Перейти к контенту
КАЗАХСТАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Таблица лидеров

Популярные публикации

Отображает публикации с лучшей репутацией с 08/29/23 во всех приложениях

  1. Приветствую всех участников форума! Наконец-то я нашел документы. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений законности 25 мая 2020 года № 2-010355-20-30550 Министру юстиции Республики Казахстан Бекетаеву М.Б. Генеральной прокуратурой проанализированы вопросы соблюдения законности в деятельности коллекторских агентств, выборочно проверена работа частных судоисполнителей (далее - ЧСИ). Выявлены грубые и системные нарушения законности, затрагивающие права и законные интересы граждан. Так, коллекторские агентства выкупают у банков второго уровня долговые портфели и всеми способами стараются возместить затраты, получить дополнительную прибыль. Однако у них нет нужных полномочий. Они ограничены контактами с должниками по телефонам и личными встречами. Не имея эффективных инструментов принудительного взыскания, для достижения целей коллекторские агентства прибегают к незаконным методам работы. Оформляют лицензии ЧСИ на своих сотрудников (коллекторов) и открывают подконтрольные конторы ЧСИ. В соответствии со ст.ст. 7, 140 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее - Закон) ЧСИ осуществляет свою деятельность от своего имени и под свою ответственность. Никто не вправе вмешиваться в деятельность судоисполнителя. Однако эти нормы Закона ЧСИ грубо игнорируются. Коллекторы незаконно получают доступ в Автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства (далее - АИС ОИП), используют персональные данные должников и от имени ЧСИ применяют меры принудительного исполнения, предусмотренные Законом. Проверками установлены 17 ЧСИ, подконтрольных коллекторским агентствам (Саутбеков А., Бегенов Е., Иманкулов Г., Муратбекова А., Каримов Н., Маманов Р., Болатов А., Куаныш А., Альжанов А., Есенбаев М., Кожанов Д., Отаралы А., Майсаранов Ж., Канапьянов Т, Сауран М., Кудьяров М.). Из них 10 являются бывшими работниками коллекторских компаний. В отношении их имеется ряд доказательств, свидетельствующих об аффилиированности с коллекторами и передаче им своих функций и полномочий (справка прилагается). 1. Коллекторы и ЧСИ открыто заключают соглашения о сотрудничестве, предусматривающие незаконное делегирование полномочий. По их условиямколлекторы оказывают для ЧСИ услуги (10 наименований), связанные с принудительным исполнением (подготовка процессуальных документов, вызов и беседы с должником, сбор и обработка информации и др.). Выполнение такой работы коллекторами предполагает доступ в базу АИС ОИП и обработку персональных данных. К примеру, ЧСИ Иманкуловым Г. (Актюбинская область) с коллекторскими агентствами ТОО Коллекторское агентство «Ultimatum», ТОО Коллекторское агентство «Legal finance», ТОО «Коллекторское агентство Региональный оператор по взысканию долгов», ТОО «Бюро по работе с долгами», ТОО «Platinum» заключены 7 соглашений о сотрудничестве. Факты заключения таких соглашений выявлены в 7 областях (г. Шымкент, Алматинской, Акмолинской, Актюбинской, СКО, ВКО, Туркестанской областях). За номинальное присутствие и передачу своих функций ЧСИ получают от коллекторскихагентств соответствующее вознаграждение. Согласно заключенным соглашениям ЧСИ ежемесячно всю полученную от своей деятельности прибыль перечисляют коллекторским агентствам, за исключением определенной суммы (50-300 тыс. тенге). Для осуществления контроля за доходами ЧСИ заключаются договоры оказания бухгалтерских услуг с ТОО «Финансовый партнер» (аффилировано с коллекторскими агентствами). Учредителем указанного товарищества (расположено в здании ТОО «Standart com», которое аффилировано с коллекторами) является Омарова Ж., которая одновременно руководит 4 коллекторскими агентствами. Указанное Товарищество имеет доступ к счетам ЧСИ и наделено правом распоряжаться всеми поступающими на них денежными средствами. ЧСИ Болатовым А.Б. (Павлодарская область) заключен договор на оказание бухгалтерских услуг с ТОО «Финансовый партнер». С июля по декабрь 2019 года указанное товарищество перечисляло все деньги ЧСИ (1,7 млн) коллекторским агентствам и зарплату ЧСИ (от 50-250 тыс.). Аналогичным образом ТОО «Финансовый партнер» распоряжалось деньгами ЧСИ Каримова Н. (Жамбылская область). Ежемесячно на карточный счет ЧСИ перечислялось 250 000 тенге, а остальные деньги - коллекторам. Следует отметить, что ни один из этих 7 ЧСИ не владеет сведениями о движении средств по своим банковским счетам. 