Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Мониторинг законодательных актов и правоприменительной практики - есть ли он?


Рекомендуемые сообщения

Вопрос практики казахстанской системы действующего права.

Есть мнение, что ни на один из существующих государственных органов законодательно не возложена функция по мониторингу законодательных актов и правоприменительной практики, что может затруднить оценку их (законодательных актов) воздействия на общественные отношения.

По Закону "О НПА", например, уполномоченные органы осуществляют мониторинг только подзаконных НПА, по правилам, утверждаемым Правительством /статья 43-1/.

Есть также мнение, что из-за упомянутой ситуации нередко принимаются несогласованные друг с другом законы, содержащие коллизии и пробелы в правовом регулировании.

Как вы думаете, ТАК ЛИ ЭТО?

Если да, то НУЖЕН ЛИ МОНИТОРИНГ вообще?

Если да, то какими механизмами его можно было бы осуществлять?

ЗЫ: определение термина "мониторинг" отстутсвует в действующих законодательных актах.

Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:biggrin:

Я понимаю, изложено сложновато для восприятия, и нет достаточной конкретики, это как разминка для мозка.

А между тем, вопрос касается каждого, конечно косвенно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

НПА ведь подлежат обязательной регистрации. Или Вы имеете ввиду еще какие-то иные задачи под мониторингом?

Мониторинг конечно нужен, но надо наверное выделить конкретные задачи, достигаемые мониторингом. Если говорить о том, чтобы вообще досконально оценить воздействие права, выявить все коллизии, все пробелы, вообще реальноеотражение права на социальных отношениях, то имхо это нужно, но невозможно. Может быть возможно такое изучение в рамках какой-либо узкой проблематики (например, проблемы открытия бизнеса, или проблемы государственного языка). Мне кажеться, что если бы для этих целей существовал соответствующий исследовательский институт, а лучше несколько, то это был бы хороший механизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

НПА ведь подлежат обязательной регистрации.

Да подлежат обязательной регистрации в органах юстиции подзаконные НПА, приказы, затрагивающие права и свободы граждан и юр.лиц.

Или Вы имеете ввиду еще какие-то иные задачи под мониторингом?

Повторюсь, я имею ввиду мониторинг именно законодательных актов, как они определены в Законе "Об НПА" /за исключением, может быть, постановлений Парламента и его палат/.

вообще досконально оценить воздействие права, выявить все коллизии, все пробелы, вообще реальное отражение права на социальных отношениях, то имхо это нужно, но невозможно

Совершенно верно, речь идет именно о мониторинге результатов действия /во всех аспектах, нап-р: по кругу лиц, в пространстве, во времени/ законодательных актов, результатов регулирования ими общественных отношений, отнесенных к законодательной компетенции Парламента /а с принятием поправок в Конституцию - и Президента, как субъкта права законодательной инициативы/

Может быть возможно такое изучение в рамках какой-либо узкой проблематики (например, проблемы открытия бизнеса, или проблемы государственного языка). Мне кажется, что если бы для этих целей существовал соответствующий исследовательский институт, а лучше несколько, то это был бы хороший механизм

Такая практика имеется, но есть несколько "НО".

1. - Т.н. исследовательский институт государственным органом не является, следовательно не вправе исполнять функции государства, следовательно не будет нести ответственность за некачественный мониторинг;

2. - Такие исследовательские институты уже имеются, яркий пример тому Институт законодательства при Министерстве юстиции /при многих гос.органах они есть, сейчас не смогу вспомнить точно какие/, однако либо в их уставных документах отстутсвуют задачи по проведению мониторинга в "узкоотраслевых" областях права, либо если и имеются подобные задачи, то ими в должной мере не исполняются. Причина в том, что они не несут отвтетственность как, например, гос.орган, перед своими гражданами за свою работу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Касательно мониторинга, - общественные организации предпринимателей так или иначе пытаются мониторить законодательные акты как в ходе разработки\принятия, так и в практике применения. Примеры?

Форум предпринимателей Казахстана, НЭП Атамекен...Отраслевые ассоциации "выборочно", когда какой-то закон жизненно важен для определенной отрасли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Касательно мониторинга, - общественные организации предпринимателей так или иначе пытаются мониторить законодательные акты как в ходе разработки\принятия, так и в практике применения. Примеры?

