+1 к вопросу.
Нарвались на следующее:
Работали, значит, с контрагентом лет пять - горя не знали. Распечатывали доверку, шмякали печать, сканировали и скидывали на почту контрагенту. Тот их скачивал и сохранял у себя на компе. Оригиналы никому нужны не были и мы их выбрасывали. Но вот решил Заказчик провести добровольный аудит своей компании и понеслось. Аудиторы нагнали жути на Заказчика, что тот потребовал восстановить ему все доверенности в бумажном виде за весь период. Повозиться конечно пришлось, но требования Заказчика выполнили. Все-таки спорить с человеком, на которым ты зарабатываешь деньги не всегда правильно. А вот с аудиторами я бы поспорил, но на них выхода не оказалось.
Скан документа и электронная доверенность конечно не одно и тоже, но мне все преподнесли в таком виде, что "только бумажный вариант, без исключений".
Хотя в Предпринимательском Кодексе в ст.10 запрещается требовать печать только для гос. структур и финансовых организаций. Про документооборот с печатями между субъектами предпринимательства ни слова нет.
В ГК ст. 33 убрали требование к юр. лицам, субъектам частного предпринимательства иметь печать.
Однако в том же ГК в ст.152 п.2 мы видим "Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников. " Т.е. если одна из сторон потребует использовать только бумажный носитель, то вторая вынуждена подчиниться.
В таком случае как воспринимать доверенность - как часть сделки или все же независимый документ?
Если следовать тому же ГК, то в ст.167 п.6 " Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать." А субъект частного предпринимательства как мы поняли НЕ ДОЛЖЕН иметь печать.
В итоге получается такая связка нормативов - (Закон об ЭД и ЭЦП) + (ст. 167 ГК) = печать не нужна и подписывать доверенности ЭЦП - законно и правомочно.
Но если вторая сторона потребует вести бумажную версию с печатью, то можно просто в предпринимательстве не дойти до этого момента. Субъект предпринимательства просто не сможет заключить сделку с контрагентом, который выставляет требование иметь печать.
По сему делаю выводы, что печать "убрали" только для взаимоотношений государство - предприниматель и БВУ - предприниматель, оставив все же мокрую печать в обиходе между субъектами предпринимательства. В итоге контрагенты между собой могут отказаться использовать электронную доверенность и их не заставить. Но
такая доверенность будет ими приниматься и считаться легитимной.
Получается, что вы как сапёр - ошибетесь только один раз. Вы можете выписать электронную доверенность и в суде доказать, что она легитимна, но после этого контрагент перестанет с вами работать).