2. В соответствии с п.2 ст.10 Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» лицо может иметь закрытые ключи ЭЦП для различных информационных систем. Закрытые ключи ЭЦП не могут быть переданы другим лицам. Коллекторы, используя доступ ЧСИ к информационным базам уполномоченных органов (через АИС ОИП), получают и используют персональные данные должников. ЭЦП применяется не на электронных носителях «Kaztoken», а на обычных флеш-картах, что позволяет копировать и передавать третьим лицам. В компьютере ЧСИ Кудьярова М. (г. Нур-Султан) обнаружена локальная сеть (с другими компьютерами) с коллекторскими агентствами. В папке в общем доступе находится ЭЦП ЧСИ с паролем. ЧСИ Иманкулов Г. (Актюбинская область) и его помощники работают на 5 компьютерах, которые предоставлены в пользование директором ТОО «Бюро по работе с долгами» г. Актобе Усеновым Т. На всех компьютерах имеется общий сервер «79.142.55.202», где размещены документы ЧСИ и коллекторских агентств. На персональном компьютере ЧСИ установлена электронная база «collektor» и имеется доступ к базе данных коллекторов в архиве «chrome» (ЭЦП размещен в локальной папке). Коллекторы осуществляют вход в АИС ОИП с использованием логинов и паролей ЧСИ. Проверками установлено, что при входе в систему АИС ОИП сигналы IR-адресов (интернет точка) исходили из здания ТОО « Standart com» (г. Алматы), где расположено 35 коллекторских агентств. ТОО « Standart com», в свою очередь, является учредителем ТОО «Кредитное товарищество «Harvest Finance» (коллекторская компания). Одновременно его соучредителями являются 8 коллекторских агентств. В 2019 году через IP-адреса различных коллекторских компаний с использованием логина и паролей ЧСИ Саутбекова А., Шарипова М., Бегенова Е. (Акмолинская область) в систему АИС ОИП коллекторы г. Алматы заходили более 200 тысяч раз. К примеру, 20 января 2020 года в прокуратуру Жаксынского района Акмолинской области для санкционирования поступило постановление ЧСИ Саутбекова А. (об истребовании и аресте банковских счетов) по исполнительному производству о взыскании с Токкарина Б. в пользу ТОО «Platinum collection». Проверка показала, что постановление сформировано в г. Алматы (через IP 779.142.55.201 коллекторской компании ТОО «Нео Кредит»). Между тем сам ЧСИ Саутбеков А. в этот день находился в г. Кокшетау. ЧСИ Майсаранов Ж.К. (Алматинская область) пояснил, что с июля по сентябрь 209 года его ЭЦП для входа в АИС ОИП использовали работники коллекторских агентств ТОО «Platinum collection», ТОО «NEO Credit», ТОО «Бюро по работе с дебиторами», ТОО «Бюро по работе с долгами», ТОО «Коллекторское агентство «Ultimatum», ТОО «Коллекторское агентство «Агентство по работе с дебиторами». Факты входа в АИС ОИП через логины и пароли ЧСИ были выявлены в 10 областях (Нур-Султан, Шымкент, Акмолинская, Актюбинская, Жамбылская, ЗКО, СКО, ВКО, Алматинская и Туркестанская области). Таким образом, ЧСИ грубо игнорируют требования ст. 20 Закона РК «О персональных данных и их защите», согласно которой персональные данные подлежат защите. Сбор и обработка персональных данных осуществляются только в случаях обеспечения их защиты. В ходе прокурорских проверок ни один из указанных 17 ЧСИ не смог представить оригиналы исполнительных производств. Фактически деятельность по исполнению судебных актов они не осуществляют, а оригиналы исполнительных производств находятся у коллекторов. В Западно-Казахстанской области оригиналы исполнительных производств ЧСИ Куаныш А. (1188 исполнительных листов, 1084 извещения, 1239 заявлений) были обнаружены и изъяты в кабинете коллекторского агентства. 3. Аффиллированность и подконтрольность ЧСИ подтверждается тем, что коллекторские агентства несут расходы по содержанию офисов ЧСИ (материальное обеспечение, оплата услуг транспорта, арендных платежей и т.д.). Все конторы ЧСИ располагаются в одних зданиях с коллекторскими агентствами и с ними заключаются формальные договоры аренды. В г. Шымкент в офисе ЧСИ Каратаева Н. и Майлибаева Б. найдены оригиналы служебных записок на имя директора ТОО «Бюро по работе с долгами» Сатаева А. о выделении для служебной необходимости канцелярских товаров, офисных шкафов и компьютеров. ЧСИ Бегенов Е. (Акмолинская область) якобы арендует помещение (ул. Ауэзова 252-32, г. Кокшетау) где с ним в одном кабинете работает сотрудник ТОО «Юридическое агентство «Правозащита» Кадышев Б.К., который оплачивает расходы по аренде помещения ЧСИ. 4. ЧСИ и работники коллекторских агентств являются близкими родственниками. Помощниками ЧСИ и специалистами работают действующие сотрудники коллекторских агентств (имеют доступ к базе АИС ОИП и персональным данным, совершают исполнительные действия). ЧСИ Муратбековой А.М., Каримовым Н.А. и Мамановым Р.Р. заключены формальные договоры аренды с коллекторскими агентствами (Жамбылская область). Супруг ЧСИ Муратбековой А.М. - Жунусов А.С. является директором двух коллекторских агентств. Он предоставляет ей офис на безвозмездной основе. В соседних кабинетах располагаются офисы ТОО Коллекторское агентство «Legal finance» (директор Жунусов А.