Форум предпринимателей Казахстана, НЭП Атамекен...Отраслевые ассоциации "выборочно", когда какой-то закон жизненно важен для определенной отрасли.

Согласен, действительно, наряду с правительственными, мониторят также и неправительственные НПО.

Но вопрос в том, что они внося свойсущественный вклад в совершенствование законодательных актов /и не только/, также выполняют только те задачи, для которых они организовывались. Они никому не подконтрольны и неподотчетны /если конечно иное не будет установлено в учредительных документах/.

И потом они принимают лишь опосредованное участие в совершенствовании з.а., в законодательно отведенных для них пределах /закон "О НПА" прежде всего/. Государственные органы или Правительство могут как принять, так и отвергнуть их предложения.

На мой взгляд имеется проблема в том, что нет ОТВЕТСТВЕННОГО от лица государства/правительства ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА. Ответственного в лице своих первых руководителей перед вышестоящими должностными лицами, кому они подотчетны.

Иными словами, какое-нибудь министерство добрых дел является государственным органом - разработчиком законопроекта, благополучно его согласовывает со всеми иными заинтересованными гос.органами, Министерством юстиции, Канцелярией Премьер-Министра, вносит в Мажилис Парламента, обеспечивает его принятие и подписание Президентом.

Через какое-то время после введения в действие закона обнаруживается, что одна или несколько его норм например противоречат другому закону, которые уже действовал давно /коллизия/, либо не устанавливает механизма реализации своих положений /мертвая норма/

Таким образом, за данный факт по логике должна быть предусмотрена ответственность кого-то перед кем-то, чего нет!!! Ведь при должной внимательности /по аналогии с халатностью/ данное противоречие должно было быть им замечено, на то и создаются соответствующие юридические службы.

Причем нельзя возлагать, на мой взгляд, ответственность на все согласующие гос.органы, поскольку тогда на практике никто ее не понесет, а только на разработчика.

Немного ушел от темы, поскольку первонально речь шла о мониторинге действия принятых законодат.актов, а в данном случае вопрос о законопроектной деятельности.

Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эта проблематика стала темой международной конференции. Материалы о ней см. по адресу: http://www.instzak.kz/?module=articles&catID=13&docID=119

Файл называется "Сборник материалов международной научно-практической конференции 30 октября 2007 года".

Там есть несколько очень интересных материалов.

Кроме того, тема мониторинга очень активно обсуждается в Совете Федерации РФ. Советую поискать там.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эта проблематика стала темой международной конференции. Материалы о ней см. по адресу: http://www.instzak.kz/?module=articles&catID=13&docID=119

Файл называется "Сборник материалов международной научно-практической конференции 30 октября 2007 года".

Там есть несколько очень интересных материалов.

Кроме того, тема мониторинга очень активно обсуждается в Совете Федерации РФ. Советую поискать там.

Большое спасибо, Сергий, :biggrin: очень ценная помощь с вашей стороны!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А может избрать иной подход. Вместо наделения функцией мониторинга госорган, усилить роль общественных институтов в правотворческой деятельности?

Раз организаций, занимающихся мониторингом много, то почему бы не использовать их работу? Кроме того, наделение какого-либо органа такими функциями не принесет имхо положительного результата. Ошибки этого органа кто будет оценивать и исправлять. А ошибки буду это однозначно. У нас суды рассматривают узкий практический вопрос и то ошибаются. А тут задача сложная и большая по объему. Это какой штат специалиство самого высокого класса нужно набрать, чтобы охватить все отрасли и все детали.

Лучше пусть будет конкуренция и плюрализм в такой сложной деятельности.

Процедура разработки НПА должна позволять институтам, общественным организациям, да и любому заинтересованному лицу участвовать. Любому заинтересованному получить информацию о состоянии проекта, последней редакции и всех вариантах редакции законопроекта. Направлять свои рекомендации, рассмотрение которых обязательно. Самый удобный способ - это заранее выносить обсуждение в интернет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хотя конечно, если серьезно подходить, то нужно выделить конкретные задачи, которые мы хотим достич мониторингом. Чуствуется, что там несколько задач будет и разные задачи нужно будет решать разными методами. Где-то госорган необходим, а где-то общественность. А по большому счету, почти вся теоретическая юриспруденция ведь сводиться к такому "мониторингу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

серьезно подходить, то нужно выделить конкретные задачи, которые мы хотим достич мониторингом.

