338-ФЗ от 04.08.2018 года внёс существенные поправки в "Основы законодательства РФ о нотариате" (далее "Основы"), которые имеют силу Федерального закона, а значит преимущество и наибольшую юридическую силу по сравнению с иными нормативно-правовыми актами.
Ключевыми поправками в контексте данного обсуждения следует считать следующие:
Абзац 7 ст. 22 "Основ" теперь имеет следующий вид: "Размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как ОБЩАЯ СУММА нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера..."
Что, в свою очередь стало означать неотделимость "уптх" от единого платежа за работу нотариуса и потерю самостоятельного статуса конструкции "оплата уптх", которой она была раньше.
2. Абзац 6 ст. 22 "Основ" теперь имеет следующий вид: "Нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия ОПЛАЧИВАЮТСЯ услуги правового и технического характера".
Из чего следует, что "УПТХ" неотъемлемая и обязательная часть оплаты работы нотариуса и составная часть всего нотариального действия.
Кроме того абзац 6 ст. 22 "Основ" теперь содержит перечень того, что следует признавать "услугами правового и технического характера", а именно:
а. Правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации,
б. Консультирование по вопросам применения норм законодательства,
в. Осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия,
г. Изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме,
д. Техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм,
е. Иные услуги правового и технического характера
В данном случае для нас наибольший интерес имеют пункты "В" и "Е". Согласно пункту "В" - произошло закрепление неотъемлемого характера "УПТХ" по отношению к нотариальному действию.
Смысл: Совершая нотариальное действие - нотариус, так или иначе, осуществляет возложенные на него законом обязанности и реализует свои полномочия, тем самым непосредственно оказывая услуги правового и технического характера.
Поэтому "УПТХ" и "Нотариальное действие" - теперь единая правовая конструкция, и "самостоятельного правового значения", как такового у "УПТХ" нет.
Следующее на что хотелось бы обратить внимание:
пп. 3, ч. 1 ст. 333.18 НК РФ: "Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки: при обращении за совершением нотариальных действий - ДО совершения нотариальных действий".
У частно-практикующих нотариусов "госпошлины", как таковой, нет. Но есть её аналог - "нотариальный тариф", который взимается по образу и подобию госпошлины и в тех же размерах.
Согласно этому - "нотариальный тариф", согласно требования НК РФ - должен быть оплачен "ДО" совершения нотариального действия. А в совокупности и в соответствии с Абзацом 7 ст. 22 "Основ" (упомянутом ранее) - "нотариальный тариф и УПТХ" = "единая общая цена".
Следовательно: "единая общая цена" (как нотариальный тариф, так и УПТХ) должна быть оплачена до совершения нотариального действия.
В связи с этим можно сделать следующий вывод: если человек отказывается от полной оплаты (нотариального тарифа и уптх), значит совершение нотариального действия противоречит законодательству.
Согласно п.1 ст. 48 "Основ": Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: "1. совершение такого действия противоречит закону". Таким образом отказ от уплаты "УПТХ" является основанием для отказа в совершении любого нотариального действия.
В подтверждение всего вышеизложенного 26.12.2018 года Верховный Суд РФ (далее "ВС РФ") подытожил:
ВС опубликовал четвертый обзор практики за 2018 г.
Отмечается, что в законе теперь закреплено право частных нотариусов брать плату за услуги правового и технического характера. В связи с этим из обзора № 3 исключен пример спора, по итогам которого нотариусу было отказано в праве навязывать такие услуги. Более детально: С учетом произошедших законодательных изменений из обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2018), утвержденного президиумом ВС 14 ноября 2018 г., исключается пример №9 (определение № 31-КГ18-3).
Таким образом даже ВС РФ признал на уровне судебной практики правомерность и законность взимания стоимости уптх и единство оплачиваемой суммы.
Кроме того, имеется несколько разных судебных актов (решений, определений), в которых разные суды следующим образом толковали позицию КС РФ, выраженную в "определении Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. № 272-О-О", а именно:
Кроме того, подтверждением правомерности взимания стоимости услуг правового и технического характера также служат следующие источники:
1.Письмо Федеральной нотариальной палаты от 01.04.2016 N 1078/03-16-3 "О направлении Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера> (вместе с "Методическими рекомендациями по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера"
2. Письмо Федеральной нотариальной палаты от 20.11.2017 N 5083/03-16-3 "О правомерности взимания платы за услуги правового и технического характера..."
3.Письмом Федеральной нотариальной палаты от 21.12.2017 г. N 5575/06-07 "О правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при предоставлении лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, самостоятельно подготовленного документа"