При введении института частных судебных исполнителей в 2010 году, а также при принятии новых изменений в Закон в январе 2014 года вопрос о том, что расходы по исполнительному производству и вознаграждение ЧСИ будут возмещаться за счет взыскателей никогда всерьез не обсуждался и не рассматривался.
Взыскатели "не нанимают" частного судебного исполнителя. Взыскатель имеет право выбора предъявить исполнительный документ на исполнение к государственному или частному судебному исполнителю. И тот и другой в случае надлежащего оформления исп.документа обязаны принять его и возбудить исполнительное производство, в рамках которого, опять же обязаны, произвести все предусмотренные законом действия для полного и своевременного исполнения требований, указанных в исп.документе. При этом частный и государственный судебный исполнители имеют одинаковый статус - оба являются судебными исполнителями, то есть лицами уполномоченными на принудительное исполнение исполнительных документов.
Все расходы связанные с принудительным исполнением исполнительного документа, в том числе исполнительская санкция и вознаграждение ЧСИ, возлагаются на должника просто потому, что именно вследствие недобросовестных действий должника своевременно не исполняющего судебное решение, взыскатель вынужден обращаться к судебным исполнителям. Если должник добросовестно исполняет свои обязательства, то и все издержки связанные с судебной тяжбой и последующим исполнением, отпадают сами собой. Почему взыскатель должен нести убытки за недобросовестные действия должника?
Исполнительская санкция в доход государства за работу государственного суд.исполнителя в размере 10% взыскивается по такому же принципу.
При этом в настоящее время по взысканиям на сумму свыше 2000 МРП (3 704 000 тенге) вознаграждение ЧСИ составляет от 8% до 3%. Поэтому должнику обойдется дешевле, если взыскатель обратиться к ЧСИ, чем к государственному судебному исполнителю, у которого исполнительская санкция составляет 10% независимо от суммы взыскания.