Полностью согласен, задач будет несколько.

Для начала надо наверное все-таки определиться не на доктринальном теоретическом уровне, а на практическом, законодательном уровне, что есть такое "мониторинг", кто его субъекты и объекты, методология!!!

Еще раз повторюсь, мониторинг интересен только применительно к действию законодательных актов, поскольку по подзаконным де-юре он уже есть / не скажу что де-факто/

А после определения термина уже плясать дальше: определять конкретных исполнителей, в их числе и центральные и местные гос.органы, непосредственно подотчетные и подконтрольные Главе государства, правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и граждане.

Все они в принципе и сейчас участвуют, но отсутствует, опять-таки, законодательно закрепленный механизм взаимодействия между ними и распределения ролей, что обеспечило бы системный подход их деятельности.

И в итоге возникает еще один вопрос, где тот консенсус между чрезмерным вмешательством государства в регулирование общественных отношений, с одной стороны, и саморегуляцией действующего права??? :biggrin:

Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо, Сергий, :biggrin: очень ценная помощь с вашей стороны!

Не за что. Спасибо Вам что интересуетесь. :shocked:

Все это очень сложно, но очень важно. У нас здесь конь не валялся. Желаю удачи, если что обращайтесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не за что. Спасибо Вам что интересуетесь. :biggrin:

Все это очень сложно, но очень важно. У нас здесь конь не валялся. Желаю удачи, если что обращайтесь.

Сергий, вы я так понимаю, работаете в Институте законодательства /а может даже возглавляете его/

Если это так, то мне интересно, что вы думаете по поводу следующей идеи.

Народ предлагает изменить процедуру законопроектного планирования, в частности, сделать два плана законопроектных работ /Правительства/, перспективный и текущий. Они и сейчас есть, но хотят изменить подход к их созданию.

По текущему предлагают привязать к сессионному периоду парламентской работы, т.е. например он будет начинаться с сентября 2008 года и заканчиваться в июне 2009 года, с уходом депутатов на каникулы.

А перспективный сделать на 5 лет, т.е. на срок полномочий депутатов Мажилиса.

По первому я согласен, текущий план составляется Правительством с января по декабрь отдельно взятого года, что не совпадает с графиком работы Парламента.

Хотя например даже в него умудряются постоянно вносить поправки /если не ошибаюсь только за 7-мь месяцев этого года было внесено 6 порпавок, в основном по переносу сроков внесения в Мажилис Парламента/.

А вот с перспективным есть вопросы, и прежде всего касающиеся реальной способности планировать свою деятельность. 2-х летний план и тот как простая формальность, что уж говорить про 5 лет. Тем более нет гарантий, что наши мажилисмены не будут заявлять каждые три года, что они тормоз прогресса и реформ, и не будут самораспускаться :)

Как считаете :shocked:

Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергий, вы я так понимаю, работаете в Институте законодательства /а может даже возглавляете его/

Если это так, то мне интересно, что вы думаете по поводу следующей идеи.

Народ предлагает изменить процедуру законопроектного планирования, в частности, сделать два плана законопроектных работ /Правительства/, перспективный и текущий. Они и сейчас есть, но хотят изменить подход к их созданию.

По текущему предлагают привязать к сессионному периоду парламентской работы, т.е. например он будет начинаться с сентября 2008 года и заканчиваться в июне 2009 года, с уходом депутатов на каникулы.

А перспективный сделать на 5 лет, т.е. на срок полномочий депутатов Мажилиса.

По первому я согласен, текущий план составляется Правительством с января по декабрь отдельно взятого года, что не совпадает с графиком работы Парламента.

Хотя например даже в него умудряются постоянно вносить поправки /если не ошибаюсь только за 7-мь месяцев этого года было внесено 6 порпавок, в основном по переносу сроков внесения в Мажилис Парламента/.

