товаров, действующих на территории Республики Казахстан», включает в себя «производителей, чье коллективное производство подобных или непосредственных конкурирующих товаров составляет большую часть общего национального производства данных товаров», в связи с чем не имеет смысла упоминать отдельно указанное словосочетание.

Имеются замечания и к предлагаемой редакции понятия «серьезного ущерба». Под серьезным ущербом согласно статье 1 Закона следует понимать существенное ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства подобного или непосредственно конкурирующего товара в Республике Казахстан вследствие возросшего объема его поставок на территорию Республики Казахстан, выражающееся, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении реализации отечественного товара на внутреннем рынке Казахстана, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на трудоустройство, уровень заработной платы. Смысл данного понятия практически повторяет содержание понятия, предлагаемого разработчиком. Так, под серьезным ущербом в соответствии с законопроектом следует понимать существенное общее ухудшение ситуации в отечественной промышленности, выражающееся в сокращении объема производства и реализации товара на внутреннем рынке Республики Казахстан, снижении рентабельности производства, негативном влиянии на трудоустройство, уровень заработной платы. Более того, можно отметить, что предлагаемый термин не содержит причинно-следственной связи 1 наступления серьезного ущерба, в отличие от действующей редакции: «вследствие возросшего объема поставок товара на территорию Республики Казахстан». Таким образом, каких-либо несоответствий действующей редакции Соглашению не усматривается.

Разработчиком предлагается абзац первый статьи 15 Закона изложить в новой редакции:

«Заинтересованные лица имеют право подать ходатайство в уполномоченный орган о проведении слушаний с целью ознакомления с материалами дела и доводами другой стороны, которые должны позволить импортерам, экспортерам и другим заинтересованным лицам представлять доказательства и доводы, включая возможность отвечать на заявления других лиц и излагать свои мнения, по вопросу о том, послужит ли применение защитной меры общественным интересам или нет.».

Норму относительно требований к порядку проведения слушаний, полагаем, целесообразнее будет предусмотреть отдельным предложением.

Далее, в подпункте 5) статьи 1 законопроекта после слова «редакции» пропущен знак препинания «двоеточие»; знак препинания «запятая» после слова «мнения» является излишним.

Законопроектом предлагается в пункте 2 статьи 23 Закона абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:

«В случаях, когда импортная квота распределяется между странами-поставщиками, Правительство Республики Казахстан может путем проведения консультаций договориться о распределении долей импортной квоты со странами-поставщиками, имеющими значительную заинтересованность в поставках данного товара на территорию Республики Казахстан.

Когда такой метод не осуществим по практическим соображениям, Правительство Республики Казахстан распределяет между странами-поставщиками импортную квоту в пропорции, сложившейся в поставках этих стран в предшествующий период, на основе общего количества или стоимости импорта товара. При этом учитываются любые факторы, которые могли или могут воздействовать на поставку данных товаров.».

Если в соответствии с редакцией абзаца второго пункта 2 статьи 23 Закона Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать импортные квоты для отдельных государств, то предлагаемая редакция регламентирует возможность Правительства Республики Казахстан путем проведения консультаций договориться о распределении долей импортной квоты со странами-поставщиками, имеющими значительную заинтересованность в поставках товара на территорию Республики Казахстан в случаях, когда импортная квота распределяется между странами-поставщиками. Данное изменение полагаем целесообразным, однако неясным остается смысл выражения «значительная заинтересованность».

Также в предлагаемой редакции абзаца четвертого пункта 2 статьи 23 Закона слова «Когда такой метод не осуществим по практическим соображениям» считаем недопустимыми, поскольку языку законодательства свойственен формальный характер, ясность изложения. Говоря о неосуществимом методе, разработчик имеет ввиду невозможность договориться о распределении квоты путем проведения консультаций со странами-поставщиками, согласно новой редакции абзаца третьего. Целесообразно будет конкретно указать на вышеуказанную норму. Кроме того, не ясны критерии практических соображений.

В абзаце четвертом пункта 2 статьи 23 Закона говорится о «любых факторах», однако разработчиком какие-либо пояснения относительно данного словосочетания не даются.

В законопроекте нарушений юридической техники не обнаружено, условий для совершения коррупционных правонарушений не усматривается.

Законопроект соответствует Конституции, международным обязательствам Республики Казахстан.

На основании вышеизложенного полагаем, с учетом замечаний, принятие законопроекта не повлечет негативных социальных, экономических и иных последствий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования