https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31244581
Хочется обратить внимание на широкое применение в резолютивной части решений судов формулировок «взыскать долю в денежном выражении», «взыскать имущественную долю в денежном выражении». Полагаю, что подобные обороты могут применяться лишь в обыденной речи, в отличных от юриспруденции областях. Данное утверждение будет справедливым, если учесть, что Гражданским кодексом в отношении доли в собственности предусмотрено лишь ее определение, выдел в натуре, возложение обязанности выплаты стоимости, компенсации за долю, либо обращение на нее взыскания.
В связи с этим, долю в каком бы ни было выражении взыскать нельзя, поскольку в случае выплаты компенсации она приращивается к остальным долям собственников. Учитывая, что понятия «выдел доли», «взыскание компенсации» зачастую смешиваются и отождествляются в исках граждан, изложенных, как правило, частнопрактикующими юристами, необходимо у сторон выяснять действительные цели заявленных исковых требований.
Одной из наиболее сложных ситуаций является выдел доли в жилом помещении. Он возможен только в том случае, если жилому помещению не будет нанесен несоразмерный ущерб, под которым понимается невозможность использования имущества по целевому назначению. Это значит, что при выделе доли из жилого помещения каждому выделяющемуся сособственнику необходимо предоставить отдельный вход, отдельные подсобные помещения (кухню, туалет, ванную, коридор и т.п.). Здесь очевидно, что соблюдение данного условия возможно только в жилом доме, при проведении необходимого переоборудования, да и то не всегда. Выдел доли в таких жилых помещениях, как квартира или комната, невозможен.
Поэтому в законе об исполнительном производстве говорится об "определении" доли.