А вот с перспективным есть вопросы, и прежде всего касающиеся реальной способности планировать свою деятельность. 2-х летний план и тот как простая формальность, что уж говорить про 5 лет. Тем более нет гарантий, что наши мажилисмены не будут заявлять каждые три года, что они тормоз прогресса и реформ, и не будут самораспускаться :)

Как считаете :biggrin:

Относительно первого. Это в прошлом.

Сама идея о планировании. Она, как и любая другая, имеет право на существование.

Проблема в другом. Необходимо комплексно решать проблемы законотворчества и правоприменения. Тут нужна система мер. Они должны быть продуманы и одновременно реализованы. В тех материалах, на которые была дана ссылка, были даны ряд рекомендаций. Их повторять нет смысла. Важно то, что должна быть проведена реформа сложившейся практики правотворчества. Но в настоящий момент нет ни понимания необходимости этого, ни готовности к подобной деятельности, ни политической воли. Поэтому все будет по старому... :shocked:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В тех материалах, на которые была дана ссылка, были даны ряд рекомендаций. Их повторять нет смысла.

Я к сожалению пока до туда не дошел, но даже если и есть там такие рекомендации, хотелось бы услышать ваше собственное мнение.

Но в настоящий момент нет ни понимания необходимости этого, ни готовности к подобной деятельности, ни политической воли.

У кого нет??? В определенных кругах есть понимание, политическая воля зависит от аргументации, а готовность - от положительной политической воли :biggrin:

Поэтому все будет по старому...

Возможно, но ничто не вечно, всему есть предел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я к сожалению пока до туда не дошел, но даже если и есть там такие рекомендации, хотелось бы услышать ваше собственное мнение.

У кого нет??? В определенных кругах есть понимание, политическая воля зависит от аргументации, а готовность - от положительной политической воли :biggrin:

Возможно, но ничто не вечно, всему есть предел.

Рекомендации отражают, в том числе, и мою собственную точку зрения. Различия только в деталях и степени реформирования. Я настроен достаточно радикально.

Относительно того, что "В определенных кругах есть понимание, политическая воля зависит от аргументации, а готовность - от положительной политической воли". Пытался что-то сделать, теперь пытайтесь Вы. Дай Бог удачи и терпения.

Согласен с тем, что "ничто не вечно, всему есть предел". С одним уточнением - предел должен быть. После него ничего особенно страшного не произойдет, только многое будет утрачено, что-то при этом безвозвратно. Но если Вы интересуетесь, то может быть все и не так плохо...

В любом случае успехов...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рекомендации отражают, в том числе, и мою собственную точку зрения. Различия только в деталях и степени реформирования. Я настроен достаточно радикально

Я ознакомился с интересующими меня материалами по мониторингу в целом, там есть и по законодательным актам, и по всем его стадиям. В принципе, на данном этапе мой личный интерес по данному вопросу удовлетворен в том объеме, который мне требовался.

Но вот не могу найти положений, касающихся подходов к законопроектной деятельности Правительства, какая конкретно статья затрагивает этот вопрос? И ставился ли вопрос по срокам в том виде, как я ранее озвучивал?

Я нашел в общем по законотворчеству, каких-то конкретных предложений не увидел, максимум - констатация факта.

А в чем ваша радикальность конкретно выражается, можете в кратце?

Пытался что-то сделать, теперь пытайтесь Вы. Дай Бог удачи и терпения

За это спасибо :druzja:

После него ничего особенно страшного не произойдет, только многое будет утрачено, что-то при этом безвозвратно.

Я к сожалению уже плохо понимаю :krutoy: , вечер наступил, а что именно по вашему будет утрачено безвозвратно :biggrin: , из тех вопросв, которые я до этого затрагивал?

Но если Вы интересуетесь, то может быть все и не так плохо... В любом случае успехов...

Надо мыслить позитивно :crazy: , еще раз спасибо :lol:

ЗЫ: Просто интересно, а почему Концепция правовой политики должна быть до 2018 года? Почему не до 2012 или там 2020 годов? Ознакомившись с концепцией, так и не понял :bow:

Изменено пользователем Spirit of Nicopol
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
  • Upcoming Events

    No upcoming events found
  • Recent Event Reviews

×

Важная информация

Правила форума Условия использования