С.) и ТОО «Platinum collektion». Аналогично супруга ЧСИ Маманова Р.Р. - Маманова А.Т. является директором филиала ТОО «Коллекторское агентство «Big Almaty Group». У ЧСИ работают 4 помощника, которые являются действующими сотрудниками ТОО «Коллекторское агентство «Позитив Securities». Помощники ЧСИ Иманкулова Г.Г. (Актюбинская область) - Шәкіржан Б. и Шүйінішалиева А., Мамбетова Г. - действующие сотрудники ТОО «Platinum collektion» и ТОО «Бюро по работе с долгами». Также проверки показали, что 40 ЧСИ могут иметь (есть признаки, но нет прямых доказательств) аналогичную незаконную связь с коллекторами (справки прилагается). Деятельность этих ЧСИ следует постоянно контролировать и провести с ними разъяснительную работу о недопустимости нарушений. В силу ст.ст. 167, 169 Закона обязанность по осуществлению контроля за законностью совершаемых судоисполнителями исполнительных действий и обеспечению координации их работы возложена на Министерство юстиции и его территориальные подразделения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 83 Конституции Республики Казахстан, ст. 27 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», ПРЕДЛАГАЮ: 1. Рассмотреть настоящее представление и принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных нарушений законности. 2. Выработать эффективный механизм анализа деятельности ЧСИ для своевременного выявления и пресечения незаконной связи с коллекторами и другими лицами. 3. Совместно с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам кардинально пересмотреть вопросы информационной безопасности при обеспечении доступа в базу судоисполнителей (АИС ОИП). Выработать функционалы, исключающие незаконный доступ посторонних лиц. 4. Поручить Республиканской палате ЧСИ взять на контроль деятельность 40 ЧСИ (имеющих признаки связи с коллекторами), провести с ними и другими ЧСИ разъяснительную работу о недопустимости нарушения требований законодательства. 5. Решить вопрос об исключении 17 ЧСИ (подконтрольных коллекторам) из Республиканской палаты ЧСИ с дальнейшим прекращением их лицензий за допущенные грубые и неоднократные нарушения требований законодательства (ст.ст. 148 и 172-1 Закона). 6. Настоящее представление рассмотреть с участием сотрудника Генеральной прокуратуры. 7. О принятых мерах информировать в Генеральную прокуратуру в установленный законом срок, с приложением подтверждающих документов. Приложение: материалы на ___листах. Заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан Б. Дембаев Письмо Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 мая 2023 года № 2-010335-23-41816 Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан Зейнуллину А.Т., Кожасбаеву P.C., Смирновой И.В., Стамбекову Е.Д., Шапак У. 28.04.2023 г. № ДС-119 Уважаемые депутаты Мажилиса Парламента! Депутатский запрос по проблемам закредитованности граждан Казахстана, оглашенный 26 апреля 2023 года на сессии Мажилиса Парламента, в том числе в мой адрес, по вопросам проведения анализа судебной практики признания недействительными договоров, заключенных с микрофинансовыми (коллекторскими, кредитными) организациями и ломбардами, а также усиления контроля над деятельностью арбитражей, предоставления суду заключения медиатора рассмотрен. В силу ст. 17 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей» анализ судебной практики по вопросам соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики относится к исключительной компетенции Верховного Суда. При осуществлении надзора прокуратура не подменяет функции иных государственных органов, в том числе судебной власти (п.4 ст.5 Конституционного закона «О прокуратуре»). Вместе с тем в 2020 году Генеральной прокуратурой через призму осуществления надзора за законностью исполнительного производства проверена деятельность частных судебных исполнителей (ЧСИ) и проанализирована работа коллекторских компаний. Установлено, что коллекторы выкупали у банков проблемные долговые портфели, а затем добивались от должников максимального погашения, чтобы возместить расходы и получить прибыль. Однако, не имея необходимых инструментов принудительного взыскания, коллекторские конторы прибегали к незаконным методам работы, оформляли лицензии ЧСИ на своих сотрудников (коллекторов). По результатам проверок и анализа Министру юстиции внесено представление, 17 ЧСИ исключены из членства в Республиканской палате ЧСИ и лишены лицензий. В Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (далее - АРРФР) направлено письмо о нарушениях со стороны коллекторских компаний, внесены изменения в Закон «О коллекторе кой деятельности», усиливающие ответственность коллекторов. В адрес Главы государства направлена записка о результатах проверок и принятых мерах. В настоящее время Генеральной прокуратурой