Чтобы Вам лучше было бы понять ситуацию, то Вам предоставляю Вам отдельные выдержки из представления следователя Управления полиции города Туркестан, направленные в адрес головного офиса АО "Народный банк Казахстана". Сразу оговорюсь, что подготовил за полицейских текст представления в банк я сам лично.
"... Банк, как субъект профессиональной предпринимательской деятельности в области проведения операций по счетам своих клиентов, осуществляющий их с определенной степенью риска, действуя добросовестно и осмотрительно, учитывая интересы клиента и оказывая ему содействие, обязан был принять в таком случае во внимание несоответствие устройства, с использованием которого совершались операции, устройству, обычно используемому клиентом, характер операции - получение заемных средств с одновременным их перечислением в другой банк на счет карты, принадлежащей другому лицу, и предпринять соответствующие меры предосторожности, чтобы убедиться в том, что данные операции в действительности совершаются клиентом и в соответствии с его волеизъявлением.
Дело в том, что пункт 1 статьи 56 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2016 года № 11-VI «О платежах и платежных системах» (далее – Закон о платежах и платежных системах) устанавливает требование о том, что платеж является санкционированным, если он произведен лицом, которое имело полномочие совершить данный платеж, и не противоречит законодательству Республики Казахстан. В случае осуществления платежа путем перевода денег платеж будет санкционированным также при условии, если указание принято банком отправителя денег с соблюдением установленного порядка защитных действий от несанкционированных платежей.
В пункте 2 этой же статьи 56 Закона о платежах и платежных системах разъяснено, что несанкционированными являются платеж и (или) перевод денег, осуществленные без соблюдения требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи.
Частями 3 и 4 Закона о платежах и платежных системах предусмотрено, что защитой от несанкционированных платежей и (или) переводов денег является соблюдение соответствующих норм, установленных законодательством Республики Казахстан и (или) договором между инициатором указания и его получателем и заключающихся в проверке данных об инициировании (санкционировании) указаний или распоряжений об их отзыве инициатором и выявлении возможных ошибок. Банк при осуществлении платежей с помощью средств электронных платежей обеспечивают выполнение процедур безопасности от несанкционированных платежей.
В рассматриваемом же случае банком указанных выше защитных мер предпринято не было, что привело к производству филиалами банков несанкционированных платежей.
Соответственно, при немедленном перечислении банком денежных средств третьему лицу их формальное зачисление на открытый в рамках Соглашения о предоставлении кредитной линии счет с одновременным списанием на счет другого лица само по себе не означает, что денежные средства были предоставлены именно заемщику.
В ходе осуществления досудебного расследования установлено, что после зачисления банком денежных средств на счет потерпевшей _________ денежные средства были незамедлительно переведены на банковские счета иных получателей, с которыми сама потерпевшая не была знакома, их лично не знает и никаких отношений с ними ни до и ни после никогда не поддерживала и не поддерживает.
Последующее поведение пострадавшей - обращение в банк и в полицию, также свидетельствуют о том, что воли _________на заключение с банком Соглашения о предоставлении кредитной линии не было, денежные средства ей не были предоставлены банком.
В этой связи следует отметить, что для минимизации подобных рисков осуществляется внутренний банковский контроль.
Пунктом 1 статьи 40-5 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» установлен перечень основных внутренних актов, которые должна содержать система управления рисками и внутреннего контроля, формируемая банками второго уровня.
В настоящее время в Казахстане действуют Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 (далее – Правила № 188).
Согласно Правилам № 188 одной из целей вышеназванных Правил является определение требований к формированию банком систем управления рисками и внутреннего контроля путем обеспечения эффективного управления рисками банка посредством своевременного их выявления, измерения, контроля и мониторинга для обеспечения соответствия собственного капитала банка уровню принимаемых им рисков и наличия соответствующего уровня ликвидности.
Национальный Банк Республики Казахстан под операционным риском понимает вероятность возникновения потерь в результате неадекватных и недостаточных внутренних процессов, человеческих ресурсов и систем, или влияния внешних событий, за исключением стратегического риска и репутационного риска.
Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются: случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов банка; несовершенство организационной структуры банка в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля; сбои в функционировании систем и оборудования и др.
Учитывая, что поступившие на счет потерпевшей кредитные денежные средства были тут же переведены на счета третьих лиц, орган досудебного расследования приходит к выводу о недобросовестном поведении АО «Народный сберегательный банк Казахстана», обязанного обеспечивать безопасность предоставляемого дистанционного банковского обслуживания. Являясь профессиональным участником правоотношений, банк не предпринимал достаточные необходимые меры предосторожности с точки зрения добросовестности, разумности и осмотрительности при заключении договора и в переводе денежных средств со счета потерпевшей с учетом подозрительного характера совершаемых действий.
В подтверждение приведенным доводам достаточно отметить тот факт, что даже утвержденный Правлением АО «Народный сберегательный банк Казахстана» стандартный Договор присоединения на обслуживание в системах дистанционного банковского обслуживания не содержит согласованного сторонами подробного и четкого способа аутентификации клиента..."
Вот используйте эти наработки
Ответа на представление со стороны головного офиса АО "Народный банк Казахстана" полиция до сих пор не получила. Но ограничения на банковские счета потерпевшей банком были сняты и об этом Шымкентский филиал банка сообщил письменно потерпевшей. Сейчас помогаю полицейским составить протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 665 КоАП РК в отношении работников головного офиса банка