начат анализ соблюдения законности при выписке нотариусами исполнительных надписей и их исполнении частными судоисполнителями за 2020-2023 годы. Мониторинг дает основания полагать, что нотариусы при выписке исполнительных надписей в пользу банков, микрокредитных организаций и коллекторских компаний грубо нарушают права должников. По результатам анализа будут приняты соответствующие меры. Относительно письменного заключения медиатора. За последние три года с целью совершенствования института медиации внесен ряд поправок в законодательные акты (ГПК, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Законы «О медиации», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»). ГПК позволяет судьям проводить медиативные процедуры сразу после поступления иска. Возможность заключения медиативного соглашения при содействии судьи или медиатора сохраняется на всех стадиях судопроизводства. Предоставление суду письменного заключения медиатора о недостижении согласия между кредитором и заемщиком возможно только путем введения обязательного прохождения досудебной процедуры медиации, что будет нарушать конституционный принцип права каждого на судебную защиту. Однако участие в процедуре медиации основано на принципе взаимного добровольного волеизъявления сторон (ст.5 Закона «О медиации»). Это означает, что ни суд, ни медиаторы не вправе принуждать одну из сторон к урегулированию спора посредством медиации. Относительно деятельности арбитражей. Арбитраж - один из альтернативных способов разрешения споров, основанный на принципах независимости, автономии воли сторон, конфиденциальности процедуры и возможности определения ее правил сторонами разбирательства. В Казахстане первые арбитражи появились в 1993 году, после обретения независимости и перехода к рыночным отношениям, однако на законодательном уровне вопросы арбитражей были урегулированы лишь в 2004 году. Действующий сейчас Закон «Об арбитраже» (далее - Закон) принят в 2016 году. На рассмотрение арбитражей могут быть переданы только споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, и только по письменному соглашению сторон. Решение арбитража является окончательным и пересмотру по существу не подлежит. оно может быть обжаловано сторонами (а также лицами, не привлеченными к участию в деле, но в отношении прав и обязанностей которых арбитраж принял решение) в государственный суд, но перечень оснований для отмены ограничен процессуальными нарушениями (спор не подлежит рассмотрению в арбитраже, сторона разбирательства признана недееспособной, ненадлежащее уведомление, несоответствие состава арбитража или процедуры разбирательства соглашению сторон, наличие решения суда или арбитража по тому же вопросу). Точное количество действующих в Казахстане арбитражей не известно, единого центра и статистики не существует, членство в Арбитражной палате Казахстана добровольное. При этом в силу Закона спор может быть рассмотрен как постоянно действующим арбитражем, так и созданным специально для его разрешения. Согласно пункту 1 статьи 16 Закона информация об арбитражных решениях размещается при наличии согласия сторон. В целях защиты прав и законных интересов физических лиц - клиентов кредитных организаций, заключающих договоры путем присоединения к предложенному договору в целом (в т.ч. проставлением «галочки») по инициативе Генеральной прокуратуры пункт 4 статьи 8 Закона дополнен положением, в силу которого в отношении указанной группы потребителей финансовых услуг арбитражное соглашение должно быть подписано только после возникновения оснований для предъявления иска. В противном случае спор не подлежит рассмотрению арбитражем. В то же время отмечаем несовершенство законодательства, регулирующего деятельность арбитражей, отсутствие должной прозрачности, механизмов, препятствующих злоупотреблению правом «сильной» стороны, латентной криминализации данной сферы, уполномоченного государственного органа, ответственного за выработку и реализацию государственной политики. К примеру, арбитры, в отличие от других представителей юридической профессии (судьи, адвокаты, нотариусы), не должны подтверждать уровень своей квалификации, не несут никакой ответственности за заведомо неправосудные решения, нарушение этики, причинение вреда, разглашение информации. В случае разработки законодательных поправок, направленных на разрешение обозначенных проблем, в рамках законодательной инициативы депутатов Мажилиса Парламента, Генеральная прокуратура выражает готовность внести конкретные предложения и принять активное участие в их обсуждении. Генеральный Прокурор Республики Казахстан Б. Асылов Жаль, что никто из участников форума так и не смог мне помочь.
    1 балл
Эта таблица лидеров составлена Алма-Ата/GMT+06:00
×

Важная информация

Правила форума Условия использования